СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обществознание в 5 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация обществознание в 5 классе

Просмотр содержимого документа
«Обществознание в 5 классе»

По лестнице добра © ООО «Баласс», 2012. Образовательная система «Школа 2100». Автор презентации: Ярославцева Марина Юрьевна.    Обществознание. 5-й класс. Презентация к уроку 12 по §4 учебника Данилова Д.Д. и др.

По лестнице добра

© ООО «Баласс», 2012.

Образовательная система «Школа 2100».

Автор презентации:

Ярославцева Марина Юрьевна.

Обществознание. 5-й класс.

Презентация к уроку 12 по §4 учебника Данилова Д.Д. и др.

Баба-яга изображается в наших сказках двояко: или как злое существо, людоедка, или, чаще, как помощница героя. Она живёт в лесу в избушке на курьих ножках или в тереме, огороженном частоколом, с воткнутыми на нём человеческими черепами; вместо дверей у ворот – ноги человеческие, вместо запоров – руки, вместо замков – рот с острыми зубами: это останки женихов, сватавшихся за дочерей Бабы-яги и павших жертвой её людоедства. Баба-яга – вещая ведьма: она знает прошедшее и будущее, знает, где скрыты красавицы, которых ищут герои сказок, как достать те диковинки, которые им нужны. Во многих сказках она даёт герою советы и прямо помогает ему: даёт клубочек, который может привести его в нужное место; полотенце, гребень и щётку, с помощью которых можно спастись от преследований врага. Иногда эти предметы служат герою для защиты от самой Бабы-яги.  Можно ли на основании текста сказать про Бабу-ягу что-то плохое? А хорошее? Какое суждение можно сформулировать о Бабе-яге как герое сказки?

Баба-яга изображается в наших сказках двояко: или как злое существо, людоедка, или, чаще, как помощница героя. Она живёт в лесу в избушке на курьих ножках или в тереме, огороженном частоколом, с воткнутыми на нём человеческими черепами; вместо дверей у ворот – ноги человеческие, вместо запоров – руки, вместо замков – рот с острыми зубами: это останки женихов, сватавшихся за дочерей Бабы-яги и павших жертвой её людоедства.

Баба-яга – вещая ведьма: она знает прошедшее и будущее, знает, где скрыты красавицы, которых ищут герои сказок, как достать те диковинки, которые им нужны. Во многих сказках она даёт герою советы и прямо помогает ему: даёт клубочек, который может привести его в нужное место; полотенце, гребень и щётку, с помощью которых можно спастись от преследований врага. Иногда эти предметы служат герою для защиты от самой Бабы-яги.

Можно ли на основании текста сказать

про Бабу-ягу что-то плохое? А хорошее?

Какое суждение можно сформулировать

о Бабе-яге как герое сказки?

Ребята, как вы думаете, вы легко отличите доброе от злого, справедливое от несправедливого? – спросила Елена Ивановна. Ребята Конечно! Всё ясно! Все знают, что такое добро, а что – зло. Этому ещё сказки учат. В них даже малыши сразу узнают, кто плохой, а кто хороший! Елена Ивановна Тогда я вас удивлю! Представляете, оказывается, уже 2,5 тысячи лет существует целая наука – этика, которая изучает вопросы добра и зла! 1. Как ответили ребята на вопрос Елены Ивановны? 2. О какой науке рассказала Елена Ивановна ребятам? 3. Какое возникло противоречие? 4. Какой вопрос можно задать на основе этого противоречия? Сравни свои рассуждения с предлагаемым образцом. Сравни свою формулировку проблемы с авторской. Образец

Ребята, как вы думаете, вы легко отличите доброе от злого, справедливое от несправедливого? – спросила Елена Ивановна.

Ребята

Конечно! Всё ясно! Все знают, что такое добро, а что – зло. Этому ещё сказки учат. В них даже малыши сразу узнают, кто плохой, а кто хороший!

Елена Ивановна

Тогда я вас удивлю! Представляете, оказывается, уже 2,5 тысячи лет существует целая наука – этика, которая изучает вопросы добра и зла!

1. Как ответили ребята на вопрос Елены Ивановны?

2. О какой науке рассказала Елена Ивановна ребятам?

3. Какое возникло противоречие?

4. Какой вопрос можно задать на основе этого противоречия?

Сравни свои рассуждения с предлагаемым образцом.

Сравни свою формулировку проблемы с авторской.

Образец

Как этика помогает отличить добро и зло? Авторский вариант проблемы: «Зачем нужна наука этика?»

Как этика помогает отличить добро и зло?

Авторский вариант проблемы:

«Зачем нужна наука этика?»

Совесть Мораль Право «внутренний голос» человека, помогающий принять правильное решение. нормы отношения человека к другим людям. система правил, которые человеку необходимо выполнять. Задание (необходимый уровень) Сформулируй своими словами определения понятий. Задание: определи смысл выражений, подчеркни то из них, которое не относится к общечеловеческим ценностям (повышенный уровень). 1. Совесть – лучший контролёр.  2. Совершить моральный выбор.  3. Использовать право сильного. Совесть не позволяет совершить плохой поступок.  Сделать правильный, справедливый выбор. Использовать силу против более слабого. Общечеловеческие ценности – это нормы отношений между людьми и правила поведения, которые признаются всеми.

Совесть

Мораль

Право

«внутренний голос» человека, помогающий принять правильное решение.

нормы отношения человека к другим людям.

система правил, которые человеку необходимо выполнять.

Задание (необходимый уровень)

Сформулируй своими словами определения понятий.

Задание: определи смысл выражений, подчеркни то из них, которое не относится к общечеловеческим ценностям (повышенный уровень).

1. Совесть – лучший контролёр.

2. Совершить моральный выбор.

3. Использовать право сильного.

Совесть не позволяет совершить плохой поступок.

Сделать правильный, справедливый выбор.

Использовать силу против более слабого.

Общечеловеческие ценности – это нормы отношений между людьми и правила поведения, которые признаются всеми.

?

?

Мораль, добро и зло, совесть Какие понятия, из рассмотренных на уроке, можно отнести к этике? Какие вопросы к этим понятиям можно задать, чтобы решить проблему урока? Изучает ли этика мораль и поступки человека? Как отличить добро и зло? Помогает ли этика поступать по совести? Проблема урока Как этика помогает отличить добро и зло?

Мораль, добро и зло, совесть

Какие понятия, из рассмотренных на уроке, можно отнести к этике?

Какие вопросы к этим понятиям можно задать, чтобы решить проблему урока?

Изучает ли этика мораль и поступки человека?

Как отличить добро и зло?

Помогает ли этика поступать по совести?

Проблема урока

Как этика помогает отличить добро и зло?

Виды вопросов Уточняющий Ответ легко найти в тексте Собирательный Ответ нужно собрать в разных частях текста Объясняющий По подсказкам в тексте ответ надо сформулировать самому Смысловой Для ответа надо понять смысл текста, идею автора Проблемный Однозначного ответа на вопрос нет

Виды вопросов

Уточняющий

Ответ легко найти в тексте

Собирательный

Ответ нужно собрать в разных частях текста

Объясняющий

По подсказкам в тексте ответ надо сформулировать самому

Смысловой

Для ответа надо понять смысл текста, идею автора

Проблемный

Однозначного ответа на вопрос нет

образец Необходимый уровень Уточняющий – что решил подарить маме мальчик? Собирательный – как оценивали ребята поступок мальчика? Объясняющий – почему мальчик, задумав хорошее дело, не смог поступить правильно? Смысловой – чему может научить нас эта история? Задание в рабочей тетради №2  Составь к тексту уточняющий, собирательный и объясняющий вопросы ( необходимый уровень ). Найди в тексте вопросы, определи, к какому виду они относятся и объясни своё решение ( повышенный уровень ). Повышенный уровень Объясняющие вопросы (необходимо оценить поступок): Он совершил хороший поступок? Как вы теперь оцениваете его поступок? Смысловые вопросы (раскрывают идею автора): Вам не показалось, что, отвечая на эти вопросы, вы как будто бы поднимались по лесенке вверх? Вы смотрели на ситуацию каждый раз с новой высоты? Что такое этика, какие вопросы она решает? Новое знание – этика изучает поступки, действия разных людей и пытается определить, что можно назвать плохим, а что – хорошим. Сравни свои ответы с предлагаемым образцом.

образец

Необходимый уровень

Уточняющий – что решил подарить маме мальчик?

Собирательный – как оценивали ребята поступок мальчика?

Объясняющий – почему мальчик, задумав хорошее дело, не смог поступить правильно?

Смысловой – чему может научить нас эта история?

Задание в рабочей тетради №2

  • Составь к тексту уточняющий, собирательный и объясняющий вопросы ( необходимый уровень ).
  • Найди в тексте вопросы, определи, к какому виду они относятся и объясни своё решение ( повышенный уровень ).

Повышенный уровень

Объясняющие вопросы (необходимо оценить поступок):

Он совершил хороший поступок?

Как вы теперь оцениваете его поступок?

Смысловые вопросы (раскрывают идею автора):

Вам не показалось, что, отвечая на эти вопросы, вы как будто бы поднимались по лесенке вверх?

Вы смотрели на ситуацию каждый раз с новой высоты?

Что такое этика, какие вопросы она решает?

Новое знание – этика изучает поступки, действия разных людей и пытается определить, что можно назвать плохим, а что – хорошим.

Сравни свои ответы с предлагаемым образцом.

?

?

Задание в Рабочей тетради № 3 Выпиши две общечеловеческие ценности и добавь к ним ещё одну, подчеркни её. Запиши вопрос, на который ищут ответ учёные-философы, изучая этику ( необходимый уровень ). Озаглавь схему, подчеркни в ней ключевые слова, которые подтверждают предложенное тобой название. Приведи примеры, подтверждающие, что представления людей Древнего мира о добре и зле отличались от представлений современных людей ( повышенный уровень ).  Как с помощью этики определить, что такое добро, а что – зло? Сравни свои ответы с предлагаемым образцом. Образец

Задание в Рабочей тетради № 3

Выпиши две общечеловеческие ценности и добавь к ним ещё одну, подчеркни её. Запиши вопрос, на который ищут ответ учёные-философы, изучая этику ( необходимый уровень ).

Озаглавь схему, подчеркни в ней ключевые слова, которые подтверждают предложенное тобой название.

Приведи примеры, подтверждающие, что представления людей Древнего мира о добре и зле отличались от представлений современных людей ( повышенный уровень ).

Как с помощью этики определить, что такое добро, а что – зло?

Сравни свои ответы с предлагаемым образцом.

Образец

Необходимый уровень Общечеловеческие ценности: милосердие, справедливость, забота о близких . Вопрос: как развивалась мораль на протяжении всей истории человечества. Изменение моральных ценностей Новое знание – для каждого периода времени были характерны свои представления о добре и зле, но постепенно стали формироваться общечеловеческие ценности.

Необходимый уровень

Общечеловеческие ценности: милосердие, справедливость, забота о близких .

Вопрос: как развивалась мораль на протяжении всей истории человечества.

Изменение моральных ценностей

Новое знание – для каждого периода времени были характерны свои представления о добре и зле, но постепенно стали формироваться общечеловеческие ценности.

?

?

Этика изучает общечеловеческие ценности  Этика изучает, как изменялись моральные нормы  Этика помогает отличить хороший поступок от плохого  Этика определяет общечеловеческие ценности , знание которых помогает правильно поступать по отношению к людям. Задание Подумай, что нового об этике ты узнал в ходе урока. Какой вывод по проблеме урока можно сделать, опираясь на эти знания? Сравни свой вывод с выводом авторов учебника. Вывод авторов Этика помогает людям разобраться в нормах морали, правильно выстроить своё поведение в жизненных ситуациях, когда человеку надо сделать нравственный выбор.

Этика изучает общечеловеческие ценности

Этика изучает, как изменялись моральные нормы

Этика помогает отличить хороший поступок от плохого

Этика определяет общечеловеческие ценности , знание которых помогает правильно поступать по отношению к людям.

Задание

Подумай, что нового об этике ты узнал в ходе урока. Какой вывод по проблеме урока можно сделать, опираясь на эти знания?

Сравни свой вывод с выводом авторов учебника.

Вывод авторов

Этика помогает людям разобраться в нормах морали, правильно выстроить своё поведение в жизненных ситуациях, когда человеку надо сделать нравственный выбор.

Образец Кто в этих ситуациях поступает неэтично? Почему? а) Саша очень любит свою собаку. Однажды он накормил собаку своими любимыми конфетами. Собака заболела, ветеринар прописал ей уколы. б) Встретились две одноклассницы: – Даша, приходи к нам завтра на пикник, мы будем шашлык готовить! – Спасибо, у нас пост, мы сейчас мясо не едим. – Глупости какие! Подумаешь, разочек поешь! Мы твоим ничего не скажем! а) Сашин поступок нельзя назвать неэтичным, потому что он не хотел причинить зла своей собаке. Этика изучает поступки в отношении людей, а не животных. б) Подруга Даши поступила неэтично, потому что она неуважительно отнеслась к традициям её семьи. Подруга предложила Даше поступить нечестно – скрыть правду о нарушении религиозной нормы. Сравни свои ответы и рассуждения с предлагаемым образцом.

Образец

Кто в этих ситуациях поступает неэтично?

Почему?

а) Саша очень любит свою собаку. Однажды он накормил собаку своими любимыми конфетами. Собака заболела, ветеринар прописал ей уколы.

б) Встретились две одноклассницы:

– Даша, приходи к нам завтра на пикник, мы будем шашлык готовить!

– Спасибо, у нас пост, мы сейчас мясо не едим.

– Глупости какие! Подумаешь, разочек поешь! Мы твоим ничего не скажем!

а) Сашин поступок нельзя назвать неэтичным, потому что он не хотел причинить зла своей собаке. Этика изучает поступки в отношении людей, а не животных.

б) Подруга Даши поступила неэтично, потому что она неуважительно отнеслась к традициям её семьи. Подруга предложила Даше поступить нечестно – скрыть правду о нарушении религиозной нормы.

Сравни свои ответы и рассуждения с предлагаемым образцом.

?

?

Какую проблему мы решали на уроке ? Какой ответ можно дать по проблеме урока ?

Какую проблему мы решали на уроке ?

Какой ответ можно дать по проблеме урока ?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!