СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 20.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Общие правила выписывания лекарственных средств, формы рецептурных бланков. Порядок оформления, учета и хранения.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПРактическое занятие

 

Просмотр содержимого документа
«Общие правила выписывания лекарственных средств, формы рецептурных бланков. Порядок оформления, учета и хранения.»

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

Высшего Образования

(структурное подразделение)

Медицинский колледж

«Крымский федеральный Университет им. В.И. Вернадского»



Технологическая карта практического занятия № 7

Тема занятия : «Общие правила выписывания ЛС. Формы рецептурных бланков.

Порядок оформления, учета и хранения »



Дисциплина : «Организация деятельности структурных подразделений аптеки и руководство аптечной организацией при отсутствии специалиста с высшим образованием».


Специальность 33.02.01 Фармация курс 3.


Цели занятия, мотивация


А) Образовательная:


Ознакомиться с материалом о порядке назначения и выписывания лекарственных препаратов.

Сформировать знания о формах рецептурных бланков.

Обобщить и систематизировать знания о сроках действия рецептов, порядке отпуска ЛС , сроках хранения рецептурных бланков в аптечных учреждениях

Закрепить изучаемый материал. Добиться формирования знаний и применять знания в решении новых задач.

Отражать новые, еще не получившие освещения, знания. Подготовить студента к применению знаний в аптеке на учебной и производственной практике. ПК 1.6. Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности. ПК 1.7. Оказывать первую медицинскую помощь. ПК 1.8. Оформлять документы первичного учета.

Б) Развивающая: Развивать творческое мышление, профессиональную речь, познавательную деятельность.

Развитие инициативы, уверенности в своих силах, настойчивости, умения преодолевать трудности для достижения цели

В) Воспитательная: Способствовать нравственному, эстетическому, духовному воспитанию. Формировать профессиональный кругозор и общую культуру.

ОК1-понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес, ОК 2-организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 4- осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК5 использовать информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности, ОК6- работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями, ОК7-брать на себя ответственность за работу членов команды за результат выполнения заданий, ОК8 –самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации. ОК 10- бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

Междисциплинарные связи латинский язык с основами медицинской терминологии, технология лекарств.

Внутридисциплинарные связи связь с другими темами

Место проведения Кабинет №18, корпус 7а, цокольный этаж.

Тип занятия практическое.

Количество часов 4 ч.

Обеспечение занятия (средства обучения) конспект лекций, рабочая программа, методическая разработка занятия, учебно-наглядные пособия, раздаточный материал.


Литература

1.Управление и экономика фармации : учебник / под ред. И.А.Наркевича.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017. С.257-288;

2.Управление и экономика фармации .Фармацевтическая деятельность. Организация и регулирование. Издательский центр «Академия», Москва, 2011.с. 275-284

Приказ МЗ РФ от января 2019г № 4н «Порядок назначения лекарственных препаратов, формы рецептурных бланков, порядок их оформления, учет и хранение»


Студент должен знать:

  1. Общие положения порядка назначения и выписывания ЛП

  2. Формы рецептурных бланков

  3. Правила оформления рецептурных бланков

  4. Сроки действия рецептов

  5. Назначение ЛП при оказании мед. помощи в стационарных условиях.

  6. Назначение и выписывание ЛП при оказании первичной медико- санитарной помощи, скорой медицинской помощи и паллиативной мед. помощи.

7. Назначение и выписывание ЛП гражданам, имеющим право на бесплатное получение ЛП или получение ЛП со скидкой , в рамках оказания первичной медико- санитарной помощи.

Студент должен уметь:

1.Перечислить общие положения порядка назначения и выписывания ЛП

2.Рассказать о формах рецептурных бланков

3.Описать правила оформления рецептурных бланков и сроки действия рецептов.

4.Рассказать о назначении ЛП при оказании мед. помощи в стационарных условиях.

5.Рассказать о назначении и выписывании ЛП при оказании первичной медико- санитарной помощи, скорой медицинской помощи и паллиативной мед. помощи.

6. Рассказать о назначении и выписывании ЛП гражданам, имеющим право на бесплатное получение ЛП или получение ЛП со скидкой , в рамках оказания первичной медико- санитарной помощи.



Хронологическая карта занятия


Этапы учебного занятия

Время(мин)

1

Организационный момент

5

2

Постановка целей, начальная мотивация

5

3

Определение исходного уровня знаний

15

4

Вводный инструктаж

5-7

5

Самостоятельная практическая работа

90

6

Заполнение дневников и др.

20

7

Контроль конечного уровня знаний

30

8

Задание для самостоятельной работы студентов

3

9

Подведение итогов, уборка рабочего места

5



Ход занятия

  1. Организационный момент

Проверка готовности к занятию (внешнего вида студентов, аудитории, наличие рецептурной тетради, конспектов) и проверка присутствующих.

  1. Инструктаж по охране труда текущий

  2. Мотивация (цели) занятия см.выше

  3. Оценка знаний студентов (проверка исходного уровня знаний):

  4. преподаватель проводит фронтальный опрос по теме ( или тестовый контроль), проверяет выполнение заданий в рабочей тетради

а) проверка знаний


Индивидуальный устный опрос:

1.Что представляет собой рецепт, из каких разделов и граф состоит?

2.Дайте определение: наркотическое ЛС, психотропное вещество, сильнодействующее вещество, ядовитое вещество, прекурсоры;

3.Общие положения порядка назначения и выписывания ЛП

4.Формы рецептурных бланков

5. Правила оформления рецептурных бланков

6.Сроки действия рецептов

7.Назначение ЛП при оказании мед. помощи в стационарных условиях.

8.Назначение и выписывание ЛП при оказании первичной медико- санитарной помощи, скорой медицинской помощи и паллиативной мед. помощи.

9. Назначение и выписывание ЛП гражданам, имеющим право на бесплатное получение ЛП или получение ЛП со скидкой , в рамках оказания первичной медико- санитарной помощи.


б) проверка внеаудиторной самостоятельной работы:

Проверка тетрадей по практике, конспектов.

в) подведение итогов контроля:


5.Практическая часть:


а) подготовка студентов к аудиторной практической

б) самостоятельная работа студентов : 1. Изучите формы рецептурных бланков. Запишите, что разрешается выписывать на каждом бланке, согласно регламентирующему приказу, укажите сроки действия и хранения рецептов.
















Форма№ 148-1/у-88
Наименование (штамп) Утверждена приказом Министерства
Учреждения здравоохранения Российской Федерации 
от 1 июля 2013 г. №1175н
__________________________________________________________________
РЕЦЕПТ

Серия  №.

«___»_____________200 г.

(дата выписки рецепта)

(взрослый, детский - нужное подчеркнуть)

—————————————————————————————————

Ф.И.О. больного ___________________________________________________

(полностью)

Возраст___________________________________________________________

Адрес или № медицинской карты амбулаторного больного _______________

______________________________________________________________________

Ф.И.О. врача_______________________________________________________ 

(полностью) 

Руб. Коп. Rp 

.......................................................................……………………………………….

.......................................................................……………………………………….

.......................................................................……………………………………….

.......................................................................………………………………………

.......................................................................………………………………………

__________________________________________________________________

Подпись и личная печать

врача М.П.

Рецепт действителен в течение 15 дней, 1 месяца (ненужное зачеркнуть)

Рецептурный бланк
Министерство здравоохранения Код формы по ОКУД 3108805
и социального развития Медицинская документация
Российской Федерации Форма № 107-1/у
Наименование (штамп) Утверждена приказом Министерства
Учреждения здравоохранения Российской Федерации 
от 1 июля 2013 г. №1175н








РЕЦЕПТУРНЫЙ БЛАНК

Министерство здравоохранения

Российской Федерации

Штамп

Форма N 148-1/у-04(л)

Код категории граждан

Код нозологической формы (по МКБ-10)

Источник финансирования: (подчеркнуть)

% оплаты: (подчеркнуть)

1. Бесплатно

Код лекарственного средства (заполняется в аптечной организации)

S S S L L L

1. Федеральный

2. Субъект Российской Федерации

3. Муниципальный

2. 50%

РЕЦЕПТ

Серия N

Дата выписки: 20__ г.

Ф.И.О. пациента

Дата рождения

СНИЛС N полиса обязательного медицинского страхования:

Номер медицинской карты пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях

Ф.И.О. лечащего врача

Руб.I Коп.I Rp:

…..I.....I…D.t.d.................................I…...........................I………………………



…..I.....I…Signa...............................I………....................I………………………

(код лечащего врача)

Подпись и личная печать лечащего врача

М.П.

Рецепт действителен в течение 15 дней, 30 дней, 90 дней (ненужное зачеркнуть)……………………

(Заполняется специалистом аптечной организации) ………………………

Отпущено по рецепту:

Торговое наименование и дозировка:

Дата отпуска: "__" __________20___ г.

Количество:

Приготовил:

Проверил:

Отпустил:………………………………………….

(линия отрыва) …………………………………………….

Корешок рецептурного бланка

Способ применения:

Наименование лекарственного

Продолжительность дней

препарата:

Дозировка:

Количество приемов в день: раз

На 1 прием:

ед.



































2.Перепишите рецептурную пропись на латинском языке, правильно оформите рецепт.

Вариант 1.

Возьми: Таблетки «Кодтерпин» № 10

Выдай. Обозначь: по 1 таб. 2 раза в день.

Вариант 2.

Возьми: Раствора промедола 1%-1мл.

Выдай такие дозы № 10.

Обозначь: в/м по 1 мл при болях.

Вариант 3.

Возьми: Таблетки «Амоксиклав» № 20.

Выдай. Обозначь: по 1 таблетке 3 раза в день.

Вариант 4.

Возьми: Таблетки Клофелина 0,15 №20

Выдай. Обозначь: по 1 таблетке на ночь.

Вариант 5.

Возьми: Таблетки Фенобарбитала 0,1 № 10

Выдай. Обозначь: по 1 таблетке на ночь.

Вариант 6.

Возьми: Мази «Випросал» 30,0

Выдай. Обозначь: наносить на ночь тонким слоем на область 

поясницы.

Вариант 7. 

Возьми: Таблетки «Адельфан» № 10

Выдай. Обозначь: по 1 таблетке на ночь.

Вариант 8.

Возьми: Раствора Морфина гидрохлорида 1% - 1мл.

Выдай такие дозы № 10.

Обозначь: по 1 мл в/м при болях.

Вариант 9.

Возьми: Таблетки «Реладорм» № 10

Выдай. Обозначь: по 1 таблетке на ночь.

Вариант 10.

Возьми: Таблетки Амоксициллина 0,5 № 20

Выдай. Обозначь: по 1 таблетке 3 раза в день.


в) подведение итогов самостоятельной работы :

преподаватель контролирует решение ситуационных задач, решение тестов. Заслушивает самостоятельно подготовленные студентами доклады. Проверяет выполнение самостоятельной аудиторной работы.


6.Итоговый контроль


Тестовый контроль по теме:

  1. ПР. МЗ РФ от января 2019г №4н



1.Как называется пр. МЗ РФ от от января 2019г №4н



2. Перечислите , кто может осуществлять назначение и выписывание лекарственных препаратов?

3. По какому наименованию осуществляется назначение и выписывание лек. препаратов?

4. В каком документе указываются сведения о назначенном и выписанном препарате?

5. Какой приказ МЗ РФ утверждает форму бланков рецептов, содержащих назначение наркотических или психотропных веществ, порядка их изготовления, распределения, регистрации, учета и хранения, а также правил оформления».

6. Для выписывания каких лек. препаратов , предназначен рецептурный бланк № 148-1/ у- 88?

7. Для выписывания каких лек. препаратов , предназначен рецептурный бланк № 148-1/ у- 04(л);

8. Для выписывания каких лек. препаратов , предназначен рецептурный бланк № 107-1/у

9. В случае завышения дозы при выписывании наркотических и психотропных ЛП списка II и III Перечня, иных ЛП, подлежащих ПКУ, как должен быть оформлен рецепт?

10. Во сколько раз по сравнению с предельно допустимым количеством лек. препаратов для выписывания на один рецепт, может быть увеличено количество выписываемых наркотических и психотропных лек. препаратов сп. II и III Перечня , иных лек. препаратов подлежащих ПКУ, при оказании паллиативной помощи?

11.Какие обозначения проставляются в верхней части рецепта при необходимости немедленного или срочного отпуска лекарственного препарата?

12. Проставьте сроки действия рецептов:

Форма рецептурного бланка

Срок действия рецепта

№148-1/у-88


№107-1/у




№148-1/у-04(л);


Пенсионерам, инвалидам 1 группы, детям-инвалидам




13. Пациентам с заболеваниями, требующими длительного курсового лечения ,на рецептурных бланках № 107-1/у в пределах каких сроков разрешается устанавливать срок действия рецепта?

14. Как должен быть оформлен рецепт пациенту с заболеваниями, требующими длительного курсового лечения ?

15. На какой курс лечения могут выписываться рецепты на производные барбитуровой кислоты, комбинированные ЛП, подлежащие ПКУ, лек. препараты обладающие анаболической активностью, ) , для лечения пациентов с заболеваниями, требующими длительного курсового лечения и как должен быть оформлен рецепт?

16. Что должно быть указано в левом верхнем углу на рецептурных бланках , оформляемых индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на медицинскую деятельность?

17.Сколько лекарственных препаратов можно выписать на рецептурном бланке №148-1/у-88; №148-1/у-04(л);

18. .Сколько лекарственных препаратов можно выписать на рецептурном бланке №107-1/у?

19. Допускаются ли исправления в рецепте, выписанном на рецептурном бланке?

20. На каком рецептурном бланке оформляются рецепты гражданам, имеющим право на получение ЛП б/п или со скидкой и сколько экземпляров?

21. На каких рецептурных бланках оформляются рецепты в случае назначения НС, ПВ списка 2 Перечня, гражданам, имеющим право на получение ЛП б/п или со скидкой?

22. На каких рецептурных бланках оформляются рецепты в случае назначения НС, ПВ в виде ТТС, ЛП, обладающих анаболической активностью, гражданам, имеющим право на получение ЛП б/п или со скидкой?

23.Сколько наименований и на каком рецептурном бланке можно выписать ЛП, относящиеся по АТХ к антипсихотическим, снотворным и седативным, антидепрессантам и не подлежащим ПКУ?

24.Что указывается на корешке от рецепта № 148-1/у-04(л) при выдаче пациенту?

25. Учет рецептурных бланков?



Эталоны ответов:

1«Порядок назначения лекарственных препаратов, формы рецептурных бланков, порядок их оформления, учет и хранение»


2.Лечащий врач, фельдшер, акушерка ( в случае возложения на них полномочий лечащего врача), индивидуальный предприниматель, осуществляющий медицинскую деятельность.

3.по международному непатентованному наименованию, а при его отсутствии –группировочному наименованию, торговому

4.в медицинской карте пациента.

5.ПР. МЗ РФ от 01августа 2012г. № 54н.

6. психотропные ЛП списка III Перечня;

НС, ПВ Списка 2Перечня, включающие ТТС

иные ЛП, подлежащие ПКУ,

ЛП, обладающие анаболической активностью,

ЛП индивидуального изготовления, содержащие наркотическое средство или психотропное вещество списка II Перечня.

7.бесплатный и льготный отпуск медикаментов.

8.иных лекарственных препаратов.

9.медицинский работник пишет дозу прописью и ставит восклицательный знак.

10не более чем в 2 раза по сравнению с предельно допустимым количеством ЛП для выписывания на один рецепт.

11«cito», « statim».

12.

Форма рецептурного бланка

Срок действия рецепта

№148-1/у-88

15дней

№107-1/у

2 месяца,1год



№148-1/у-04(л);

1 месяц,90дней

Пенсионерам, инвалидам 1 группы, детям-инвалидам

  1. месяца

13. до одного года

14.« По спец.назначению» , подпись, личная печать врача, печать « Для рецептов».

15.На курс лечения до двух месяцев. « По спец назначению», подпись, печать « Для рецептов».

16.адрес врача, № и дата лицензии, наименование органа государственной власти, выдавшего лицензию.

17.только одно наименование ЛП.

18.не более трех наименований ЛП.

19.Не допускаются исправления в рецепте.

20.№148-1/у-04(л), 2 экз.

21.№ 148-1/у-04(л), №107/у-НП

22.№ 148-1/у-04(л),148-1/у-88

23.107-1/у, одно наименование

24.Наименование ЛП, дозировка, кол-во, способ применения

25 В журналах учета пронумерованных, прошнурованных, скрепленных подписью руководителя и печатью МО



7.Задание на дом :

« Отпуск ЛС. Предельно-допустимые нормы отпуска . Предметно-количественный учет ЛС в аптеке.»

1.Управление и экономика фармации : учебник / под ред. И.А.Наркевича.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017. С.281-287;

ПР. МЗ РФ от 11 июля 2017г №403


8.Подведение итогов занятия : Преподаватель отмечает плохие и хорошие стороны в работе студентов. Благодарит студентов за активность, высказывает пожелания по работе на следующее занятие . Выставляет и комментирует оценки. Преподаватель организует уборку дежурными рабочих мест, аудитории, прощается со студентами.



Преподаватель_____Ракова Н.П.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс