СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обществознание и система общественных наук

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представленная авторская презентация лекции на тему «Обществознание и система общественных наук», предназначенная для открытой публикации, направлена на улучшение восприятия студентами колледжа читаемого курса по дисциплине «Обществознание» по специальностям 49.02.01 «Физическая культура». В презентацию включен материал ознакомительного характера по рассматриваемой теме лекции, рассматриваются ключевые определения и термины, таблицы и рисунки, что позволяет систематизировать лекционный материал, излагаемый преподавателем в устной форме. Презентация содержит 27 слайдов.

Просмотр содержимого документа
«Обществознание и система общественных наук»

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ И  СИСТЕМА ОБЩЕСТВЕННЫХ  НАУК ©  кандидат экономических наук, доцент Е.А. Величко, 2019

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ И

СИСТЕМА

ОБЩЕСТВЕННЫХ

НАУК

© кандидат экономических наук, доцент Е.А. Величко, 2019

Обществознание – это наука, которая изучает общество в самых разных аспектах его существования. Обществознание представляет собой сложное образование, включающее целый ряд частных дисциплин – так называемых общественных наук.

Обществознание – это наука, которая изучает общество в самых разных аспектах его существования. Обществознание представляет собой сложное образование, включающее целый ряд частных дисциплин – так называемых общественных наук.

Общественными науками называют такие дисциплины , как социология, социальная психология, политология, культуроло­гия, экономика и антропология. Все они изучают один и тот же объект – общество. Однако каждая из них рассматривает обще­ство со своей, особой точки зрения.

Общественными науками называют такие дисциплины , как социология, социальная психология, политология, культуроло­гия, экономика и антропология. Все они изучают один и тот же объект – общество. Однако каждая из них рассматривает обще­ство со своей, особой точки зрения.

 Общество – очень сложное явление, которое подчиняется самым разным законам, основано на самых разных отношениях между частями. Естественно, трудно представить себе науку, ко­торая могла бы охватить все эти стороны и создать целостную картину общества, включающую самые мелкие детали. Именно в силу того, что общество представляет собой очень сложно органи­зованную систему, и возникло несколько наук, которые его изу­чают. В настоящее время накопилось столько научных знаний об обществе, что далеко не каждый человек смог бы усвоить их, даже если посвятил бы этому всю свою жизнь. Естественно, это приводит к развитию частных дисциплин, которые существуют относительно самостоятельно друг от друга.

Общество – очень сложное явление, которое подчиняется самым разным законам, основано на самых разных отношениях между частями. Естественно, трудно представить себе науку, ко­торая могла бы охватить все эти стороны и создать целостную картину общества, включающую самые мелкие детали. Именно в силу того, что общество представляет собой очень сложно органи­зованную систему, и возникло несколько наук, которые его изу­чают.

В настоящее время накопилось столько научных знаний об обществе, что далеко не каждый человек смог бы усвоить их, даже если посвятил бы этому всю свою жизнь. Естественно, это приводит к развитию частных дисциплин, которые существуют относительно самостоятельно друг от друга.

Социология – это наука, изучающая общество как целост­ную систему, входящие в него элементы и процессы, которые протекают в обществе. Люди связаны между собой множеством отношений: они являются членами семей, рабочих коллективов, организаций, разного рода объединений и, наконец, общества в целом. Поведение людей, входящих в указанные общности, под­чиняется определенным правилам. Люди нуждаются в них, по­скольку без норм и правил жизнь превратилась бы в хаос и стала бы совершенно непредсказуемой.

Социология – это наука, изучающая общество как целост­ную систему, входящие в него элементы и процессы, которые протекают в обществе. Люди связаны между собой множеством отношений: они являются членами семей, рабочих коллективов, организаций, разного рода объединений и, наконец, общества в целом. Поведение людей, входящих в указанные общности, под­чиняется определенным правилам. Люди нуждаются в них, по­скольку без норм и правил жизнь превратилась бы в хаос и стала бы совершенно непредсказуемой.

 Социология как раз и изучает то, каким образом формируются и поддерживаются нормы и правила, которые не позволяют обществу «рассыпаться», сохраняют его как более или менее целостную систему, способную существовать во времени и воспроизводиться, то есть передавать нормы и правила последующим поколениям без особых изменений.

Социология как раз и изучает то, каким образом формируются и поддерживаются нормы и правила, которые не позволяют обществу «рассыпаться», сохраняют его как более или менее целостную систему, способную существовать во времени и воспроизводиться, то есть передавать нормы и правила последующим поколениям без особых изменений.

Политология – это наука о государстве, власти и властных отношениях. Властные отношения не исчерпывают всей сущнос­ти общества: общественные отношения гораздо сложнее, гораздо богаче и не всегда основаны на отношениях подчинения. Однако властные отношения являются стержнем государства. Да и него­сударственные отношения в обществе также не являются свобод­ными от власти. Хотя семья и не изучается политологией, она тоже пронизана властными отношениями, поскольку родители имеют право решать за детей и навязывать им свое мнение. Кро­ме того, именно в семье ребенок приобретает первые политиче­ские ценности, которые он может пронести через всю жизнь.

Политология – это наука о государстве, власти и властных отношениях. Властные отношения не исчерпывают всей сущнос­ти общества: общественные отношения гораздо сложнее, гораздо богаче и не всегда основаны на отношениях подчинения. Однако властные отношения являются стержнем государства. Да и него­сударственные отношения в обществе также не являются свобод­ными от власти. Хотя семья и не изучается политологией, она тоже пронизана властными отношениями, поскольку родители имеют право решать за детей и навязывать им свое мнение. Кро­ме того, именно в семье ребенок приобретает первые политиче­ские ценности, которые он может пронести через всю жизнь.

 Предметы социологии и политологии отчасти совпадают, по­скольку они изучают общество, хотя и с разных точек зрения. Однако различия между ними достаточно существенны. Социология в конечном счете изучает общество целиком. Политология изучает лишь его верхнюю часть, то есть тех людей, которые обладают реальной властью и влияют на политику, а также те институты, которые дают эту власть.

Предметы социологии и политологии отчасти совпадают, по­скольку они изучают общество, хотя и с разных точек зрения. Однако различия между ними достаточно существенны. Социология в конечном счете изучает общество целиком. Политология изучает лишь его верхнюю часть, то есть тех людей, которые обладают реальной властью и влияют на политику, а также те институты, которые дают эту власть.

Культурология изучает совокупность ценностей, представле­ний, верований, общественных отношений и обычаев, которые традиционно называются культурой. Любой народ создает ориги­нальную культуру, отличающую его от других народов и прида­ющую ему особую неповторимость. Благодаря культуре обеспе­чивается непрерывность существования народа. Ученые говорят, что культура в процессе общения между поколениями «трансли­руется в будущее».

Культурология изучает совокупность ценностей, представле­ний, верований, общественных отношений и обычаев, которые традиционно называются культурой. Любой народ создает ориги­нальную культуру, отличающую его от других народов и прида­ющую ему особую неповторимость. Благодаря культуре обеспе­чивается непрерывность существования народа. Ученые говорят, что культура в процессе общения между поколениями «трансли­руется в будущее».

Это означает, что, передавая культурные цен­ности последующим поколениям, предыдущие поколения сохра­няют культуру, дают ей возможность существовать и в будущем. Конечно, со временем культура изменяется, однако преемствен­ность между разными поколениями все же существует.

Это означает, что, передавая культурные цен­ности последующим поколениям, предыдущие поколения сохра­няют культуру, дают ей возможность существовать и в будущем. Конечно, со временем культура изменяется, однако преемствен­ность между разными поколениями все же существует.

Экономика – это наука, которая изучает особые отношения, связанные с производством и обменом товарами. Экономические отношения представляют собой особую сферу, которая подчиняется своим законам, хотя и находится в достаточно тесной связи с политикой, общественными отношениями и культурой. В основе экономических отношений лежит собственность, то есть право свободно, по собственному усмотрению распоряжаться благами, имеющими ценность если не для всех, то для подавляющего большинства людей.

Экономика – это наука, которая изучает особые отношения, связанные с производством и обменом товарами. Экономические отношения представляют собой особую сферу, которая подчиняется своим законам, хотя и находится в достаточно тесной связи с политикой, общественными отношениями и культурой. В основе экономических отношений лежит собственность, то есть право свободно, по собственному усмотрению распоряжаться благами, имеющими ценность если не для всех, то для подавляющего большинства людей.

Правоведение –  фиксирует и разъясняет государственные нормы, вытекающие из Основного закона страны – Конституции и вырабатывает на этой основе правила общественного поведения граждан. Этика – теория морали как основной из форм общественного сознания, ее сущности и воздействия на развитие общества и жизнь людей. Мораль и нравственность играют большую роль в мотивации поведения человека, его представлениях о благородстве, честности, смелости.

Правоведение – фиксирует и разъясняет государственные нормы, вытекающие из Основного закона страны – Конституции и вырабатывает на этой основе правила общественного поведения граждан.

Этика – теория морали как основной из форм общественного сознания, ее сущности и воздействия на развитие общества и жизнь людей. Мораль и нравственность играют большую роль в мотивации поведения человека, его представлениях о благородстве, честности, смелости.

Эстетика –  учение о развитии искусства и художественного творчества людей, способе воплощения идеалов человечества в живописи, музыке, архитектуре и т.д. Этнография –  наука о происхождении, составе, расселении, этнических и национальных отношениях народов.

Эстетика учение о развитии искусства и художественного творчества людей, способе воплощения идеалов человечества в живописи, музыке, архитектуре и т.д.

Этнография наука о происхождении, составе, расселении, этнических и национальных отношениях народов.

Футурология –  область научных знаний о будущем человечества, освоении людьми земли и космоса, формировании нового мышления и отношений между народами. Экология –  отрасль науки, анализирующая отношение человечества и природы, влияние научно-технической революции на окружающую среду, возможность сохранения естественного равновесия и обмена веществ в природе.

Футурология область научных знаний о будущем человечества, освоении людьми земли и космоса, формировании нового мышления и отношений между народами.

Экология отрасль науки, анализирующая отношение человечества и природы, влияние научно-технической революции на окружающую среду, возможность сохранения естественного равновесия и обмена веществ в природе.

Не следует думать, что общественные науки объединяются лишь механически, на основе внешнего сходства. Они тесно вза­имодействуют между собой. Например, для объяснения экономи­ческих фактов нельзя обойтись лишь экономическими понятия­ми. Необходимо также учитывать и влияние государства и поли­тики в целом на экономическую жизнь, поскольку политика тес­но связана с экономикой. Власть обычно дает людям доступ к богатству, а благодаря богатству люди могут обрести власть. Еще один пример. В тоталитарном обществе невозможны экономиче­ские свободы, такие общества обычно сочетаются с жесткой пла­новой экономикой, исключающей любые рыночные отношения.

Не следует думать, что общественные науки объединяются лишь механически, на основе внешнего сходства. Они тесно вза­имодействуют между собой. Например, для объяснения экономи­ческих фактов нельзя обойтись лишь экономическими понятия­ми. Необходимо также учитывать и влияние государства и поли­тики в целом на экономическую жизнь, поскольку политика тес­но связана с экономикой. Власть обычно дает людям доступ к богатству, а благодаря богатству люди могут обрести власть. Еще один пример. В тоталитарном обществе невозможны экономиче­ские свободы, такие общества обычно сочетаются с жесткой пла­новой экономикой, исключающей любые рыночные отношения.

Кроме того, экономическое объяснение предполагает и обра­щение к категориям социологии. Различные социальные слои обладают разным материальным достатком. Это один из крите­риев, который лежит в основе стратификации общества, то есть выделения в нем слоев. С другой стороны, с материальным дос­татком тесно связана стратификация общества, то есть деление его на слои.

Кроме того, экономическое объяснение предполагает и обра­щение к категориям социологии. Различные социальные слои обладают разным материальным достатком. Это один из крите­риев, который лежит в основе стратификации общества, то есть выделения в нем слоев. С другой стороны, с материальным дос­татком тесно связана стратификация общества, то есть деление его на слои.

Экономика находится в тесной связи и с культурой. Как показал немецкий социолог Макс Вебер, капиталистические отношения возникли в Европе и представляют собой собственно европейское явление. Нарождающиеся рыночные отношения стали причиной Реформации – отделения от католицизма протестантов. В свою очередь, изменение в сфере религии сыграли важную роль в становлении нового типа человека, а именно человека рыночного – готового много работать, накапливать богатство и через работу стремящегося к спасению своей души. Если бы не было Реформации, то не возник бы и капитализм, так как традиционное христианство всегда негативно относилось к накоплению «земного богатства» и отрицало ценность всего мирского.

Экономика находится в тесной связи и с культурой. Как показал немецкий социолог Макс Вебер, капиталистические отношения возникли в Европе и представляют собой собственно европейское явление. Нарождающиеся рыночные отношения стали причиной Реформации – отделения от католицизма протестантов. В свою очередь, изменение в сфере религии сыграли важную роль в становлении нового типа человека, а именно человека рыночного – готового много работать, накапливать богатство и через работу стремящегося к спасению своей души. Если бы не было Реформации, то не возник бы и капитализм, так как традиционное христианство всегда негативно относилось к накоплению «земного богатства» и отрицало ценность всего мирского.

К общественным наукам примыкают другие дисциплины, которые получили название гуманитарных: языкознание, искусствоведение, психология, философия, литературоведение, а также история. В то же время гуманитарные науки очень близки наукам общественным, так как основным объектом их интереса является человек. Представить человека без общества невозможно. Язык, несомненно, является общественным явлением, поскольку он служит основным средством общения для людей.

К общественным наукам примыкают другие дисциплины, которые получили название гуманитарных: языкознание, искусствоведение, психология, философия, литературоведение, а также история. В то же время гуманитарные науки очень близки наукам общественным, так как основным объектом их интереса является человек. Представить человека без общества невозможно. Язык, несомненно, является общественным явлением, поскольку он служит основным средством общения для людей.

Философия является самой древней и фундаментальной наукой, устанавливающей наиболее общие закономерности развития природы и общества. История – это наука о прошлом человечества, способ его систематизации и классификации. История – это не только описание последовательности событий, но и реконструкция культуры, общественного строя, ценностей древних народов. И что, если не история, сохраняет целостность нации? Общий исторический опыт – это очень важное средство объединения людей. То же касается искусства: искусство – это общественное явление, так как оно отражает не только индивидуальность автора, но и то время, в которое он творил.

Философия является самой древней и фундаментальной наукой, устанавливающей наиболее общие закономерности развития природы и общества.

История – это наука о прошлом человечества, способ его систематизации и классификации. История – это не только описание последовательности событий, но и реконструкция культуры, общественного строя, ценностей древних народов. И что, если не история, сохраняет целостность нации? Общий исторический опыт – это очень важное средство объединения людей. То же касается искусства: искусство – это общественное явление, так как оно отражает не только индивидуальность автора, но и то время, в которое он творил.

Установить четкую границу между общественными и гума­нитарными науками сложно. Иногда утверждается, что основное различие между ними состоит в том, что общественные науки изучают прежде всего общество, тогда как главным объектом гу­манитарных наук является человек; соответственно, человек для общественных наук, а общество – для гуманитарных наук оказы­ваются как бы менее важными. Однако этот критерий не очень надежен. Дело в том, что человек не может быть рассмотрен в отрыве от общества. Примитивные общественные отношения есть и у животных, однако лишь человеческие отношения являются по-настоящему социальными.

Установить четкую границу между общественными и гума­нитарными науками сложно. Иногда утверждается, что основное различие между ними состоит в том, что общественные науки изучают прежде всего общество, тогда как главным объектом гу­манитарных наук является человек; соответственно, человек для общественных наук, а общество – для гуманитарных наук оказы­ваются как бы менее важными.

Однако этот критерий не очень надежен. Дело в том, что человек не может быть рассмотрен в отрыве от общества. Примитивные общественные отношения есть и у животных, однако лишь человеческие отношения являются по-настоящему социальными.

 Между учеными нет единства относительно того, какие дисциплины принадлежат к общественным, а какие – к гуманитарным наукам. А, следовательно, нельзя говорить и о том, что между этими науками есть четкая граница.

Между учеными нет единства относительно того, какие дисциплины принадлежат к общественным, а какие – к гуманитарным наукам. А, следовательно, нельзя говорить и о том, что между этими науками есть четкая граница.

 Общественные и гуманитарные науки противостоят естественным наукам, то есть той области знания, которая занята изучением природы. Между природой и человеком (в том числе и как общественным существом) есть очень значимые различия. Человек является самостоятельным субъектом, который имеет волю, сознание, способен наблюдать за собой, то есть является существом, способным планировать свою деятельность. Природа этих качеств лишена. В ней также действуют закономерности и определенные силы, однако природа не обладает сознанием. Человек, который, конечно же, является природным существом, тоже подчиняется определенным закономерностям.

Общественные и гуманитарные науки противостоят естественным наукам, то есть той области знания, которая занята изучением природы. Между природой и человеком (в том числе и как общественным существом) есть очень значимые различия. Человек является самостоятельным субъектом, который имеет волю, сознание, способен наблюдать за собой, то есть является существом, способным планировать свою деятельность. Природа этих качеств лишена. В ней также действуют закономерности и определенные силы, однако природа не обладает сознанием. Человек, который, конечно же, является природным существом, тоже подчиняется определенным закономерностям.

В отличие от природы, человек может действовать вопреки жестким закономерностям. Так, например, любое существо должно стремиться к самосохранению. Это свойственно и для человека, но только человек способен жертвовать своими собственными интересами ради интересов других людей. Кроме того, человек способен создавать законы, которые существуют помимо природы. Это и писаные законы, то есть законодательство, и неписаные законы – социальные нормы и нормы морали.

В отличие от природы, человек может действовать вопреки жестким закономерностям. Так, например, любое существо должно стремиться к самосохранению. Это свойственно и для человека, но только человек способен жертвовать своими собственными интересами ради интересов других людей. Кроме того, человек способен создавать законы, которые существуют помимо природы. Это и писаные законы, то есть законодательство, и неписаные законы – социальные нормы и нормы морали.

 Нередко высказывается мнение, что в настоящее время общественные науки (социология, политология, экономика) постепенно занимают лидирующее положение. В такой точке зрения есть много справедливого. Жизнь неуклонно усложняется, и то, что вчера было нельзя себе представить, стало реальностью. Уже не так сложно за несколько часов попасть на другой континент, в другое государство и в другую культуру; люди гораздо больше путешествуют, работают и отдыхают в других странах. Возникают транснациональные компании, которые объединяют множество предприятий по всему свету.

Нередко высказывается мнение, что в настоящее время общественные науки (социология, политология, экономика) постепенно занимают лидирующее положение. В такой точке зрения есть много справедливого. Жизнь неуклонно усложняется, и то, что вчера было нельзя себе представить, стало реальностью. Уже не так сложно за несколько часов попасть на другой континент, в другое государство и в другую культуру; люди гораздо больше путешествуют, работают и отдыхают в других странах. Возникают транснациональные компании, которые объединяют множество предприятий по всему свету.

Благодаря распространению идей демократии возрастает роль отдельного человека в жизни общества: в большинстве государств каждый взрослый гражданин является избирателем и может активно участвовать в политической жизни. Из-за активной миграции людей, из-за возрастания ценности гражданских и личных свобод люди становятся все более и более непохожими друг на друга, а это требует от нас терпимости по отношению к тем, кто живет иначе, чем мы. Все более и более ценным оказывается умение понимать другого человека, другую культуру, чужой образ жизни .

Благодаря распространению идей демократии возрастает роль отдельного человека в жизни общества: в большинстве государств каждый взрослый гражданин является избирателем и может активно участвовать в политической жизни. Из-за активной миграции людей, из-за возрастания ценности гражданских и личных свобод люди становятся все более и более непохожими друг на друга, а это требует от нас терпимости по отношению к тем, кто живет иначе, чем мы. Все более и более ценным оказывается умение понимать другого человека, другую культуру, чужой образ жизни .

С другой стороны, нужно четко знать свои права, чтобы никому не позволить ограничивать их. Естественно, все это означает, что любой человек в наше время должен обладать более широким видением мира, чем это было необходимо раньше. И социальные (общественные) науки могут с этой точки зрения сыграть важную роль. Они помогают нам научиться понимать то, с чем мы, возможно, не сталкивались на собственном опыте, но с чем вполне можем столкнуться.

С другой стороны, нужно четко знать свои права, чтобы никому не позволить ограничивать их. Естественно, все это означает, что любой человек в наше время должен обладать более широким видением мира, чем это было необходимо раньше. И социальные (общественные) науки могут с этой точки зрения сыграть важную роль. Они помогают нам научиться понимать то, с чем мы, возможно, не сталкивались на собственном опыте, но с чем вполне можем столкнуться.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


Скачать

© 2019 5112 22

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!