6 класс «Потребности человека».
Цель урока:развить представление учащихся о потребностях человека как источнике его активности, а также познакомить с понятием «духовный мир человека».
Задачи урока
1.Расширить у учащихся представления о потребностях и духовном мире человека.
2. Развивать представление о потребностях человека как источнике его активности.
3. Раскрыть на примерах индивидуальный характер потребностей.
4. Познакомить учащихся с содержанием понятий «мысли», «чувства».
5. Содействовать воспитанию уважительного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья, их особым потребностям, готовности помогать им в различных жизненных ситуациях.
6. Способствовать формированию таких личностных и познавательных универсальных учебных действий, как умение исследовать несложные практические ситуации, связанные с проявлениями духовного мира человека, его мыслей и чувств.
План изучения нового материала
Какие бывают потребности.
Мир мыслей.
Мир чувств.
Планируемые УУД:
Предметные:
Научатся определять понятие «потребность»;
Классифицировать основные виды потребностей;
Научатся понимать важность и необходимость развития духовного мира человека.
Личностные:
Оценивать свою деятельность, достижения,
Характеризовать эмоциональное состояние и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.
Метапредметные:
Ставить цель, решать учебную задачу, проблему, анализировать вопросы (регулятивные);
Выявлять признаки объекта, приводить примеры, формулировать ответы (познавательные)
Взаимодействовать в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии (коммуникативные)
Тип урока: комбинированный
Технология проблемного обучения
Оборудование уроков: Мультимедиапроектор
Этапы урока.
1. Организационный
2.Проверка домашнего задания
3.Мотивационный. Постановка цели и задач урока.
Учитель кратко рассказывает о действиях Робинзона Крузо на необитаемом острове.
Корабль, на котором был Робинзон Крузо, попал в шторм. Крузо оказался единственным выжившим. Очутившись на необитаемом острове, он построил себе хорошо укрытое и защищённое жилище, научился шить одежду, обжигать посуду из глины, засеял поля ячменём и рисом, зерна которых принес с корабля. Ему удалось приручить диких коз, которые водились на острове, это дало ему стабильный источник мяса и молока, а также шкуры для изготовления одежды.
Вопрос учителя. Что заставило Робинзона строить жилище, высевать ячмень? (Ответы учащихся)
Учитель предлагает учащимся сформулировать тему, задачи и цель урока.
Что такое потребность?
Каких видов бывают потребности?
Что необходимо человеку для удовлетворения своих потребностей?
Возможно ли удовлетворить все потребности человека? (проблемный вопрос).
4.Актуализация знаний
Вопрос учителя: Что же такое потребность? Какие бываютпотребности?
Работа в парах: перечисляют потребности человека.
Учитель записывает на доске, группируя в соответствии с видами потребностей.
5. Первичное усвоение
1) Формирование понятия «потребность».
Учащиеся работают со словарем и выписывают в тетрадь определение понятия «потребность».
Потребность– осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания организма и развития личности.
2)Учитель предлагает определить, по какому признаку на доске сгруппированы потребности.
Учащиеся заполняют кластер «Виды потребностей» (с примерами).
Потребности
человека
духовные
социальные
биологические
Что удовлетворяют?
Физкультминутка «Потребности».
Задание: по очереди перечисляют потребности, не называя к какому виду относятся. Учащиеся должны поднять обе руки, если потребность относится к биологическим, сложить руки, если потребность – духовная, похлопать в ладоши, если социальная.
3) Учитель предлагает подумать и ответить на вопросы. От чего зависят потребности? Изменяются ли они со временем? Можно ли удовлетворить все потребности человека?
После ответов учащиеся работают с текстом учебника «Жил на свете человек»(с. 35). Отвечают на вопросы после текста.
Учитель делает вывод: Потребности выступают в качестве мотивов деятельности.Потребности индивидуальны.
4) Учитель: Почему потребности разных людей различны? Отчего зависят потребности человека?
Учитель подводит итог: Потребности человека зависят от его духовного мира. Что такое «духовный мир человека»?
После ответов учитель предлагает найти определение понятия в учебнике и выписать его в тетрадь. Духовный мир – это внутренний мир человека, мир его мыслей и чувств.
Учитель: Вы слышали когда-нибудь такие выражения: «дети с особыми потребностями» или «особенные дети»?Что это значит?В ходе обсуждения выясняют, что это дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды.
Работа с дополнительным текстом «Игра вслепую».
Среди детей-инвалидов - около 60 тысяч надомников. Сережа М. - один из них. В пять лет он получил травму от удара шаровой молнии. История почти фантастическая: во время грозы огненный шар зацепил всю семью, которая отдыхала в тот день на речке. Маме и двум старшим братьям - ничего, а у Сережи - инвалидность. Такие ученики, как он, могут, в принципе, вообще не ходить в школу, но он старается не пропускать уроков ни в школе, ни в центре творчества, где занимается музыкой - играет на фортепиано, флейте и гитаре. Играет, как правило, по памяти. Как, кстати, и его кумир - Денис Мацуев.
Учитель: Сложно ли таким детям, как Сережа, жить и учиться? Почему?Как общество относится к таким детям?
5. Первичное закрепление.
Учитель предлагает заполнить окошки в пирамиде примерами из литературных произведений (работа в парах).
Пирамида потребностей человека
6. Домашнее задание.
7. Рефлексия.
- Что узнали нового?
- Что было интересным?
- Понравился урок?