Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
Высшего Образования
(структурное подразделение)
Медицинский колледж
«Крымский федеральный Университет им. В.И. Вернадского»
Технологическая карта практического занятия № 7
Тема занятия : «Общие правила выписывания ЛС. Формы рецептурных бланков.
Порядок оформления, учета и хранения »
Дисциплина : «Организация деятельности структурных подразделений аптеки и руководство аптечной организацией при отсутствии специалиста с высшим образованием».
Специальность 33.02.01 Фармация курс 3.
Цели занятия, мотивация
А) Образовательная:
Ознакомиться с материалом о порядке назначения и выписывания лекарственных препаратов.
Сформировать знания о формах рецептурных бланков.
Обобщить и систематизировать знания о сроках действия рецептов, порядке отпуска ЛС , сроках хранения рецептурных бланков в аптечных учреждениях
Закрепить изучаемый материал. Добиться формирования знаний и применять знания в решении новых задач.
Отражать новые, еще не получившие освещения, знания. Подготовить студента к применению знаний в аптеке на учебной и производственной практике. ПК 1.6. Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности. ПК 1.7. Оказывать первую медицинскую помощь. ПК 1.8. Оформлять документы первичного учета.
Б) Развивающая: Развивать творческое мышление, профессиональную речь, познавательную деятельность.
Развитие инициативы, уверенности в своих силах, настойчивости, умения преодолевать трудности для достижения цели
В) Воспитательная: Способствовать нравственному, эстетическому, духовному воспитанию. Формировать профессиональный кругозор и общую культуру.
ОК1-понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес, ОК 2-организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 4- осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК5 использовать информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности, ОК6- работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями, ОК7-брать на себя ответственность за работу членов команды за результат выполнения заданий, ОК8 –самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации. ОК 10- бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
Междисциплинарные связи латинский язык с основами медицинской терминологии, технология лекарств.
Внутридисциплинарные связи связь с другими темами
Место проведения Кабинет №18, корпус 7а, цокольный этаж.
Тип занятия практическое.
Количество часов 4 ч.
Обеспечение занятия (средства обучения) конспект лекций, рабочая программа, методическая разработка занятия, учебно-наглядные пособия, раздаточный материал.
Литература
1.Управление и экономика фармации : учебник / под ред. И.А.Наркевича.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017. С.257-288;
2.Управление и экономика фармации .Фармацевтическая деятельность. Организация и регулирование. Издательский центр «Академия», Москва, 2011.с. 275-284
Приказ МЗ РФ от января 2019г № 4н «Порядок назначения лекарственных препаратов, формы рецептурных бланков, порядок их оформления, учет и хранение»
Студент должен знать:
-
Общие положения порядка назначения и выписывания ЛП
-
Формы рецептурных бланков
-
Правила оформления рецептурных бланков
-
Сроки действия рецептов
-
Назначение ЛП при оказании мед. помощи в стационарных условиях.
-
Назначение и выписывание ЛП при оказании первичной медико- санитарной помощи, скорой медицинской помощи и паллиативной мед. помощи.
7. Назначение и выписывание ЛП гражданам, имеющим право на бесплатное получение ЛП или получение ЛП со скидкой , в рамках оказания первичной медико- санитарной помощи.
Студент должен уметь:
1.Перечислить общие положения порядка назначения и выписывания ЛП
2.Рассказать о формах рецептурных бланков
3.Описать правила оформления рецептурных бланков и сроки действия рецептов.
4.Рассказать о назначении ЛП при оказании мед. помощи в стационарных условиях.
5.Рассказать о назначении и выписывании ЛП при оказании первичной медико- санитарной помощи, скорой медицинской помощи и паллиативной мед. помощи.
6. Рассказать о назначении и выписывании ЛП гражданам, имеющим право на бесплатное получение ЛП или получение ЛП со скидкой , в рамках оказания первичной медико- санитарной помощи.
Хронологическая карта занятия
№ | Этапы учебного занятия | Время(мин) |
1 | Организационный момент | 5 |
2 | Постановка целей, начальная мотивация | 5 |
3 | Определение исходного уровня знаний | 15 |
4 | Вводный инструктаж | 5-7 |
5 | Самостоятельная практическая работа | 90 |
6 | Заполнение дневников и др. | 20 |
7 | Контроль конечного уровня знаний | 30 |
8 | Задание для самостоятельной работы студентов | 3 |
9 | Подведение итогов, уборка рабочего места | 5 |
Ход занятия
-
Организационный момент
Проверка готовности к занятию (внешнего вида студентов, аудитории, наличие рецептурной тетради, конспектов) и проверка присутствующих.
-
Инструктаж по охране труда текущий
-
Мотивация (цели) занятия см.выше
-
Оценка знаний студентов (проверка исходного уровня знаний):
-
преподаватель проводит фронтальный опрос по теме ( или тестовый контроль), проверяет выполнение заданий в рабочей тетради
а) проверка знаний
Индивидуальный устный опрос:
1.Что представляет собой рецепт, из каких разделов и граф состоит?
2.Дайте определение: наркотическое ЛС, психотропное вещество, сильнодействующее вещество, ядовитое вещество, прекурсоры;
3.Общие положения порядка назначения и выписывания ЛП
4.Формы рецептурных бланков
5. Правила оформления рецептурных бланков
6.Сроки действия рецептов
7.Назначение ЛП при оказании мед. помощи в стационарных условиях.
8.Назначение и выписывание ЛП при оказании первичной медико- санитарной помощи, скорой медицинской помощи и паллиативной мед. помощи.
9. Назначение и выписывание ЛП гражданам, имеющим право на бесплатное получение ЛП или получение ЛП со скидкой , в рамках оказания первичной медико- санитарной помощи.
б) проверка внеаудиторной самостоятельной работы:
Проверка тетрадей по практике, конспектов.
в) подведение итогов контроля:
5.Практическая часть:
а) подготовка студентов к аудиторной практической
б) самостоятельная работа студентов : 1. Изучите формы рецептурных бланков. Запишите, что разрешается выписывать на каждом бланке, согласно регламентирующему приказу, укажите сроки действия и хранения рецептов.
Форма№ 148-1/у-88
Наименование (штамп) Утверждена приказом Министерства
Учреждения здравоохранения Российской Федерации
от 1 июля 2013 г. №1175н
__________________________________________________________________
РЕЦЕПТ
Серия №.
«___»_____________200 г.
(дата выписки рецепта)
(взрослый, детский - нужное подчеркнуть)
—————————————————————————————————
Ф.И.О. больного ___________________________________________________
(полностью)
Возраст___________________________________________________________
Адрес или № медицинской карты амбулаторного больного _______________
______________________________________________________________________
Ф.И.О. врача_______________________________________________________
(полностью)
Руб. Коп. Rp
.......................................................................……………………………………….
.......................................................................……………………………………….
.......................................................................……………………………………….
.......................................................................………………………………………
.......................................................................………………………………………
__________________________________________________________________
Подпись и личная печать
врача М.П.
Рецепт действителен в течение 15 дней, 1 месяца (ненужное зачеркнуть)
Рецептурный бланк
Министерство здравоохранения Код формы по ОКУД 3108805
и социального развития Медицинская документация
Российской Федерации Форма № 107-1/у
Наименование (штамп) Утверждена приказом Министерства
Учреждения здравоохранения Российской Федерации
от 1 июля 2013 г. №1175н
РЕЦЕПТУРНЫЙ БЛАНК
Министерство здравоохранения
Российской Федерации
Штамп
Форма N 148-1/у-04(л)
Код категории граждан
Код нозологической формы (по МКБ-10)
Источник финансирования: (подчеркнуть)
% оплаты: (подчеркнуть)
1. Бесплатно
Код лекарственного средства (заполняется в аптечной организации)
S S S L L L
1. Федеральный
2. Субъект Российской Федерации
3. Муниципальный
2. 50%
РЕЦЕПТ
Серия N
Дата выписки: 20__ г.
Ф.И.О. пациента
Дата рождения
СНИЛС N полиса обязательного медицинского страхования:
Номер медицинской карты пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях
Ф.И.О. лечащего врача
Руб.I Коп.I Rp:
…..I.....I…D.t.d.................................I…...........................I………………………
…..I.....I…Signa...............................I………....................I………………………
(код лечащего врача)
Подпись и личная печать лечащего врача
М.П.
Рецепт действителен в течение 15 дней, 30 дней, 90 дней (ненужное зачеркнуть)……………………
(Заполняется специалистом аптечной организации) ………………………
Отпущено по рецепту:
Торговое наименование и дозировка:
Дата отпуска: "__" __________20___ г.
Количество:
Приготовил:
Проверил:
Отпустил:………………………………………….
(линия отрыва) …………………………………………….
Корешок рецептурного бланка
Способ применения:
Наименование лекарственного
Продолжительность дней
препарата:
Дозировка:
Количество приемов в день: раз
На 1 прием:
ед.
2.Перепишите рецептурную пропись на латинском языке, правильно оформите рецепт.
Вариант 1.
Возьми: Таблетки «Кодтерпин» № 10
Выдай. Обозначь: по 1 таб. 2 раза в день.
Вариант 2.
Возьми: Раствора промедола 1%-1мл.
Выдай такие дозы № 10.
Обозначь: в/м по 1 мл при болях.
Вариант 3.
Возьми: Таблетки «Амоксиклав» № 20.
Выдай. Обозначь: по 1 таблетке 3 раза в день.
Вариант 4.
Возьми: Таблетки Клофелина 0,15 №20
Выдай. Обозначь: по 1 таблетке на ночь.
Вариант 5.
Возьми: Таблетки Фенобарбитала 0,1 № 10
Выдай. Обозначь: по 1 таблетке на ночь.
Вариант 6.
Возьми: Мази «Випросал» 30,0
Выдай. Обозначь: наносить на ночь тонким слоем на область
поясницы.
Вариант 7.
Возьми: Таблетки «Адельфан» № 10
Выдай. Обозначь: по 1 таблетке на ночь.
Вариант 8.
Возьми: Раствора Морфина гидрохлорида 1% - 1мл.
Выдай такие дозы № 10.
Обозначь: по 1 мл в/м при болях.
Вариант 9.
Возьми: Таблетки «Реладорм» № 10
Выдай. Обозначь: по 1 таблетке на ночь.
Вариант 10.
Возьми: Таблетки Амоксициллина 0,5 № 20
Выдай. Обозначь: по 1 таблетке 3 раза в день.
в) подведение итогов самостоятельной работы :
преподаватель контролирует решение ситуационных задач, решение тестов. Заслушивает самостоятельно подготовленные студентами доклады. Проверяет выполнение самостоятельной аудиторной работы.
6.Итоговый контроль
Тестовый контроль по теме:
-
ПР. МЗ РФ от января 2019г №4н
1.Как называется пр. МЗ РФ от от января 2019г №4н
2. Перечислите , кто может осуществлять назначение и выписывание лекарственных препаратов?
3. По какому наименованию осуществляется назначение и выписывание лек. препаратов?
4. В каком документе указываются сведения о назначенном и выписанном препарате?
5. Какой приказ МЗ РФ утверждает форму бланков рецептов, содержащих назначение наркотических или психотропных веществ, порядка их изготовления, распределения, регистрации, учета и хранения, а также правил оформления».
6. Для выписывания каких лек. препаратов , предназначен рецептурный бланк № 148-1/ у- 88?
7. Для выписывания каких лек. препаратов , предназначен рецептурный бланк № 148-1/ у- 04(л);
8. Для выписывания каких лек. препаратов , предназначен рецептурный бланк № 107-1/у
9. В случае завышения дозы при выписывании наркотических и психотропных ЛП списка II и III Перечня, иных ЛП, подлежащих ПКУ, как должен быть оформлен рецепт?
10. Во сколько раз по сравнению с предельно допустимым количеством лек. препаратов для выписывания на один рецепт, может быть увеличено количество выписываемых наркотических и психотропных лек. препаратов сп. II и III Перечня , иных лек. препаратов подлежащих ПКУ, при оказании паллиативной помощи?
11.Какие обозначения проставляются в верхней части рецепта при необходимости немедленного или срочного отпуска лекарственного препарата?
12. Проставьте сроки действия рецептов:
Форма рецептурного бланка | Срок действия рецепта |
№148-1/у-88 | |
№107-1/у | |
№148-1/у-04(л); | |
Пенсионерам, инвалидам 1 группы, детям-инвалидам | |
13. Пациентам с заболеваниями, требующими длительного курсового лечения ,на рецептурных бланках № 107-1/у в пределах каких сроков разрешается устанавливать срок действия рецепта?
14. Как должен быть оформлен рецепт пациенту с заболеваниями, требующими длительного курсового лечения ?
15. На какой курс лечения могут выписываться рецепты на производные барбитуровой кислоты, комбинированные ЛП, подлежащие ПКУ, лек. препараты обладающие анаболической активностью, ) , для лечения пациентов с заболеваниями, требующими длительного курсового лечения и как должен быть оформлен рецепт?
16. Что должно быть указано в левом верхнем углу на рецептурных бланках , оформляемых индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на медицинскую деятельность?
17.Сколько лекарственных препаратов можно выписать на рецептурном бланке №148-1/у-88; №148-1/у-04(л);
18. .Сколько лекарственных препаратов можно выписать на рецептурном бланке №107-1/у?
19. Допускаются ли исправления в рецепте, выписанном на рецептурном бланке?
20. На каком рецептурном бланке оформляются рецепты гражданам, имеющим право на получение ЛП б/п или со скидкой и сколько экземпляров?
21. На каких рецептурных бланках оформляются рецепты в случае назначения НС, ПВ списка 2 Перечня, гражданам, имеющим право на получение ЛП б/п или со скидкой?
22. На каких рецептурных бланках оформляются рецепты в случае назначения НС, ПВ в виде ТТС, ЛП, обладающих анаболической активностью, гражданам, имеющим право на получение ЛП б/п или со скидкой?
23.Сколько наименований и на каком рецептурном бланке можно выписать ЛП, относящиеся по АТХ к антипсихотическим, снотворным и седативным, антидепрессантам и не подлежащим ПКУ?
24.Что указывается на корешке от рецепта № 148-1/у-04(л) при выдаче пациенту?
25. Учет рецептурных бланков?
Эталоны ответов:
1«Порядок назначения лекарственных препаратов, формы рецептурных бланков, порядок их оформления, учет и хранение»
2.Лечащий врач, фельдшер, акушерка ( в случае возложения на них полномочий лечащего врача), индивидуальный предприниматель, осуществляющий медицинскую деятельность.
3.по международному непатентованному наименованию, а при его отсутствии –группировочному наименованию, торговому
4.в медицинской карте пациента.
5.ПР. МЗ РФ от 01августа 2012г. № 54н.
6. психотропные ЛП списка III Перечня;
НС, ПВ Списка 2Перечня, включающие ТТС
иные ЛП, подлежащие ПКУ,
ЛП, обладающие анаболической активностью,
ЛП индивидуального изготовления, содержащие наркотическое средство или психотропное вещество списка II Перечня.
7.бесплатный и льготный отпуск медикаментов.
8.иных лекарственных препаратов.
9.медицинский работник пишет дозу прописью и ставит восклицательный знак.
10не более чем в 2 раза по сравнению с предельно допустимым количеством ЛП для выписывания на один рецепт.
11«cito», « statim».
12.
Форма рецептурного бланка | Срок действия рецепта |
№148-1/у-88 | 15дней |
№107-1/у | 2 месяца,1год |
№148-1/у-04(л); | 1 месяц,90дней |
Пенсионерам, инвалидам 1 группы, детям-инвалидам | -
месяца |
13. до одного года
14.« По спец.назначению» , подпись, личная печать врача, печать « Для рецептов».
15.На курс лечения до двух месяцев. « По спец назначению», подпись, печать « Для рецептов».
16.адрес врача, № и дата лицензии, наименование органа государственной власти, выдавшего лицензию.
17.только одно наименование ЛП.
18.не более трех наименований ЛП.
19.Не допускаются исправления в рецепте.
20.№148-1/у-04(л), 2 экз.
21.№ 148-1/у-04(л), №107/у-НП
22.№ 148-1/у-04(л),148-1/у-88
23.107-1/у, одно наименование
24.Наименование ЛП, дозировка, кол-во, способ применения
25 В журналах учета пронумерованных, прошнурованных, скрепленных подписью руководителя и печатью МО
7.Задание на дом :
« Отпуск ЛС. Предельно-допустимые нормы отпуска . Предметно-количественный учет ЛС в аптеке.»
1.Управление и экономика фармации : учебник / под ред. И.А.Наркевича.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017. С.281-287;
ПР. МЗ РФ от 11 июля 2017г №403
8.Подведение итогов занятия : Преподаватель отмечает плохие и хорошие стороны в работе студентов. Благодарит студентов за активность, высказывает пожелания по работе на следующее занятие . Выставляет и комментирует оценки. Преподаватель организует уборку дежурными рабочих мест, аудитории, прощается со студентами.
Преподаватель_____Ракова Н.П.