Урок № 2
Входной контроль
Форма урока: урок-репетиция ОГЭ
(Примечание: урок проводится в классе, учащиеся которого уже в 8 классе были ознакомлены с процедурой сдачи ОГЭ, имеют практические навыки работы с формами экзаменационных заданий и представление о работе с бланками)
Продолжительность урока – 100 минут (1 ч. 40 мин.)
Цель:
- определить уровень знаний, умений и навыков учащихся, степень усвоения ими программы 8 класса;
- выявить недостатки подготовки учащихся для дальнейшей коррекция содержания рабочей программы и подбора технологий обучения;
- дать возможность всем учащимся составить представление о структуре экзаменационной работы, количестве и форме заданий, а также об их уровне сложности для дальнейшего самоопределения в выборе экзамена за курс основной школы;
- дать будущим участникам экзамена возможность выработать стратегию подготовки к сдаче экзамена по обществознанию в 2021 году.
Оборудование: раздаточный материал на каждого ученика (см. Приложение 1, 2), для учащихся – гелиевые черные ручки, лекарство для тех, кому нужно, листы бумаги для черновиков.
На доске – код предмета обществознания – 12;
запись – напоминалка о форме и месте ответов на задания:
Бланк ответов № 1.
Задания 2–5, 7–11, 13, 14, 16–18 - запись одной цифры (номер правильного ответа).
Задания 15, 19 - запись последовательности цифр.
Задание 20 – запись слова или словосочетания.
Бланк ответов № 2.
Задания 1, 6, 12, 21–24 .
Подготовительная работа:
Заранее учащимся предлагается ещё раз дома ознакомиться с бланками ответов № 1,2 по обществознанию.
Учитель договаривается с администрацией о выделении 2 уроков для проведения урока- репетиции экзамена.
Учитель привлекает учителя – помощника для сопровождения учащихся в туалетную комнату и других возможных ситуаций.
Ход урока.
Организационный момент.
Приветствие учителя, подготовка рабочих мест.
Постановка цели урока, мотивация учебной деятельности.
Сегодня мы проводим урок-репетицию экзамена за курс основной школы. Он немного адаптирован. Задания соответствуют вашим знаниям по предмету обществознания за 8 класс. Т.е. включают темы «Человек и общество», «Социальная сфера» и «Экономическая сфера». Структура экзаменационной работы, количество и форма заданий соответствуют предполагаемой экзаменационной работе в 2020 году. Сокращено время на выполнение работы. На выполнение экзаменационной работы по обществознанию отводится 2 урока и перемена между ними (100 минут). Экзаменационная работа включает в себя 24 задания: 17 заданий с кратким ответом и 7 заданий с развёрнутым ответом.
Ответы к заданиям 2–5, 7–11, 13, 14, 16–18 записываются в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа. Ответом к заданиям 15, 19 является последовательность цифр. Ответом к заданию 20 является слово (словосочетание). Ответы запишите в поле ответа в тексте работы без запятых, пробелов и прочих символов, а затем перенесите в бланк ответов № 1.
Задания 1, 6, 12, 21–24 выполняются на бланке ответов № 2. Для выполнения заданий 21–24 необходимо: выбрать нужную информацию из текста, раскрыть (в том числе на примерах) его отдельные положения; соотнести сведения из текста со знаниями, полученными при изучении курса; применить имеющиеся знания для анализа социальных ситуаций; высказать и обосновать собственное мнение.
Все бланки заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелиевой или капиллярной ручки.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике, а также в тексте контрольных измерительных материалов не учитываются при оценивании работы.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
После завершения работы проверьте, чтобы ответ на каждое задание в бланках ответов № 1 и № 2 был записан под правильным номером.
Желаю успеха!
Ш. Контроль за процессом и результатом учебной деятельности школьников.
Выполнение работы (см. Приложение № 2)
IV. Подведение итогов работы. Рефлексия.
- Какие задания вызвали наибольшее затруднение?
- Почему?
V. Домашнее задание.
Просмотреть учебник – параграф 1-8, составить кластер «Политическая сфера».
Учитель проверяет работы (см. Приложение № 3), выставляет баллы, переводит их в отметку (Приложение № 4), которые на следующем уроке сообщаются детям.
Приложение 1.
Приложение 2.
Контрольно- измерительный материал
Задание 1
Какие два из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании социальной сферы общества?
Страта; доход; власть; демократия; социальная мобильность.
Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них. Ответ запишите на бланке ответов №2, указав номер задания.
Задание 2
Человека от животного отличает
1) инстинкт самосохранения
2) использование природных объектов
3) стремление понять окружающий мир
4) способность приспосабливаться к условиям среды
Ответ: _____
Задание 3
Верны ли следующие суждения о формировании личности?
А. Личность формируется во взаимодействии с окружающими.
Б. Формирование личности не прекращается на протяжении всей жизни человека.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ: _____
Задание 4
Общество в широком смысле слова означает
1) естественную среду обитания человека
2) группу людей, объединённых общими интересами
3) стадию исторического развития народа
4) всё человечество в прошлом, настоящем и будущем
Ответ: _____
Задание 5
Верны ли следующие суждения о деятельности человека?
А. Изучение школьного курса физики является примером познавательной деятельности.
Б. Деятельность предполагает сознательную активность человека.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ: _____
Задание 6
Совершеннолетнему Роману Р. пришло SMS-сообщение от неизвестного абонента: «Уважаемый клиент! Ваша карта заблокирована, была попытка несанкционированного снятия денег. Для возобновления пользования счётом сообщите по телефону *** данные по Вашей карте: № и PIN-код. В ближайшее время вопрос будет решён. Банк Д.».
В чём состоит опасность данной ситуации для личных финансов Романа Р.?
Как ему правильно поступить в данной ситуации?
Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.
Задание 7
Количество товаров, которое продавцы готовы поставить на рынок для продажи в определённый период времени и по определённым ценам, называется
1) спрос
2) специализация
3) прибыль
4) предложение
Ответ: _____
Задание 8
Что из перечисленного характеризует рыночную экономику?
1) государственное регулирование ценообразования
2) диктат хозяйственного опыта предков
3) плановая организация производства
4) многообразие форм собственности
Ответ: _____
Задание 9
Верны ли следующие суждения о налогах?
А. Взимание прямых налогов не связано с учётом доходов или имущества.
Б. Налоги с продажи товаров и услуг относятся к косвенным налогам.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ: _____
Задание 10
Совокупность больших социальных групп, составляющих общество, называют
1) социальными отношениями
2) социальной структурой
3) социальной нормой
4) социальной мобильностью
Ответ: _____
Задание 11
Верны ли следующие суждения о социальном конфликте?
А. Конфликтное взаимодействие возможно в любом обществе.
Б. Причины социального конфликта могут быть связаны с противоречием интересов социальных групп.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ: _____
Задание 12
В странах Z и Y учёные проводили опросы общественного мнения. Совершеннолетним гражданам, участвующим в опросе, был задан вопрос: «Что Вы думаете об уплате налогов?».
Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.
Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие. Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.
Задание 13
В средневековой Европе существовала пословица: недостоин быть мужчиной тот, кто не является господином своей жены. Она отражает отношения в семье
1) патриархальной
2) демократической
3) неполной
4) партнёрской
Ответ: _____
Задание 14
Верны ли следующие суждения о взаимодействии природы и общества?
А. Хозяйственная деятельность общества ухудшает природную среду.
Б. Природные условия, наличие ресурсов влияют на социально-экономическое развитие общества.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ: _____
Задание 15
Установите соответствие между примерами и видами потребностей: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ПРИМЕРЫ | | ВИДЫ ПОТРЕБНОСТЕЙ |
А) отдых и сон Б) общение с друзьями В) реализация своих потребностей в деятельности Г) самосохранение Д) карьерный рост | | 1) биологические 2) социальные |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Задание 16
Что отличает предпринимательскую деятельность?
1) регулирование законодательством
2) обязательное использование труда наёмных работников
3) требование профессиональной подготовки участников
4) направленность на получение прибыли
Ответ: _____
Задание 17
Виолетта приобрела в магазине новое платье за 6000 рублей. Какая функция денег проявилась в данном примере?
1) средство обмена
2) средство учёта
3) мировые деньги
4) средство накопления
Ответ: _____
Задание 18
Верны ли следующие суждения о функциях семьи?
А. В современном обществе производственная функция остается основной функцией семьи.
Б. Репродуктивная (биологическое воспроизводство) функция семьи сохраняет свое значение в обществах любого типа.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ: _____
Задание 19
Школьник Иван готовится к экзамену по химии, а его брат играет с моделью железной дороги. Сравните две формы (вида) деятельности, упомянутые в условии задания: учёбу и игру.
Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия:
1) соблюдение определённых норм и правил
2) создание воображаемой обстановки
3) использование различных предметов
4) целенаправленное получение знаний
|
Черты сходства | Черты отличия |
| | | |
Задание 20
Запишите слово, пропущенное в таблице.
Факторные доходы
ФАКТОР ПРОИЗВОДСТВА | ФАКТОРНЫЙ ДОХОД |
Земля | ___________________________ |
Труд | Заработная плата |
Ответ: ________________
Прочитайте текст и выполните задания 21–24. Для записи ответов на задания используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания, а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.
Национальная экономика складывается из отраслей промышленности, сельского хозяйства, непроизводственной сферы. Она во многом зависит от тех природных ресурсов, которыми наделила страну природа, от климатического пояса, в котором страна расположена, от численности её жителей.
Экономическое состояние любого государства можно оценить с помощью различных показателей. Прежде всего, об уровне развития страны говорит отраслевая структура национальной экономики. В экономике одних стран преобладают высокотехнологичные отрасли промышленности (Япония, США, страны Западной Европы). В других, например в современной России, высок удельный вес добывающих отраслей. Есть страны, в которых основой экономики служит сельское хозяйство, туризм.
Другой важнейший показатель оценки экономики государства — валовой внутренний продукт — сумма всех товаров и услуг в денежном выражении, произведённых экономикой страны за определённый период, как правило, за год. По величине и ежегодной динамике ВВП можно судить о том, насколько эффективно функционирует экономика страны, какие тенденции в ней преобладают: ежегодный рост ВВП свидетельствует о развитии экономики, об улучшении благосостояния её граждан. Доля ВВП данного государства в мировом валовом продукте позволяет оценить, какую роль играет страна в мировом хозяйстве.
Ещё один важнейший показатель — уровень и качество жизни населения. Он отражает структуру использования валового внутреннего продукта: то, какие товары преобладают во внутреннем продукте страны, как происходит их распределение и потребление внутри общества, какое количество того или иного товара может позволить себе приобрести среднестатистический житель.
Чтобы оценить уровень развития того или иного государства, необходимо проанализировать все эти и ещё многие другие показатели, поскольку национальная экономика — это сложный комплекс, состоящий из множества элементов, каждый из которых важен.
(По материалам энциклопедии для школьников)
Задание 21
Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
Задание 22
Объясните связь уровня экономического развития страны с имеющимися на её территории природными ресурсами. Всегда ли обилие природных ресурсов позитивно влияет на экономическое развитие? Кратко поясните свой ответ.
Задание 23
Как государство может повлиять на рост ВВП? Укажите любые две меры государственной политики и кратко поясните каждую из них.
Задание 24
Какие задачи экономического развития стоят перед современной Россией (вашим субъектом РФ, населённым пунктом)? Опираясь на обществоведческие знания и факты общественной жизни, укажите любые две задачи и дайте краткое пояснение каждой из них.
Приложение 3.
Система оценивания выполнения экзаменационной работы по обществознанию
За правильный ответ на каждое задание с кратким ответом, кроме задания 15, ставится 1 балл.
Ответ на задание 15 оценивается по следующему принципу: 2 балла – нет ошибок; 1 балл – допущена одна ошибка; 0 баллов – допущено две и более ошибки.
Номер задания | Правильный ответ | Пояснение |
2 | 3 | Человека от животного отличает стремление понять окружающий мир, так как человек единственное живое существо, обладающее разумом. Все остальные качества присутствуют и у человека, и у животных. |
3 | 3 | Личность, как и все специфически человеческое в психике, формируется и раскрывается в ходе активного взаимодействия со средой внешней и предметной, путем усвоения или присвоения индивидом общественно выработанного опыта. |
4 | 4 | Общество — обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей. Узкое значение: определённая группа людей; этап развития общества; совместная деятельность; определенная страна. Широкое значение — всё человечество в целом: часть материального мира; динамичная система; совокупность способов взаимодействия и объединения. |
5 | 3 | Деятельность — процесс (процессы) активного взаимодействия субъекта с объектом, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности, достигает цели. Деятельностью можно назвать любую активность человека, которой он сам придает некоторый смысл. Деятельность характеризует сознательную сторону личности человека (в отличие от поведения). |
7 | 4 | Предложение — общее количество какого-либо товара, которое может быть выставлено на продажу за определённый промежуток времени при неких условиях. Спрос — это запрос фактического или потенциального покупателя, потребителя на приобретение товара по имеющимся у него средствам, которые предназначены для этой покупки. Cпециализация в процессе труда — выполнение однородных трудовых операций работником производства в рамках его технологической организации. Прибыль — разница между доходами (выручкой от реализации товаров и услуг) и затратами на производство или приобретение и сбыт этих товаров и услуг. Прибыль = Выручка − Затраты (в денежном выражении). |
8 | 4 | Рыночная экономика основана на принципах: предпринимательства; многообразия форм собственности на средства производства; рыночное ценообразования; договорных отношений между хозяйствующими субъектами (людьми, предприятиями и т. д.); ограниченного вмешательства государства в хозяйственную деятельность; присвоения прибавочной стоимости. |
9 | 2 | Налог — обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. В общем, налоги делятся на прямые, то есть те налоги, которые взимаются с экономических агентов за доходы от факторов производства, и косвенные, то есть налоги на товары и услуги, состоящие в самой цене на предметы потребления. Прямыми налогами можно назвать такие, как налог на доходы физических лиц, налог на прибыль и подобные. К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость, акцизы и другие. |
10 | 2 | Любое общество всегда имеет социальную структуру, под которой понимается вся совокупность классов, слоёв, общественных групп и т. д. |
11 | 3 | Социальный конфликт — конфликт, причиной которого являются разногласия социальных групп или личностей при различии во мнениях и взглядах, стремлении занять лидирующее положение; проявление социальных связей людей. Социальный конфликт — есть постоянное и необходимое явление в каждом обществе. |
13 | 1 | В патриархальной семье негласно жена подчиняется мужу, а дети, в свою очередь — родителям. |
14 | 3 | А — верно, так как практически любая хозяйственная деятельность ухудшает природную среду, всегда расходуются природные ресурсы; Б — верно, наличие ресурсов дает возможность развиваться гораздо быстрее. Хотя есть и обратные примеры: Япония и Россия. Быстрое развитие первой связано с малым количеством природных ресурсов. Обратите внимание, в варианте А отсутствую слова "только", "исключительно" и т.д., следовательно, если существуют примеры отрицательного влияния хозяйственной деятельности на природу (загрязнение атмосферы и почвы, вырубка лесов, истребление биологических видов, например) суждение будет верным. А вот если бы в суждении присутствовали слова "только" или "исключительно", то оно было бы неверным, так как иногда хоз. деятельность положительно влияет на природу. |
15 | 12212 | Виды потребностей: материальные; биологические; социальные; духовные; этические; эстетические и др. А) отдых и сон — биологические. Б) общение с друзьями — социальные. В) реализация своих потребностей — социальные. Г) самосохранение — биологические. Д) карьерный рост — социальные. |
16 | 4 | Предпринимательство, предпринимательская деятельность — экономическая деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от производства и/или продажи товаров, оказания услуг. |
17 | 1 | Средство обмена — товар взамен на деньги. |
18 | 2 | Семья — малая группа, члены которой связаны брачными узами или родственными отношениями, общим бытом и взаимной ответственностью. Функции семьи: репродуктивная — биологическое воспроизводство населения; социально-статусная; хозяйственно-бытовая; эмоциональная; сексуальная; социализации детей; рекреационная, проведение досуга. |
19 | 1324 | Сходства: соблюдение определённых норм и правил; использование различных предметов. Различия: создание воображаемой обстановки (только брат); целенаправленное получение знаний (только Иван). |
20 | рента | Факторный доход земли — рента. |
Критерии оценивания выполнения заданий с развёрнутым ответом
Задание 1
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
В правильном ответе должны быть следующие элементы: 1) понятия: страта, социальная мобильность; 2) смысл понятия, например: страта — элемент социальной структуры общества, социальная группа, члены которой имеют примерно одинаковый доступ к социально-значимым благам; ИЛИ социальная мобильность — изменения положения человека или группы в обществе, переход от одной социальной позиции к другой. Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия. | |
Правильно выписаны два верных понятия, раскрыт смысл любого одного из них. | 2 |
Наряду с верными понятиями выписано(-ы) одно или несколько «лишних» понятий, раскрыт смысл верного понятия. ИЛИ Правильно выписаны только два верных понятия. ИЛИ Правильно выписано только одно верное понятие, раскрыт его смысл | 1 |
Наряду с верными понятиями выписано(-ы) одно или несколько «лишних» понятий, раскрыт только смысл «лишнего» понятия. ИЛИ Наряду с верными понятиями выписано(-ы) одно или несколько «лишних» понятий, смысл верного понятия не раскрыт или раскрыт неверно. ИЛИ Выписано только одно верное понятие. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный. | 0 |
Максимальный балл | 2 |
Задание 6
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Правильный ответ может содержать следующие элементы: 1) ответ на первый вопрос, например: скорее всего это мошенники, которые планировали получить конфиденциальную информацию и снять со счёта все деньги; 2) ответ на второй вопрос, например: ни в коем случае не сообщать номер своего банковского счёта/карты и PIN-код; обратиться на "горячую линию" для клиентов и/или в службу безопасности банка. Ответы на вопросы могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках. | |
Даны правильные ответы на два вопроса | 2 |
Дан правильный ответ на один любой вопрос | 1 |
Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания ИЛИ Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 2 |
Задание 12
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
В правильном ответе должны быть сформулированы выводы и высказаны предположения: а) о сходстве, например: большая часть граждан обоих государств считает, что они платят налоги, так как их часть обеспечивает пенсии и социальные пособия (так как многие гражданине рано или поздно выйдут на пенсию или могут оказаться в ситуации, когда им потребуется выплата государственного пособия); б) о различии, например: в три раза больше граждан государства Z, чем государства Y не планирует платить налоги, пока правительство не наведет порядок в полиции, здравоохранении, образовании (так как в государстве Z больший уровень коррупции среди государственных служащих и ниже уровень медицины, образования). Могут быть сформулированы другие выводы о сходстве и различии, высказаны иные уместные предположения | |
Сформулированы по одному выводу о сходстве и различии, по каждому из них высказано уместное предположение | 4 |
Сформулированы один-два вывода, только по одному любому из них высказано уместное предположение | 3 |
Сформулированы только два вывода | 2 |
Сформулирован только один вывод | 1 |
Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 4 |
Задание 21
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них. Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты: 1) понятие национальной экономики; 2) показатели экономического состояния (развития) государства: а) отраслевая структура национальной экономики как показатель экономического состояния государства; б) общая характеристика ВВП; в) уровень и качество жизни населения как показатель экономического развития государства; 3) национальная экономика как сложная система. Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков | |
Выделены основные смысловые фрагменты текста, их названия (пункты плана) отражают основную идею каждого фрагмента текста. Количество выделенных фрагментов может быть различным | 2 |
Верно выделены более половины смысловых фрагментов текста, их названия (пункты плана) отражают основные идеи соответствующих частей текста. ИЛИ Выделены основные смысловые фрагменты текста, но не все названия (пункты плана) отражают основную идею каждого фрагмента текста | 1 |
Не выделены основные фрагменты текста. ИЛИ Названия выделенных фрагментов (пункты плана) не соответствуют основной идее соответствующих частей текста, являясь цитатами из соответствующих фрагментов. ИЛИ Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 2 |
Задание 22
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
В правильном ответе должны быть следующие элементы: 1. Объяснение связи: наличие тех или иных природных ресурсов определяет характер и отрасли производства (может быть дано другое объяснение). 2. Ответ на вопрос: нет, не всегда. 3. Пояснение: из-за обилия природных ресурсов в стране могут быть развиты только сельское хозяйство и добывающая промышленность. Элементы ответа могут быть представлены как в форме цитаты, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста. | |
Правильно даны ответы на три вопроса | 2 |
Правильно даны ответы на любые два вопроса | 1 |
Правильно дан ответ только на один любой вопрос. ИЛИ Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 2 |
Задание 23
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
В правильном ответе должны быть названы меры и даны соответствующие пояснения, например: 1) принятие законодательства, благоприятствующего развитию малого бизнеса (увеличится количество производимых товаров и услуг); 2) введение налоговых льгот, льготное кредитование для предприятий (рост производства, и, соответственно, ВВП); 3) поощрение создания, развития и внедрения новых технологий (удешевление себестоимости и рост выпуска товаров). Могут быть названы и пояснены другие меры. Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках | |
Дан ответ на вопрос, приведены два примера, в каждом случае даны пояснения (всего четыре позиций) | 3 |
Правильно приведены любые три позиции | 2 |
Правильно приведены любые две позиции | 1 |
Правильно приведена одна любая позиция. ИЛИ Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 3 |
Задание 24
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
В правильном ответе должны быть указаны задачи экономического развития и даны соответствующие пояснения, например: 1) развитие наукоёмких производств и современных технологий, снижение зависимости экономического развития от экспорта сырья (в настоящее время значительная часть доходов государства поступает от экспорта энергоносителей, но необходимо развитие наукоёмких производств, проведение научных исследований и внедрение их результатов; только так экономика России модернизируется); 2) повышение уровня и качества жизни (необходимо развитие коммуникаций, модернизация ЖКХ, медицины, образования); 3) модернизация сельского хозяйства (необходимо существенно сократить объём импорта за счёт роста отечественного производства; это позволит также повысить уровень жизни сельчан, снизить остроту демографических проблем). Могут быть указаны другие задачи, приведены другие пояснения. | |
Приведены две задачи и даны соответствующие пояснения | 2 |
Приведена одна задача и дано соответствующие пояснения ИЛИ Приведены две задачи и дано пояснение к одной из них ИЛИ Приведены две задачи, но не даны пояснения | 1 |
Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 2 |
Приложение 4
Карта оценивания
Балл | Вопросы |
1 | № 2-5, 7-11, 13, 14, 16-20 |
2 | № 1, 6, 15, 21, 22, 24 |
3 | № 23 |
4 | №12... |
При этом за 17 правильных ответов на вопросы с кратким ответом можно получить 18 баллов, а за 7 идеальных развернутых ответов – 17 баллов.
Таблица перевода тестового суммарного балла ОГЭ по обществознанию
в школьную оценку
Суммарный балл | Оценка |
30-35 | 5 |
23-29 | 4 |
14-22 | 3 |
0-13 | 2 (не сдал)... |