Тема урока : Общество и власть после революции
Цель урока: охарактеризовать сущность и последствия экономической политики правительства в 1906—1914 гг.
Тип урока: комбинированный
План урока:
1.Новый избирательный закон. III Государственная Дума
2. Ужесточение национальной политики
3. Общество и власть в годы столыпинских реформ
4. Нарастание революционных настроений
Ход урока:
Дайте краткую характеристику личности П. А. Столыпина
В каком году вышел указ о военно-полевых судах? Что предполагал данный указ?
Какие 2 части предполагала Программа реформ 24 августа 1906 года?
Когда был издан указ, разрешивший выход крестьян из общины?
Что предполагал данный указ?
Что такое «отруб», «хутор» ?
Назовите цели аграрной реформы
Кто в основном выходил из общины?
Кратко расскажите о переселенческой политике
Итоги реформ
I. Новый избирательный закон. 3 ГД
Новый избирательный закон – положение о выборах в Госдуму – сохранял прежние ограничения избирательных прав и вводил новые ограничения:
Парламент должен быть «русским по духу», иные народности должны иметь представителей для решения своих нужд, а не быть «вершителями вопросов чисто русских». Было урезано представительство национальных окраин: Польши, Кавказа, Средней Азии. Европейская Россия – 103 депутата, Азиатская – 15.
Сохранялось 4 курии:
1 разряд – крупная городская буржуазия 15% всех выборщиков. Таким образом, буржуазия, составлявшая 1% населения страны, избирала 2/3 всех выборщиков.
2 разряд – мелкая и средняя интеллигенция (11%)
Крестьянская курия. Сокращается число крестьянских выборщиков 43% до 22%.
Рабочая курия: с 268 рабочих до 113.
Общая тенденция: увеличение представительства землевладельцев и городской буржуазии; уменьшение рабочих, крестьян, мелкой и средней интеллигенции.
Сокращается общая численность Госдумы с 524 до 442 человека. В 3 Госдуме заняли 146 мест правые, 155 – октябристы, 108 – кадеты; 13 – трудовики; 20 – социал-демократы.
Председатель 3 Госдумы – Хомяков; затем Гучков; а ещё через год – Родзянко, ставший председателем и 4 Госдумы.
В результате формирования Парламента складывается госстрой, которому дают разные оценки:
Советская литература, основанная на оценках Ленина: абсолютная монархия. Государственная Дума признавалась безвластным учреждением. Давидович: «до 3 июня 1907 года Россия была Конституционной монархии, но третьеиюньский госпереворот вернул всё на старые позиции».
Дуалистическая монархия, правит монарх и парламент.
Лазаревский, Милюков, Нольде и пр. современники, оценивая события с точки зрения западного парламентаризма (разделение властей, наличие ответственного правительства, верховенство нижней палаты парламента и пр.), говорили, что в России зарождается и развивается конституционная монархия. Считали основные государственные законы Конституцией.
3 Госдума (ноябрь 1907 года – июнь 1912 года), несмотря на разногласия внутри, не препятствовала проведению реформ. Были приняты важные социально-направленные законы:
«О социальном страховании рабочий». При потери трудоспособности или несчастных случаях пенсии выплачивались владельцами предприятий». Учреждались больничные кассы.
1912 год: закон о передачи власти на местах из рук земских участковых начальников в руки мировых судей.
Обсуждение аграрного вопроса растянулось на 3,5 года. Закон был одобрен лишь 14 июня 1910 года, хотя действовал уже 3,5 года.
II. Ужесточение национальной политики
Идеологической основой реформ Столыпина, было создание культа единого русского народа. Такая политика нашла поддержку, как в народе, так и среди депутатов Думы. В октябре 1909 года в парламенте была создана фракция националистов, члены которой открыто заявляли о необходимости борьбы с «инородцами».
Ответственность за революционные события 1905 года была повешена на народы окраин, которые де факто вступили в борьбу одними из последних и никак не могли быть организаторами восстаний. Националисты и октябристы были верными соратниками Столыпина и несколько лет всячески поддерживали его реформы.
Тем не менее, после ужесточения национальной политики, некоторые народы Российской империи начали возвращаться к антиправительственным акциям, которые носили явный революционный характер. Члены фракций отказались вести дальнейшую политику национализации, так как боялись вспышки восстаний на национальных окраинах.
Положение министра ухудшилось, когда от национальной политики всеобщей русификации отказался сам император, которого также начали пугать нарастающие национально-освободительные движения в Империи. Со временем все больше становилось понятным, что министра-реформатора ждет скорая отставка.
III. Общество и власть в годы столыпинских реформ
Отношение было неоднозначным
Крестьяне разочарованы, тем, что не получили помещичьей земли (идеи «черного передела»)
Дворяне-видели в нем разрушителя вековых традиций
Помещикам, нужен был успокоитель, а не реформатор
Либеральная интеллигенция не могла простить ему военно-полевых судов
Для революционных партий - он «вешатель», «душитель революции»
Единственные, кто поддержал-октябристы, буржуазия, часть интеллигенции и чиновничества. Но позже и октябристы не поддержали Столыпина, так, как он часто действовал в обход ГД. Его поддерживала только фракция националистов, но она была не популярной.
Николай 2 так же перестал поддерживать Столыпина, понимая, что Россия после реформ не будет нуждаться в самодержавной власти. Все ждали отставки Столыпина, но 1 сентября 1991 Столыпин был убит одним из активистов революционного движения возле оперного театра в Киеве. Убийство приобрело широкий резонанс в обществе - многие считали, что убийца был оплаченным агентом Николая II.
IV. Нарастание революционных настроений
В 1910 г. Россия вступила в полосу промышленного подъема, она занимала первое место в мире по росту промышленного производства. Но в это же время, после установленного Столыпиным кратковременного «покоя», начинается подъем революционного движения в стране. Осенью 1910 г. рабочие и студенты Петербурга потребовали почтить память Льва Толстого отменой смертной казни, провели политическую демонстрацию. В 1910 г. бастовало 46 тысяч человек, в 1911 — 105 тысяч человек; стачки в основном носили экономический характер, их участники требовали увеличения зарплаты, отмены штрафов. В 1911 г. вузы России охватила всеобщая студенческая забастовка. В МГУ против политики Министерства просвещения выступили более 100 профессоров (К. А. Тимирязев, П. И. Лебедев, В. И. Вернадский). В 1909 г. было 80 крестьянских выступлений, в 1910 г. — около 150; крестьяне выступали против столыпинской реформы, убивали хуторян, землемеров.
2. Массовое движение началось в 1912 г., после расстрела рабочих на Ленских приисках (4 апреля 1912г.). Забастовка на приисках началась из-за плохого качества мяса в хозяйских лавочках. Был создан забастовочный комитет, который потребовал улучшения условий труда. 4 апреля рабочие организовали коллективное шествие к прокурору для вручения жалобы. По приказу жандарма Терещенко солдаты открылиогонь. Было убито 270 человек, ранено — 250, жертвами стали не только рабочие, но и их жены и дети.
3. Ленский расстрел положил начало подъему революционного движения 1912—1914 гг. Если в 1912 г. бастовал 1 млн человек, то в 1914 г. — более 2 млн. Готовились вооруженные восстания на Балтийском и Черноморском флотах, которые поднять не удалось. Летом 1912 г. восстали саперы Ташкентского гарнизона, 14 восставших были повешены. В стране назревал общенациональный кризис:
столыпинская реформа обострила борьбу в деревне;
Государственная дума не смогла предотвратить нарастание революционных выступлений;
черносотенцы требовали массовых расправ с рабочими.
Кризисная ситуация в стране осознавалась и верхами. Представители различных партий были единодушны во мнении, что авторитет правительственной власти, не желающей считаться с требованиями времени, пал до критической отметки; страна шла к катастрофе.
4. Летом 1914 г. в Петербурге началась всеобщая забастовка, происходили столкновения с войсками, строились баррикады. И лишь Первая мировая война предотвратила новую революцию в России.
Национальная политика
1. В 1907—1914 гг. особый размах приобрел антисемитизм, гонения на еврейское население. Произошли чудовищные еврейские погромы в Кишиневе, Полоцке, Белоруссии.
2. В этот период начинают возникать националистические организации в Армении, Азербайджане, Средней Азии, Финляндии. Все эти организации выступали за частичные демократические права, создание школ и театров на родном языке, за издание национальных газет и т.д
Домашнее задание : П.7, подготовиться к проверочному тесту