СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Общие сведения об организме человека. Место человека в системе органического мира. Методы изучения организма человека.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Общие сведения об организме человека. Место человека в системе органического мира. Методы изучения организма человека.»

8 класс Урок № 1 Дата:________


Тема: Общие сведения об организме человека. Место человека в системе органического мира. Методы изучения организма человека.


Цель: создать условия для формирования представлений об основных науках, изучающих строение, процессы жизнедеятельности человека: анатомии, физиологии, гигиене, цитологии, гистологии, антропологии; способствовать пониманию роли этих наук в мире, формированию информационной компетентности.

Задачи:

Образовательная:

  1. Раскрыть роль наук: анатомии, физиологии, гигиене, цитологии, гистологии, антропологии, генетики, экологии человека, медицины – для сохранения и поддержания здоровья человека.

  2. Познакомить с вкладом ряда учёных в развитие наук об организме человека.

Развивающая:

  1. Развивать творческое мышление учащихся, умение излагать свое мнение, обсуждать, делать выводы, сотрудничать, работать с источником информации.

Воспитательная:

  1. Сформировать интерес к изучению нового курса.

  2. Воспитывать доброжелательное отношение к мнению другого человека.

Тип урока: формирование новых знаний.

Формы и методы обучения:

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы: словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с рисунками, схемами); практические (составление схем, поиск информации; дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение)

Основные термины и понятия: анатомия, физиология, гигиена, цитология, гистология, антропология.

Оборудование и материалы: презентация к уроку, портреты ученых (Гераклита, Аристотеля, Гиппократа, Луи Пастера, И.И. Мечникова, И.М. Сеченова, И.П. Павлова).

Образовательные ресурсы:

Основные:

Учебник:с., 8-9.

Электронное приложение: «Науки об организме человека» (1).

Рабочая тетрадь.

Интернет-ресурсы:

  1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Науки, изучающие человека. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/

  2. http://biodan.narod.ru – интересные факты из области биологии.



План урока:

  1. Орг.момент.

  2. Знакомство с учебником, основными компонентами комплекта.

  3. Актуализация знаний.

  4. Мотивация к изучению нового материала. Формулирование темы и целей урока.

  5. Усвоений новых знаний и способов действий.

  • Науки об организме человека; их значение для сохранения здоровья человека.

  • Роль медицины в диагностике и профилактике заболеваний. Основные методы современной медицины.

  1. Первичное закрепление изученного материала.

  2. Рефлексия учебной деятельности.

  3. Подведение итогов.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Приветствие, проверка готовности детей к уроку, проверка отсутствующих.

  1. Знакомство с учебником, основными компонентами комплекта.

  2. Актуализация знаний.

Проверка опорных знаний обучающихся, необходимых для изучения нового материала.

  1. Почему в курсе биологии организм человека мы изучаем после зоологии?

  2. Что такое здоровье?

  3. Что, по-вашему, нужно делать, чтобы сохранить здоровье?


  1. Мотивация к изучению нового материала. Формулирование темы и целей урока. Вводная беседа. Работа по учебнику.

Мотивирую обучающихся к определению темы и постановке познавательной цели урока. На доске – слово «ЗДОРОВЬЕ».

- Здоровье. Что для вас означает быть здоровым? (Не болеть: чувствовать себя хорошо; быть счастливым; успевать делать все дела и не уставать; всегда быть в хорошем настроении и т.д.)


Здоровье – одна из важнейших составляющих человеческого счастья. Здоровье – это совокупность физических и духовных качеств и свойств человека, которые являются основой его долголетия и необходимым условием для осуществления планов, труда, создания семьи, рождения и воспитания детей.

С точки зрения биологии у здорового человека нормально функционируют все системы органов, организм правильно реагирует на все изменения во внешней среде.


Для чего необходимо изучение строения организма человека? Что необходимо для того, чтобы как можно дольше сохранить здоровье и работоспособность? (Для того, чтобы узнать, какие процессы и каким образом происходят внутри нас: как работает сердце, что ему необходимо для работы: что нужно делать для того, чтобы сохранить здоровье.)

Верно, для того чтобы решить эти проблемы, необходимо знать, как устроен организм человека, как он функционирует, что для него полезно, а что вредно.

Ребята пытаются озвучить тему и цели урока. Если возникаю трудности, озвучиваю тему и цель урока. Уточняю понимание учащимся поставленных целей урока.


  1. Усвоений новых знаний и способов действий.

 Науки об организме человека; их значение для сохранения здоровья человека.

Объясняю новый материал, используя ЭОР и учебник. Обращаю внимание на вопросы гигиены (бережное отношение к здоровью).

Биологические науки, изучающие строение человека и процессы, происходящие в нем, - анатомия и физиология. Существует также биосоциальные науки – гигиена и психология. Они помогут вам лучше понять физиологические процессы, происходящие в организме, когда мы трудимся, отдыхаем, спим, едим, занимаемся спортом. При изучении данных наук вы сможете найти ответы на многие вопросы. Например, для чего необходимы активные двигательные упражнения и к чему может привести малоактивный образ жизни; почему нашему организму требуется нормальный сон; и многое другое.

Анатомия – наука о строении организма и его органов.

Физиология- наука о жизненных функциях организма и его органов.

Гигиена – раздел медицины, изучающий условия сохранения и укрепления здоровья.

Главная потребность человека – сохранение жизни и здоровья. Большинство людей не знают, какими большими резервами физического и психического здоровья обладает организм. Мы должны знать, как можно сохранить, развить и использовать эти резервы, чтобы на многие годы продлить активную жизнь, быть здоровым.

В этом году вы также познакомитесь с такими науками, как цитология и гистология.

Цитология – наука, которая изучает строение клеток, их органоидов.

Гистология – наука о строении, функционировании и особенностях тканей.

Медицина - система научных знаний и практических мер, объединяемых целью диагностикилечения и профилактики заболеваний, сохранения и укрепления здоровья и трудоспособности людей, продления жизни, а также облегчения страданий от физических и психических недугов.


 Роль медицины в диагностике и профилактике заболеваний. Основные методы современной медицины.

Для каждой науки характерны свои методы изучения. Мы с вами рассмотрим основные, имеющие наибольшее значение, применение которых актуально и сегодня.

В предыдущих классах вы уже изучали строение микроскопа. Как называется метод, при котором используют микроскоп? (Микроскопия).

Совершенно правильно, а теперь подумайте, в каких науках ученые используют метод микроскопии? ( В гистологии и цитологии).

Многие из вас хотя бы раз проходили медицинский осмотр – либо перед поступлением в школу, либо в качестве допуска к тренировкам или же для справки в бассейн. При поступлении на работу тоже необходимо проходить медосмотр. В этом нам помогает медицина. Как и у любой другой науки, медицина имеет методы изучения. Думаю, что многие из вас смогут назвать несколько методов, которые также используют для изучения организма человека. ( Электрокардиография, флюорография, УЗИ, рентген).

Один из основных методов цитологии и гистологии – микроскопия. С помощью светового микроскопа можно различить разные типы тканей и увидеть в клетке некоторые структуры. Но для более детального изучения строения клетки и тканей используют электронный микроскоп. Сканирующий электронный микроскоп может создать трехмерное изображение изучаемого объекта.

Для изучения состава слюны, крови, лимфы и других жидких структур нашего организма используют биохимический анализ. С помощью некоторых реактивов можно обнаружить те или иные химические соединения, сделать их количественный анализ.

Эндоскопический метод дает возможность исследовать на живом человеке с помощью световодной техники внутреннюю поверхность пищеварительной и дыхательной систем, полости и сосудов.

Визуальный осмотр (соматоскопический метод) используют в медицине для определения конституции тела, диагностики тела, диагностики искривления позвоночника. То есть то, что можно определить простым взглядом на тело.

Антропометрический метод изучает тело человека и его части путем измерения, определения пропорций тела, соотношения мышечной, костной и жировой тканей.

Генетический анализ проводится для выявления наследственных факторов предрасположенности к тем или иным заболеваниям.

Все эти методы позволяют более точно узнать о строении организма человека, обнаружить заболевание, если оно есть, и вовремя начать лечение. Надеюсь, что теперь у вас сформировалось более точное представление о том, что необходимо знать о строении тела человека.


  1. Первичное закрепление изученного материала.

Устанавливаю осознанность восприятия материала обучающимися, организую первичное обобщение, побуждаю учеников к высказыванию своего мнения. Подвожу обучающихся к выводу о необходимости соблюдения мер по сохранению мер по сохранению здоровья. Наводящими вопросами помогаю выявить причинно-следственные связи между наукой и предметом ее изучения. Обеспечиваю положительную реакцию учеников на работу одноклассников.

Работа с рабочей тетрадью.

Что изучает анатомия, физиология, гистология, гигиена?

- Почему каждому человеку необходимо знать строение и функции своего организма?


  1. Рефлексия учебной деятельности.

Акцентирую внимание обучающихся на конечных результатах учебной деятельности на уроке:

Что нового вы узнали на уроке?

- Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке?


  1. Подведение итогов.

Оцениваю работу обучающихся во время урока, комментирую оценки.


  1. Домашнее задание.

Стр. 8-9 читать параграф 1




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!