МБОУ «Средняя общеобразовательная татарско-русская школa № 80 с углубленным изучением отдельных предметов» Вахитовского района г. Казани
«Рассмотрено» Руководитель МО ________/Матвеева Е.В. Протокол № 1 От 28 августа 2021г. | «Согласовано» Заместитель руководителя по УР _____/ Цыцарова Т.А От 28 августа 2021г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «Школа № 80» ______/ Мансуров Р.М. Приказ № 271-Д От 1 сентября 2021г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
МБОУ «Средняя общеобразовательная татарско-русская школa № 80 с углубленным изучением отдельных предметов»
Кузнецовой Евгении Анатольевны
по обществознанию в 9А, 9Б, 9В классах.
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № 1
от 28 августа 2021 г.
2021-2022 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» составлена в соответствие с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, на основе следующих нормативно-правовых актов:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
Примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 №1/15);
Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе;
годового календарного графика МБОУ «Школа № 80», учебного плана школы на 2021/2022 учебный год.
Учебный предмет представлен в учебном плане школы в образовательной области «Обществознание». Этот курс является составной частью системы изучения дисциплин социально-гуманитарного цикла. Он строится с учетом того, что обучающиеся, освоившие определенную сумму исторических, литературных, правовых, географических знаний, имеющие определенный жизненный и социальный опыт, готовы к восприятию реальной картины современного мира во всем его многообразии, сложности и противоречивости.
Курс интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на обучающихся подросткового возраста. Он содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей.
Изучение обществознания в основной школе направлено на формирование у учащихся следующего опыта познавательной и практической деятельности:
получение социальной информации из разнообразных (в том числе экономических и правовых) источников, осмысление представленных в них различных подходов и точек зрения;
решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации;
формулирование собственных оценочных суждений о современном обществе на основе сопоставления фактов и их интерпретации;
наблюдение и оценка явлений и событий, происходящих в социальной жизни, с опорой на экономические, правовые, социально-политические, культурологические знания;
оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности, права и экономической рациональности;
участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни; выполнение творческих работ по обществоведческой тематике;
конструктивное разрешение конфликтных ситуаций в моделируемых учебных задачах и в реальной жизни;
совместная деятельность в ученических социальных проектах в школе, микрорайоне.
Цель программы: дать целостное представление об обществе, в котором живем, основных сфер общественной жизни, о процессе восприятия социальной (в том числе правовой) информации и определения собственной позиции; правовой культуры, основы политических знаний, способности к самоопределению и самореализации.
Задачи программы:
- создание условий для социализации личности;
- формирование научных представлений, которые составляют первоначальные основы нравственной, правовой и политической культуры;
- содействие воспитанию гражданственности учащихся на гуманистические и демократические ценности;
- развитие умений ориентироваться в потоке разнообразной информации и типичных жизненных ситуациях;
- развитие личности в ответственный период социального взросления, её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе и правовой) информации и определения собственной позиции; развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации в обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
- овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста;
- формирование опыта применения полученных знаний для решений типичных задач в области гражданско-общественной деятельности; в межличностных отношениях.
Общая характеристика предмета.
«Обществознание» - учебный предмет, изучаемый в основной школе, фундаментом которого являются научные знания об обществе и человеке, о влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека. Обществознание изучает общественную жизнь многоаспектно, используя для этого комплекс общественных наук: философию, социологию, политологию, экономику, правоведение, социальную психологию, этику и культурологию. Специфичность учебного предмета в его интерактивности и комплексном изучении современных социальных явлений и факторов и их влияние на жизнь человека. Помимо знаний, важным содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета «Обществознание» является опыт познавательной деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.
Место и роль обществоведческого знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека. Современное развитие, социальные и политические процессы, информационные контексты, глобализация всех сфер жизни, этнический и религиозный политеизм, социальная стратификация предъявляют новые требования к общественным наукам и к преподаванию в школе. Обществознание становится гуманистической базой для образования в целом. Знания по курсу должны стать основой для формирования целостного и ценностного отношения, собственной позиции к явлениям социальной жизни, поиску созидательных способов жизнедеятельности. Курс «Обществознание» даёт возможность обучающимся идентифицировать себя как личность, найти свой путь, раскрыть свой потенциал, понять свои социальные роли и собственное место в социуме и культурной среде. А также приобрести опыт социального и культурного взаимодействия.
Изучение обществознания в 9 классе расширяет для учащихся возможность самостоятельно ориентироваться в общественно-политической жизни, поднимает на новый уровень их правосознание, способствует их предпрофильной подготовке.
В 9 классе предложены две темы. Тема «Политика» даёт обобщённое представление о власти и отношениях по поводу власти, раскрывает роль государства, возможности участия граждан в управлении делами обществом. Тема «Право», на которую отводится наибольший объём учебного времени, вводит учащихся в сложный и обширный мир права и закона. Часть уроков посвящена вопросам теории права, а другая – отраслям права. Особое внимание уделено элементам конституционного права. Рассматриваются основы конституционного строя РФ, федеративного устройства РФ, государственного устройства РФ, а также механизм реализации и защиты прав и свобод гражданина РФ. Учащимся предъявляются в определённой мере систематизированные знания о праве.
В 9 классе предложены две темы. Тема «Политика» даёт обобщённое
представление о власти и отношениях по поводу власти, раскрывает роль
государства, возможности участия граждан в управлении делами обществом.
Тема «Право», на которую отводится наибольший объём учебного времени,
вводит учащихся в сложный и обширный мир права и закона. Часть уроков
посвящена вопросам теории права, а другая – отраслям права. Особое
внимание уделено элементам конституционного права. Рассматриваются
основы конституционного строя РФ, федеративного устройства РФ,
государственного устройства РФ, а также механизм реализации и защиты
прав и свобод гражданина РФ. Учащимся предъявляются в определённой
мере систематизированные знания о праве.
В 9 классе предложены две темы. Тема «Политика» даёт обобщённое
представление о власти и отношениях по поводу власти, раскрывает роль
государства, возможности участия граждан в управлении делами обществом.
Тема «Право», на которую отводится наибольший объём учебного времени,
вводит учащихся в сложный и обширный мир права и закона. Часть уроков
посвящена вопросам теории права, а другая – отраслям права. Особое
внимание уделено элементам конституционного права. Рассматриваются
основы конституционного строя РФ, федеративного устройства РФ,
государственного устройства РФ, а также механизм реализации и защиты
прав и свобод гражданина РФ. Учащимся предъявляются в определённой
мере систематизированные знания о праве.
Описание места учебного предмета в учебном плане школы.
Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа и отражает базовый уровень подготовки учащихся по разделам программы. Она конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и даёт распределение учебных часов по разделам курса.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Обществознание»
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются
• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:
• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6) объяснение изученных положений на конкретных примерах.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются в сфере:
познавательной
• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых современном российском обществе социальных ценностей;
ценностно-мотивационной
• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
трудовой
• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
эстетической
• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
коммуникативной
• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
• понимание значения коммуникации в межличностном общении;
• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
Содержание предмета.
Глава I. Политика.
Что такое политика? Политическая власть. Роль политики в жизни общества. Политическая жизнь и СМИ. Происхождение государства. Признаки государства. Формы государства. Гражданство. Политические режимы: тоталитарный, авторитарный и демократический. Правовое государство. Гражданское общество и государство. Местное самоуправление. Общественная палата. Выборы, референдум. Участие граждан в политической жизни. Значение свободы слова. Опасность политического экстремизма. Политика – дело каждого?
Общественно-политические движения. Политические партии.
Межгосударственные и международные отношения. Межгосударственное сотрудничество. Межгосударственные конфликты и способы их решения. Международные организации.
Глава II. Гражданин и государство.
Основы конституционного строя. Основы отношений человека и гражданина с государством. Права и свободы человека. Международные правовые документы. Юридические гарантии и система защиты прав человека. Права ребенка.
Президент – глава государства. Федеральное Собрание. Правительство России – высший орган исполнительной власти. Правовой статус субъектов РФ. Равноправие субъектов РФ. Принципы федеративного устройства России.
Судебная власть. Суды РФ. Участие граждан в отправлении правосудия. Судьи. Правоохранительные органы – полиция, прокуратура, адвокатура, нотариат.
Глава III. Основы российского законодательства.
Что такое право? Мера свободы. Справедливости и ответственности. Норма права. Закон. Система законодательства. Право и закон. Правоотношения и субъекты права. Правонарушения и юридическая ответственность. Виды правонарушений: проступок и преступление. Презумпция невиновности.
Гражданские правоотношения. Право собственности. Виды договоров и гражданская дееспособность несовершеннолетних. Защита прав потребителя. Способы защиты гражданских прав.
Право на труд. Трудовые отношения.
Юридические понятия семьи и брака. Сущность и особенности семейных правоотношений. Права и обязанности супругов, родителей и детей. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.
Административное право. Административное правонарушение. Виды административных наказаний.
Уголовно-правовые отношения. Понятие преступления. Уголовное наказание и ответственность несовершеннолетних.
Право на образование. Итоговая аттестация. Права, обязанности и ответственность обучающихся.
Международное гуманитарное право. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов.
Обобщение и контроль.
Тематическое планирование.
№ | Название раздела | Кол-во час |
1 | Политика и социальное управление | 11 |
2 | Гражданин и государство | 11 |
3 | Основы российского законодательства | 11 |
4 | Итогово -обобщающее занятие | 1 |
Итого | 34 |
Календарно-тематическое планирование.
№ | Тема урока | Кол-во час | Дата проведения |
План | Факт |
I.Политика и социальное управление |
1 | Политика и власть. Роль политики в жизни общества. | 1 | | |
2 | Государство, его отличительные признаки. | 1 | | |
3 | Политический режим. | 1 | | |
4 | Правовое государство | 1 | | |
5 | Гражданское общество. Местное самоуправление | 1 | | |
6 | Участие граждан в политической жизни. | 1 | | |
7 | Практическая работа «Школа молодого избирателя» | | | |
8 | Политические партии и движения, их роль в общественной жизни | 1 | | |
9 | Средства массовой информации | 1 | | |
10 | Практическая работа «Роль СМИ в предвыборной борьбе» | 1 | | |
11 | Практикум по теме «Политика и социальное управление» | 1 | | |
II.Гражданин и государство. |
12 | Конституция - основной закон РФ | 1 | | |
13 | Основы конституционного строя РФ | 1 | | |
14 | Основы конституционного строя РФ | 1 | | |
15 | Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. | 1 | | |
16 | Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Права ребёнка. | 1 | | |
17 | Высшие органы государственной власти в РФ | 1 | | |
18 | Высшие органы государственной власти в РФ | 1 | | |
19 | Россия-федеративное государство | 1 | | |
20 | Судебная система РФ | 1 | | |
21 | Правоохранительные органы | 1 | | |
22 | Практикум по теме «Гражданин и государство» | 1 | | |
IV. Основы российского законодательства. |
23 | Право, его роль в жизни человека, общества и государства | 1 | | |
24 | Правоотношения и субъекты права. | 1 | | |
25 | Правонарушения и юридическая ответственность. | 1 | | |
26 | Гражданские правоотношения | 1 | | |
27 | Право на труд. Трудовые отношения. | 1 | | |
28 | Семья под защитой закона | 1 | | |
29 | Административные правоотношения | 1 | | |
30 | Уголовно-правовые отношения | 1 | | |
31 | Правовое регулирование отношений в сфере образования. | 1 | | |
32 | Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. | 1 | | |
33 | Практикум по теме «Основы российского законодательства» | 1 | | |
34 | Итогово -обобщающее занятие | 1 | | |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Учебно-методический комплект:
Учебник. Обществознание.9 класс. Виноградова Н. Ф., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф. / Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. М.: Просвещение, 2019.
Рабочие программы. Обществознание. Предметная линия учебников под ред. Л. Н. Боголюбова. 6-11 классы. Боголюбов Л. Н., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф. и др. М.: Просвещение, 2011.
Обществознание. Рабочая тетрадь. 9 класс. Котова О.А., Лискова Т.Е. Уч.пособие для общеобразовательных учреждений, 4-е издание / М: Просвещение, 2017.
Поурочные разработки. Обществознание. 9 класс. Пособие для учителей общеобразоват. организаций/ Боголюбов Л. Н., Виноградова Н. Ф., Городецкая Н. И. / М: «Просвещение», 2014.
Интернет- ресурсы:
http://www.rsnet.ru / — Официальная Россия (сервер органов государственной власти
Российской Федерации).
http://www.president.kremlin.ru / — Президент Российской Федерации.
http://www.rsnet.ru / — Судебная власть Российской Федерации.
http://www.jurizdat.ru/editions/official/lcrf — Собрание законодательства РФ.
http://www.socionet.ru — Соционет: информационное пространство по общественным
наукам.
http://www.ifap.ru — Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» в России.http: //www.gks.ru — Федеральная служба государственной статистики: базы данных,
статистическая информация.
http://www.alleng.ru/edu/social2.htm — Образовательные ресурсы Интернета —
обществознание.
http://www.subscribe.ru/catalog/economics.education.eidos6social — Обществознание в
школе (дистанционное обучение).
http://www.ecsocman.edu.ru — Экономика. Социология. Менеджмент. Федеральный
образовательный портал.
Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен
Знать/понимать
• социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
• сущность общества как формы совместной деятельности людей;
• характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
• содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
Уметь
• описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
• сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
• объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
• приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
• оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
• решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
• осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники);
• различать в социальной информации факты и мнения;
• самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
• общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
• нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей
• первичного анализа и использования социальной информации.
Личностные универсальные учебные действия.
Ученик научится:
образ социально-политического устройства - представление о государственной организации России, знание государственной символики (герб, флаг, гимн), знание государственных праздников;
знание положений Конституции РФ, основных прав и обязанностей гражданина, ориентация в правовом пространстве государственно-общественных отношений;
ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация, понимание конвенционального характера морали;
основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействие между общественными и политическими событиями;
гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;
уважение к личности и ее достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;
позитивная моральная самооценка и моральные чувства - чувство гордости при следовании моральным нормам, переживания, стыда и вины при их нарушении;
умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты.
Регулятивные универсальные учебные действия.
Ученик научится:
целеполаганию, включая постановку новых целей, при образовании практической задачи в познавательную;
самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
планировать пути достижения целей;
уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им;
принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результатам и по способам действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы исполнения, как в конце действия, так и по ходу его реализации.
Коммуникативные универсальные учебные действия.
Ученик научится:
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения совместной деятельности;
устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выбор;
аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образам;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
Познавательные универсальные учебные действия.
Ученик научится:
основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
давать определения понятиям;
устанавливать причинно-следственные связи;
обобщать понятия - осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
объяснять явление, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследований;
основам ознакомительного, изучающего, усваивающего поискового чтения;
структурировать тексты, включая умения выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.
Система оценивания знаний и умений учащихся.
Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся в полном объеме выполняет предъявленные задания и демонстрирует следующие знания и умения:
логично, развернуто излагать содержание вопроса, в котором продемонстрировано умение описать то или иное общественное явление или процесс;
сравнивать несколько социальных объектов, процессов (или несколько источников), выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
делать вывод по вопросу и аргументировать его с теоретических позиций социальных наук;
сопоставлять различные точки зрения, выдвигать аргументы в обоснование собственной позиции и контраргументы по отношению к иным взглядам;
применять полученные знания при анализе конкретных ситуаций и планировать практические действия;
оценивать действия субъектов социальной жизни с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
раскрывать содержание основных обществоведческих терминов в контексте вопроса;
Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся
продемонстрировал предъявляемые требования такие же, как и к ответу на «отлично», но при ответе допустил неточности, не искажающие общего правильного смысла;
верно освятил тему вопроса, но недостаточно полно ее раскрыл;
продемонстрировал знание причинно-следственных связей, основных теоретических положений, но отдельные положения ответа не подтвердил фактами, не обосновал аргументами;
не смог самостоятельно дать необходимые поправки и дополнения;
дал определения прозвучавшим при ответе понятиям;
дал ответы на уточняющие вопросы.
Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся
демонстрирует умение описывать то или иное общественное явление, объяснять его с помощью конкретных примеров;
делает элементарные выводы;
путается в терминах;
не может сравнить несколько социальных объектов или точек зрения;
не может аргументировать собственную позицию;
затрудняется в применении знаний на практике при решении конкретных ситуаций;
справляется с заданием лишь после наводящих вопросов.
Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся
не увидел проблему, не смог ее сформулировать;
не раскрыл проблему;
представил информацию не в контексте задания;
или отказался отвечать (уважительная причина отсутствует).
Тестирование
100-80% от максимальной суммы баллов – оценка «5»
60-79 % - оценка «4»
40-59 % - оценка «3»
0-39 % - оценка «2»