СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 25.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Общие достоинства и недостатки тестовых технологий

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Общие достоинства и недостатки тестовых технологий»



Общие достоинства и недостатки тестовых технологий

Собственные недостатки – это котомка за плечами: не увидишь.

Эразм РОТТЕРДАМСКИЙ, aforizm.kaminplus.ru

С внедрением тестовых технологий в педагогике появилась возможность использования точных статистических методов анализа качества, позволяющих повысить объективность суждений о том, в какой степени усилия преподавателей и учащихся достигают цели.

Внедрение тестового контроля:

  • ведет к совершенствованию приемов обучения, позволяя оперативно оценивать их результативность на основе объективных критериев;

  • превращает педагогику в (допускающую измерение) точную науку;

  • влечет появление новых воспитательных и обучающих методик;

  • превращает преподавателя из транслятора знаний в разработчика новых программно-педагогических средств, в организатора самостоятельного обучения.

Как бланковое, так и компьютерное тестирование ЗУН нередко подвергаются критике со стороны педагогов. Изготовленные в России тестирующие программы мало отличаются от тех, что предлагают зарубежные производители. К основным недостаткам автоматизированных систем тестирования часто относят

  • двузначность (не многозначность) логики вариантов ответа в наиболее популярных тестовых заданиях закрытого типа;

  • невозможность контроля навыков устной речи;

  • жесткость контроля, ведущая к психическому напряжению и сверхнормативной усталости претендентов;

  • невозможность диагностики навыков общения (коммуникации);

  • невозможность диагностики изобретательских качеств;

  • невозможность диагностики оригинальности мышления в решении учебных проблем и задач;

  • невозможность учета всех случайностей и факторов, которые всегда учтет преподаватель-профессионал на экзамене – настроение, усталость, темперамент, возраст, пол, национальность экзаменующегося;

  • невозможность диагностики ассоциативного и образного мышления, способности к обучению, желания обучаться.

Поэтому совместно с использованием тестовой формы контроля необходимо практиковать и традиционные формы – семинары, конференции, диспуты, обсуждения, деловые игры. Общепринято, что оптимального сочетания форм контроля можно достичь так:

  1. С помощью компьютерных тестов проводится предварительный контроль (зачет) знаний определений и сведений, навыков решения задач, навыков восприятия речи на слух, грамотного написания слов и формул и т. п.;

  2. После зачетных испытаний учащимся предлагается встреча с преподавателем, где они продемонстрируют уже не формальные знания, а навыки коммуникации и устной речи, остроту и оригинальность мышления, способность к учению.

Более подробно проблемы двузначности логики компьютерных тестеров и тренажеров мы разберем ниже. Пока же приведем следующие соображения. Поскольку создателями сценариями компьютерных тренажеров, преимущественно, были и остаются мужчины, они привнесли в практику создания свойственный себе логический стиль общения, где ответы на вопросы могут быть только верными либо неверными.

Что есть истина?

В религии – это чудом сохранившаяся точка зрения.

В науке – это сенсация. В искусстве – чье-то вчерашнее настроение.

Оскар УАЙЛЬД, aforizm.kaminplus.ru

В реальном учебном процессе, как правило, такой ситуации не бывает. Даже односложный ответ ученика грамотный учитель способен ранжировать по пятибалльной шкале, опираясь на свой опыт общения с ним и в зависимости от контекста урока.

Не бывает однозначной научной истины. Не бывает абсолютно точных ответов на все случаи жизни. Так устроена жизнь. Грамотный специалист, изобретатель, ученый может появиться лишь в такой учебной среде, где логика общения многозначна (с ответами, например: «да», «нет», «может быть», «не совсем точно», «не вполне»), где есть противоречия в знаниях, где есть место для фантазии. Это одна из причин, из-за которых современная, созданная по традиционной логической схеме, компьютерная обучающая программа не сможет его научить и воспитать.

Парадоксальность ситуации с применением многозначной логики в компьютерном обучении и контроле связана еще и со следующим: проводя урок, учитель без труда задает классу подразумевающий многозначные ответы вопрос, распознает и оценивает эти ответы, а выразить их письменно – может только с большим трудом.

Создавать тест, содержащий задания с многозначительными (многозначными) вопросами и ответами, оказывается, очень сложно!

Конечно, известные технологические разработки, посвященные применению техники для контроля знаний, не исчерпывают всех возможностей компьютера. Возможности компьютера в сфере образования нам еще предстоит открывать и изучать.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!