Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Москаленского муниципального района Омской области
«Ильичевская средняя общеобразовательная школа»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету (курсу) «Обществознание»
11 КЛАСС
Сроки реализации программы: 2019-2020 учебный год
Разработал:
Гуляев Виктор Васильевич
Учитель истории и обществознания
МБОУ «Ильичевская СОШ
с.Ильичевка 2019 год
Пояснительная записка:
Рабочая программа по обществознанию для учащихся 11 класса среднего общего образования составлена на основе:
Приказа Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» с принятыми изменениями;
Основной образовательной программы среднего общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Москаленского муниципального района Омской области «Ильичевская средняя общеобразовательная школа» -1-е издание(принята на заседании педагогического совета – Протокол №1 от 29.08.2019г. и утверждена на заседании совета школы – Протокол №2 от 31.08.2019г. и директором школы – Приказ №67-ОД от 10.09.2019г.).
УМК
Обществознание 11 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений: базовый уровень (Л.Н.Боголюбов, Ю.И.Аверьянов, Н.И Городецкая и др.) под ред. Л.Н. Боголюбова; Рос академия наук, изд «Просвещение» 2015г.
Цели программы:
- развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;
Основные задачи:
- формирование умения получать социальную информацию из разнообразных источников и самостоятельно ориентироваться в ней;
- формирование качеств личности, ее самосознания, идеалов, убеждений, ценностных ориентации предполагает усвоение определенных знаний, выработку соответствующих умений, овладение другими элементами культуры;
- формирование опыта применения полученных знаний для решений типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; в межличностных отношениях, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
- формировать аналитическое мышление школьника, способность самостоятельно разбираться в существе вопроса, подготовиться к будущей профессиональной деятельности;
- развивать умение решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные жизненные ситуации, давать оценку собственным действиям и действиям других людей с точки зрения нравственности и права;
–Количество учебных часов: в год –68 часов (2часа в неделю, 34 учебных недели)
–Формы промежуточной и итоговой аттестации: контрольные работы, самостоятельные работы, тесты.
–Уровень обучения – базовый.
–Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год.
Планируемые результаты освоения учебного предмета:
Программа обеспечивает достижения следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
Знать/понимать
- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
- тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
- особенности социально-гуманитарного познания.
Уметь:
- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
- объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов( правовых, научно-популярных, публицистических и др. ) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
совершенствования собственной познавательной деятельности;
критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации.
решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
Содержание учебного предмета:
Введение
РАЗДЕЛ 1. ЭКОНОМИКА
Экономика и экономическая наука. Что изучает экономическая наука. Экономическая деятельность. Измерители экономической деятельности. Понятие ВВП.
Экономический рост и развитие. Факторы экономического роста. Экономические циклы.
Рынок и рыночные структуры. Конкуренция и монополия. Спрос и предложение. Факторы спроса и предложения. Фондовый рынок Акции, облигации и другие ценные бумаги.
Роль фирм в экономике РФ. Факторы производства и факторные доходы. Постоянные и переменные издержки. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Налоги, уплачиваемые предприятиями.
Бизнес в экономике. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности в РФ.
Вокруг бизнеса. Источники финансирования бизнеса. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга.
Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты. Госбюджет. Государственный долг. Основы денежной и бюджетной политики. Защита конкуренции и антимонопольное законодательство.
Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции.
Рынок труда. Безработица. Причины и экономические последствия безработицы. Государственная политика в области занятости в РФ.
Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные проблемы экономики.
Экономика потребителя. Сбережения, страхование. Экономика производителя. Рациональное экономическое поведение потребителя и производителя.
РАЗДЕЛ 2. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА
Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Выбор в условиях альтернативы и ответственность за его последствия.
Демографическая ситуация в РФ. Проблема неполных семей в РФ.
Религиозные объединения и организации в РФ,РК Опасность тоталитарных сект.
Общественное и индивидуальное сознание. Социализация индивида.
Политическое сознание. Политическая идеология. Политическая психология. Политическое поведение. Многообразие форм политического поведения. Современный терроризм, его опасность. Роль СМИ в политической жизни.
Политическая элита. Особенности ее формирования в современной России.
Политическое лидерство. Типология лидерства. Лидеры и ведомые.
РАЗДЕЛ 3. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ
Гуманистическая роль естественного права. Тоталитарное правопонимание. Развитие норм естественного права. Естественное право как юридическая реальность. Законотворческий процесс в Российской Федерации,
Гражданин, его права и обязанности. Гражданство в РФ. Воинская обязанность. Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщика.
Экологическое право. Право граждан на благоприятную окружающую среду. Способы защиты экологических прав.Экологические правонарушения в РФ.
Гражданское право. Субъекты гражданского права. Имущественные права. Право на интеллектуальную собственность. Наследование. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.
Семейное право. Порядок и условия заключения брака. Порядок и условия расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов.
Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключение и расторжение трудового договора. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг.
Процессуальное право. Споры, порядок их рассмотрения. Особенности административной юрисдикции. Гражданский процесс: основные правила и принципы. Особенности уголовного процесса. Суд присяжных. Конституционное судопроизводство.
Международная защита прав человека. Международная система защиты прав человека в условиях мирного времени. Международная защита прав человека в условиях военного времени. Международное гуманитарное право.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ УРОКИ
Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века. Особенности современного мира. Компьютерная революция. Знания, умения и навыки в информационном обществе. Социальные и гуманистические аспекты глобальных проблем. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
№ урока | Тема урока | Кол-во час | Дата проведения |
план | факт |
| | | | |
1 | Общество как сложная динамическая система | 1 | | |
| ЭКОНОМИКА 28 ч. | | | |
2 | Экономика как наука | 1 | | |
3 | Экономика как хозяйство | 1 | | |
4-5 | Экономический рост Экономическое развитие | 2 | | |
6 | Рыночные отношения в экономике | 1 | | |
7-8 | Конкуренция и монополия | 2 | | |
9-10 | Фирмы в производстве Факторы производства | 2 | | |
11-12-13 | Правовые основы предпринимательской деятельности Организационно-правовые основы предпринимательства | 3 | | |
14 | Слагаемые успеха в бизнесе | 1 | | |
15 | Основы менеджмента и маркетинга | 1 | | |
16-17 | Экономика и государство | 2 | | |
18 | Экономические функции государства | 1 | | |
19-20-21 | Финансы в экономике Инфляция: виды, причины, следствия | 3 | | |
22 | Занятость и безработица | 1 | | |
23 | Государственная политика в области занятости | 1 | | |
24-25 | Мировая экономика Глобальные проблемы экономики | 2 | | |
26 | Производительность труда | 1 | | |
27 | Экономическая культура | 1 | | |
28 | Человек и экономика-урок повторительного обобщения | | | |
29 | Контрольная работа по теме: «Экономическая жизнь общества» | 1 | | |
| ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА 14ч. | | | |
30 | Свобода в деятельности человека | 1 | | |
31 | Свобода и ответственность | 1 | | |
32-33 | Общественное сознание Общественная психология и идеология | 2 | | |
34 | Политическое сознание | 1 | | |
35 | Средства массовой информации и политическое сознание | 1 | | |
36-37 | Политическое поведение Политический терроризм | 2 | | |
38-39 | Политическая элита Политическое лидерство | 2 | | |
40 | Демографическая ситуация в современной России Проблемы неполной семьи | 1 | | |
41 | Религиозные объединения и организации Проблема поддержания межрелигиозного мира | 1 | | |
42 | Проблемы социально-политической и духовной жизни | 1 | | |
43 | Урок повторения «Проблемы социально-политического развития общества» | 1 | | |
| ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ 20ч | | | |
44 | Современные подходы к пониманию права | 1 | | |
45 | Законотворческий процесс в РФ | 1 | | |
46 | Гражданин Российской Федерации Права и обязанности граждан РФ | 1 | | |
47 | Экологическое право Способы защиты экологических прав | 1 | | |
48-49 | Гражданское право Защита гражданских прав | 2 | | |
50-51 | Семейное право Права и обязанности членов семьи | 2 | | |
52 | Правовое регулирование занятости и трудоустройства | 1 | | |
53 | Социальная защита населения | 1 | | |
54 | Процессуальное право: гражданский процесс | 1 | | |
55 | Процессуальное право: арбитражный процесс | 1 | | |
56-57 | Процессуальное право: уголовный кодекс | 2 | | |
58 | Судебное производство | 1 | | |
59 | Процессуальное право: административная юрисдикция | 1 | | |
60 | Конституционное судопроизводство | 1 | | |
61-62 | Международная защита прав человека. | 2 | | |
63 | Обобщающий урок по теме «Правовое регулирование общественных отношений» | 1 | | |
| ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ УРОКИ 5ч. | | | |
64-65 | Взгляд в будущее: вызовы ХХI века | 2 | | |
66-67 | Итоговое повторение. | 1 | | |
68 | Промежуточная аттестация за курс 11 класса | 1 | | |