СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Общество Древней Руси.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Система  управления.  Центральное  место  в  системе  управления  Русским  государством  занимал великий  князь.  Он был  не  только  правителем,  но  и  высшим  судьей,  предводителем  войска.  В  подчиненные  области (уделы)  киевский  князь рассылал  наместниками  своих  сыновей.  Каждый удельный князь  был  полноправным  правителем  своей  земли,  однако часть доходов с нее должен был посылать в Киев и выполнять все повеления Киевского князя.

Просмотр содержимого документа
«Общество Древней Руси.»

ЛЕКЦИЯ № 21 § 20. Общество Древней Руси.

Система управления. Центральное место в системе управления Русским государством занимал великий князь. Он был не только правителем, но и высшим судьей, предводителем войска. В подчиненные области (уделы) киевский князь рассылал наместниками своих сыновей. Каждый удельный князь был полноправным правителем своей земли, однако часть доходов с нее должен был посылать в Киев и выполнять все повеления Киевского князя.

Князь Владимир и его сыновья правили, опираясь на помощь дружин. Дружинники делились на старших и младших. Старшие дружинники — бояре — были советниками князя, с ними он обсуждал вопросы управления. Так возникла Боярская дума.

При принятии важнейших решений Владимир советовался также со «старцами градскими», т.е. с выборными главами народного самоуправления в городах. Эти старцы, очевидно, избирались на вече. Без поддержки вече князь не мог совершить ни одно серьезное действие. В дальнейшем роль народного собрания еще больше возрастала.

Социальная структура общества. С XI в. на Руси начинает складываться новая социальная структура, характерная для раннесредневекового общества.

В качестве платы за службу князья стали раздавать своим боярам земли с крестьянами. Такие земельные владения — вотчины — передавались по наследству от отца к сыну. Помимо получения земли от княжеской власти, по мнению некоторых историков, существовал и другой источник формирования высшего слоя бояр-вотчинников. Значительная (а возможно, и подавляющая) часть бояр происходила из среды местной знати.

На землях князей и бояр трудились зависимые от землевладельца крестьяне. Древнерусские источники сохранили названия различных категорий зависимого населения: рядовичи (заключившие с землевладельцем договор — ряд — об условиях работы), закупы, (трудившиеся за долг — купу, — взятый у землевладельца). Споры вызывает истолкование статуса смердов. Некоторые ученые считают, что смерд — это название лично свободных крестьян, другие полагают, что смерды находились в зависимости от землевладельцев. Скорее всего, содержание этого термина менялось в зависимости от исторического периода и региона.

Основная масса сельского населения Руси называлась люди. Люди жили вне вотчин и несли повинности в пользу государства.

В самом приниженном положении находились холопы — рабы, в основном из числа военнопленных. Прослойка холопов была довольно значительна, их труд использовался в княжеских ремесленных мастерских, были и холопы, «посаженные на землю» и занимавшиеся сельским хозяйством. Широко была распространена торговля рабами. Однако значение рабского труда в экономике в целом было невелико.

Правление Ярослава Мудрого и его сыновей. Князь Владимир Святославич умер в 1015 г. Между его сыновьями началась борьба за престол. Приемный сын Владимира Святпополк Окаянный (сын его брата Ярополка) убил трех сводных братьев Бориса, Глеба и Святослава. Святополк опирался на помощь польского короля, но потерпел поражение от Ярослава Владимировича, который окончательно утвердился в Киеве в 1019 г.

Ярослав вел войны с Польшей, с литовскими и прибалтийскими племенами. В 1036 г. под стенами Киева он наголову разгромил печенегов и покончил с их набегами. Авторитет князя был очень высок во всей Европе, о чем говорят браки его детей с правителями многих государств. Не спрашивая разрешения Константинополя, Ярослав добился избрания собором (съездом) русских священнослужителей первого митрополита из русских — Илариона.

Ярослав основал многие города (Ярославль, Юрьев и др.),строил храмы (крупнейший на Руси Софийский собор в Киеве), его сын Владимир возвел Софийский собор в Новгороде.

Великий князь Киевский покровительствовал просвещению и сам отличался образованностью — отсюда его прозвище Мудрый. При нем появилась первая часть Русской ПравдыУстав Ярослава, первый письменный закон на Руси.

Перед смертью в 1054 г. Ярослав разделил земли между сыновьями. Изяслав получил Киев, Святослав — Чернигов, Всеволод — Переяславль. В 1068 г. братья потерпели поражение от нового грозного врага — половцев, появившихся в середине XI в. в степях к югу от Руси. Узнав о поражении князей, киевляне восстали и изгнали Изяслава. Правда, вскоре Святослав разбил половцев, а Изяслав через год вернулся в Киев.

При Ярославичах к 1072 г. была составлена основная частьРусской Правды. Закон детально регламентировал положе­ние различных слоев населения, а также наказания за пре­ступления.

В 1073 г. между братьями начались усобицы. Святослав при поддержке Всеволода изгнал Изяслава и сам сел в Киеве. Однако вскоре он умер, а его сын Олег с помощью половцев начал борьбу с другими князьями. С этого времени междоусобные войны князей стали почти непрерывными. Они сопровождались набегами половцев.

Владимир Мономах. В ходе княжеских усобиц и борьбы с половцами широкую известность приобрел переяславский князь Владимир Мономах, сын Всеволода Ярославича. Он стал инициатором проведения съездов князей, на которых они пытались урегулировать свои взаимоотношения и сохранить единство Руси.

.Особенно важными стали решения съезда в Любече в 1097 г. На нем определили, что князья становятся наследственными владельцами своих земель и не должны стремиться захватить владения родственников («каждый да держит отчину свою»). Правда, Киев продолжал оставаться яблоком раздора, так как считался владением старшего в роду. Но по мере разветвления княжеской династии определить бесспорное старшинство стало невозможно.

На Любечском съезде было решено совместно бороться с половцами. В начале XII в. Владимир Мономах не раз добивался организации общих походов в степь. Половцы потерпели несколько сокрушительных поражений. Особенно крупными были походы 1103 и 1111 гг., когда дружины князей громили врага далеко от границ Руси.

В результате деятельности Владимира Мономаха образовалась своеобразная федерация княжеств. Номинальным главой ее был великий князь киевский. Однако правивший в Киеве двоюродный брат Мономаха Святополк Изяславич не пользовался влиянием ни среди других князей, ни в самом Киеве, где его считали покровителем грабивших народ ростовщиков. После смерти Святополка в 1113 г. в Киеве вспыхнуло восстание. На вече киевляне призвали на княжение Владимира Мономаха. Новый великий князь ввел дополнительные статьи в Русскую Правду, облегчавшие положение людей, попавших в кабалу к ростовщикам.

В правление Владимира Мономаха федерация княжеств стала больше походить на единое государство. Князья беспрекословно подчинялись воле киевского князя. Продолжая борьбу с половцами, Мономах на время обеспечил безопасность южных рубежей Руси.

Владимир Мономах умер в 1125 г. Ему наследовал сын Мстислав, которого летопись называет Великим. До своей смерти в 1132 г. Мстиславу удавалось сохранить положение, существовавшее при его отце. Однако остановить распад Руси стало уже невозможно.



ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ



1. Как было организовано управление в Древней Руси? Какую роль в этом управлении играло вече?

2. Опишите социальную структуру древнерусского общества.

3. Какой вклад в развитие Руси внес Ярослав Мудрый? Какие по­следствия имели усобицы сыновей Ярослава Мудрого?

4. Чем прославился Владимир Мономах?

5. Сравните Русь с западноевропейскими государствами раннего Средневековья. В чем состояли общие черты и различия.







Документ

Похвалы Ярославу Мудрому в «Повести временных лет».

Заложил Ярослав город большой, у которого сейчас Золотые ворота, заложил и церковь, Святой Софии митрополию, а затем церковь Святой Богородицы Благовещения на Золотых воротах, затем монастырь Святого Георгия и Святой Ирины. При нем начала вера христианская плодиться и распространяться, и черноризцы стали множиться, а монастыри появляться. Любил Ярослав церковные уставы, попов очень жаловал, особенно же черноризцев, и к книгам проявлял усердие, часто читая их и ночью, и днем. И собрал книгописцев множество, которые переводили с греческого на славянский язык. И написали они много книг, по которым верующие люди учатся и наслаждаются учением божественным. Как бывает, что один землю распашет, другой же засеет, а третьи пожинают и едят пищу неоскуде вающую, так и здесь. Отец ведь его Владимир землю вспахал и размягчил, то есть крещением просветил. Этот же засеял книжными словами сердца верующих людей, а мы пожинаем, учение, получая книжное.



ВОПРОСЫ К ДОКУМЕНТУ



1. За какие заслуги хвалит Ярослава Мудрого летописец? Почему внимание летописца сосредоточенно именно на этих деяниях князя?

2. С какой целью Ярослав Мудрый способствовал развитию книжного дела?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!