СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Общее грамматическое значение, синтаксические функции

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка содержит технологическую карту. Урок направлент на подготовку к 7-му заданию ЕГЭ

Просмотр содержимого документа
«Общее грамматическое значение, синтаксические функции»

Тема: Общее грамматическое значение, грамматические формы и синтаксические функции частей речи

Задачи: актуализировать знания учащихся по разделу «Синтаксис», рассмотреть 7 задание ЕГЭ.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Организационный

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя

2

Актуализация знаний

Самостоятельная работа по разделу «Морфология» (прил.1)

выполняют самостоятельную работу

3

Мотивация к деятельности. Создание проблемной ситуации

- Что такое грамматическое значение частей речи? Их синтаксические функции?

- В русском языке существуют определенные синтаксические и грамматические формы в построении предложений. Всегда ли мы можем легко найти предложение с ошибкой?

- Как вы думаете, что мы будем повторять сегодня?

Отвечают на вопросы

4

Работа по теме урока

Задание 7 в ЕГЭ.

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца (раздаточный материал приложения 2)

  1. Виды членов предложения

- Какие члены предложения вы знаете? На какие вопросы они отвечают?

- Чем могут быть выражены эти члены предложения и какие ошибки при их построении могут быть?

2. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Предлоги, с которыми будет связано задание: благодаря, согласно, вопреки, наперекор.

Сложность употребления этих предлогов состоит в том, что важно знать, в каком падеже должно стоять существительное, к которому они относятся.

Пример: Благодаря наставнику

Согласно расписанию

Вопреки прогнозу

Наперекор судьбе

Упражнение. Поставьте существительное в правильную падежную форму

Согласно правил..

Наперекор мнени… близких

Тосковать по на…

Упражнение. Найдите ошибки в предложениях и исправьте их.

  1. По окончанию работы каждому сотруднику необходимо сдать отчет.

  2. Благодаря музыкального таланта дирижер стал всемирно известным.

  3. Благодаря искусства Микеланджело современные художники способны выразить мысли и чувства человека

  4. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Это задание связано с неправильным употреблением множественного и единственного числа в подлежащем и примыкающем к нему глаголе

Пример с ошибками: Все, кто рано начинает читать, быстро начинает и писать

Упражнение. Поставьте глагол в правильную форму.

  1. Все, кто хоть раз побывал в Сочи, никогда не забуд(е,у)т этот город.

  2. Тот, кто обращается за помощью, не получа (е, ю)т отказа.

Упражнение. Найдите ошибки в предложениях и исправьте их

  1. Многие из тех, кто приезжал к нам, побывал в этом концертном зале.

  2. Те, кто думает, что плохие поступки забываются, ошибается.

  3. Все, кто интересуется глобальными проблемами человечества, следит за публикациями в прессе.

5 Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением.

Это задание связано с неправильным согласованием приложения и существительного, к которому оно относится.

Пример с ошибкой: Все, кто читал произведение «Евгения Онегина», помнят сцену дуэли.

Упражнение. Выберите правильное окончание приложения

  1. В картине Левитана «Осен(и,ь)

  2. В знаменитом «Щелкунчик(е)

  3. У песни «Дубинушк(а,и)

Упражнение. Найдите ошибки в предложениях и исправьте их.

  1. На днях было задумано проведение конкурса «Лучшей библиотеки»

  2. М.Ю. Лермонтов так и не закончил любимое детище – поэму «Демона».

  3. К теме детства А.А. Пластов вновь обратился в картине «Первый снег».

6 Ошибка в построении предложения с однородными членами

Это задание связано с неправильной связью однородных членов предложения.

Пример с ошибкой: Общество понимает и озабочено экологическими проблемами.

7 Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Пример с ошибкой: Научившись общаться с помощью языка, у первобытного человека изменилось мышление.

Упражнение. Выберите правильное продолжение предложений с дееприч.оборотом или прич.оборотом

  1. Готовясь к экзамену…

А) выполняйте тренировочные упражнения

Б) он показался мне трудным

2. Поднявшись на гору…

А) им овладело чувство беспокойства

Б) он почувствовал волнение

3. Проезжая на машине…

А) табун лошадей преградил нам путь

Б) мы не увидели запрещающего знака

Упражнение. Найдите ошибки в предложениях и исправьте их.

  1. Погасив свет, в доме стало темно.

  2. В одном из домов, расположенного на окраине города, специалистами обнаружена утечка газа.

8 Неправильное построение предложения с косвенной речью

Пример с ошибкой: Мать просила нас: «Не опаздывайте к чаю» - Мать просила нас, что мы не опаздывали к чаю.

Упражнение. Найти ошибку и исправить ее.

  1. Солдат потребовал у крестьянина, что дай мне новых лошадей

Упражнение. Переделать предложения с прямой речью так, чтобы была косвенная.

Пушкин писал: «В свой жестокий век восславил я свободу»

Петр признался «Я сегодня не готов к уроку и очень боюсь».

Ребята подтвердили: «Мы еще едем».

9 Неправильное построение сложных предложений.

Пример со шибкой: Я сдам экзамен по математике и русскому языку, которым я всегда занимался.

Упражнение. Исправить ошибки с построении сложных предложений.

  1. Ученые заметили о том, что озоновый слой Земли истончается.

  2. Эта книга научила меня многому, которую я прочитал в детстве.

  3. Дубровский спросил, что все ли здесь и не осталось ли кого в доме

Выполняют упражнения с взаимопроверкой

5

Закрепление знаний

Самостоятельная работа

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) нарушение в построении предложения с 1) Зрители ожидали встречи с лю-

причастным оборотом бимым телеведущим и очень

Б) нарушение в построении предложения с надеялись на нее.

деепричастным оборотом 2) Делая фонетический разбор слова,

В) нарушение в построении предложения сначала естественно произнесите

с несогласованным приложением слово и попытайтесь услышать себя

Г) нарушение связи между подлежащим 3) По приезду в Петербург мы посе

и сказуемым тили несколько необычных музеев.

Д) ошибка в употреблении падежной формы 4) Став заведующим литературно-

существительного с предлогом критическим отделом популярного

журнала, Белинскому многое про-

щали.

5) Все, кто бывал в нашем крае,

Запоминают памятник защитникам

Родины, находящийся на берегу

реки.

6) Читатели знают писателя

Г. Троепольского по произведе-

нию «Белому Биму…»

7) Те, кто был помладше, уступил

Место женщинам и детям.

8) В последнем номере журнала

«Юность» широко представлена

поэзия начинающих творцов.

9) Лесная тропинка была покрыта

проваливающимся снегом под

Ногами.

Выполняют самостоятельную работу

6

Подведение итогов урока, выставление оценок

- Остались ли у вас еще какие-то вопросы по 7 заданию?


7

Домашнее задание

Раздаточный материал

Записывают домашнее задание










Приложение 1.

  1. В одном из выделенных ниже слов допущены ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ПРОЖЖЕТ дыру

У ОБЕИХ девушек

Более ЧЕТКО

в ПЯТИСТА шагах

опытные ШОФЕРЫ

Ответ: ______________________________

  1. ПРОЧИТАЯ рассказ

Подписаны ДОГОВОРЫ

Более УМНЫЙ

ПОЕЗЖАЙ на рынок

Около ТЫСЯЧА ДВАДЦАТОГО года

Ответ: _______________________________

  1. ВЫМЫВ руки

Почти в ДЕВЯНОСТА городах

Хорошие ЛЕКТОРЫ

Цветок УВЯНУЛ

В ДВУХТЫСЯЧНОМ году

Ответ: ________________________________


Приложение 2.


ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) нарушение в построении предложения с 1) Зрители ожидали встречи с лю-

причастным оборотом бимым телеведущим и очень

Б) нарушение в построении предложения с надеялись на нее.

деепричастным оборотом 2) Делая фонетический разбор слова,

В) нарушение в построении предложения сначала естественно произнесите

с несогласованным приложением слово и попытайтесь услышать себя

Г) нарушение связи между подлежащим 3) По приезду в Петербург мы посе

и сказуемым тили несколько необычных музеев.

Д) ошибка в употреблении падежной формы 4) Став заведующим литературно-

существительного с предлогом критическим отделом популярного

журнала, Белинскому многое про-

щали.

5) Все, кто бывал в нашем крае,

Запоминают памятник защитникам

Родины, находящийся на берегу

реки.

6) Читатели знают писателя

Г. Троепольского по произведе-

нию «Белому Биму…»

7) Те, кто был помладше, уступил

Место женщинам и детям.

8) В последнем номере журнала

«Юность» широко представлена

поэзия начинающих творцов.

9) Лесная тропинка была покрыта

проваливающимся снегом под

Ногами.
























  1. В одном из выделенных ниже слов допущены ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ПРОЖЖЕТ дыру

У ОБЕИХ девушек

Более ЧЕТКО

в ПЯТИСТА шагах

опытные ШОФЕРЫ

Ответ: ______________________________

  1. ПРОЧИТАЯ рассказ

Подписаны ДОГОВОРЫ

Более УМНЫЙ

ПОЕЗЖАЙ на рынок

Около ТЫСЯЧА ДВАДЦАТОГО года

Ответ: _______________________________

  1. ВЫМЫВ руки

Почти в ДЕВЯНОСТА городах

Хорошие ЛЕКТОРЫ

Цветок УВЯНУЛ

В ДВУХТЫСЯЧНОМ году

Ответ: ________________________________





  1. В одном из выделенных ниже слов допущены ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ПРОЖЖЕТ дыру

У ОБЕИХ девушек

Более ЧЕТКО

в ПЯТИСТА шагах

опытные ШОФЕРЫ

Ответ: ______________________________

  1. ПРОЧИТАЯ рассказ

Подписаны ДОГОВОРЫ

Более УМНЫЙ

ПОЕЗЖАЙ на рынок

Около ТЫСЯЧА ДВАДЦАТОГО года

Ответ: _______________________________

  1. ВЫМЫВ руки

Почти в ДЕВЯНОСТА городах

Хорошие ЛЕКТОРЫ

Цветок УВЯНУЛ

В ДВУХТЫСЯЧНОМ году

Ответ: ________________________________






ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) нарушение в построении предложения с 1) Зрители ожидали встречи с лю-

причастным оборотом бимым телеведущим и очень

Б) нарушение в построении предложения с надеялись на нее.

деепричастным оборотом 2) Делая фонетический разбор слова,

В) нарушение в построении предложения сначала естественно произнесите

с несогласованным приложением слово и попытайтесь услышать себя

Г) нарушение связи между подлежащим 3) По приезду в Петербург мы посе

и сказуемым тили несколько необычных музеев.

Д) ошибка в употреблении падежной формы 4) Став заведующим литературно-

существительного с предлогом критическим отделом популярного

журнала, Белинскому многое прощали

5) Все, кто бывал в нашем крае,

Запоминают памятник защитникам

Родины, находящийся на берегу

реки.

6) Читатели знают писателя

Г. Троепольского по произведе-

нию «Белому Биму…»

7) Те, кто был помладше, уступил

Место женщинам и детям.

8) В последнем номере журнала

«Юность» широко представлена

поэзия начинающих творцов.

9) Лесная тропинка была покрыта

проваливающимся снегом под

Ногами.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) нарушение в построении предложения с 1) Зрители ожидали встречи с лю-

причастным оборотом бимым телеведущим и очень

Б) нарушение в построении предложения с надеялись на нее.

деепричастным оборотом 2) Делая фонетический разбор слова,

В) нарушение в построении предложения сначала естественно произнесите

с несогласованным приложением слово и попытайтесь услышать себя

Г) нарушение связи между подлежащим 3) По приезду в Петербург мы посе

и сказуемым тили несколько необычных музеев.

Д) ошибка в употреблении падежной формы 4) Став заведующим литературно-

существительного с предлогом критическим отделом популярного

журнала, Белинскому многое прощали

5) Все, кто бывал в нашем крае,

Запоминают памятник защитникам

Родины, находящийся на берегу реки

6) Читатели знают писателя

Г. Троепольского по произведе-

нию «Белому Биму…»

7) Те, кто был помладше, уступил

Место женщинам и детям.

8) В последнем номере журнала

«Юность» широко представлена

поэзия начинающих творцов.

9) Лесная тропинка была покрыта

проваливающимся снегом под

Ногами.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!