СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Общие принципы работы при подготовке к ЕГЭ по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

-Специальная системная подготовка к ЕГЭ

-эффективные методы и приемы при подготовке к ЕГЭ по русскому языку

Просмотр содержимого документа
«Общие принципы работы при подготовке к ЕГЭ по русскому языку»

 Общие принципы работы при подготовке к ЕГЭ по русскому языку:

Чтобы учащиеся добились успеха на экзамене, нужна система. Сюда, на мой взгляд, входит:

  • слаженная система уроков русского языка и серьёзная подготовка по этому предмету;

  • активное участие ребят в творческих конкурсах и олимпиадах;

  • продуманная система мониторинга знаний учащихся по предмету.

Считаю, что существенными факторами успеха на Едином государственном экзамене являются:

1. обеспечение качественного преподавания на протяжении всех лет обучения ребенка в школе

2. специальная системная подготовка к ЕГЭ.

Уверена, что каждый учитель-словесник ищет эффективные пути подготовки своих учеников к ЕГЭ. Старт данной подготовки - в среднем звене, где закладываются основные знания и умения, воспитываются такие качества, как трудолюбие, целеустремленность, самостоятельность, интерес к предмету

Назову общие принципы работы при подготовке к ЕГЭ по русскому языку:

чтобы результаты были успешными, работа должна вестись в системе и начинаться как можно раньше. Большое внимание следует уделять формированию орфографических и пунктуационных навыков

Кропотливая каждодневная работа на уроках и даже после них приучает детей к качественному выполнению заданий. Из опыта могу сказать, что у пятиклассников навык распознавания орфограмм развит недостаточно либо не развит вообще. Поэтому одна из первых задач – учить распознавать части речи, научить видеть орфограммы, знать их «в лицо». Этого я добиваюсь, приучая детей работать графически даже там, где нет пропуска букв, а орфограмма есть. Эту же работу разрешаю выполнять и при письме контрольных диктантов. Следует отметить, что такая методика работы увлекает детей, работают они с желанием: становятся то исследователями, то открывателями, то учителями. При этом есть еще одно условие: обязательное проговаривание правила, подчеркивание буквы-орфограммы. Аналогично работаем и при анализе предложений. Постепенно работа в таком формате становится привычной практически для всех.

при изучении правил орфографии и пунктуации необходимо нацелить детей, мотивировать их на внимательное и глубокое изучение материала, т.е. сделать акцент на то, что этот материал встретится в КИМах ЕГЭ

Начиная с 5 класса, каждый мой ученик заводит тетрадь-справочник для опорных конспектов, в которую собирает весь теоретический материал, в виде схем, таблиц, алгоритмов, моделей, блоков, правил. На этой стадии подготовки к экзамену я использую методику структурирования учебного материала

организация систематического повторения пройденного

Считаю, что при проектировании уроков русского языка важна преемственность, основывающаяся на комплексном изучении языка, которое предполагает системное повторение материала на каждом уроке, т.е., кроме изучения нового материала, попутно повторяются другие темы. Опыт работы показывает, что такое повторение должно быть основано на анализе ошибок, допущенных во входящем диагностическом тесте или диктанте и далее в последующих контрольных работах, текущих работах, выполненных самостоятельно.

- каждый урок вести работу по орфоэпии, лексике. Использую карточки, созданные для каждого класса, презентации. Обычно это происходит так: на уроке коллективно решаем одну из карточек, в которой 10-15 слов, вслух проговариваем, ставим ударения, а через пару-тройку уроков каждый ученик самостоятельно выполняет данную карточку. За год отдельные учащиеся прорешивают одну и ту же карточку по много раз. В кабинете каждый год обновляется стенд, освещающий трудные вопросы ЕГЭ, региональных экзаменов по русскому языку, орфоэпический минимум имеется на стенде. Работе по лексике способствуют словари, имеющиеся в классе и в школьной библиотеке.

-для отработки навыков выполнения заданий КИМа очень полезно уже в основном звене при проверке усвоения материала включать тестовые задания, в которых формулировка вопроса приближена к ЕГЭ

Тестовые формы контроля с 5-го класса. Регулярно проводимое тематическое тестирование позволяет быстро установить обратную связь, определить пробелы в подготовке учащихся по каждой теме курса и оперативно реагировать на них. Как итоговый и промежуточный контроль тестирование обеспечивает такие качества результатов проверки, как надежность и объективность. Использую материалы, аналогичные материалам ЕГЭ, составленные в соответствии с Программой общеобразовательных учреждений по русскому языку и учитывающие возрастные особенности учащихся.

- в уроки необходимо вводить комплексный анализ текста, который помогает построить урок в формате ЕГЭ.

Комплексный анализ текста помогает исследовать текст с разных сторон. От класса к классу объемы исследования текста увеличиваются, формируются навыки анализа текста, повторяются темы всех разделов лингвистики, оттачиваются умения в создании письменных высказываний учащихся.

На помощь приходят уроки литературы, где художественные тексты, их фрагменты становятся предметом размышлений для учащихся. Планирую много письменных работ по литературе: письменный ответ на вопрос, размышление, пересказ небольшого фрагмента, сочинение. Дети привыкают к такому режиму работы.

- при подготовке к написанию сочинения тоже необходима системность в работе:

- с 5-6 класса учу детей определять проблему каждого изучаемого произведения, авторскую позицию;

- веду поэтапную работу при подготовке к написанию сочинения-рассуждения.

проектировать уроки с учетом принципов дифференциации и индивидуализации обучения.

В каждом классе есть несколько групп детей с разной мотивацией к обучению. Конечно, этот фактор я учитываю при проектировании урока. Мотивированные на учение дети, как правило, работают самостоятельно (самостоятельное изучение темы, карточки по теме, сообщение, работа со словарем.

- организация контроля (со стороны учителя), самоконтроля (со стороны учащегося)

Грамотная организация контроля приучает школьников к дисциплине, к тому, что нужно учить, к требованиям по предмету. Кроме этого, ученик видит результаты своего труда, оценивает уровень своих знаний.

Таким образом, к десятому классу учащиеся подходят уже со знанием структуры ЕГЭ, содержания заданий, умеют выполнять некоторые задания. В 10-11 классе остается текущее повторение, практическая отработка полученных умений и навыков и тщательная подготовка к сочинению.

В старшей школе система подготовки к ЕГЭ по русскому языку включает в себя:

Урочную деятельность

Внеурочную деятельность

Индивидуальную работу

Уроки русского языка в 10-11 классах.

2 часа в неделю + консультации по предмету + группы для подготовки к экзамену

Мультимедийные уроки по подготовке к ЕГЭ по русскому языку, спроектированные на основе авторских компьютерных презентаций в форме лекций, семинаров, докладов учащихся, позволяют интегрировать информацию, представленную в различной форме стимулируют внимание.

Практика использования ИКТ при подготовке к ЕГЭ позволяет сделать следующий вывод - использование ИКТ имеет следующие преимущества по сравнению с традиционным обучением:

1. Современность и актуальность учебного материала.

2. Наличие дополнительного и сопутствующего материала.

3. Эстетичность и наглядность.

4. Возможность распечатки материала для последующей индивидуальной работы.

5. Возможность блочного обозрения темы, опережения знаний.

6. Обучение через игровую или практическую деятельность.

7. Повышение интереса учащихся к учёбе.

Я использую простую методику, в основе которой алгоритмы рассуждения. Вспоминаем и восстанавливаем, систематизируем необходимые теоретические знания с помощью лекций, презентаций, семинаров. Считаю, что целесообразнее ученикам самим находить и повторять материал по определенной теме или блоку. При повторении той или иной темы я  предлагаю  сведения, где можно найти нужный материал.     Для тренировки  берем типовые тестовые задания. Тесты к заданиям позволяют детально проработать каждую тему. Не надо ждать быстрого успеха, некоторым ученикам то или иное задание  надо решить по алгоритму 30-40 раз, только тогда появится уверенность и четкость. 

Каждый тематический блок завершается проверочной работой. Работы детей анализирую ,      материалы собираются в тетрадь  учета, затем каждый ученик работает над  своим проблемным заданием. Это помогает целенаправленно организовать индивидуальную работу с учащимися.

Через некоторое время снова проводим промежуточный тест и проверяем. И снова работаем над ошибками. Система внешнего мониторинга показывает реальную картину качества знаний учащихся, помогает скорректировать работу.

Подготовительные курсы в 10-11 классах.

В 11 классе отдаю предпочтение программе курса , предназначенного для подготовки старшеклассников к написанию сочинения. Программа содержит тематическое планирование, систему подготовки к сочинению.

Индивидуальная работа.

Индивидуальная работа включает в себя консультирование «сильных» учащихся, работу по анализу написанных учащимися сочинений , работу со слабоуспевающими учащимися.

К индивидуальной работе с учащимися отношу консультации и Интернет-ресурсы.

Интернет-ресурсы - отличная возможность саморазвития, бесплатного и комфортного восполнения пробелов по предмету. Быстро, удобно, комфортно.

Психологическая поддержка

Психологом нашей школы проводятся занятия с обучающимися в целях психологической поддержки непосредственно перед экзаменами, что помогает создать определённый настрой






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!