Актуализация | Давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке? Решим тестовые задания по теме «Государство». | Мы говорили о государстве, теориях происхождения государства, признаках государства, формах государства и гражданстве. Решают тестовые задания. | Индивидуальная | Познавательные:используют общие приёмы решения познавательных задач; ориентируются в разнообразии способов их решения. Коммуникативные:высказывают собственное мнение;слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания | Устный опрос Письменное задание |
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Для того чтобы узнать какую тему мы сегодня рассмотрим, давайте прочитаем исторический анекдот и ответим на вопросы. Встретились русский и американец. Американец говорит: «Знаешь у нас в Америке я могу выйти к Белому дому и громко, громко прокричат «Долой Рейгана!» и мне за это ничего не будет». Русский ему в ответ: «Подумаешь!У нас в Советском Союзе я тоже могу выйти на Красную площадь и громко, громко прокричать «Долой Рейгана!» и мне за это то же ничего не будет». 1.Какую проблему поднимает анекдот? 2. Какие типы отношений государства и общества, государства и личности вы видим на примере анекдота? 3. Какая из трех форм государства раскрывает данную проблему? Чему посвящен наш сегодняшний урок? Какая цель нашего урока? | Проблему взаимоотношения государства и общества, государства и личности. В США можно было открыто критиковать свое правительство и главу государства , в СССР можно было критиковать открыто чужое государство, но нельзя свое. На основе анализа известной схемы «Формы государства» называют тему урока – политические режимы. Сегодняшний урок будет посвящен политическим режимам. Познакомиться с особенностями каждого из политических режимов. | Индивидуальная Групповая | Познавательные: используют общие приёмы решения познавательных задач; ориентируются в разнообразии способов их решения. Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания | Устный опрос |
Изучение нового материала | Давайте запишем в тетрадь понятие Политический режим. Что же такое политический режим? Прочитаем в учебнике, какие бывают виды политических режимов. Чтобы узнать подробнее схожесть и отличия каждого из них давайте поработаем в группах. Параллельно будем фиксировать наши ответы в обобщающую таблицу. Вопросы | Типы политических режимов | тоталитаризм | авторитаризм | демократия | Кто правит? | | | | Каковы взаимоотношения власти и общества? | | | | Какие средства используются для осуществления власти? | | | | Примеры стран. | | | | 1 группа. 1.Прочитайте текст о демократическом политическом режиме и ответьте на вопросы: Какой смысл автор вкладывает в понятие «фундаментальные ценности»? Подчеркните предложения, в которых автор называет фундаментальные ценности демократии. Как, по мнению автора, связаны интересы людей и существование демократии. 2.Зарисуйте схематически, как вы представляете себе демократический политический режим. 2 группа. 1.Прочитайте текст об авторитарном политическом режиме и ответьте на вопросы. А.В чём заключается смысл правления при авторитарном режиме? Б. Какие инструменты воздействия используются при авторитаризме? В. Приведите примеры авторитарных режимов и политических лидеров, относящихся к вашему режиму. 2.Зарисуйте схематически, как вы представляете себе авторитарный политический режим. 3 группа. 1.Прочитайте текст о тоталитарном политическом режиме и ответьте на вопросы. А.Как, по мнению автора, тоталитарный режим относится к индивиду. Б.Какими чертами, по мнению автора, должны обладать граждане тоталитарного государства, а какими вожди? В.Проиллюстрируйте историческим примером мнение автора. 2.Зарисуйте схематически, как вы представляете себе тоталитарный политический режим. | Политический режим – это характер и методы осуществления государственной власти, т.е. то каким образом строятся взаимоотношения государства и общества. Выделяют 3 основных политических режима: 1. Демократический 2. Авторитарный 3. Тоталитарный Основополагающие ценности для человека. Равенство людей, право на выражение своих интересов. Он считает, что фундаментальное право каждого человека – это не давать судить о своих интересах кому-либо. Один человек или небольшая группа людей концентрирует в своих руках главные функции политической власти, существование оппозиции если и допускается, то с весьма ограниченными возможностями действия. Силовые структуры. Режим Пиночета в Чили. При тоталитарном политическом режиме индивид – это только средства для достижения целей верхушки власти. Чтобы участвовать в управлении тоталитарной системой, нужно быть готовым переступить через любые нравственные законы. Граждане тоталитарного государства совершают аморальные действия из преданности идеалу. Режим Бенито Муссолини в Италии, Адольфа Гитлера в Германии. | Индивидуальная Групповая Фронтальная | Познавательные: извлечение необходимой информации при работе с текстом учебника, различными заданиями. Обмен полученной информацией. Регулятивные: формирование выводов исходя из прочитанного материала, ориентируются в материале учебника. Коммуникативные: сотрудничество учащихся в поиске информации, обмен мнениями, умение отстаивать свою точку зрения. | Устные ответы Письменные ответы |
Первичное закрепление знаний | Учитель предлагает учащимся называют черты тоталитарного режима, авторитарного и демократического и сравнить их на основе заполненной таблицы. Давайте вставим в текст пропущенные слова: «В современной политологии принято выделять ? основных типа политических режимов: ?, ? и ? Авторитарный режим можно рассматривать как переходный от ? к ? ? и ? являются двумя крайними полюсами данной классификации. ? основан на принципах равенства и свободы; основным источником власти здесь считается народ. При ? политическая власть сосредоточивается в руках отдельного человека или группы людей, однако вне сферы политики сохраняется относительная свобода. При ? власть жестко контролирует все сферы жизни общества.» | Учащиеся называют черты тоталитарного режима, авторитарного и демократического и сравнивают их на основе заполненной таблицы, работают с текстом. | Фронтальная | Личностные: определяют границы собственного знания и незнания. Регулятивные: определяют уровень усвоения изучаемого материала | Устный опрос |
Рефлексия | Ребята, давайте еще раз озвучим цель, которую мы ставили в начале урока? Как вы думаете, мы ее достигли? Самым интересным для меня было..., потому что...; Сегодня на уроке я узнал(а)...; Мне понравилось..., потому что...; Мне не понравилось... | Мы узнали, какие существуют политические режимы, в чем их основные отличия друг от друга. Высказывают свое мнение об уроке. | Фронтальная | Личностные: развитие познавательных интересов, учебных мотивов. Регулятивные:оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. | Оценивание обучающихся за работу на уроке. |