ПРЕДМЕТ: «УСТРОЙСТВО , ТЕКУЩЕЕ СОДЕРЖАНИЕ И РЕМОНТ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПУТИ»
Профессия: Монтёр пути 2-3 разряд
ТЕМА №1: «Устройство железнодорожного пути»
Занятие 12 «Общие сведения об искусственных
сооружениях. Полоса отвода».
Преподаватель Комсомольского подразделения ДВ УЦПК Черепанов А.С.
Общие понятия о классификации искусственных сооружениях
Искусственное сооружение
условное название сложных транспортных сооружений: мостов, эстакад.
Устанавливаются на пересечении дороги с реками, горными хребтами и другими дорогами
Общие понятия о классификации искусственных сооружениях
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ИССО
Искусственные сооружения включают в себя:
мосты, путепроводы, виадуки, эстакады,
трубы в насыпях, дюкеры,
лотки, быстротоки и перепады,
водобойные колодцы, фильтрующие насыпи,
тоннели, галереи, селеспуски,
подпорные стены и др.
ИСКУССТВЕННЫЕ СООРУЖЕНИЯ
сооружение, обеспечивающее пропуск транспортной магистрали через препятствие.
МОСТ
ИСКУССТВЕННЫЕ СООРУЖЕНИЯ
ПУТЕПРОВОДЫ
сооружение для пересечении дорог в разных уровнях.
ИСКУССТВЕННЫЕ СООРУЖЕНИЯ
путепровод
ИСКУССТВЕННЫЕ СООРУЖЕНИЯ виадук
сооружение для пересечении дорогой глубоких и сухих логов, оврагов, горных ущелий, сооружаемые взамен высоких (более 15—20 м насыпей).
Акведук (мост) . Акведук по своей структуре аналогичен виадуку, с тем отличием, что его используют для переноса воды вместо организации дороги или железнодорожного пути .
ИСКУССТВЕННЫЕ СООРУЖЕНИЯ Акведук
- ИСКУССТВЕННЫЕ СООРУЖЕНИЯ Акведук
- ИСКУССТВЕННЫЕ СООРУЖЕНИЯ Акведук
- ИСКУССТВЕННЫЕ СООРУЖЕНИЯ Акведук
- ИСКУССТВЕННЫЕ СООРУЖЕНИЯ Акведук
ИСКУССТВЕННЫЕ СООРУЖЕНИЯ акведук
Акведук
ИСКУССТВЕННЫЕ СООРУЖЕНИЯ эстакады
мост-эстакада – служат основанием для пути в больших городах. Эстакады – это своеобразные мосты с равномерной и нечастой расстановкой опор для возможно меньшего стеснения улиц и более удобного прохода и проезда под ними. Эстакады нередко строят и на подходах к большим мостам
пешеходный мост
пешеходный мост – устраивают для безопасного перехода людей через станционные территории на больших станциях и пригородных платформах.
ИСКУССТВЕННЫЕ СООРУЖЕНИЯ водопропускная труба
Водопропускная труба – искусственное сооружение, устраиваемое в теле насыпи для пропуска небольшого количества воды; укладывается поперек оси ж.-д. пути.
ИСКУССТВЕННЫЕ СООРУЖЕНИЯ
дюкер
Д ю к е р – водопропускная труба, предназначенная для перепуска воды через выемку.
Водоток по нему следует от колодца с более высоким уровнем воды к колодцу с низким уровнем.
ИСКУССТВЕННЫЕ СООРУЖЕНИЯ
фильтрующая насыпь
ф и л ь т р у ю щ а я н а с ы п ь.
сооружение устраиваемое при отсутствии ярко выраженного русла водотока
ИСКУССТВЕННЫЕ СООРУЖЕНИЯ
лоток
Л о т о к – сооружение устраиваемое при незначительном количестве протекающей воды.
ИСКУССТВЕННЫЕ СООРУЖЕНИЯ
Тоннель
Т о н н е л ь - представляет собой искусственное сооружение, расположенное в толще горных пород, для преодоления высотного препятствия.
ИСКУССТВЕННЫЕ СООРУЖЕНИЯ
Подпорные стенки
П о д п о р н ы е
с т е н ы - для поддержания и защиты от разрушения или сплыва крутых откосов насыпей или выемок, когда невозможно устроить откосы нормальной крутизны.
ИСКУССТВЕННЫЕ СООРУЖЕНИЯ
Подпорные стенки
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ИССО
Подпорные стены служат для обеспечения устойчивости откосов земляного полотна на крутых косогорах, берегах рек и морей .
ИСКУССТВЕННЫЕ СООРУЖЕНИЯ
галереи
для ограждения полотна дорог от возможных обвалов крупных камней, каменных осыпей, снежных лавин устраивают особые защитные искусственные сооружения - г а л е р е и,
ИСКУССТВЕННЫЕ СООРУЖЕНИЯ
селеспуск
ИСКУССТВЕННЫЕ СООРУЖЕНИЯ
мост
ИСКУССТВЕННЫЕ СООРУЖЕНИЯ
Мосты классифицируются по различным признакам :
по сроку службы и условиям эксплуатации;
по назначению;
по статической схеме и характеру работы под нагрузкой;
по виду преодолеваемого препятствия;
по расположению уровня проезда относительно несущей конструкции пролетного строения;
по материалу;
по длине;
по числу пролетов;
по конструкции пролетных строений;
по количеству путей.
ИСКУССТВЕННЫЕ СООРУЖЕНИЯ
назначению
железнодорожные, автодорожные, пешеходные, городские, совмещенные (для железнодорожного и автомобильного транспорта), специальные (для трубопроводов и других коммуникаций).
Классификация мостов по сроку службы и условиям эксплуатации
Постоянные (капитальные) мосты - сооружения, устраиваемые над препятствием и состоящие из опор и пролетных строений, перекрывающих пространство между опорами
Классификация мостов по сроку службы и условиям эксплуатации
Временные мосты - это мосты, которые используют для строительства, ремонта или аварийного восстановления мостов.
Классификация мостов по сроку службы и условиям эксплуатации
Разводные мосты - это мосты, которые предусматривают возможность пропуска судов за счет поворота, раскрытия или подъема пролетного строения. Устраивают в тех случаях, когда подмостовой габарит не выдерживается, и для пропуска судов по реке устанавливают разводной пролет.
ИСКУССТВЕННЫЕ СООРУЖЕНИЯ
Мост с ездой поверху
Классификация мостов по сроку службы и условиям эксплуатации
Временные мосты - это мосты, пролетные строения которых опираются на плавучие средства (плашкоуты), составленные из понтонов, называют наплавными мостами. Используют их в летний сезон, на зимний период наплавные мосты, как правило, разбирают.
ИСКУССТВЕННЫЕ СООРУЖЕНИЯ
мост
ИСКУССТВЕННЫЕ СООРУЖЕНИЯ
балочный мост
ИСКУССТВЕННЫЕ СООРУЖЕНИЯ
Мост рамный
ИСКУССТВЕННЫЕ СООРУЖЕНИЯ
Мост арочный
ИСКУССТВЕННЫЕ СООРУЖЕНИЯ
Мост висячий
ИСКУССТВЕННЫЕ СООРУЖЕНИЯ
Мост вантовый
ИСКУССТВЕННЫЕ СООРУЖЕНИЯ
Мост комбинированный
ИСКУССТВЕННЫЕ СООРУЖЕНИЯ
Мост
По уровню проезда
с ездой по верху
с ездой по низу
с ездой по середине
Классификация мостов по длине: малые (до 25 м), средние (25-до 100м), большие ( более 100 м. ), внеклассные ( длиной более 500 м, мост с пролётом более 100 м )
по материалам — металлические, каменные и бетонные, железобетонные, деревянные.
ИСКУССТВЕННЫЕ СООРУЖЕНИЯ
Мост
Классификация мостов по числу пролетов
По числу пролетов различают:
однопролетные мосты
двухпролетные мосты
трехпролетные мосты
многопролетные мосты
Мост со сплошными балками
Мост со сквозными фермами
ТИПЫ МОСТОВОГО ПОЛОТНА И ОБЛАСТЬ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ
Рельсовый путь на мостах (мостовое полотно) может быть : БАЛЛАСТНЫМ:
- на щебёночном балласте с
ж.б. или деревянными шпалами
БЕЗБАЛЛАСТНЫМ:
- на деревянных брусьях или металлических
поперечинах,
- на безбалластных ж.б. плитах (БМП)
Верхнее строение пути на мостах
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ИССО
Верхнее строение пути на мостах
Мостовое полотно с ездой на балласте состоит из путевых рельсов, контруголков (контррельсов), шпал, балласта и ж/б плиты с бортиками (балластное корыто), тротуарами и металлическими перилами
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ИССО
Верхнее строение пути на мостах
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ИССО
Верхнее строение пути на мостах
Мостовое полотно с ездой на балласте
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ИССО
Верхнее строение пути на мостах
Мостового полотно с ездой на щебеночном балласте
на кривых участках пути
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ИССО
Верхнее строение пути на мостах
Мостовое полотно с ездой по поперечинам состоит из путевых рельсов, контруголков, мостового бруса, тротуаров и металлических перил.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ИССО
Верхнее строение пути на мостах
Мостового полотно с ездой на деревянных поперечинах
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ИССО
Верхнее строение пути на мостах
Мостового полотно с ездой на металлических поперечинах и плитах БМП
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ИССО
Верхнее строение пути на мостах
Устройство мостового полотно в кривых участках пути
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ИССО
Верхнее строение пути на мостах
Устройство мостового полотно в кривых участках пути с НАРУШЕНИЕМ
МОСТОВОЕ ПОЛОТНО на ДЕРЕВЯННЫХ ПОПЕРЕЧИНАХ
Крепление рельсов
БЕЗБАЛЛАСТНОЕ МОСТОВОЕ ПОЛОТНО
Мостового полотно с ездой на металлических поперечинах и плитах БМП
МОСТОВОЕ ПОЛОТНО на БЕЗБАЛЛАСТНЫХ МОСТОВЫХ ПЛИТАХ (БМП)
БЕЗБАЛЛАСТНЫЕ МОСТОВЫЕ ПЛИТЫ (БМП)
БЕЗБАЛЛАСТНЫЕ МОСТОВЫЕ ПЛИТЫ (БМП)
УКЛАДКА КОНТРУГОЛКОВ
и ОХРАННЫХ БРУСЬЕВ
Внутри колеи параллельно путевым рельсам укладывают охранные приспособления в виде контруголков
(160*160*16 мм) или контррельсов, для направления подвижного состава, сошедшего с рельсов перед мостом или на самом мосту .
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ИССО
Верхнее строение пути на мостах
УКЛАДКА КОНТРУГОЛКОВ
и ОХРАННЫХ БРУСЬЕВ
МЕСТА УКЛАДКИ КОНТРУГОЛКОВ
(размером 160 мм х160 мм х16 мм), (КОНТРРЕЛЬСОВ)
На
МОСТАХ
На
ПУТЕ-
ПРОВОДАХ
ДЛИНОЙ
На путях расположенных под путепроводами и пешеходными мостами с опорами стоечного типа
С ездой на балласте
при расстоянии от оси пути до грани опоры менее 3 метров
В
ДВУХ-
ПУТНЫХ
ТОННЕЛЯХ
более 50 м
Многопутные мосты со сплошным балластным корытом
На безбалластных мостах длиной более 5 м
Более 25 м
Или в кривых радиусом
только по крайним путям
Менее 600 м
Менее 1000 м
При этом контруголки (контррельсы) протягивают внутри каждой колеи до задней грани устоев и далее их концы на протяжении не менее 10 м сводят «челноком», заканчивающимися металлическим башмаком установленной конструкции.
Челнок длиной не менее 10 метров
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ИССО
Верхнее строение пути на мостах
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ИССО
Верхнее строение пути на мостах
УКЛАДКА КОНТРУГОЛКОВ
и ОХРАННЫХ БРУСЬЕВ
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ИССО
Верхнее строение пути на мостах
Температурные пролеты
Температурный пролёт
Температурным пролетом называется расстояние от неподвижных опорных частей одного пролетного строения до неподвижных частей другого или до шкафной стенки устоя
Температурный пролёт
На мостах с температурным пролётом до 100 м допускается укладывать звеньевой путь, рельсы длиной 25 м
Температурный пролёт
На мостах с температурным пролётом = 100 м рекомендуется укладывать длинный сварной рельс, три пары сезонных уравнительных рельсов (две по 12,5 м, а одна ( среднее звено ) переменной длины – 12,5 (осень – зима), 12,46 (весна – лето)
Температурный пролёт
При длине температурного пролёта более 110 м на мосту укладывают уравнительный прибор , предназначенный для снятия напряжений в рельсах вследствие продольных и поперечных перемещений пролётного строения.
Температурный пролёт
На мостах с температурным пролётом = 100 м рекомендуется укладывать длинный сварной рельс, три пары сезонных уравнительных рельсов (две по 12,5 м, а одна ( среднее звено ) переменной длины – 12,5 (осень – зима), 12,46 (весна – лето)
Температурный пролёт
При длине температурного пролёта более 110 м на мосту укладывают уравнительный прибор , предназначенный для снятия напряжений в рельсах вследствие продольных и поперечных перемещений пролётного строения.
УРАВНИТЕЛЬНЫЙ ПРИБОР
Температурный пролёт
На мостах с уравнительными приборами рельсы в пределах Т.П. сваривают
СТЫК УРАВНИТЕЛЬНЫЙ
Пролетное строение
Опорные части
Опорные части секторного типа
Эксплуатируемые мосты с железобетонными пролетными строениями более 20 м , а с металлическими более 25 м могут иметь секторные опорные части
Секторные опорные части состоят из:
верхнего балансира;
цилиндрического сектора;
шарнира между ними;
опорной плиты;
для контроля сверхнормативного смещения сектора устанавливают упор ограничитель (зуб).
Опорные части
ВИДЫ УСТОЕВ
Устой с обратными стенками
Устой в плане имеет П-образную форму, состоит их передней стенки и двух боковых (обратных) стенок, поддерживающих в устое грунтовую засыпку и обеспечивающих лучшее сопряжение с насыпью
Устой с обратными стенками: 1 - шкафная стенка; 2 - подферменная плита; 3 - передняя стена; 4 - обратные стены
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ИССО
Верхнее строение пути на мостах
ОТКЛОНЕНИЕ оси ВСП от оси ПРОЛЁТНОГО СТРОЕНИЯ
На ПРЯМЫХ
участках пути
При езде на балласте
Не более
50 мм
На КРИВЫХ
участках пути
На мостах с безбалластным мостовым полотном
Не более
30 мм
Не более
30 мм
Не более
20 мм
Осмотр полосы отвода
Полоса отвода
осматривается на:
- предмет захламленности порубочными остатками и материалами верхнего строения пути,
- наличия и исправности снегозащитных устройств и ограждения от попадания людей и животных на путь.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ