СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа 11 класс обществознание

Нажмите, чтобы узнать подробности

 рабочая программа 11 класс обществознание

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа 11 класс обществознание»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 14»

города Ангарска Иркутской области


Согласовано Утверждаю

Зам.директора по УВР Директор МБОУ «СОШ № 14»

__________/Труфанова С.В./ ___________/ Дубинина Л.Н./

«___»__________ 2014 г. «___»______________ 2014 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


По Обществознанию___________________________________________________________________________________________


Учитель

Год составления 2014-2015учебный год


Класс 11_______________________________________________

Общее количество часов по плану 68 час._________________

Количество часов в неделю 2 час.__________________


Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом и программой


«___»_______________ 2014 г. _______________________

(подпись учителя)


Рассмотрено на заседании МО _____________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________


«___»_____________2014 г. Протокол № _____________________


Руководитель МО ______Гармс Д.П.______. __________________________

(Фамилия, имя, отчество) (подпись)




Содержание программы

Пояснительная записка

Учебно-методический комплект по программе

Содержание программы учебного курса

Учебно-тематическое планирование

Календарно-тематическое планирование

Требования к уровню подготовки по предмету

Средства контроля .

Литература (обязательная и дополнительная, для учителя и для учащихся)

Критерии оценивания

















Пояснительная записка


Назначение программы:  

Рабочая программа по обществознанию в 10-11 классах составлена на основе пример­ной программы среднего (полного) общего образования и авторской программы Л.Н.Боголюбова, Н. И. Городецкой и др. без изменений и дополнений.

Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне по «Обществозна­нию» представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Знания об этих социальных объектах дают социология, экономическая теория, политология, социальная психология, правоведение, философия. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей.

Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.


Содержательные линии предмета:

Обществознание обладает большим потенциалом интеграции знаний из различных наук (социологии, философии, психологии, экономики, культурологии, политологии, юриспруденции и др.), проведения межпредметных связей (прежде всего со школьными предметами гуманитарного цикла). Обществознание содержательно интегрирует достижения разных наук с целью подготовить школьника к жизни в обществе. В широком понимании обществознание включает в себя школьные основные и факультативные курсы, систему внеклассной и клубной работы, связанные с получением учащимися представлений о нормах и правилах, общественных отношениях и их закономерностях, процессах общественного развития, направленности изменений, месте себя и своей страны в окружающем мире и др.

Содержательная сторона обществознания основана на различных сторонах взаимодействия человека. Уровни этого взаимодействия предполагают определенный социальный опыт, систематизацию знаний и осмысление общественных явлений. Правовая составляющая  становится рамкой для реализации человеком своих потребностей при взаимодействии с другими людьми и социальными институтами.

В основе содержания курса «Обществознание» находится человек в его взаимодействии с окружающим миром и обществом, что подчеркивает его гуманистическую направленность


Цели обучения обществознанию:

  • развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;

  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

  • освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;

  • овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;

  • формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Задачи изучения обществознания:

содействие самоопределению личности, созданию условий для её реализации;

формирование человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на её совершенствование, ориентированного на развитие гражданского общества и утверждение правового государства;

воспитание гражданственности и любви к Родине;

создание у учащихся целостных представлений о жизни общества и человека в нём, адекватных современному уровню научных знаний;

выработка основ нравственной, правовой, политической, экологической культуры;

содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими и социальными группами;

помощь в реализации права учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений;

ориентация учащихся на гуманистические и демократические ценности.



Специфика предмета:

Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне по «Обществозна­нию» представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Знания об этих социальных объектах дают социология, экономическая теория, политология, социальная психология, правоведение, философия. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей.

Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.


Технологии, методики:

уровневая дифференциация;

проблемное обучение;

информационно-коммуникационные технологии;

здоровьесберегающие технологии;

коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава)


Методы обучения:

  • ОБЪЯСНИТЕЛЬНО-ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ;

  • ПРОБЛЕМНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ;

  • ЧАСТИЧНО-ПОИСКОВЫЙ;

  • ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

Учебно-методический комплект по программе :


Учебник: Обществознание: учеб. для учащихся 11 кл.: базовый уровень / под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2011.

Программа: История. Обществознание. 10-11 кл. Программы общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2012 (Л.Н.Боголюбова, Н. И. Городецкой и др.)


Содержание программы учебного курса

Введение (1 ч)

РАЗДЕЛ IV. ЭКОНОМИКА (23 ч)

Экономика и экономическая наука. Что изучает экономиче­ская наука. Экономическая деятельность. Измерители экономи­ческой деятельности. Понятие ВВП.

Экономический рост и развитие. Факторы экономического роста. Экономические циклы.

Рынок и рыночные структуры. Конкуренция и монополия. Спрос и предложение. Факторы спроса и предложения. Фондо­вый рынок. Акции, облигации и другие ценные бумаги.

Роль фирм в экономике. Факторы производства и фактор­ные доходы. Постоянные и переменные издержки. Экономиче­ские и бухгалтерские издержки и прибыль. Налоги, уплачивае­мые предприятиями.

Бизнес в экономике. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности.

Вокруг бизнеса. Источники финансирования бизнеса. Ос­новные принципы менеджмента. Основы маркетинга.

Роль государства в экономике. Общественные блага. Внеш­ние эффекты. Госбюджет. Государственный долг. Основы денеж­ной и бюджетной политики. Защита конкуренции и антимоно­польное законодательство.

Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции.

Рынок труда. Безработица. Причины и экономические по­следствия безработицы. Государственная политика в области за­нятости.

Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные проблемы экономики.

Экономика потребителя. Сбережения, страхование. Защита прав потребителя. Экономика производителя. Рациональное экономическое поведение потребителя и производителя.

РАЗДЕЛ V. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА (15 ч)

Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Вы­бор в условиях альтернативы и ответственность за его по­следствия.

Демографическая ситуация в РФ. Проблема неполных семей.

Религиозные объединения и организации в РФ. Опасность тоталитарных сект.

Общественное и индивидуальное сознание. Социализация индивида.

Политическое сознание. Политическая идеология. Полити­ческая психология. Политическое поведение. Многообразие форм политического поведения. Современный терроризм, его опасность. Роль СМИ в политической жизни.

Политическая элита. Особенности ее формирования в совре­менной России.

Политическое лидерство. Типология лидерства. Лидеры и ве­домые.

РАЗДЕЛ VI. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ (23 ч)

Гуманистическая роль естественного права. Тоталитарное правопонимание. Развитие норм естественного права. Есте­ственное право как юридическая реальность. Законотворческий процесс в Российской Федерации.

Гражданин, его права и обязанности. Гражданство в РФ. Во­инская обязанность. Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщика.

Экологическое право. Право граждан на благоприятную окружающую среду. Способы защиты экологических прав. Эко­логические правонарушения.

Гражданское право. Субъекты гражданского права. Имуще­ственные права. Право на интеллектуальную собственность. На­следование. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.

Семейное право. Порядок и условия заключения брака. По­рядок и условия расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов.

Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, зак­лючение и расторжение трудового договора. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Правила при­ема в образовательные учреждения профессионального образо­вания. Порядок оказания платных образовательных услуг.

Процессуальное право. Споры, порядок их рассмотрения. Особенности административной юрисдикции. Гражданский про­цесс: основные правила и принципы. Особенности уголовного процесса. Суд присяжных. Конституционное судопроизводство.

Международная защита прав человека. Международная сис­тема защиты прав человека в условиях мирного времени. Меж­дународная защита прав человека в условиях военного времени. Международное гуманитарное право.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ УРОКИ (3 ч)

Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века. Особенности современного мира. Компьютерная революция. Знания, умения и навыки в информационном обществе. Соци­альные и гуманистические аспекты глобальных проблем. Терро­ризм как важнейшая угроза современной цивилизации.

Резерв времени — 1 ч.



Учебно-тематическое планирование


Раздел

Тема

Теоретические часы

Самостоятельные работы

Контрольные работы

Конечный результат по разделу



Раздел 1. Человек и экономика (23 часа)

Экономика как наука

Экономика как хозяйство

2



Понимать тенденции развития общества в целом как сложной ди­намичной системы

Знать тенденции разви­тия важнейших соци­альных институтов. Рас­крывать на примерах изученные теоретиче­ские положения

Осуществлять поиск со­циальной информации, представленной в раз­личных знаковых систе­мах

Использовать приобре­тённые знания для ре­шения практических жизненных проблем, возникающих в соци­альной деятельностиПрименять социально-экономические знания в процессе решения по­знавательных задач по актуальным социальным проблемам

Уметь анализировать актуальную информа­цию о социальных объ­ектах, выявляя их об­щие черты и различия. Устанавливать соответ­ствия между существен­ными чертами и обще­ствоведческими терми­нами.

Использовать приобре­тённые знания для кри­тического восприятия информации, получае­мой в межличностном общении и массовой коммуникации

Понимать необходи­мость регулирования общественных отноше­ний, сущность социаль­ных норм, механизмы правового регулирова­ния

Раскрывать на примерах изученные теоретиче­ские положения. Уста­навливать соответствия между существенными чертами и обществовед­ческими терминами

Оценивать действия субъектов социальной жизни, формулировать на основе приобретён­ных обществоведческих знаний собственные су­ждения и аргументы по определённым пробле­мам

Понимать тенденции развития общества в целом как сложной ди­намичной системы

Анализировать актуаль­ную информацию о со­циальных объектах, вы­деляя их существенные признаки, закономерно­сти развития

Применять социально-экономические знания в процессе решения по­знавательных задач по актуальным социальным проблемам

Формулировать на осно­ве приобретённых об­ществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по опреде­лённым проблемам

Оценивать действия субъектов социальной жизни с точки зрения социальных норм. По­нимать особенности со­циально-гуманитарного познания

Анализировать актуаль­ную информацию о со­циальных объектах, вы­деляя их существенные признаки, закономерно­сти развития

Раскрывать на примерах изученные теоретиче­ские положения и понятия социальных наук, оценивать действия субъектов социальной жизни

Использовать приобре­тённые знания для кри­тического восприятия информации, ориенти­ровки в актуальных об­щественных событиях


Использовать получен­ные знания для оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права

Уметь формулировать на основе приобретён­ных обществоведческих знаний собственные су­ждения и аргументы по определённым пробле­мам

Применять социально-экономические знания в процессе решения по­знавательных задач по актуальным социальным проблемам

Понимать необходи­мость регулирования общественных отноше­ний, сущность социаль­ных норм, механизмы правового регулирова­ния

Использовать приобре­тённые знания для предвидения возможных последствий опреде­лённых социальных действий, реализации и защиты прав граждан

Уметь характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки. Формулировать аргу­менты по определённым проблемам

Моделировать ситуации по проблемам семейно­го права. Аргументиро­вать его основные по­ложения Понимать необходи­мость регулирования общественных отноше­ний, сущность социаль­ных норм, механизмы правового регулирова­ния

Использовать приобре­тённые знания для предвидения возможных последствий опреде­лённых социальных действий, реализации и защиты прав граждан

Использовать приобре-^ тённые знания для предвидения возможных последствий опреде­лённых социальных действий, реализации и защиты прав граждан

Использовать приобре­тённые знания для предвидения возможных последствий опреде­лённых социальных действий, реализации и защиты прав граждан

Использовать приобре­тённые знания для кри­тического восприятия информации, ориенти­ровки в актуальных об­щественных событиях

Понимать тенденции развития общества в целом как сложной ди­намичной системы. Фор­мулировать аргументы по определённым про­блемам.


Применять социально-экономические знания в процессе решения по­знавательных задач по актуальным социальным проблемам

Использовать приобре­тённые знания для кри­тического восприятия информации, ориенти­ровки в актуальных об­щественных событиях

Понимать тенденции развития общества в целом как сложной ди­намичной системы. Фор­мулировать аргументы по определённым про­блемам

Использовать приобре­тённые знания для предвидения возможных последствий опреде­лённых социальных действий, реализации и защиты прав граждан

Экономический рост

Экономическое развитие

2



Рыночные от­ношения в экономике

Конкуренция и монополия

2



Фирмы в экономике

Факторы производства

2



Правовые ос­новы предпри­нимательской деятельности

Организацион­но-правовые основы пред­приниматель­ства

2



Слагаемые ус­пеха в бизнесе

Основы ме­неджмента и маркетинга

2



Экономика и государство

Экономические функции государства

2


1-1я четв

Финансы в экономике

Инфляция: виды, причины, следствия

2



Занятость и безработица

Государствен­ная политика в области заня­тости

2



Мировая экономика

Глобальные проблемы экономики

2



Человек в сис­теме экономи­ческих отноше­ний

Производитель­ность труда

2



Человек и эко­номика - урок повторительно­го обобщения

1



Раздел 2. Проблемы социально-политической и духовной жизни (15 часов)

Свобода в дея­тельности че­ловека

Свобода и от­ветственность

2



Общественное сознание

Общественная психология и идеология

2



Политическое сознание

Средства мас­совой инфор­мации и поли­тическое соз­нание

2


1-2я четв

Политическое поведение

Политический терроризм

2







Политическая элита

Политическое лидерство

2



Демографиче­ская ситуация в современной России

Проблемы не­полной семьи

2



Религиозные объединения и организации

Проблема под­держания меж­религиозного мира

2



Проблемы со­циально-политической и духовной жизни

1



Раздел 3. Человек и закон (23 часа)

Современные подходы к по­ниманию права

Законотворче­ский процесс в РФ

2



Гражданин Российской Федерации

Права и обязанности граждан РФ

2



Экологическое право

Способы защиты эколо­гических прав

2



Гражданское право

Защита граж­данских прав

2



Семейное право

Права и обя­занности членов семьи

2



Правовое регу­лирование за­нятости и тру­доустройства

Социальная защита насе­ления

2



Процессуаль­ное право: гражданский процесс

Процессуаль­ное право: арбитражный процесс

2



Процессуаль­ное право: уголовный процесс

Судебное производство

2


2-3я четв

Процессуаль­ное право: администра­тивная юрисдикция

Конституцион­ное судопроиз­водство

2



Международ­ная защита прав человека

Проблема от­мены смертной казни

2



Взгляд в буду­щее

Постиндустри­альное (ин­формационное) общество

2



Человек и закон

1



Итоговое повторение (3 часа

Общество и человек

1



Экономика и социальные отношения

1



Правовое регу­лирование об­щественных отношений

1




Резерв

3








Календарно-тематическое планирование

Раздел,тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Виды учебной деятельности

Контроль

Планируемые результаты освоения материала

Дата про­ведения















План

Факт

1

Общество как сложная динамическая система

1

Вводный урок

Общество как сложная динамическая система. Многовариантность об­щественного развития. Особенности современ­ного мира

Понимать тенденции развития общества в целом как сложной ди­намичной системы

Самостоятельное формулирование собственных за­ключений и оце­ночных суждений



2-3

Экономика как наука

Экономика как хозяйство

2

Уроки изуче­ния нового материала

Что изучает экономическая наука. Экономика и эконо­мическая деятельность. Измерители экономической деятельности

Знать тенденции разви­тия важнейших соци­альных институтов. Рас­крывать на примерах изученные теоретиче­ские положения

Запись основных положений лек­ции, выполнение индивидуальных заданий, таблица «Разделы эконо­мической науки»



4-5

Экономический рост

Экономическое развитие

2

Комбиниро­ванные уроки

Понятие экономического роста. ВВП, факторы экономи­ческого роста - интен­сивные и экстенсивные, экономическое разви­тие, его измерители, экономический цикл

Осуществлять поиск со­циальной информации, представленной в раз­личных знаковых систе­мах

Беседа, фрон­тальный опрос, развёрнутые мо­нологические от­веты, выполне­ние дифферен­цированных за­даний



6-7

Рыночные от­ношения в экономике

Конкуренция и монополия

2

Уроки по­вторения и обобщения материала

Спрос и предложение. Рыночные структуры. Виды рынков. Рыночные отношения в современ­ной экономике. Совер­шенная и несовершен­ная конкуренция. Анти­монопольное законода­тельство

Использовать приобре­тённые знания для ре­шения практических жизненных проблем, возникающих в соци­альной деятельности

Работа с источ­никами социаль­ной информации с использовани­ем современных средств комму­никации. Крити­ческое осмысле­ние полученной информации



8-9

Фирмы в экономике

Факторы производства

2

Комбиниро­ванные уроки

Экономика предприятия. Факторы производства и факторные доходы. Эко­номические и бухгалтер­ские издержки и прибыль. Постоянные и переменные издержки. Основные ис­точники финансирования бизнеса

Применять социально-экономические знания в процессе решения по­знавательных задач по актуальным социальным проблемам

Беседа, фрон­тальный опрос, выполнение дифференциро­ванных заданий



10-11

Правовые ос­новы предпри­нимательской деятельности

Организацион­но-правовые основы пред­приниматель­ства

2

Комбиниро­ванные уроки

Предпринимательские правоотношения. Орга­низационные формы предпринимательства. Экономическая политика Российской Федерации. Организационно-правовые формы и пра­вовой режим предпри­нимательской деятель­ности

Уметь анализировать актуальную информа­цию о социальных объ­ектах, выявляя их об­щие черты и различия. Устанавливать соответ­ствия между существен­ными чертами и обще­ствоведческими терми­нами

Беседа, фрон­тальный опрос, выполнение дифференциро­ванных заданий. Составление сравнительной таблицы



12-13

Слагаемые ус­пеха в бизнесе

Основы ме­неджмента и маркетинга

2

Уроки по­вторения и обобщения материала

Основные принципы ме­неджмента. Основы маркетинга, его принци­пы. Источники финанси­рования. Банковская система. Банковский кредит

Использовать приобре­тённые знания для кри­тического восприятия информации, получае­мой в межличностном общении и массовой коммуникации

Работа с источ­никами социаль­ной информации с использовани­ем современных средств комму­никации. Крити­ческое осмысле­ние полученной информации



14-

15

Экономика и государство

Экономические функции государства

2

Уроки изуче­ния нового материала

Роль государства в эко­номике. Особенности современной экономики России. Общественные блага. Внешние факто­ры. Механизмы государ­ственного регулирова­ния рыночной экономи­ки. Монетарная и фис­кальная политика госу­дарства

Понимать необходи­мость регулирования общественных отноше­ний, сущность социаль­ных норм, механизмы правового регулирова­ния

Запись основных положений лек­ции, выполнение индивидуальных заданий



16-

17

Финансы в экономике

Инфляция: виды, причины, следствия

2

Итоговые уроки (семинар)

Основы денежной и бюджетной политики го­сударства. Финансы. Банковская система. Роль ЦБ в банковской системе РФ. Финансо­вые институты. Виды, причины, последствия инфляции

Раскрывать на примерах изученные теоретиче­ские положения. Уста­навливать соответствия между существенными чертами и обществовед­ческими терминами

Написание твор­ческих работ, ар­гументированная защита своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссии о со­циальных про­блемах



18-19

Занятость и безработица

Государствен­ная политика в области заня­тости

2

Комбиниро­ванные уроки

Рынок труда. Заработ­ная плата. Прожиточный минимум. Государствен­ная политика в области занятости. Безработица, её виды

Оценивать действия субъектов социальной жизни, формулировать на основе приобретён­ных обществоведческих знаний собственные су­ждения и аргументы по определённым пробле­мам

Беседа, фрон­тальный опрос, выполнение дифференциро­ванных заданий. Анализ таблицы «Рейтинг попу­лярности про­фессий»



20-21

Мировая экономика

Глобальные проблемы экономики

2

Уроки изуче­ния нового материала

Мировая экономика. Го­сударственная политика в области международ­ной торговли. Тарифные и нетарифные методы регулирования. Гло­бальные экономические системы

Понимать тенденции развития общества в целом как сложной ди­намичной системы

Запись основных положений лек­ции, выполнение индивидуальных заданий



22-23

Человек в сис­теме экономи­ческих отноше­ний

Производитель­ность труда

2

Уроки по­вторения и обобщения материала

Налоговая система в РФ. Виды налогов. Функции налогов. Нало­ги, уплачиваемые пред­приятиями. Факторы, определяющие производительность труда

Анализировать актуаль­ную информацию о со­циальных объектах, вы­деляя их существенные признаки, закономерно­сти развития

Работа с источ­никами социаль­ной информации с использовани­ем современных средств комму­никации. Крити­ческое осмысле­ние полученной информации



24

Человек и эко­номика - урок повторительно­го обобщения

1

Контроль­ный урок

Рациональное поведе­ние производителя. Ра­циональное поведение потребителя

Применять социально-экономические знания в процессе решения по­знавательных задач по актуальным социальным проблемам

Решение позна­вательных и практических за­дач, отражающих типичные соци­альные ситуации



25-26

Свобода в дея­тельности че­ловека

Свобода и от­ветственность

2

Уроки изуче­ния нового материала

Свобода и ответствен­ность. Признание и ува­жение прав других. Сво­бодное общество. Про­блема выбора

Формулировать на осно­ве приобретённых об­ществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по опреде­лённым проблемам

Написание твор­ческих работ, ар­гументированная защита своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссии о со­циальных про­блемах



27-28

Общественное сознание

Общественная психология и идеология

2

Комбиниро­ванные уроки

Сущность и особенности общественного созна­ния. Структура общест­венного сознания. Фи­лософия. Политическое сознание. Обыденное и массовое сознание

Оценивать действия субъектов социальной жизни с точки зрения социальных норм. По­нимать особенности со­циально-гуманитарного познания

Беседа, фрон­тальный опрос, развёрнутые мо­нологические от­веты, выполне­ние дифферен­цированных за­даний



29-30

Политическое сознание

Средства мас­совой инфор­мации и поли­тическое соз­нание

2

Уроки по­вторения и обобщения материала

Обыденное и теорети­ческое сознание. Идео­логия. Основные идей­но-политические тече­ния современности. По­литическая психология и политическое поведе­ние. Политическая про­паганда

Анализировать актуаль­ную информацию о со­циальных объектах, вы­деляя их существенные признаки, закономерно­сти развития

Работа с источ­никами социаль­ной информации с использовани­ем современных средств комму­никации. Крити­ческое осмысле­ние полученной информации



31-32

Политическое поведение

Политический терроризм

2

Уроки изуче­ния нового материала

Многообразие форм по­литического поведения. Регулирование политического поведения. По­литическое участие

Раскрывать на примерах изученные теоретиче­ские положения и понятия социальных наук, оценивать действия субъектов социальной жизни

Написание творче­ских работ, аргу­ментированная

защита своей по­зиции, оппонирование иному мнению че­рез участие в дис­куссии о социаль­ных проблемах





33-34

Политическая элита

Политическое лидерство

2

Комбиниро­ванные уроки

Политическая элита и особенности её форми­рования в современной России. Политическое лидерство. Типология лидерства. Лидеры и ведомые. Роль полити­ческого лидера

Использовать приобре­тённые знания для кри­тического восприятия информации, ориенти­ровки в актуальных об­щественных событиях

Беседа, фрон­тальный опрос, выполнение дифференциро­ванных заданий



35-36

Демографиче­ская ситуация в современной России

Проблемы не­полной семьи

2

Уроки по­вторения и обобщения материала

Тенденции развития се­мьи в современной Рос­сии. Демографическая ситуация в РФ. Естест­венная убыль населе­ния. Негативные факто­ры демографии. Семья как социальный институт

Использовать получен­ные знания для оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права

Написание твор­ческих работ, ар­гументированная защита своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссии о со­циальных про­блемах. Состав­ление таблицы



37-38

Религиозные объединения и организации

Проблема под­держания меж­религиозного мира

2

Комбиниро­ванные уроки

Религиозные объедине­ния и организации в РФ. Опасность сектантства. Права религиозных ор­ганизаций. Межрелиги­озный мир

Уметь формулировать на основе приобретён­ных обществоведческих знаний собственные су­ждения и аргументы по определённым пробле­мам

Беседа, фрон­тальный опрос, выполнение дифференциро­ванных заданий. Анализ документа



39

Проблемы со­циально-политической и духовной жизни

1

Контроль­ный урок

Сущность свободы че­ловека. Опасность поли­тического экстремизма. Проблемы современного российского общества

Применять социально-экономические знания в процессе решения по­знавательных задач по актуальным социальным проблемам

Решение позна­вательных и практических за­дач, отражающих типичные соци­альные ситуации



40-41

Современные подходы к по­ниманию права

Законотворче­ский процесс в РФ

2

Уроки изуче­ния нового материала

Право в системе соци­альных норм. Система российского права. За­конотворческий процесс в Российской Федера­ции, его стадии

Понимать необходи­мость регулирования общественных отноше­ний, сущность социаль­ных норм, механизмы правового регулирова­ния

Составление словаря по теме, выполнение ин­дивидуальных заданий



42-43

Гражданин Российской Федерации

Права и обязанности граждан РФ

2

Уроки по­вторения и обобщения материала

Гражданство в Россий­ской Федерации. Осно­вания для приобретения гражданства. Права и обязанности, принадле­жащие только гражда­нину

Уметь подготовить уст­ное выступление, твор­ческую работу по соци­альной проблематике

Работа с источ­никами социаль­ной информации с использовани­ем современных средств комму­никации. Крити­ческое осмысле­ние полученной информации



44-45

Экологическое право

Способы защиты эколо­гических прав

2

Комбиниро­ванные уроки

Общая характеристика экологического права. Право на благоприятную экологическую среду и способы его защиты. Экологические правона­рушения. Природо­охранные и природно-ресурсные нормы

Использовать приобре­тённые знания для предвидения возможных последствий опреде­лённых социальных действий, реализации и защиты прав граждан

Беседа, фрон­тальный опрос, выполнение дифференциро­ванных заданий



46-47

Гражданское право

Защита граж­данских прав

2

Комбиниро­ванные уроки

Субъекты гражданского права. Понятие юриди­ческого и физического лица. Имущественные и личные неимуществен­ные права. Способы их защиты

Уметь характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки. Формулировать аргу­менты по определённым проблемам

Работа с источ­никами социаль­ной информации с использовани­ем современных средств комму­никации. Работа с нормативными документами (Гражданский кодекс)



48-49

Семейное право

Права и обя­занности членов семьи

2

Комбиниро­ванные уроки

Порядок и условия за­ключения и расторжения брака. Правовое регу­лирование отношений супругов. Права и обя­занности родителей и детей

Моделировать ситуации по проблемам семейно­го права. Аргументиро­вать его основные по­ложения

Работа с источ­никами социаль­ной информации с использовани­ем современных средств комму­никации. Работа с нормативными документами (Семейный ко­декс)



50-51

Правовое регу­лирование за­нятости и тру­доустройства

Социальная защита насе­ления

2

Комбиниро­ванные уроки

Трудовое законодатель­ство РФ. Занятость и трудоустройство. Поря­док приёма на работу, заключения и расторже­ния трудового договора

Понимать необходи­мость регулирования общественных отноше­ний, сущность социаль­ных норм, механизмы правового регулирова­ния

Работа с источ­никами социаль­ной информации с использовани­ем современных средств комму­никации. Работа с нормативными документами (Трудовой ко­декс)



52-53

Процессуаль­ное право: гражданский процесс

Процессуаль­ное право: арбитражный процесс

2

Комбиниро­ванные уроки

Споры, порядок их рас­смотрения. Процессу­альное право. Основные правила и принципы гражданского процесса. Участники гражданского процесса. Арбитражный процесс

Использовать приобре­тённые знания для предвидения возможных последствий опреде­лённых социальных действий, реализации и защиты прав граждан

Работа с источ­никами социаль­ной информации с использовани­ем современных средств комму­никации. Работа с нормативными документами



54-55

Процессуаль­ное право: уголовный процесс

Судебное производство

2

Комбиниро­ванный урок

Особенности уголовного процесса. Виды уголов­ных наказаний и порядок их назначения. Консти­туционное судопроиз­водство. Меры процес­суального принуждения

Использовать приобретённые знания для предвидения возможных последствий опреде­лённых социальных действий, реализации и защиты прав граждан

Работа с источ­никами социаль­ной информации с использовани­ем современных средств комму­никации. Работа с нормативными документами



56-57

Процессуаль­ное право: администра­тивная юрисдикция

Конституцион­ное судопроиз­водство

2

Комбиниро­ванные уроки

Особенности админист­ративной юрисдикции. Субъекты администра­тивной ответственности. Основные стадии кон­ституционного судопро­изводства. Администра­тивное правонарушение

Использовать приобре­тённые знания для предвидения возможных последствий опреде­лённых социальных действий, реализации и защиты прав граждан

Работа с источ­никами социаль­ной информации с использовани­ем современных средств комму­никации. Работа с нормативными документами



58-59

Международ­ная защита прав человека

Проблема от­мены смертной казни

2

Комбиниро­ванные уроки

Понятие и система меж­дународного права. Взаимоотношения меж­дународного и нацио­нального права. Между­народная защита прав человека в условиях во­енного и мирного вре­мени

Использовать приобре­тённые знания для кри­тического восприятия информации, ориенти­ровки в актуальных об­щественных событиях

Беседа, фрон­тальный опрос, выполнение дифференциро­ванных заданий. Работа с норма­тивными доку­ментами по пра­вам человека



60-61

Взгляд в буду­щее

Постиндустри­альное (ин­формационное) общество

2

Итоговый урок

Общество и человек пе­ред лицом угроз и вызо­вов XXI века. Глобаль­ные проблемы челове­чества. Терроризм как важнейшая угроза со­временной цивилизации. Информационное обще­ство

Понимать тенденции развития общества в целом как сложной ди­намичной системы. Фор­мулировать аргументы по определённым про­блемам

Написание твор­ческих работ, ар­гументированная защита своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссии о со­циальных про­блемах



62

Человек и закон

1

Контроль­ный урок

Современный подход к пониманию права. Со­временный механизм защиты прав человека

Применять социально-экономические знания в процессе решения по­знавательных задач по актуальным социальным проблемам

Решение позна­вательных и практических за­дач, отражающих типичные соци­альные ситуации



63

Общество и человек

1

Комбиниро­ванный урок

Общество как сложная динамическая система. Противоречивость воз­действия человека на природную среду. Осо­бенности современного мира

Использовать приобре­тённые знания для кри­тического восприятия информации, ориенти­ровки в актуальных об­щественных событиях

Беседа, фрон­тальный опрос, выполнение дифференциро­ванных заданий



64

Экономика и социальные отношения

1

Комбиниро­ванный урок

Экономика и экономиче­ская наука. Роль госу­дарства в экономике. Человек в системе эко­номических связей. Ми­ровая экономика

Понимать тенденции развития общества в целом как сложной ди­намичной системы. Фор­мулировать аргументы по определённым про­блемам

Беседа, фрон­тальный опрос, выполнение дифференциро­ванных заданий



65

Правовое регу­лирование об­щественных отношений

1

Комбиниро­ванный урок

Право в системе соци­альных норм. Система права. Права и обязан­ности граждан, их защи­та

Использовать приобре­тённые знания для предвидения возможных последствий опреде­лённых социальных действий, реализации и защиты прав граждан

Беседа, фрон­тальный опрос, выполнение дифференциро­ванных заданий



66-68

Резерв

3











Требования к уровню подготовки обучающихся

Учащиеся должны знать/понимать:

  • социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

  • сущность общества как формы совместной деятельности людей;

  • характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

  • содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.

Уметь

  • описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

  • сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

  • объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);

  • приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

  • оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

  • решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека

  • осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;

  • самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей

первичного анализа и использования социальной информации;

сознательного неприятия антиобщественного поведения.

Система контроля

Система контроля строится на сочетании тематического, промежуточного и итогового контроля. Так, формы тематического контроля могут быть: публичное выступление, презентация выполненной работы, письменная проверочная работа, контрольная работа, практическая работа на контурной карте, лабораторная работа по материалам учебника, исторических документов, написание эссе. Промежуточный и итоговый контроль предполагает выполнение трехуровневой зачетной работы.

В течение учебного года на уроках истории будет проводится мониторинг: входной контроль (сентябрь); промежуточный контроль (конец каждой четверти или полугодия);итоговый контроль.

Проверка и оценка знаний и умений учащихся по обществознанию

Нормы оценки знаний предполагают учет индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к обучению, проверке знаний и умений.

В развернутых и кратких ответах учащихся на вопросы, в их сообщениях и докладах, а также в письменных ответах оцениваются знания и умения учеников по пятибалльной системе. Развёрнутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определённую тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При этом учитываются: глубина и полнота знаний, владение необходимыми умениями (в объеме программы), осознанность и самостоятельность применения знаний и способов учебной деятельности, логичность изложения материала, включая обобщения, выводы (в соответствии с заданными вопросами), соблюдение норм литературной речи.

Оценка «5» ставится, если ученик:

1) полно излагает изученный материал, даёт правильное определение понятий;

2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;

3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.


Оценка «4» ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1 – 2 ошибки, которые сам же и исправляет, и 1 – 2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.


Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий;

2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.


Оценка «2» ставится, если ученик:

1) обнаруживает незнание большей части излагаемого материала;

2) допускает ошибки в формулировке определений, искажающие их смысл;

3) беспорядочно и неуверенно излагает материал.


Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.

ВЫВЕДЕНИЕ ИТОГОВЫХ ОЦЕНОК


За учебную четверть и учебный год ставится итоговая оценка. Она является единой и отражает в обобщённом виде все стороны подготовки ученика по обществознанию усвоение теоретического материала, овладение умениями, речевое развитие.

Итоговая оценка не должна выводиться механически, как среднее арифметическое предшествующих оценок. Решающим при определении следует считать фактическую подготовку ученика по всем показателям ко времени выведения этой оценки. Однако для того чтобы стимулировать серьёзное отношение учащихся к занятиям на протяжении всего учебного года, при выведении итоговых оценок необходимо учитывать результаты их текущей успеваемости.

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗУН УЧАЩИХСЯ

Оценка устного ответа учащихся

Отметка "5" ставится в случае:
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.
Отметка "4":
1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка "2":
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.


Оценка выполнения практических (лабораторных) работ.

Отметка "5" ставится, если ученик:
1) правильно определил цель опыта;
2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;
5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).

Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:
1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
2. или было допущено два-три недочета;
3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
4. или эксперимент проведен не полностью;
5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.

Отметка "3" ставится, если ученик:
1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;
2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;
3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;
4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.


Отметка "2" ставится, если ученик:
1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;
2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;
3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";
4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, которые не может исправить даже по требованию учителя.


Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Отметка "5" ставится, если ученик:
1. выполнил работу без ошибок и недочетов;
2) допустил не более одного недочета.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
2. или не более двух недочетов.
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
1. не более двух грубых ошибок;
2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
3. или не более двух-трех негрубых ошибок;
4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
2. или если правильно выполнил менее половины работы.

Список литературы

Литература для учителя:

  1. Ампилогова Е.В., Дякина И.А. История политических и правовых учений для студентов ВУЗов. Серия Шпаргалки. Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 160с.

  2. Бударина А.В. основы предпринимательской деятельности: Книга для учителя/А.В.Бударина, И.Б.Соловьева, А.Ф.Степина – М,:Просвещение, 1998. – 188с.

  3. Введение в обществознание: учебник для 8-9 кл. Общеобразовательных учреждений/Л.Н.Боголюбов. – М,:Просвещение, 2005. – 400сс.

  4. Дидактические материалы по курсу «Введение в обществознание»: 8-9 кл.: Пособие для учителя/Л.Н.Боголюбов, Н.Ю. Басик, Н.И.Городецкая. – М,: Просвещение, 2002 – 173с.

  5. Конституция Российской Федерации. – М.: «Мартин», 2005. – 48с.

  6. Липсиц И.В. Экономика: В 2х книгах. Учебник для 9 кл. Общеобразовательных учрежединй. – М,:Вита-Пресс, 2002. – 352с.

  7. Манько А.В. Российская государственность: атрибуты самодержавной власти. Исторические очерки. – М.: Школьная пресса,2003. – 96с.

  8. Методика преподавания обществознания в школе. Учебник для студентов пед.вузов/под.ред Л.Н.Боголюбова, М.: Владос, 2002. – 304с.

  9. Михайлов Г.Н. Шпаргалки по обществознанию. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2006. – 80с.

  10. Обществознание в таблицах и схемах. Издание 2-е, испр. И доп. СПб.: ООО «Виктория плюс», 2007. – 80с.

  11. Обществознание. 9 класс: поурочные планы по учебнику под ред.Л.Н.Боголюбова/ Авт-сост С.Н.Степанько. – Влгоград: Учитель, 2005. – 410с.

  12. Пудовина Е.И., Государственные праздники Российской Федерации: Методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 64с.

  13. Религии мира. 10-11 кл.: Пособие для общеобразовательных учебных заведений/Л.Г.Жукова, А.В.Журавский, А.В.Пименов, Н.В.Шабуров. – М,: Дрофа, 1997. – 272с.

  14. Рычков А.К., Яшин Б.Л., Философия: 100 вопросов – 100 ответов: учебное пособие для студентов ВУЗов – М,:Гуманитарное издательство ВЛАДОС, 2002 – 128с.

  15. Серов Б.Н. Поурочные разработки по курсу «Государственная символика» Герб, гимн, флаг. – М.: ВАКО, 2004. – 192с.

  16. Фалькович Т.А., Шупина Т.И., По законам добра: Изучаем Конституцию Российской федерации. М.: 5 за знания, 2006. – 144с.

Литература для учащихся:

  1. Астахов П.А. Я и семья / П.А. Астахов. – М.: Эксмо, 2009. – 80с.

  2. Астахов П.А. Я отдыхаю/ П.А. Астахов. – М.: Эксмо, 2009. – 96с.

  3. Астахов П.А. Я и школа/ П.А. Астахов. – М.: Эксмо, 2009. – 96с.

  4. Астахов П.А. Я и государство/ П.А. Астахов. – М.: Эксмо, 2009. – 80с.

  5. Астахов П.А. Я и магазин/ П.А. Астахов. – М.: Эксмо, 2009. – 80с.

  6. Астахов П.А. Я и дорога/ П.А. Астахов. – М.: Эксмо, 2009. – 128с.

  7. Большая энциклопедия школьника./OXFORD/Изд-во РОСМЕН-ПРЕСС, 2006.

  8. Глобализация и россия: проблемы демократического развития. М,: ООО ТИД «Русское слово», 2005

  9. Государственные символы России: Герб, флаг, гимн. / Е.В.Пчёлов М.: Русское слово, 2004

  10. Готовимся к олимпиаде по праву: Сборник заданий и ответов для 9-11 классов/составитель ГИМЦ РО г.Мурманска. – М,: АРКТИ, 2008. – 120с.

  11. Загладин Н.В., Путилин Б.П., Международный терроризм: истоки, проблемы, противодействие. М,: Русское слово, 2006

  12. Семейный кодекс РФ. – М,: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 64с.

  13. Трудовой кодекс РФ. – М,: «Мартин», 2005. – 192с.

  14. Уголовный кодекс РФ. Официальный текст, действующая редакция. – М.: Издательство «Экзамен», 2005. – 192с.

  15. Школьный словарь по обществознанию: Пособие для учащихся 10-11 кл/Ю.И.Аверьянов, Л.Н.Боголюбов – М,:Просвещение, 2003.- 93с.

  16. Энциклопедия для детей. Т13. Страны, народы, цивилизации/гл.ред. М.Аксёнова. – М.: Аванта, 2005 – 704с.

  17. Энциклопедия для детей. Т6. Религии мира/гл.ред. М.Аксёнова. – М.: Аванта, 2005 – 704с.

  18. Энциклопедия для детей. Т12. Россия: физическая и экономическая география/гл.ред. М.Аксёнова. – М.: Аванта, 2005 – 704с.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей