СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Общество - сложная система

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебник 2023 года

Просмотр содержимого документа
«Общество - сложная система»

Обществознание. 8 класс Общество - сложная система  Михайлова Надежда Михайловна

Обществознание. 8 класс

Общество - сложная система

Михайлова Надежда Михайловна

Домашнее задание § 1 стр. 8-9 , записи в тетради. Выучить новые понятия.  Задания ВПР выполнить письменно в тетради для домашних работ. По желанию: коллаж Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Домашнее задание

§ 1 стр. 8-9 ,

записи в тетради.

Выучить новые понятия.

Задания ВПР выполнить письменно в тетради для домашних работ.

По желанию: коллаж

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Что такое система Какие виды систем Вы можете назвать? Система Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Что такое система

Какие виды систем Вы можете назвать?

Система

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Часы – механическая система. Если разобрать часы, все элементы аккуратно сложить. Разобранные часы будут системой? Почему? Что же такое система? Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Часы – механическая система.

Если разобрать часы, все элементы аккуратно сложить. Разобранные часы будут системой? Почему?

Что же такое система?

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Что такое система Система - это целое, состоящее из взаимосвязанных элементов. Динамическая система  – система, допускающая различные изменения, развитие, возникновение новых и отмирание старых элементов и связей между ними. Можно ли общество считать системой? Можно ли общество считать динамической системой? Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Что такое система

Система - это целое, состоящее из взаимосвязанных элементов.

Динамическая система – система, допускающая различные изменения, развитие, возникновение новых и отмирание старых элементов и связей между ними.

Можно ли общество считать системой?

Можно ли общество считать динамической системой?

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Общество  Это динамическая  система Это сложная  система Элементы меняют свои характеристики Состоит из множества элементов и подсистем Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Общество

Это динамическая система

Это сложная система

Элементы меняют свои характеристики

Состоит из множества элементов и подсистем

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

 Характеристика общества Сложная динамическая Общество саморазвивающаяся система Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Характеристика общества

Сложная

динамическая

Общество

саморазвивающаяся

система

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

2. Элементы общества 1.Человек – универсальный, неделимый элемент общественной системы. Общество Элементы Сфера (подсистем) Сферы (подсистемы) общества Политическая Духовная Экономическая Социальная Стр. 11 учебника Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21» 7

2. Элементы общества

1.Человек – универсальный, неделимый элемент общественной системы.

Общество

Элементы

Сфера (подсистем)

Сферы (подсистемы) общества

Политическая

Духовная

Экономическая

Социальная

Стр. 11 учебника

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

7

Элементы общества Основные подсистемы общества - те сферы, в которых осуществляется совместная деятельность людей, направленная на сохранение и расширенное воспроизводство их жизни. 2. Сфера общества – это определенная область общественной жизни, включающая наиболее устойчивые формы взаимодействия людей.   Динамичная система Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Элементы общества

Основные подсистемы общества - те сферы, в которых осуществляется совместная деятельность людей, направленная на сохранение и расширенное воспроизводство их жизни.

2. Сфера общества – это определенная область общественной жизни, включающая наиболее устойчивые формы взаимодействия людей.

Динамичная система

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Заполним таблицу Стр. 8 Сферы общественной жизни Составляющие элементы Функции Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Заполним таблицу

Стр. 8

Сферы общественной жизни

Составляющие элементы

Функции

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Сферы общества  Подсистемы общества Хозяйственная деятельность, когда создаются материальные блага Взаимоотношения людей, групп по поводу власти и подчинения. Управление обществом, охрана порядка Сферы тесно связаны друг с другом Взаимоотношения, взаимосвязи людей друг с другом, повседневная жизнь  Создание и освоение и передача духовных благ Динамичная система Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Сферы общества

Подсистемы общества

Хозяйственная деятельность, когда создаются материальные блага

Взаимоотношения людей, групп по поводу власти и подчинения. Управление обществом, охрана порядка

Сферы тесно связаны друг с другом

Взаимоотношения, взаимосвязи людей друг с другом, повседневная жизнь

Создание и освоение и передача духовных благ

Динамичная система

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Экономическая сфера Производство Обмен Распределение Потребление Производство материальных и нематериальных благ (товаров и услуг) Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Экономическая сфера

Производство

Обмен

Распределение

Потребление

Производство материальных и нематериальных благ

(товаров и услуг)

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Политическая сфера Президент, Государство правительство, парламент Местные органы власти Армия, полиция ОСНОВА - ВЛАСТЬ Управление, охрана порядка и стабильности Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Политическая сфера

Президент,

Государство

правительство, парламент

Местные органы власти

Армия,

полиция

ОСНОВА - ВЛАСТЬ

Управление, охрана порядка и стабильности

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Социальна сфера Семья Социально незащищенные слои населения Организации, которые обеспечивают благосостояние людей Касты, сословия, классы, этнос Собес, пенсионный фонд, здравоохранение, предприятия связи Повседневная жизнь. Воспроизводство и социализация человека. Взаимодействие больших и малых социальных групп общества. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Социальна сфера

Семья

Социально незащищенные слои населения

Организации, которые обеспечивают благосостояние людей

Касты, сословия, классы, этнос

Собес, пенсионный фонд, здравоохранение, предприятия связи

Повседневная жизнь. Воспроизводство и социализация человека. Взаимодействие больших и малых социальных групп общества.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Духовная сфера Религия Наука и образование Культура, искусство Мораль (этика) Эстетика Главный элемент  – духовные ценности, существующие в виде идей и получающие своё материальное воплощение в виде языка, произведений искусства и т.д. Создание и освоение духовных благ, знаний, ценностей и передача их следующему поколению. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Духовная сфера

Религия

Наука и образование

Культура, искусство

Мораль (этика)

Эстетика

Главный элемент – духовные ценности, существующие в виде идей и получающие своё материальное воплощение в виде языка, произведений искусства и т.д.

Создание и освоение духовных благ, знаний, ценностей и передача их следующему поколению.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

3. Основные институты общества Социальный институт – исторически сложившаяся, устойчивая форма организации людей, которая регулируется нормами, обычаями, традициями и удовлетворяет основные потребностей общества. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

3. Основные институты общества

Социальный институт

исторически сложившаяся, устойчивая форма организации людей, которая регулируется нормами, обычаями, традициями и удовлетворяет основные потребностей общества.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Признаки социального института Социальный институт Устойчивая форма организации Набор социальных статусов и ролей Система санкций Совокупность норм-регуляторов Материальные средства и ресурсы Символы Социальные институты упорядочивают нашу жизнь, отвечают насущным потребностям и личности, и общества Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Признаки социального института

Социальный институт

Устойчивая форма организации

Набор социальных статусов и ролей

Система санкций

Совокупность норм-регуляторов

Материальные средства и ресурсы

Символы

Социальные институты упорядочивают нашу жизнь, отвечают насущным потребностям и личности, и общества

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Совокупность социальных норм На сохранение целостности общества и регулирование разнообразных отношений между людьми направлены социальные нормы  - правила поведения, которые складывались в соответствии с потребностями общества. ТРАДИЦИИ МОРАЛЬ ОБЫЧАИ ТАБУ ЭТИКА ПРАВО РЕЛИГИЯ ПОЛИТИКА

Совокупность социальных норм

На сохранение целостности общества и регулирование разнообразных отношений между людьми направлены социальные нормы - правила поведения, которые складывались в соответствии с потребностями общества.

ТРАДИЦИИ

МОРАЛЬ

ОБЫЧАИ

ТАБУ

ЭТИКА

ПРАВО

РЕЛИГИЯ

ПОЛИТИКА

Совокупность социальных норм Разрешение вести себя определенным образом Разрешение вести себя определенным образом Требуемое действие Требуемое действие Действие, которое нельзя совершать Действие, которое нельзя совершать Дозволения Предписания Запрета Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Совокупность социальных норм

  • Разрешение вести себя определенным образом
  • Разрешение вести себя определенным образом
  • Требуемое действие
  • Требуемое действие
  • Действие, которое нельзя совершать
  • Действие, которое нельзя совершать

Дозволения

Предписания

Запрета

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Функции социальных норм 1.  Регулируют общий ход социализации 2. Интегрируют индивидов в группы, а группы – в общество 3. Контролируют отклоняющееся поведение 4. Служат эталонами поведения 5. Прогностическая 6. Охранительная Социальный контроль – это механизм воздействия общества на поведение личности и социальных групп Элементы социального контроля: Функции социального контроля: Регулятивная Охранительная Стабилизирующая Социальные нормы Индивидуальное самосознание Общественное мнение Самоконтроль Социальные санкции Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Функции социальных норм

1. Регулируют общий ход социализации

2. Интегрируют индивидов в группы, а группы – в общество

3. Контролируют отклоняющееся поведение

4. Служат эталонами поведения

5. Прогностическая

6. Охранительная

Социальный контроль – это механизм воздействия общества на поведение личности и социальных групп

Элементы социального контроля:

Функции социального контроля:

  • Регулятивная
  • Охранительная
  • Стабилизирующая
  • Социальные нормы
  • Индивидуальное самосознание
  • Общественное мнение
  • Самоконтроль
  • Социальные санкции

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Признаки социального контроля 3. Коллективное осуществление контроля  Упорядоченность, категоричность, формальность 2. Связь с санкциями Виды социального контроля: Формальный посредством норм права Неформальный посредством норм морали и обычая Социальный контроль в профессиональной деятельности Социальный контроль в семье и частной жизни Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Признаки социального контроля

3. Коллективное осуществление контроля

  • Упорядоченность, категоричность,

формальность

2. Связь с санкциями

Виды социального контроля:

  • Формальный посредством норм права
  • Неформальный посредством норм морали и обычая
  • Социальный контроль в профессиональной деятельности
  • Социальный контроль в семье и частной жизни

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Применение социальных санкций в одних случаях требует присутствия посторонних лиц, а в других нет. В зависимости от этого выделяют  два вида социального контроля:  ВНУТРЕННИЙ  (Самоконтроль) Индивид сам контролирует свое поведение, согласовывая его с общепринятыми нормами. Если он совершит поступок против норм – у него возникает чувство вины – муки совести. Совесть – проявление внутреннего контроля . Чем выше внутренний контроль, тем меньше общество прибегает к внешним. ВНЕШНИЙ Совокупность институтов и механизмов, гарантирующих соблюдение общепринятых норм и законов Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Применение социальных санкций в одних случаях требует присутствия посторонних лиц, а в других нет. В зависимости от этого выделяют два вида социального контроля:

ВНУТРЕННИЙ

(Самоконтроль)

Индивид сам контролирует свое поведение, согласовывая его с общепринятыми нормами. Если он совершит поступок против норм – у него возникает чувство вины – муки совести.

Совесть – проявление внутреннего контроля .

Чем выше внутренний контроль, тем меньше общество прибегает

к внешним.

ВНЕШНИЙ

Совокупность институтов и механизмов, гарантирующих соблюдение общепринятых норм и законов

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Задание. Приведите в соответствие Институты Сферы А) государство 1) экономическая сфера Б) семья  2) политическая сфера В) школа 3) социальная сфера Г) церковь 4) духовная сфера Д) финансовая система Е) средства массовой информации Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Задание. Приведите в соответствие

Институты

Сферы

А) государство

1) экономическая сфера

Б) семья

2) политическая сфера

В) школа

3) социальная сфера

Г) церковь

4) духовная сфера

Д) финансовая система

Е) средства массовой информации

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Закрепление  Что «лишнее»? Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Закрепление

Что «лишнее»?

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

ЗАКРЕПЛЕНИЕ К какой из сфер общества относится: Показ нового фильма в кинотеатре Покупка продуктов в магазине Сборка новых автомобилей на заводе Призыв в армию Выпечка хлеба в пекарне Выборы президента Прием больных в поликлинике Обучение студентов в институте Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

ЗАКРЕПЛЕНИЕ

К какой из сфер общества относится:

  • Показ нового фильма в кинотеатре
  • Покупка продуктов в магазине
  • Сборка новых автомобилей на заводе
  • Призыв в армию
  • Выпечка хлеба в пекарне
  • Выборы президента
  • Прием больных в поликлинике
  • Обучение студентов в институте

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Закрепление 1. Власть, парламент, президент, избирательные системы относятся к сфере общественной жизни   1) экономической 2) социальной 3) политической 4) духовной Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Закрепление

1. Власть, парламент, президент, избирательные системы относятся к сфере общественной жизни

 

1) экономической

2) социальной

3) политической

4) духовной

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Закрепление 2. Производство, распределение, обмен, потребление относятся к сфере общественной жизни   1) экономической 2) социальной 3) политической 4) духовной Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Закрепление

2. Производство, распределение, обмен, потребление относятся к сфере общественной жизни

 

1) экономической

2) социальной

3) политической

4) духовной

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Закрепление 3. Наука, образование, религия, культура относятся к сфере общественной жизни   1) экономической 2) социальной 3) политической 4) духовной Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Закрепление

3. Наука, образование, религия, культура относятся к сфере общественной жизни

 

1) экономической

2) социальной

3) политической

4) духовной

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Закрепление 4. Род, племя, народность, нация, класс, семья относятся к сфере общественной жизни   1) экономической 2) социальной 3) политической 4) духовной Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Закрепление

4. Род, племя, народность, нация, класс, семья относятся к сфере общественной жизни

 

1) экономической

2) социальной

3) политической

4) духовной

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Закрепление 5. К политической сфере жизни общества непосредственно относится  Победа оппозиционного кандидата на выборах в парламент  Снижение темпов промышленного роста  Рост рождаемости - демографический бум в отдельных регионах страны  Проведение предновогодних концертов классической музыки Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Закрепление

5. К политической сфере жизни общества непосредственно относится

  • Победа оппозиционного кандидата на выборах в парламент
  • Снижение темпов промышленного роста
  • Рост рождаемости - демографический бум в отдельных регионах страны
  • Проведение предновогодних концертов классической музыки

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Закрепление 6. Общество, как динамическую систему, характеризует   Наличие элементов и подсистем  Связь социальной системы с природой  Коммуникации внутри элементов и подсистем  Возникновение новых элементов взамен исчезнувших Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Закрепление

6. Общество, как динамическую систему, характеризует

  • Наличие элементов и подсистем
  • Связь социальной системы с природой
  • Коммуникации внутри элементов и подсистем
  • Возникновение новых элементов взамен исчезнувших

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Дома 1. Депутат парламента использовал свой авторитет в избирательном округе для разрешения конфликта между руководством фабрики и работниками, недовольными низкой заработной платой и тяжёлыми условиями труда. Требования работников были удовлетворены. Взаимосвязь каких сфер общественной жизни иллюстрирует данный пример? Поясните свой ответ. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Дома

1. Депутат парламента использовал свой авторитет в избирательном округе для разрешения конфликта между руководством фабрики и работниками, недовольными низкой заработной платой и тяжёлыми условиями труда. Требования работников были удовлетворены.

Взаимосвязь каких сфер общественной жизни иллюстрирует данный пример? Поясните свой ответ.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Дома 2. При описании какой сферы общества используются слова «демократия», «федерация»? Поясните свой ответ. 3. Правительство ввело запрет на ввоз говядины и мяса птицы иностранного производства. Взаимосвязь каких сфер общественной жизни иллюстрирует данный пример? Поясните свой ответ. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Дома

2. При описании какой сферы общества используются слова «демократия», «федерация»? Поясните свой ответ.

3. Правительство ввело запрет на ввоз говядины и мяса птицы иностранного производства.

Взаимосвязь каких сфер общественной жизни иллюстрирует данный пример? Поясните свой ответ.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Дома 4. Среди этих изображений определите не менее двух пар связанных изображений и укажите, что их связывает. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Дома

4. Среди этих изображений определите не менее двух пар связанных изображений и укажите, что их связывает.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Дома 5. Привлекая обществоведческие знания, составьте краткое (из 5 –7 предложений) сообщение о нашей стране, используя все приведённые ниже понятия: Российская Федерация, субъекты РФ, Конституция РФ, Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Дома

5. Привлекая обществоведческие знания, составьте краткое (из 5 –7 предложений) сообщение о нашей стране, используя все приведённые ниже понятия:

  • Российская Федерация,
  • субъекты РФ,
  • Конституция РФ,
  • Президент РФ,
  • Федеральное Собрание,
  • Правительство РФ.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»