СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Общество как развивающаяся система

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация поможет учителю провести наглядный запоминающийся урок обществознания в 10 классе (профильный уровень) на тему "Общество как развивающаяся система"

Просмотр содержимого документа
«Общество как развивающаяся система»

План урока Системный подход к обществу Системное строение общества Сферы общественной жизни как подсистемы общества Изменчивость и стабильность

План урока

  • Системный подход к обществу
  • Системное строение общества
  • Сферы общественной жизни как подсистемы общества
  • Изменчивость и стабильность
1.  Системный подход к обществу Общество в целом и отдельные его стороны рассматриваются как совокупность взаимосвязанных элементов. Общество - совокупность людей, связанных социальными отношениями, отличная от природы, но неразрывно с ней связанная часть реального мира. Важный аспект наших знаний об обществе на социально-философском уровне, - анализ  общества как целостной системы.

1. Системный подход к обществу

Общество в целом и отдельные его стороны рассматриваются как совокупность взаимосвязанных элементов. Общество - совокупность людей, связанных социальными отношениями, отличная от природы, но неразрывно с ней связанная часть реального мира. Важный аспект наших знаний об обществе на социально-философском уровне, - анализ общества как целостной системы.

1.  Системный подход к обществу        Слово «система» греческого происхождения, означает «целое», «составленное из частей», «совокупность». Общество является сложной открытой системой. Естественным условием его существования выступает природная среда. В ходе общественного производства люди постоянно взаимодействуют с природой, используя созданные ими средства труда. Если такое взаимодействие прервется, общество, не способное к производству материальных благ, прекратит свое существование.

1. Системный подход к обществу

       Слово «система» греческого происхождения, означает «целое», «составленное из частей», «совокупность». Общество является сложной открытой системой. Естественным условием его существования выступает природная среда. В ходе общественного производства люди постоянно взаимодействуют с природой, используя созданные ими средства труда. Если такое взаимодействие прервется, общество, не способное к производству материальных благ, прекратит свое существование.

2. Системное строение общества        Важнейшие элементы общества - это  люди  и связывающие их  общественные отношения.  Иногда выделяют такие элементы, как  вещи  и  знаки  (картины, книги, т.е. то, что является плодами духовной культуры в их материальной оболочке).

2. Системное строение общества

       Важнейшие элементы общества - это люди и связывающие их общественные отношения. Иногда выделяют такие элементы, как вещи и знаки (картины, книги, т.е. то, что является плодами духовной культуры в их материальной оболочке).

2. Системное строение общества        Одним из основных компонентов общества является социальный  институт  (Институт с лат. – «установление»). Существуют пять основных групп общественных потребностей: - Потребность в воспроизводстве рода - Потребность в безопасности и социальном порядке - Потребность в средствах существования - Потребность в получении знаний, социализация - Потребность в решении духовных проблем

2. Системное строение общества

       Одним из основных компонентов общества является социальный институт (Институт с лат. – «установление»).

Существуют пять основных групп общественных потребностей:

- Потребность в воспроизводстве рода

- Потребность в безопасности и социальном порядке

- Потребность в средствах существования

- Потребность в получении знаний, социализация

- Потребность в решении духовных проблем

2. Системное строение общества        В соответствии с ними возникли социальные институты : - Институт семьи и брака - Политические институты, особенно государство - Экономические институты (производство) - Институты образования, науки и культуры - Институт религии Наряду с элементами в устройстве общества различают более крупные компоненты, сами имеющие сложный составной характер,  - общественные институты, а также сферы жизни общества.

2. Системное строение общества

       В соответствии с ними возникли социальные институты :

- Институт семьи и брака

- Политические институты, особенно государство

- Экономические институты (производство)

- Институты образования, науки и культуры

- Институт религии

Наряду с элементами в устройстве общества различают более крупные компоненты, сами имеющие сложный составной характер,  - общественные институты, а также сферы жизни общества.

3. Сферы общественной жизни как подсистемы общества Выделяются несколько сфер общественной жизни.         Экономическая сфера  охватывает отношения, связанные с производством, распределением, обменом и потреблением материальных благ. Важнейшая функция здесь - взаимодействие общества как системы с внешней природной средой: приспособление к ней (адаптация) и ее преобразование.         Социальная сфера  включает отношения между различными социальными общностями и группами. Она призвана объединять, интегрировать общество на основе соотнесения и учета интересов различных групп.

3. Сферы общественной жизни как подсистемы общества

Выделяются несколько сфер общественной жизни.

       Экономическая сфера охватывает отношения, связанные с производством, распределением, обменом и потреблением материальных благ. Важнейшая функция здесь - взаимодействие общества как системы с внешней природной средой: приспособление к ней (адаптация) и ее преобразование.

        Социальная сфера включает отношения между различными социальными общностями и группами. Она призвана объединять, интегрировать общество на основе соотнесения и учета интересов различных групп.

3. Сферы общественной жизни как подсистемы общества Сферы жизни общества как части единой системы неразрывно связаны между собой, изменения в одной влекут, как правило, изменения в другой.        Духовная сфера  охватывает отношения, складывающиеся в процессе создания, распространения, сохранения и освоения духовных ценностей. Через нее осуществляется такая важная функция общества, как поддержание определенных ценностей, норм человеческого общежития.           Политическую сферу  образуют отношения гражданского общества, политических партий и государства. Назначение сферы политики - осуществлять руководство и управление.

3. Сферы общественной жизни как подсистемы общества

Сферы жизни общества как части единой системы неразрывно связаны между собой, изменения в одной влекут, как правило, изменения в другой.

       Духовная сфера охватывает отношения, складывающиеся в процессе создания, распространения, сохранения и освоения духовных ценностей. Через нее осуществляется такая важная функция общества, как поддержание определенных ценностей, норм человеческого общежития.

       Политическую сферу образуют отношения гражданского общества, политических партий и государства. Назначение сферы политики - осуществлять руководство и управление.

3. Сферы общественной жизни как подсистемы общества         Какая из сфер жизни общества является определяющей? Наиболее обстоятельная разработка идеи о приоритете экономики, производственных отношений в общественном развитии принадлежит К.Марксу , считавшему, что изменения в производстве, отношениях собственности вызывают крупные сдвиги в других областях жизни: «Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни общества».

3. Сферы общественной жизни как подсистемы общества

        Какая из сфер жизни общества является определяющей? Наиболее обстоятельная разработка идеи о приоритете экономики, производственных отношений в общественном развитии принадлежит К.Марксу , считавшему, что изменения в производстве, отношениях собственности вызывают крупные сдвиги в других областях жизни: «Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни общества».

3. Сферы общественной жизни как подсистемы общества       При рассмотрении общественных явлений в расчет нужно принимать целый ряд факторов, и решающим среди них не всегда будет экономический. Экономические процессы не могут не испытывать политических, социальных и духовных сдвигов в обществе, что показал немецкий социолог М.Вебер . Исследуя зарождение капитализма, он обратил внимание на роль, которую сыграло изменение духовных ценностей определенной части общества - людей, перешедших на позиции протестантизма.

3. Сферы общественной жизни как подсистемы общества

      При рассмотрении общественных явлений в расчет нужно принимать целый ряд факторов, и решающим среди них не всегда будет экономический. Экономические процессы не могут не испытывать политических, социальных и духовных сдвигов в обществе, что показал немецкий социолог М.Вебер . Исследуя зарождение капитализма, он обратил внимание на роль, которую сыграло изменение духовных ценностей определенной части общества - людей, перешедших на позиции протестантизма.

4. Изменчивость и стабильность Общество -  саморазвивающаяся система.  Многие философы, социологи, историки поддерживали идею эволюционного развития общества от низшего к высшему. Сторонники эволюционизма подчеркивали постепенность изменений, преемственность в развитии различных сторон общества, обращали внимание на значение традиций. Так же как и в биологии, развитие считалось необратимым.

4. Изменчивость и стабильность

Общество - саморазвивающаяся система.

Многие философы, социологи, историки поддерживали идею эволюционного развития общества от низшего к высшему. Сторонники эволюционизма подчеркивали постепенность изменений, преемственность в развитии различных сторон общества, обращали внимание на значение традиций. Так же как и в биологии, развитие считалось необратимым.

4. Изменчивость и стабильность Проведение прямых аналогий между обществом и природой не позволяет понять специфику общественных явлений. К обществу не применимо в полной мере положение о необратимости изменений. История знает примеры регресса, упадка, возврата к более примитивным формам организации.

4. Изменчивость и стабильность

Проведение прямых аналогий между обществом и природой не позволяет понять специфику общественных явлений. К обществу не применимо в полной мере положение о необратимости изменений. История знает примеры регресса, упадка, возврата к более примитивным формам организации.

4. Изменчивость и стабильность Марксисты считали, что решающую роль в обновлении общества играют социальные революции . Истоки революции, по мнению К.Маркса, лежат в непримиримом конфликте тех социальных сил, которые олицетворяют уходящий экономический строй, с классами, заинтересованными в утверждении новых порядков. В ходе революции передовой класс свергает реакционный, берет власть в свои руки и осуществляет назревшие перемены во всех сферах жизни общества.     Ф.Энгельс и К.Маркс

4. Изменчивость и стабильность

Марксисты считали, что решающую роль в обновлении общества играют социальные революции . Истоки революции, по мнению К.Маркса, лежат в непримиримом конфликте тех социальных сил, которые олицетворяют уходящий экономический строй, с классами, заинтересованными в утверждении новых порядков. В ходе революции передовой класс свергает реакционный, берет власть в свои руки и осуществляет назревшие перемены во всех сферах жизни общества.

Ф.Энгельс и К.Маркс

4. Изменчивость и стабильность Происходит постоянное ускорение социальных изменений. Если последние 50 тыс. лет существования человечества измерить числом поколений, то таких поколений получится 800. Из них 650 провели свою жизнь в пещерах. Письменностью пользуются последние 70. Лишь 6 последних поколений получили возможность пользоваться печатным словом. Только при жизни последних четырех поколений люди научились довольно точно измерять время.

4. Изменчивость и стабильность

Происходит постоянное ускорение социальных изменений. Если последние 50 тыс. лет существования человечества измерить числом поколений, то таких поколений получится 800. Из них 650 провели свою жизнь в пещерах. Письменностью пользуются последние 70. Лишь 6 последних поколений получили возможность пользоваться печатным словом. Только при жизни последних четырех поколений люди научились довольно точно измерять время.

4. Изменчивость и стабильность Изменения охватывают не только образ жизни, но и образ мыслей людей: их взгляды, предпочтения, представления о должном. Вместе с тем ряд ценностей сохраняет свое значение и в современном мире. К примеру, семью миллионы людей в мире по-прежнему считают важнейшей ценностью в своей жизни. Множество людей остаются приверженцами религий, зародившихся тысячелетия назад.

4. Изменчивость и стабильность

Изменения охватывают не только образ жизни, но и образ мыслей людей: их взгляды, предпочтения, представления о должном. Вместе с тем ряд ценностей сохраняет свое значение и в современном мире. К примеру, семью миллионы людей в мире по-прежнему считают важнейшей ценностью в своей жизни. Множество людей остаются приверженцами религий, зародившихся тысячелетия назад.

Полные блоки презентаций  по Всеобщей истории, истории России и Обществознанию  Вы можете найти на сайте  http://presentation-history.ru/  На сайте также размещены  поурочные планы по истории и обществознанию с 5 по 11 классы, тестовые задания по истории и обществознанию, ответы на ВСЕ тестовые задания к ЕГЭ и ОГЭ по обществознанию открытого банка заданий ФИПИ , карты по Всеобщей истории и истории России, материалы для дополнительных занятий и многое другое.

Полные блоки презентаций по Всеобщей истории, истории России и Обществознанию Вы можете найти на сайте http://presentation-history.ru/

На сайте также размещены поурочные планы по истории и обществознанию с 5 по 11 классы, тестовые задания по истории и обществознанию, ответы на ВСЕ тестовые задания к ЕГЭ и ОГЭ по обществознанию открытого банка заданий ФИПИ , карты по Всеобщей истории и истории России, материалы для дополнительных занятий и многое другое.

Домашнее задание Изучить параграф 10 Ответить на вопросы «Проверь себя» в конце параграфа (устно) Задания «Подумайте, обсудите, сделайте» подготовиться дома (сделать необходимые заготовки)

Домашнее задание

  • Изучить параграф 10
  • Ответить на вопросы «Проверь себя» в конце параграфа (устно)
  • Задания «Подумайте, обсудите, сделайте» подготовиться дома (сделать необходимые заготовки)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!