Общие сведения, состав и классификация резин.
Содержание темы по рабочей программе. Физико-химические основы материаловедения: синтетические каучуки. Вулканизующие вещества. Ускорители и наполнители резины. Строение и свойства резин, методы измерения параметров и физико-механических свойств резины. Изменение свойств резины в зависимости от температуры и в процессе старения. Армирование резиновых изделий. Колеса и шины. Область применения неметаллических материалов: резиновые клеи в транспортном машиностроении.
Физико-химические основы материаловедения: синтетические каучуки.
Резина (от лат. Resina «смола») — высокоэластичный полимерный материал, получаемый вулканизацией каучука. Она состоит из смеси каучука (основа), наполнителя (сажа, оксид кремния, оксид титана, мел, барит, тальк), мягчителя (канифоль, вазелин), противостарителя (парафин, воск) и агентов вулканизации (сера, оксид цинка). Резину можно рассматривать как сшитую коллоидную систему, в которой каучук составляет дисперсионную среду, а наполнители - дисперсную фазу.
Главным исходным компонентом резины, придающим ей высокие эластические свойства, является каучук. Каучуки бывают натуральные (НК) и синтетические (СК).
Натуральный каучук получают коагуляцией латекса (млечного сока) каучуконосных деревьев. Синтетические каучуки получают методами полимеризации (табл.22)
Таблица 22 Виды и область использования каучуков
| вид каучука | основные свойства | область применения |
НК | натуральный | природный полимер углеводород — изопрен (С5Н8)n | |
СКИ | синтетические изопреновые | газонепроницаемый, стойкий к органическим растворителям | конвейерные ленты, формовые РТИ, медицинские изделий |
СКС | бутадиен-стирольный | хорошая износостойкость, прочность, газонепроницаемость, морозо- и влагостойкость | конвейерные ленты, обкладочные резины, морозостойкие РТИ |
СКН | бутадиен нитрильный | бензо-, маслостойкость, широкий диапазон температур, прочная связь с металлами | маслостойкие РТИ |
СКФ | фторкаучук | устойчив к тепловому старению, воздействию масел, топлива, растворителей и окислителей; негорюч | для уплотнительных изделий, диафрагм, гибких шлангов; термомаслобензостойкие герметики |
АК | акрилатный поли-акрилатный | кислородо-, тепло- и маслостойкость (в т.ч серосодержащих); хорошая адгезия к полимерам и металлам; высокие эластичность и сопротивление истиранию | уплотнительные изделия (сальники, кольца, прокладки), рукава, диафрагмы, защитные покрытия, липкие ленты, РТИ для работы в условиях трения |
СКТ | силоксановый, силиконовый | устойчив к негативным действиям среды, стабильный и инертный низкая прочность на растяжение чувствительный к усталости | уплотнители, мембраны, профильные деталей для герметизации дверей и окон, кабин самолетов, печей, башен для крекинга нефти, газопроводов и т. д.; резинометаллические амортизаторы; воздухопроводы, оболочки свечей зажигания и т. п. |
БК | бутилкаучук | стойкость к кислороду, озону и другим химическим реагентам высокие сопротивление истиранию и диэлектрические характеристики высокая газо- и влагонепроницаемость | РТИ с повышенными тепло-, паро-, озоно- и химической стойкостью (паропроводные рукава, конвейерные ленты, прорезиненные ткани и обкладки хим. аппаратуры, электроизоляция) |
СКЭП и СКЭПТ | этиленпропи-леновые | высокая прочность, эластичность, устойчивость к тепловому старению, тепло-, свето- и озоностойкость, хорошие диэлектрические свойства | уплотнительные изделия, диафрагмы, гибкие шланги; формовые и неформовые РТИ изоляции, герметиков для гидравлических систем |
ХК | хлоро-преновый (найрит) | высокая эластичность, вибро-, озоно-, бензо-, маслостойкость, хорошо сопротивляются тепловому старению | клиновые ремни, рукава; формовые и неформовые РТИ, для обкладки химической аппаратуры |
ХСПЭ | хлорсуль-фированый полиэтилен | повышенное сопротивление истиранию при нагреве, озоно-, масло- и бензостойки, хорошие диэлектрики противокоррозионные, не обрастающие в морской воде водорослями и микроорганизмами | обкладки конвейерных лент, транспортирующих нагретые материалы; рукава, ремни, теплостойкие уплотнители, прокладки, прорезиненные ткани |
СКУ | уретановый | высокая прочность, эластичность, сопротивление истиранию, маслобензостойкость, газонепроницаемость стойки к воздействию радиации. | автомобильные шины, транспортерные ленты, обкладки труб и желобов для транспортировки абразивных материалов, обуви и др. |
ПСК | полисульфид-ный (тиокол) | масло-, кислородо-, озоно, солцестокость, высокая газонепроницаемость | для герметизации железобетонных резервуаров. |
Вулканизующие вещества. Ускорители и наполнители резины.
Каучуки полимеры с линейной структурой. При вулканизации они превращаются в высокоэластичные редкосетчатые материалы - резины.. При вулканизации — натуральные или синтетические каучуки или их смесь смешивают и нагревают с вулканизирующим веществом (обычно с серой). С увеличением содержания вулканизатора (серы) сетчатая структура резины становится более частой и она становится менее эластичной. При насыщении серой до 30 − 50 % получают твердую резину (эбонит), 4 − 30 % - полутвердую резину, до 5% мягкая резина.
Кроме серы в состав резин входят наполнители, пластификаторы, противостарители и красители. Введение этих компонентов позволяет существенно менять специальные свойства резины, увеличивая ее износо-, морозо-, масло- и бензостойкость. Резиновые изделия часто армируют тканью или металлической сеткой. Для улучшения адгезии металлической арматуры к резине на поверхность металла наносят клеевую пленку.
Строение и свойства резин, методы измерения параметров и физико-механических свойств резины
Важнейшее свойство резины - высокая эластичность, т. е. способность к большим обратимым деформациям в широком интервале температур. Резина сочетает в себе свойства твердых тел (упругость, стабильность формы), жидкостей (аморфность, высокая деформируемость при малом объемном сжатии) и газов (повышение упругости вулканизационных сеток с ростом температуры). Кроме того, она обладает малой плотностью, высокой стойкостью против истирания, сопротивление разрыву, химической стойкостью, хорошими электроизоляционными свойствами.
Совокупность химических, физических и механических свойств позволяет использовать резиновые материалы для амортизации, демпфирования, уплотнения, герметизации, химической защиты деталей машин, различных трубопроводов (шлангов), для изготовления покрышек и камер колес автотранспорта, и т. д. Номенклатура резиновых изделий чрезвычайно разнообразна.
В зависимости от условий эксплуатации различают резины общего и специального назначения.
Резины общего назначения применяют для изготовления камер и шин для различного транспорта, уплотнителей, шлангов, ремней, транспортных лент, рукавов, изоляции кабелей и проводов, производства медицинских, бытовых, гигиенических изделий и товаров народного потребления и др.
Из резин специального назначения различают бензомаслостойкие, морозостойкие, теплостойкие, стойкие к действию агрессивных сред. Нижней границей рабочей температуры резин специального назначения является температура до −80 °С, резин общего назначения − до −35 ... −50 ºС.
Изделия из твердой резины обладают хорошими диэлектрическими свойствами и используются в электротехнической промышленности в качестве изоляторов, например в распределительных щитах, вилках, розетках, телефонах и аккумуляторах. Изготовленные с применением твердой резины трубы, клапаны и арматура применяются в тех областях химической промышленности, где требуется коррозионная стойкость. Изготовление детских игрушек – еще одна статья потребления твердой резины.
Колеса и шины. Армирование резиновых изделий
К важнейшим и наиболее материалоемким резиновым изделиям для автомобилестроения относятся шины и многочисленные резино-технические изделия, от качества которых во многом зависит надежность работы автомобиля.
Наряду с резинами на основе бутадиен-стирольного, бутадиен-нитрильного, хлоропренового, некоторых бутадиеновых каучуков, которые издавна используют в автомобилестроении, большое значение приобрели резины из каучуков специального назначения:
Из фторсодержащих каучуков изготовляют уплотнители, эксплуатируемые при температурахрах до 200 °С.
Из кремнийорганических каучуков — уплотнители и манжеты, работающие в контакте с консистентными смазками при температурax от —50 до 180 °С, а также амортизирующие и теплоизоляционные материалы, например, пористые уплотнители.
Из акрилатных каучуков, которые являются масло-, свето- и озоностойкими, изготовляют манжеты, диафрагмы, радиаторные рукава и др.
Из атмосферо- и химически стойких этилен-пропиленовых каучуков получают губчатые и монолитные оконные и дверные прокладки, манжеты для тормозных систем, шланги радиаторов, пневматические амортизаторы, детали рессор и др.
Из высокопрочных и износостойких уретановых каучуков — вкладыши рулевых тяг, крестовины карданных валов, подушки амортизаторов, диафрагмы тормозов и др.
Помимо твердых каучуков, в производстве некоторых автомобильных деталей применяют латексы. Например, из бутадиен-стирольных латексов изготовляют губчатые подушки сидений. Малоответственные изделия, например коврики для салонов автомобиля, изготовляют из регенерата резины.
Получили распространение резино-тканевые изделия, например, приводные ремни, с полиамидными и высокопрочными вискозными волокнами, применение которых позволило существенно повысить эксплуатационные свойства изделий.
В автомобилестроении при использовании резины часто возникает необходимость сочетания ее с другими материалами для получения необходимых свойств. Наиболее часто встречается сочетание резина-ткань. Некоторые резиновые изделия (например, борт покрышки) армируются металлом. Армированной называют резину, внутрь которой введены прокладки из металлической сетки или спирали с целью одновременного повышения прочности и гибкости (автомобильные шины, приводные ремни, ленты транспортеров, трубопроводы и т. д.). При ее приготовлении в резиновую смесь закладывают металлическую сетку, покрытую слоем латуни и обмазанную клеем, и подвергают одновременному прессованию и вулканизации. В производстве автомобильных резиновых изделий используют ткани из хлопчатобумажных, вискозных и капроновых нитей.
К

онструкция автомобильных шин:
Каркас главный силовой элемент покрышки, состоит из прорезиненных нитей корда. Корд бывает текстильным, металлическим или стекловолоконным. Текстиль и стекло применяются в легковых шинах. Металлокорд — в грузовых. Стекловолокно отличается абсолютной стойкостью к гниению и растягиванию. Шины с использованием стекловолокна меньше разнашиваются и меньше подвержены порче в условиях высокой влажности и температуры (тропики).
Брекер находится между каркасом и протектором (подушка). Предназначен для защиты каркаса от ударов, придания жёсткости шине в месте соприкосновения с дорожной поверхностью и для защиты камеры от проколов. Изготавливается из толстого слоя резины (в лёгких шинах) или скрещенных слоёв металлокорда.
Протектор наружная резиновая часть покрышки шины. Обеспечивает сцепление шины с дорогой, а также для предохраняет каркас от повреждений. Протектор обладает определенным рисунком, который, в зависимости от назначения шины различается.
Борт позволяет покрышке герметично садиться на обод колеса. Для этого он имеет бортовые кольца и изнутри покрыт слоем вязкой воздухонепроницаемой (для бескамерных шин) резины.
Боковая часть предохраняет шину от боковых повреждений.
Шипы противоскольжения. В целях повышения безопасности движения автомобиля в условиях гололеда и обледенелого снега применяют металлические шипы противоскольжения.
Бескамерные шины обладают рядом преимуществ перед камерными, выражающимися в следующем:
уменьшенной массой и низким моментом инерции;
улучшенной балансировкой;
повышенной безопасностью и надёжностью, вследствие невозможности быстрой разгерметизации;
минимальным простоем в пути, который сократился в среднем на 60%, за счёт возможности отремонтировать небольшие проколы шины специальной пастой (для этого не требуется снимать шину с колеса);
выходит только в месте повреждения, причем, достаточно медленно.