СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обществознание. 9 класс. Урок № 8. Политические режимы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок построен с элементами технологии критического мышления и новой технологии "мировое кафе".

«Мировое кафе» (The World Cafe) — это способ группового обсуждения в непринужденной и расслабленной обстановке.

Просмотр содержимого документа
«Обществознание. 9 класс. Урок № 8. Политические режимы.»

Урок 8.

Тема: «Политические режимы»

Тип урока: комбинированный

Цель: создать условия для усвоения и закрепления нового материала, развития критического мышления.


Образовательная цель: познакомить с понятием «политический режим», классификацией политических режимов, научить отличать политические режимы; создать условия для понимания ценности демократии.


Развивающая цель: развивать умения анализа, обобщения и классификации социальной информации; способствовать развитию у учащихся универсальных учебных действий таких как умение соотносить события с принятыми этическими принципами, самоконтроль, переработка и структурирование информации, умение работать в группе, представлять модель одного из политических режимов.


Воспитательная цель: продолжить воспитание гражданского начала в учениках, политической культуры.

Ход урока

Контроль домашнего задания.

«Блиц - опрос по цепочке». Первый ученик ставит короткий вопрос второму по теме домашнего задания «Формы правления». Второй - третьему, и так до последнего ученика. Время на ответ - несколько секунд. Учитель имеет право снять вопрос, который не соответствует теме или недостаточно корректен. Каждый ученик имеет право отказаться от участия в блицтурнире, поэтому, чтобы процедура не сорвалась, учитель выясняет заранее, кто из учеников хотел бы принять участие в этом действии.


I. Фаза вызова 

Задача первого этапа урока: мотивация учебной деятельности; постановка учебной задачи.

«Мозговой штурм»

Какие ассоциации у вас вызывает словосочетание демократическое государство? авторитарное государство? тоталитарное государство? 

На доске заполняется строка «в начале урока» таблицы


Ассоциации

демократическое государство

Авторитарное государство

Тоталитарное государство

в начале урока







в конце урока








Определите тему урока.

- Для чего вам это необходимо знать?

- Сформулируйте цель нашего урока, используя опорные слова.

-



Наша цель сегодня узнать, что такое политический режим, какие существуют политические режимы, их особенности.


-Как мы можем достигнуть нашей цели?


II. Фаза осмысления. Получение новых знаний.

Задача второго этапа урока: знакомство с материалом, который поможет заполнить таблицу.

Сравнительная характеристика тоталитарного,

авторитарного и демократического режимов


Критерии

Политические режимы

Тоталитарный

Авторитарный

Демократический

Законодатель­ство




Полномочия
главы государства




Представитель­ные органы власти




Разделение властей




Полномочия местных органов власти




Партии




Идеология




Права и свободы




Карательные органы




Оппозиция




Характер и ме­ра осуществле­ния власти




Отношение лю­дей к власти, их взаимодействие




Идеалы поли­тического пове­дения:

- власти

- индивида





Итак, что такое политический режим?

Политический режим - это система методов осуществления государственной власти, соотношение официальных конституционных и правовых форм с реальной политической жизнью.

Какие политические режимы бывают?

Составление схемы «Классификация политических режимов».

Итак, составим схему. Выделяют две основных группы политических режимов.

1 группа связана с понятиями «народ» и «власть» и такой формой правления, как республика. Как мы её назовем? (Демократический)



2 группа противоположная ей, антоним первой группы. (Недемократический)



Каждая из этих групп в свою очередь ещё состоит из различных по своим методам осуществления власти подгрупп.


Демократический режим имеет две подгруппы.

Один из них непосредственно связан с таким органом власти как парламент. Как мы его назовем? (Парламентский)


А другой - при котором демократические формы, способы, методы реализации государственных функций получают относительно непоследовательное, ограниченное, неполное применение. Он получил название от латин­ского liberalis — свободный. О каком режиме я говорю? (Либерально-демократический)


Недемократические режимы.

Первый из них характеризуется единоличным правлением и страхом перед правителем-деспотом. Назовем его как? (Деспотический режим)


Следующий недемократический режим – это режим, который устанавливается в результате насильственного захвата власти и жестких способов, с помощью которых тиран государственную власть. был характерен для полисов Древней Греции. Назовем его (тираническим).




Следующий режим связан с полным контролем за всеми сферами общества. Название его происходит о от лат. totalis «весь, целый, полный» . Как он называется? (Тоталитарный)


Следующий политический режим связан и именем Адольфа Гитлера и захватчиками советских территорий в годы Великой Отечественной войны. Нам он известен как (фашистский)


И последний политический режим, который основывается на авторитете лидера либо какой-то партии. Называется (авторитарный режим)



III. Фаза обобщения, рефлексия.

Задача третьего этапа урока: Обобщение и систематизация знаний, которые помогут заполнить таблицу, рефлексия.   


Более подробно нас интересуют три режима- демократический, тоталитарный и авторитарный. Работая в группах вы обобщите и приведете в систему знания о них. Для этого заполните таблицу.

Класс делится на три группы. В каждой группе определяется хозяин, который впоследствии будет встречать гостей и передавать наработанную информацию представителям других групп и принимать от них их информацию.

1 группа – 1 столбик таблицы заполняет, 2 группа – второй столбик, 3 группа – третий.

На работу дается 7 минут, затем хозяин группы остается, а представители переходят к другому хозяину, который им передает кратко наработанную информацию и контролирует, чтобы эта информация была занесена всеми в таблицу. Затем кто-то из гостей знакомит хозяина со своей информацией и т.д., пока не будет заполнена вся таблица.


Сравнительная характеристика тоталитарного, авторитарного и

демократического режимов.


Критерии

Политические режимы

Тоталитарный

Авторитарный

Демократический

Законодатель­ство

Система законов мало разработана

Система законов минимальна

Развитая система демократических законов

Полномочия
главы государства

Практически не ограничены

Фактически не ограничены

Строго ограничены законом

Представитель­ные органы власти

Марионеточны

Отсутствуют или марионеточны

Имеют широкий круг полномочий

Разделение властей

Формально признается

Отвергается

Реализуется на практике

Полномочия местных органов власти

Формально широ­кие

Минимальные

Максимальные

Партии

Массовая полити­ческая партия одна

Правящая партия огосударствлена

Многопартийность

Идеология

Официальная идеология одна

Господство одной идеологии

Политический плюрализм

Права и свободы

Разрешено только то, что приказано

Разрешено то, что не имеет отношения к политике

Разрешено все, что
не запрещено законом

Карательные органы

Проводят массо­вые политические

репрессии

Осуществляют тайный политический сыск

Строго регламенти­рованы законом

Оппозиция

Отрицается

Запрещена

Действует легально

Характер и ме­ра осуществле­ния власти

Всеобщий, не знающий границ контроль и насилие

Возникновение

неконтролируемых властью областей общественной жизни

Власть осуществля­ется представителя­ми граждан, изби­раемыми в соответ­ствии с законом

Отношение лю­дей к власти, их взаимодействие

Слияние общест­венного сознания с властью

Отчуждение наро­да от власти

Поддержка предста­вителей власти народом

Идеалы поли­тического пове­дения:

- власти

- индивида





Всемогущество


Энтузиазм, кон­формизм





Компетентность


Профессионализм, послушание, бес­правие





Соблюдение закона


Соблюдение законов



Попробуйте создать символ (эмблему) политических режимов. Под изображением дайте краткие пояснения.


Итак, какие новые ассоциации у вас теперь вызывает словосочетание демократическое государство? авторитарное государство? тоталитарное государство? 

На доске заполняется строка «в конце урока» таблицы


Ассоциации

демократическое государство

Авторитарное государство

Тоталитарное государство

в начале урока







в конце урока








Выставление оценок….

Домашнее задание.

Параграф 5

Заполнить таблицу.







10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!