Просмотр содержимого документа
«Общие рекомендации по выполнению лабораторных работ и технике безопасности»
Общие рекомендации по выполнению
лабораторных работ и технике безопасности
Лабораторные работы по электротехнике необходимы для углубления теоретических знаний учащихся, ознакомления с устройством и характеристиками электрических приборов и машин, а также для развития умений анализировать результаты опытов, судить о рабочих свойствах и пригодности электрических устройств для решения практических задач.
Для наиболее эффективного использования учебного времени в лаборатории каждый учащихся должен изучить теоретический материал по курсу и учебной литературе, иметь рабочую тетрадь и вычислительные устройства для обработки результатов наблюдений.
К выполнению лабораторных работ допускаются учащихся, ознакомившиеся с правилами работы в лаборатории, прошедшие инструктаж безопасности.
Лабораторные работы проводятся фронтальным методом подгруппами из двух-трех человек, где один оформляет таблицу приборов и паспортные данные электрических машин (табл. 1), а другие готовят расчетную таблицу и собирают рабочую схему.
На первом этапе сборки схемы необходимо собрать последовательную цепь (из проводов большего сечения), а затем подключить параллельные цепи с соответствующими приборами более тонкими проводами.
Включение схемы под напряжение разрешается только после проверки ее преподавателем или лаборантом. После каждого изменения схема должна быть снова проверена.
Перед началом работы приборы с несколькими пределами измерений должны быть включены на максимальный предел измерения, а после пробного включения – на предел, соответствующий положению стрелок прибора во второй части шкалы. Показания всех приборов фиксируются в делениях шкалы прибора с указанием цены деления.
Результаты измерений по каждому опыту (не менее 6-7 точек) необходимо показать преподавателю. После завершения всех опытов рабочая тетрадь предъявляется преподавателю для проверки. Если результаты опытов будут признаны неудовлетворительными, то работа выполняется повторно. По окончании лабораторной работы и проверки данных схема разбирается, а рабочее место приводится в порядок.
Отчеты по лабораторным работам оформляются в одной рабочей тетради.
В содержание отчета должны быть включены разделы: 1) описание цели работы; 2) перечень исследуемого оборудования и спецификация измерительных приборов, составленная в виде табл. 1; 3) электрическая схема; 4) основные расчетные формулы; 5) таблица с записью результатов эксперимента и вычислений; 6) графики зависимостей и векторные диаграммы; 7) краткие выводы по работе.
Таблица 1
Спецификация измерительных приборов
Наименование прибора | Заводской номер | Условное обозначение | Класс точности | Пределы измерения | Цена деления |
| | | | | |
Схемы и таблицы рекомендуется выполнять карандашом с применением чертежных инструментов в соответствии с условными обозначениями. Графики и диаграммы следует представлять в определенном масштабе размером не менее 80х80 мм, желательно на миллиметровой бумаге. При построении графиков по оси абсцисс в масштабе откладывают независимую переменную. Если в одних координатных осях строят несколько графиков, то следует провести дополнительные оси параллельно основной, каждую со своим масштабом.
Результаты лабораторного эксперимента представляются на соответствующем графике в виде точек, после чего проводится плавная кривая, изображающая исследуемую функциональную зависимость.
На основе анализа экспериментальных данных необходимо сделать выводы, в которых указывается, какие теоретические положения подтверждаются результатами опытов испытуемых электроустановок, дать рекомендации по целесообразной эксплуатации отдельных элементов электрооборудования.
При выполнении лабораторных работ по электротехнике необходимо соблюдать правила электробезопасности. В связи с этим запрещается: 1) при сборке схемы пользоваться проводами с неисправной изоляцией; 2) без разрешения преподавателя подавать напряжение на рабочий стенд; 3) закреплять контакты или зажимы, менять проводники или приборы, а также выполнять всякие изменения в схеме при наличии напряжения в цепи; 4) касаться оголенных контактов индукционных катушек и конденсаторов; 5) размыкать цепи вторичных обмоток трансформаторов, когда по первичной протекает ток; 6) разбирать схему при наличии напряжения на испытательном стенде.