Урок 8.
Тема: «Политические режимы»
Тип урока: комбинированный
Цель: создать условия для усвоения и закрепления нового материала, развития критического мышления.
Образовательная цель: познакомить с понятием «политический режим», классификацией политических режимов, научить отличать политические режимы; создать условия для понимания ценности демократии.
Развивающая цель: развивать умения анализа, обобщения и классификации социальной информации; способствовать развитию у учащихся универсальных учебных действий таких как умение соотносить события с принятыми этическими принципами, самоконтроль, переработка и структурирование информации, умение работать в группе, представлять модель одного из политических режимов.
Воспитательная цель: продолжить воспитание гражданского начала в учениках, политической культуры.
Ход урока
Контроль домашнего задания.
«Блиц - опрос по цепочке». Первый ученик ставит короткий вопрос второму по теме домашнего задания «Формы правления». Второй - третьему, и так до последнего ученика. Время на ответ - несколько секунд. Учитель имеет право снять вопрос, который не соответствует теме или недостаточно корректен. Каждый ученик имеет право отказаться от участия в блицтурнире, поэтому, чтобы процедура не сорвалась, учитель выясняет заранее, кто из учеников хотел бы принять участие в этом действии.
I. Фаза вызова
Задача первого этапа урока: мотивация учебной деятельности; постановка учебной задачи.
«Мозговой штурм»
Какие ассоциации у вас вызывает словосочетание демократическое государство? авторитарное государство? тоталитарное государство?
На доске заполняется строка «в начале урока» таблицы
Ассоциации | демократическое государство | Авторитарное государство | Тоталитарное государство |
в начале урока | | | |
в конце урока | | | |
Определите тему урока.
- Для чего вам это необходимо знать?
- Сформулируйте цель нашего урока, используя опорные слова.
-
Наша цель сегодня узнать, что такое политический режим, какие существуют политические режимы, их особенности.
-Как мы можем достигнуть нашей цели?
II. Фаза осмысления. Получение новых знаний.
Задача второго этапа урока: знакомство с материалом, который поможет заполнить таблицу.
Сравнительная характеристика тоталитарного,
авторитарного и демократического режимов
Критерии | Политические режимы |
Тоталитарный | Авторитарный | Демократический |
Законодательство | | | |
Полномочия главы государства | | | |
Представительные органы власти | | | |
Разделение властей | | | |
Полномочия местных органов власти | | | |
Партии | | | |
Идеология | | | |
Права и свободы | | | |
Карательные органы | | | |
Оппозиция | | | |
Характер и мера осуществления власти | | | |
Отношение людей к власти, их взаимодействие | | | |
Идеалы политического поведения: - власти - индивида | | | |
Итак, что такое политический режим?
Политический режим - это система методов осуществления государственной власти, соотношение официальных конституционных и правовых форм с реальной политической жизнью.
Какие политические режимы бывают?
Составление схемы «Классификация политических режимов».
Итак, составим схему. Выделяют две основных группы политических режимов.
1 группа связана с понятиями «народ» и «власть» и такой формой правления, как республика. Как мы её назовем? (Демократический)
2 группа противоположная ей, антоним первой группы. (Недемократический)
Каждая из этих групп в свою очередь ещё состоит из различных по своим методам осуществления власти подгрупп.
Демократический режим имеет две подгруппы.
Один из них непосредственно связан с таким органом власти как парламент. Как мы его назовем? (Парламентский)
А другой - при котором демократические формы, способы, методы реализации государственных функций получают относительно непоследовательное, ограниченное, неполное применение. Он получил название от латинского liberalis — свободный. О каком режиме я говорю? (Либерально-демократический)
Недемократические режимы.
Первый из них характеризуется единоличным правлением и страхом перед правителем-деспотом. Назовем его как? (Деспотический режим)
Следующий недемократический режим – это режим, который устанавливается в результате насильственного захвата власти и жестких способов, с помощью которых тиран государственную власть. был характерен для полисов Древней Греции. Назовем его (тираническим).
Следующий режим связан с полным контролем за всеми сферами общества. Название его происходит о от лат. totalis «весь, целый, полный» . Как он называется? (Тоталитарный)
Следующий политический режим связан и именем Адольфа Гитлера и захватчиками советских территорий в годы Великой Отечественной войны. Нам он известен как (фашистский)
И последний политический режим, который основывается на авторитете лидера либо какой-то партии. Называется (авторитарный режим)
III. Фаза обобщения, рефлексия.
Задача третьего этапа урока: Обобщение и систематизация знаний, которые помогут заполнить таблицу, рефлексия.
Более подробно нас интересуют три режима- демократический, тоталитарный и авторитарный. Работая в группах вы обобщите и приведете в систему знания о них. Для этого заполните таблицу.
Класс делится на три группы. В каждой группе определяется хозяин, который впоследствии будет встречать гостей и передавать наработанную информацию представителям других групп и принимать от них их информацию.
1 группа – 1 столбик таблицы заполняет, 2 группа – второй столбик, 3 группа – третий.
На работу дается 7 минут, затем хозяин группы остается, а представители переходят к другому хозяину, который им передает кратко наработанную информацию и контролирует, чтобы эта информация была занесена всеми в таблицу. Затем кто-то из гостей знакомит хозяина со своей информацией и т.д., пока не будет заполнена вся таблица.
Сравнительная характеристика тоталитарного, авторитарного и
демократического режимов.
Критерии | Политические режимы |
Тоталитарный | Авторитарный | Демократический |
Законодательство | Система законов мало разработана | Система законов минимальна | Развитая система демократических законов |
Полномочия главы государства | Практически не ограничены | Фактически не ограничены | Строго ограничены законом |
Представительные органы власти | Марионеточны | Отсутствуют или марионеточны | Имеют широкий круг полномочий |
Разделение властей | Формально признается | Отвергается | Реализуется на практике |
Полномочия местных органов власти | Формально широкие | Минимальные | Максимальные |
Партии | Массовая политическая партия одна | Правящая партия огосударствлена | Многопартийность |
Идеология | Официальная идеология одна | Господство одной идеологии | Политический плюрализм |
Права и свободы | Разрешено только то, что приказано | Разрешено то, что не имеет отношения к политике | Разрешено все, что не запрещено законом |
Карательные органы | Проводят массовые политические репрессии | Осуществляют тайный политический сыск | Строго регламентированы законом |
Оппозиция | Отрицается | Запрещена | Действует легально |
Характер и мера осуществления власти | Всеобщий, не знающий границ контроль и насилие | Возникновение неконтролируемых властью областей общественной жизни | Власть осуществляется представителями граждан, избираемыми в соответствии с законом |
Отношение людей к власти, их взаимодействие | Слияние общественного сознания с властью | Отчуждение народа от власти | Поддержка представителей власти народом |
Идеалы политического поведения: - власти - индивида | Всемогущество Энтузиазм, конформизм | Компетентность Профессионализм, послушание, бесправие | Соблюдение закона Соблюдение законов |
Попробуйте создать символ (эмблему) политических режимов. Под изображением дайте краткие пояснения.
Итак, какие новые ассоциации у вас теперь вызывает словосочетание демократическое государство? авторитарное государство? тоталитарное государство?
На доске заполняется строка «в конце урока» таблицы
Ассоциации | демократическое государство | Авторитарное государство | Тоталитарное государство |
в начале урока | | | |
в конце урока | | | |
Выставление оценок….
Домашнее задание.
Параграф 5
Заполнить таблицу.
10