СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по обществознанию, 9 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по обществознанию, 9 класс, по учебнику Л.Н.Боголюбова

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по обществознанию, 9 класс»


МБОУ «Средняя общеобразовательная татарско-русская школa № 80 с углубленным изучением отдельных предметов» Вахитовского района г. Казани



«Рассмотрено»

Руководитель МО

________/Матвеева Е.В.

Протокол № 1

От 28 августа 2021г.

«Согласовано»

Заместитель

руководителя по УР

_____/ Цыцарова Т.А

От 28 августа 2021г.






«Утверждаю»

Директор МБОУ

«Школа № 80»

______/ Мансуров Р.М.

Приказ № 271-Д

От 1 сентября 2021г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

МБОУ «Средняя общеобразовательная татарско-русская школa № 80 с углубленным изучением отдельных предметов»

Кузнецовой Евгении Анатольевны

по обществознанию в 9А, 9Б, 9В классах.









Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № 1

от 28 августа 2021 г.







2021-2022 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» составлена в соответствие с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, на основе следующих нормативно-правовых актов:

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;

  2. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

  3. Примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 №1/15);

  4. Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе;

  5. годового календарного графика МБОУ «Школа № 80», учебного плана школы на 2021/2022 учебный год.



Учебный предмет представлен в учебном плане школы в образовательной области «Обществознание». Этот курс явля­ется составной частью системы изучения дисциплин социаль­но-гуманитарного цикла. Он строится с учетом того, что обучающиеся, освоившие определенную сумму исторических, лите­ратурных, правовых, географических знаний, имеющие опреде­ленный жизненный и социальный опыт, готовы к восприятию ре­альной картины современного мира во всем его многообразии, сложности и противоречивости.

Курс интегрирует современные со­циологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологи­ческие знания в целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на обучающихся подросткового возраста. Он содержит обусловленный рамками учебного времени минимум зна­ний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей.

Изучение обществознания в основной школе направлено на формирование у учащихся следующего опыта познавательной и практической деятельности:

  • получение социальной информации из разнообразных (в том числе экономических и правовых) источников, осмысление представленных в них различных подходов и точек зрения;

  • решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации;

  • формулирование собственных оценочных суждений о современном обществе на основе сопоставления фактов и их интерпретации;

  • наблюдение и оценка явлений и событий, происходящих в социальной жизни, с опорой на экономические, правовые, социально-политические, культурологические знания;

  • оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности, права и экономической рациональности;

  • участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни; выполнение творческих работ по обществоведческой тематике;

  • конструктивное разрешение конфликтных ситуаций в моделируемых учебных задачах и в реальной жизни;

  • совместная деятельность в ученических социальных проектах в школе, микрорайоне.

Цель программы: дать целостное представление об обществе,  в  котором живем, основных сфер общественной жизни, о  процессе восприятия социальной (в том числе  правовой) информации и определения собственной позиции;  правовой культуры, основы политических  знаний, способности к самоопределению и самореализации.

   Задачи программы:

 - создание условий для социализации личности;

- формирование научных представлений, которые составляют первоначальные основы нравственной, правовой и  политической  культуры;

- содействие воспитанию гражданственности учащихся на гуманистические и демократические ценности;

- развитие умений ориентироваться в потоке разнообразной информации и типичных жизненных ситуациях;

- развитие личности в ответственный период социального взросления, её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе и правовой) информации и определения собственной позиции; развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

- освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации в обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

- овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста;

- формирование опыта применения полученных знаний для решений типичных задач в области гражданско-общественной деятельности; в межличностных отношениях.


Общая характеристика предмета.

 «Обществознание» - учебный предмет, изучаемый в основной школе, фундаментом которого являются научные знания об обществе и человеке, о влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека. Обществознание изучает общественную жизнь многоаспектно, используя для этого комплекс общественных наук: философию, социологию, политологию, экономику, правоведение, социальную психологию, этику и культурологию. Специфичность учебного предмета в его интерактивности и комплексном изучении современных социальных явлений и факторов и их влияние на жизнь человека. Помимо знаний, важным содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета «Обществознание» является опыт познавательной деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.

Место и роль обществоведческого знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека. Современное развитие, социальные и политические процессы, информационные контексты, глобализация всех сфер жизни, этнический и религиозный политеизм, социальная стратификация предъявляют новые требования к общественным наукам и к преподаванию в школе. Обществознание становится гуманистической базой для образования в целом. Знания по курсу должны стать основой для формирования целостного и ценностного отношения, собственной позиции к явлениям социальной жизни, поиску созидательных способов жизнедеятельности. Курс «Обществознание» даёт возможность обучающимся идентифицировать себя как личность, найти свой путь, раскрыть свой потенциал, понять свои социальные роли и собственное место в социуме и культурной среде. А также приобрести опыт социального и культурного взаимодействия.

Изучение обществознания в 9 классе расширяет для учащихся возможность самостоятельно ориентироваться в общественно-политической жизни, поднимает на новый уровень их правосознание, способствует их предпрофильной подготовке.

В 9 классе предложены две темы. Тема «Политика» даёт обобщённое представление о власти и отношениях по поводу власти, раскрывает роль государства, возможности участия граждан в управлении делами обществом. Тема «Право», на которую отводится наибольший объём учебного времени, вводит учащихся в сложный и обширный мир права и закона. Часть уроков посвящена вопросам теории права, а другая – отраслям права. Особое внимание уделено элементам конституционного права. Рассматриваются основы конституционного строя РФ, федеративного устройства РФ, государственного устройства РФ, а также механизм реализации и защиты прав и свобод гражданина РФ. Учащимся предъявляются в определённой мере систематизированные знания о праве.


В 9 классе предложены две темы. Тема «Политика» даёт обобщённое

представление о власти и отношениях по поводу власти, раскрывает роль

государства, возможности участия граждан в управлении делами обществом.

Тема «Право», на которую отводится наибольший объём учебного времени,

вводит учащихся в сложный и обширный мир права и закона. Часть уроков

посвящена вопросам теории права, а другая – отраслям права. Особое

внимание уделено элементам конституционного права. Рассматриваются

основы конституционного строя РФ, федеративного устройства РФ,

государственного устройства РФ, а также механизм реализации и защиты

прав и свобод гражданина РФ. Учащимся предъявляются в определённой

мере систематизированные знания о праве.

В 9 классе предложены две темы. Тема «Политика» даёт обобщённое

представление о власти и отношениях по поводу власти, раскрывает роль

государства, возможности участия граждан в управлении делами обществом.

Тема «Право», на которую отводится наибольший объём учебного времени,

вводит учащихся в сложный и обширный мир права и закона. Часть уроков

посвящена вопросам теории права, а другая – отраслям права. Особое

внимание уделено элементам конституционного права. Рассматриваются

основы конституционного строя РФ, федеративного устройства РФ,

государственного устройства РФ, а также механизм реализации и защиты

прав и свобод гражданина РФ. Учащимся предъявляются в определённой

мере систематизированные знания о праве.

Описание места учебного предмета в учебном плане школы.

Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа и отражает базовый уровень подготовки учащихся по разделам программы. Она конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и даёт распределение учебных часов по разделам курса.


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Обществознание»

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются

• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;

• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;

• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.

Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:

• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;

• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);

• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;

• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:

1) использование элементов причинно-следственного анализа;

2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;

3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

6) объяснение изученных положений на конкретных примерах.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются в сфере:

познавательной

• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;

• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;

• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;

• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых современном российском обществе социальных ценностей;

ценностно-мотивационной

• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;

• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;

• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;

трудовой

• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;

• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;

эстетической

• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;

• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;

коммуникативной

• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;

• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;

• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;

• понимание значения коммуникации в межличностном общении;

• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;

• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.



Содержание предмета.

Глава I. Политика.

Что такое политика? Политическая власть. Роль политики в жизни общества. Политическая жизнь и СМИ. Происхождение государства. Признаки государства. Формы государства. Гражданство. Политические режимы: тоталитарный, авторитарный и демократический. Правовое государство. Гражданское общество и государство. Местное самоуправление. Общественная палата. Выборы, референдум. Участие граждан в политической жизни. Значение свободы слова. Опасность политического экстремизма. Политика – дело каждого?

Общественно-политические движения. Политические партии.

Межгосударственные и международные отношения. Межгосударственное сотрудничество. Межгосударственные конфликты и способы их решения. Международные организации.

Глава II. Гражданин и государство.

Основы конституционного строя. Основы отношений человека и гражданина с государством. Права и свободы человека. Международные правовые документы. Юридические гарантии и система защиты прав человека. Права ребенка.

Президент – глава государства. Федеральное Собрание. Правительство России – высший орган исполнительной власти. Правовой статус субъектов РФ. Равноправие субъектов РФ. Принципы федеративного устройства России.

Судебная власть. Суды РФ. Участие граждан в отправлении правосудия. Судьи. Правоохранительные органы – полиция, прокуратура, адвокатура, нотариат.

Глава III. Основы российского законодательства.

Что такое право? Мера свободы. Справедливости и ответственности. Норма права. Закон. Система законодательства. Право и закон. Правоотношения и субъекты права. Правонарушения и юридическая ответственность. Виды правонарушений: проступок и преступление. Презумпция невиновности.

Гражданские правоотношения. Право собственности. Виды договоров и гражданская дееспособность несовершеннолетних. Защита прав потребителя. Способы защиты гражданских прав.

Право на труд. Трудовые отношения.

Юридические понятия семьи и брака. Сущность и особенности семейных правоотношений. Права и обязанности супругов, родителей и детей. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.

Административное право. Административное правонарушение. Виды административных наказаний.

Уголовно-правовые отношения. Понятие преступления. Уголовное наказание и ответственность несовершеннолетних.

Право на образование. Итоговая аттестация. Права, обязанности и ответственность обучающихся.

Международное гуманитарное право. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов.

Обобщение и контроль.




Тематическое планирование.


Название раздела


Кол-во час


1

Политика и социальное управление

11

2

Гражданин и государство

11

3

Основы российского законодательства

11

4

Итогово -обобщающее занятие

1

Итого

34

























Календарно-тематическое планирование.


Тема урока


Кол-во час


Дата проведения

План

Факт

I.Политика и социальное управление

1

Политика и власть. Роль политики в жизни общества.

1



2

Государство, его отличительные признаки.

1



3

Политический режим.

1



4

Правовое государство

1



5

Гражданское общество. Местное самоуправление

1



6

Участие граждан в политической жизни.

1



7

Практическая работа «Школа молодого избирателя»




8

Политические партии и движения, их роль в общественной жизни

1



9

Средства массовой информации

1



10

Практическая работа «Роль СМИ в предвыборной борьбе»

1



11

Практикум по теме «Политика и социальное управление»

1



II.Гражданин и государство.

12

Конституция - основной закон РФ

1



13

Основы конституционного строя РФ

1



14

Основы конституционного строя РФ

1



15

Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина.

1



16

Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Права ребёнка.

1



17

Высшие органы государственной власти в РФ

1



18

Высшие органы государственной власти в РФ

1



19

Россия-федеративное государство

1



20

Судебная система РФ

1



21

Правоохранительные органы

1



22

Практикум по теме «Гражданин и государство»

1



IV. Основы российского законодательства.

23

Право, его роль в жизни человека, общества и государства

1




24

Правоотношения и субъекты права.

1



25

Правонарушения и юридическая ответственность.

1



26

Гражданские правоотношения

1



27

Право на труд. Трудовые отношения.

1



28

Семья под защитой закона

1



29

Административные правоотношения

1



30

Уголовно-правовые отношения

1



31

Правовое регулирование отношений в сфере образования.

1



32

Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов.

1



33

Практикум по теме «Основы российского законодательства»

1



34

Итогово -обобщающее занятие

1
















Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Учебно-методический комплект:

  • Учебник. Обществознание.9 класс. Виноградова Н. Ф., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф. / Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. М.: Просвещение, 2019.

  • Рабочие программы. Обществознание. Предметная линия учебников под ред. Л. Н. Боголюбова. 6-11 классы. Боголюбов Л. Н., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф. и др. М.: Просвещение, 2011.

  • Обществознание. Рабочая тетрадь. 9 класс. Котова О.А., Лискова Т.Е. Уч.пособие для общеобразовательных учреждений, 4-е издание / М: Просвещение, 2017.

  • Поурочные разработки. Обществознание. 9 класс. Пособие для учителей общеобразоват. организаций/ Боголюбов Л. Н., Виноградова Н. Ф., Городецкая Н. И. / М: «Просвещение», 2014.

Интернет- ресурсы:

http://www.rsnet.ru / — Официальная Россия (сервер органов государственной власти

Российской Федерации).

http://www.president.kremlin.ru / — Президент Российской Федерации.

http://www.rsnet.ru / — Судебная власть Российской Федерации.

http://www.jurizdat.ru/editions/official/lcrf — Собрание законодательства РФ.

http://www.socionet.ru — Соционет: информационное пространство по общественным

наукам.

http://www.ifap.ru — Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» в России.http: //www.gks.ru — Федеральная служба государственной статистики: базы данных,

статистическая информация.

http://www.alleng.ru/edu/social2.htm — Образовательные ресурсы Интернета —

обществознание.

http://www.subscribe.ru/catalog/economics.education.eidos6social — Обществознание в

школе (дистанционное обучение).

http://www.ecsocman.edu.ru — Экономика. Социология. Менеджмент. Федеральный

образовательный портал.


Требования к уровню подготовки учащихся.

В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен

Знать/понимать

• социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

• сущность общества как формы совместной деятельности людей;

• характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

• содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.

Уметь

• описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

• сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

• объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);

• приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

• оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

• решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека

• осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники);

• различать в социальной информации факты и мнения;

• самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

• общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

• нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей

• первичного анализа и использования социальной информации.

Личностные универсальные учебные действия.

Ученик научится:

 образ социально-политического устройства - представление о государственной организации России, знание государственной символики (герб, флаг, гимн), знание государственных праздников;

 знание положений Конституции РФ, основных прав и обязанностей гражданина, ориентация в правовом пространстве государственно-общественных отношений;

 ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация, понимание конвенционального характера морали;

 основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействие между общественными и политическими событиями;

 гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;

 эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

 уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;

 уважение к личности и ее достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;

 уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;

 позитивная моральная самооценка и моральные чувства - чувство гордости при следовании моральным нормам, переживания, стыда и вины при их нарушении;

 умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты.

Регулятивные универсальные учебные действия.

Ученик научится:

 целеполаганию, включая постановку новых целей, при образовании практической задачи в познавательную;

 самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

 планировать пути достижения целей;

 уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им;

 принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;

 осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результатам и по способам действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

 адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы исполнения, как в конце действия, так и по ходу его реализации.

Коммуникативные универсальные учебные действия.

Ученик научится:

 учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

 формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения совместной деятельности;

 устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выбор;

 аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образам;

 задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

 адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

 работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Познавательные универсальные учебные действия.

Ученик научится:

 основам реализации проектно-исследовательской деятельности;

 осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

 давать определения понятиям;

 устанавливать причинно-следственные связи;

 обобщать понятия - осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом;

 строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

 объяснять явление, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследований;

 основам ознакомительного, изучающего, усваивающего поискового чтения;

 структурировать тексты, включая умения выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.


Система оценивания знаний и умений учащихся.

Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся в полном объеме выполняет предъявленные задания и демонстрирует следующие знания и умения:

  • логично, развернуто излагать содержание вопроса, в котором продемонстрировано умение описать то или иное общественное явление или процесс;

  • сравнивать несколько социальных объектов, процессов (или несколько источников), выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

  • делать вывод по вопросу и аргументировать его с теоретических позиций социальных наук;

  • сопоставлять различные точки зрения, выдвигать аргументы в обоснование собственной позиции и контраргументы по отношению к иным взглядам;

  • применять полученные знания при анализе конкретных ситуаций и планировать практические действия;

  • оценивать действия субъектов социальной жизни с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

  • раскрывать содержание основных обществоведческих терминов в контексте вопроса;

Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся

  • продемонстрировал предъявляемые требования такие же, как и к ответу на «отлично», но при ответе допустил неточности, не искажающие общего правильного смысла;

  • верно освятил тему вопроса, но недостаточно полно ее раскрыл;

  • продемонстрировал знание причинно-следственных связей, основных теоретических положений, но отдельные положения ответа не подтвердил фактами, не обосновал аргументами;

  • не смог самостоятельно дать необходимые поправки и дополнения;

  • дал определения прозвучавшим при ответе понятиям;

  • дал ответы на уточняющие вопросы.

Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся

  • демонстрирует умение описывать то или иное общественное явление, объяснять его с помощью конкретных примеров;

  • делает элементарные выводы;

  • путается в терминах;

  • не может сравнить несколько социальных объектов или точек зрения;

  • не может аргументировать собственную позицию;

  • затрудняется в применении знаний на практике при решении конкретных ситуаций;

  • справляется с заданием лишь после наводящих вопросов.

Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся

  • не увидел проблему, не смог ее сформулировать;

  • не раскрыл проблему;

  • представил информацию не в контексте задания;

  • или отказался отвечать (уважительная причина отсутствует).

Тестирование
100-80% от максимальной суммы баллов – оценка «5»
60-79 % - оценка «4»
40-59 % - оценка «3»
0-39 % - оценка «2»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей