СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Общеобразовательная программа дополнительного образования "Я моделист"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Общеобразовательная программа дополнительного образования  "Я  моделист" расчитана на детей 7-9 лет. Срок реализации 1 год. Программа технической направленности.

Просмотр содержимого документа
«Общеобразовательная программа дополнительного образования "Я моделист"»

муниципальное казенное учреждение

дополнительного образования

«Топчихинский Детско – юношеский центр»







Принято на педагогическом совете

Протокол №1

от 23.08.2016 года

Председатель _______Т.Г. Юрьева

Утверждено

Приказом МКУ ДО «Топчихинский Детско – юношеский центр»

№ 34 от 01.09.2016 года

Директор __________ Е.В. Башлыкова



Дополнительная общеобразовательная программа

«Я моделист»

детское объединение «Умелые ручки»




Предназначена для обучающихся 7 - 9 лет

Срок реализации – 1 год



Составитель:

Кочергина Светлана Анатольевна

педагог дополнительного образования



Топчиха -2016


Содержание

  1. Пояснительная записка ……………………………………………..3

  2. Учебно-тематический план ……….……………………………….6

  3. Содержание программы ………………………………………….....7

  4. Методическое обеспечение и условия реализации программы…..9

  5. Список литературы…………………………………………………13



Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная программа «Я моделист» является программой технической направленности.

Программа построена с учетом следующих документов: Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»; приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; письмо Министерства культуры Российской Федерации от 19.11.2013 г. № 191-0139/06-ГИ «Рекомендации по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств»; постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (зарегистрировано в Минюсте РФ 20 августа 2014 г., рег. № 33660); закон Алтайского края от 04.09.2013 № 56-ЗС «Об образовании в Алтайском крае»; постановление Администрации Алтайского края от 13.11.2012 № 617 «Об утверждении стратегии действий в интересах детей в Алтайском крае на 2012 – 2017 годы»; Устав МКУ ДО «Топчихинский Детско – юношеский центр»; основная образовательная программа МКУ ДО «Топчихинский Детско – юношеский центр».

Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:

- быть мыслящими, инициативными, вырабатывать свои новые оригинальные решения;

- быть ориентированными на лучшие конечные результаты.

Творческие занятия с обучающимися необходимы. Реализация же этих требований предполагает человека с творческими способностями. Характеризуя актуальность темы, видим, что особое значение приобретает проблема творчества; способностей детей, развитие которых выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе. Программа «Я моделист» вводит ребенка в удивительный мир творчества, и дает возможность поверить в себя, в свои способности.
Бумага – доступный для ребенка универсальный материал, который широко применяется не только в рисовании, аппликации, но и в художественном конструировании. Складывание из бумаги выполняет терапевтическую функцию: отвлекает детей от конфликтной ситуации, снимает нервное напряжение, вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. При работе с бумагой у детей совершенствуется ряд важнейших умственных качеств.

Занятия по изготовлению поделок из бумаги не только развивают воображение и воспитывают аккуратность, но также формируют ловкость пальцев и кистей ребенка. В процессе конструирования из бумаги помимо развития мелкой моторики у ребенка развивается пространственное воображение, художественный вкус и аккуратность. При конструировании из бумаги дети учатся различным приемам работы таким, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями, развивает глазомер, активизирует мыслительные процессы, обогащает словарь специальными терминами. В процессе творческого художественного конструирования изменяется и сам ребенок – форма и способ его мышления, личностные качества.
Содержание общеобразовательной программы «Я моделист» предполагает развитие творческих способностей детей при конструировании из бумаги при взаимодействии с другими видами деятельности. В процессе реализации учебной деятельности формируется способность обучающихся отбирать нужные средства для презентации творческих способностей, стремление достигнуть положительного результата, свободное оперирование усвоенными способами, по-разному комбинируя и трансформируя их.

В процессе создания композиции у детей формируется чувство цвета, симметрии, представление о глубине пространства листа бумаги. Они научатся правильно располагать предметы на плоскости листа, устанавливать связь между предметами, расположенными в разных частях фона. Очень важный момент работы с бумагой – взаимосвязь занятий с самостоятельной творческой деятельностью детей.

При отборе содержания методов и форм учебно-воспитательного процесса учитывается уровень подготовки развития детей, индивидуальные и психологические особенности, склонности детей. Среди приемов, используемых в процессе реализации учебной деятельности, усиливающих мотивацию обучения, следует назвать:

- активизация и индивидуализация обучения;

- игры и игровые ситуации;

- творческие работы и т.д.

Цель: всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами конструирования из бумаги.

Задачи:
- формировать интерес к различным приемам работы с бумагой, умение следовать устным инструкциям, работать по чертежу, схеме, инструкционной карте;

- создавать композиции с изделиями, выполненными из бумаги;

- знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения и декоративно-прикладного искусства;

- соблюдать правила по технике безопасности и личной гигиены, правила организации рабочего места;

-способствовать приобретению навыков учебно-исследовательской работы.

- развивать внимание, память, логическое и пространственное воображение, мелкую моторику рук и глазомер;

- развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию детей;

- формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки, аккуратность, умение бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Программа «Я моделист» рассчитана на один год обучения. Занятия проводятся согласно расписанию 2 раза в неделю по 3 часа, Наполняемость групп 10–12 человек. Программа адресована детям 7–9 лет.

Предлагаемая программа представляет собой обобщение большинства известных способов художественной обработки бумаги, выстроенных в единой логике «от простого к сложному».

Педагогическая целесообразность данной программы состоит в том, что специфика искусства, особенности языка различных его видов делают художественную деятельность уникальным средством воспитания, обучения и развития подрастающего поколения. Создает среду для оптимального развития ребенка как уникальной, своеобразной личности, умеющей конструктивно общаться, принимать решения, делать выбор. Главное - это социальная адаптация ребенка в среде нормально развивающихся сверстников. Атмосфера доверия и поддержки – вот необходимые условия для полноценного общения разных категорий детей и реализация их творческого потенциала.

Отличительные особенности данной программы в том, что она рассчитана и адаптирована для обучающихся начальной школы. В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из опыта детей и степени усвоения ими учебного материала. Программа включает в себя не только обучение различным способам обработки бумаги, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в различных техниках.

Программа составлена на основе авторской программы Т.Н. Просняковой «Художественное творчество», программы Т.А.Антоновой «Конструирование и моделирование из бумаги» в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования и является модифицированной.

Результатом обучения по данной программе станет:

- развитие у обучающихся инициативы, выдумки, находчивости в атмосфере творчества и добра,

- использование в работе принципа поэтапности и повторяемости,

- приобретения коммуникативных навыков для естественного детского обмена опытом в атмосфере дружбы и доверия, открытости, развития толерантности.





Таблица 1

Учебно-тематический план

1 год обучения

Наименование темы

Количество часов

теория

Практика

1

Вводное занятие. Правила по технике безопасности. Виды бумаги и картона.

3

2

1

2

Работа с бумагой. Бумагопластика. Бумажная фантазия.

21

2

19

3

Выполнение игрушек на основе многогранников (цилиндр, конус).

12

1

11

4

Изготовление прорезных моделей: самолет, пароход.

18

1

17

5

Пальчиковые игрушки из бумаги и картона.

21

2

19

6

Динамические игрушки – стукалки, марионетки, игрушки-сюрпризы.

18


3

15

7

Игрушки - дергунчики.

24

1

23

8

Моделирование простейших форм. Оригами.

18

1

17

9

Модульное оригами.

24

6

18

10

Мастерская Деда мороза – подарки и сувениры. Выполнение творческих проектов.

12

1

11

11

Изготовление подарков к календарным праздникам.

24

1

23

12

Изготовление мини-моделей: самолет, парусник, чайный домик.

18

1

17

13

Итоговое занятие – выставка.

3


3



216

22

194






















Содержание программы

1. Тема: Вводное занятие. Правила по технике безопасности. Виды бумаги и картона.

Содержание: Теория – 2 часа

Знакомство с бумагой. Элементарные сведения о производстве бумаги. Техника работы с бумагой. Правила сгибания и складывания. Безопасность труда.

Практика – 1 час.

Выполнение серии заданий по сгибанию листа в разных направлениях. Конструирование объектов различной формы.

2. Тема: Работа с бумагой. Бумагопластика – 21 час.

Содержание: Теория – 2 часа.

Свойства бумаги и картона. Способы сгибания бумаги и картона прямоугольной, квадратной и круглой формы в разных направлениях, использование разнофактурной бумаги. Знакомство со способами разметки по шаблону. История аппликации.

Практика – 19 часов.

Выполнение заданий по изготовлению игрушек, сувениров. Вырезание симметричное и ассиметричное. Объемная аппликация.

3. Тема: Выполнение игрушек на основе многогранников (цилиндр, конус) – 12 часов.

Содержание: Теория – 1

Что такое многогранник. Виды. Игрушки из многогранников.

Практика – 11 часов

Разметка по шаблону конуса. Склеивание цилиндра и конуса. Игрушки-персонажи сказки «Репка».

4. Тема: Изготовление прорезных моделей: самолет, пароход – 18 часов.

Содержание: Теория – 1 час

Виды прорезных моделей. Способы соединения деталей. Правила работы с канцелярским ножом.

Практика – 17 часов.

Выполнение прорезных моделей самолета и парохода. Работа по шаблону.

5. Тема: Пальчиковые игрушки из бумаги и картона – 21 час.

Содержание: теория – 2 часа.

Откуда пришли пальчиковые куклы. Виды и способы изготовления кукол.

Практика – 16 часов.

Работа по шаблонам. Вырезание и оформление кукол. Постановка мини-сценки с пальчиковыми куклами.

6. Тема: Динамические игрушки – стукалки, марионетки, игрушки-сюрпризы- 18 часов.

Содержание: теория – 3 часа.

Знакомство с понятием «динамическая игрушка» Виды. Способы изготовления игрушек. История возникновения данного вида игрушек.

Практика – 15 часов.

Приспособления для игрушек. Работа по шаблону. Оформление игрушек.

7. Тема: Игрушки – дергунчики – 24 часа.

Содержание: теория – 1 час.

История появления игрушек на Руси и в мире. Виды игрушек – дергунчиков.

Практика – 23 часа.

Работа по шаблонам. Вырезание и оформление деталей. Сборка игрушки.

8. Тема: Моделирование простейших форм. Оригами – 18 часов

Содержание: Теория – 1 час.

Знакомство с искусством оригами. Способы складывания. Название основных приемов. Базовые формы: двойной треугольник, двойной квадрат.

Практика – 17 часов

Складывание: гора, зигзаг, долина. Игрушки - рыбка, зайчик, лягушка, журавль.

9. Тема: Модульное оригами. Выполнение творческих проектов в технике модульного оригами – 24 часа.

Содержание: Теория – 6 часов.

Что такое модульное оригами. Виды модулей. Практика – 18 часов.

Складывание разных форм модулей.

10. Тема: Мастерская Деда мороза – подарки и сувениры. Выполнение творческих проектов – 12 часов.

Содержание: Теория – 1 час.

Новогодние сувениры – история возникновения традиции дарить подарки. Выбор идеи, разработка плана проекта.

Практика – 11 часов.

Подбор материалов и инструментов. Практическое выполнение проекта.

11. Тема: Изготовление подарков к календарным праздникам – 24 часа.

Содержание: Теория - 1 час.

Календарные праздник – День Учителя, день Защитника Отечества, Международный Женский день, День Победы.

Практика – 23 часа.

Изготовление подарков и сувениров, поздравительных открыток.

12. Тема: Изготовление мини-моделей: самолет, парусник, чайный домик – 18 часов.

Содержание: Теория – 1 час

Развертка моделей. Как собирать модель. Поэтапность выполнения работы.

Практика. Работа с шаблоном. Сборка модели. Оформление модели. Выполнение творческих проектов Изготовление мини-моделей: самолет, парусник, чайный домик. – День защиты детей (1 июня).

13. Тема: Итоговое занятие – выставка – 3 часа

Содержание: Практика – 3 часа.

Создание стенда поделок и игрушек детского объединения и демонстрация его на празднике





Методическое обеспечение и условия реализации программы


В процессе работы по программе «Я моделист», дети постоянно совмещают в одно целое все компоненты бумажного образа: материал, изобразительное и цветовое решение, технологию изготовления, назначение и др.

Такой характер творчества заставляет сознательно объединять в одном занятии различные виды деятельности, соответственно перестраивая педагогические подходы, раскрывая в творческой деятельности свои специфические признаки педагогической целесообразности и значимости.


Принципы, лежащие в основе программы:

- доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

- наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). «Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются» (К.Д. Ушинский);

- принципы практической направленности;

- демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и обучающегося в социуме, реализация собственных творческих потребностей);

- научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).

- «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

Тематика занятий строится с учетом интересов обучающихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, степень продвинутости по индивидуальному образовательному маршруту, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.

Для реализации программы используются разнообразные формы и методы проведения занятий. Это беседы, из которых дети узнают много новой информации, практические задания для закрепления теоретических знаний и осуществления собственных незабываемых открытий, экскурсии на выставки прикладного творчества, демонстрация видеоматериалов. Занятия сопровождаются использованием стихов, поговорок, пословиц, загадок, рассказов. Важное место на занятиях занимает сказка. Именно она формирует у детей основы нравственных представлений, создает многообразие художественных образов.

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

- репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

- частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;

- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности обучающихся на занятиях:

- фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;

- индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;

- групповой – организация работы в группах;

- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Программно-методическое и информационное обеспечение помогают проводить занятия интересно и грамотно.

Разнообразные занятия дают возможность детям проявить свою индивидуальность, самостоятельность, способствуют разностороннему и духовному развитию личности. При организации работы необходимо постараться соединить игру, труд и обучение, что поможет обеспечить единство решения познавательных, практических и игровых задач. Игровые приемы, загадки, считалки, скороговорки, тематические вопросы также помогают при творческой работе.

В период обучения по программе у детей происходит знакомство с технологическим процессом создания изделий из бумаги. Особое внимание следует уделять развитию у детей способности слушать, рассказывать, смотреть. На занятиях необходимо предлагать вопросы, задания, активизирующие творческую активность ребенка.

Результатом обучения является создание коллективных работ с использованием различных технологических приемов. При такой организации занятия, чтобы дети могли свободно общаться, чувствовать себя комфортно и уверенно. Коллективная творческая деятельность - эффективное средство решения многих воспитательных и дидактических задач. Коллективные работы позволяют создать ситуацию успеха у любого ребенка. Каждый ребёнок смотрит на коллективное творение, как на свое собственное. Дети удовлетворены морально, у них появляется желание творить и создавать новые работы. Совместно изготовленные работы дают возможность ребенку воспринимать готовую работу целостно и получить конечный результат гораздо быстрее, чем при изготовлении изделия индивидуально. Коллективные творческие работы решают проблему формирования нравственных качеств личности. На их основе детям дается возможность получить жизненный опыт позитивного взаимодействия.

Ресурсное обеспечение образовательной программы предусматривает проведение учебно-воспитательной деятельности с детьми в светлом помещении, где у каждого ребёнка имеется рабочее место – отдельный стол и необходимые материалы. Помимо этого в кабине должны быть шкафы для хранения методической литературы, наглядных пособий, приспособлений, образцов изделий. Так же должна быть небольшая доска инструментов и материалов, детских работ, мультимедийное оборудование или компьютер.

Предполагаемые результаты реализации программы

В сфере личностных УУД у обучающихся будут сформированы:

- положительное отношение к учению;

- желание приобретать новые знания;

- способность оценивать свои действия;

В сфере познавательных УУД обучающиеся научатся:

- соблюдать правила по технике безопасности и личной гигиены, организации рабочего места;

- познакомятся со свойствами и возможностями бумаги как материала для художественного творчества, различными приемами работы с бумагой;

- соблюдать правила бережного использования бумаги;

- анализировать информацию, полученную из разных источников;

- будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;

- научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;

- создавать изделия, пользуясь инструкционными картами и схемами.

- будут создавать композиции с изделиями, выполненными в различных техниках.

В сфере регулятивных УУД обучающиеся научатся:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- работать по плану;

- адекватно оценивать свои достижения.

В сфере коммуникативных УУД обучающиеся научатся:

- вести диалог с педагогом и другими обучающимися;

- задавать вопросы;

- слушать и отвечать на вопросы других;

- высказывать свою точку зрения;

- работать в парах и рабочих группах.

Формы подведения итогов работы объединения «Я моделист»:

- составление альбома лучших работ.

- проведение выставок детских работ.

- участие в районных, окружных, краевых, всероссийских и международных конкурсах, выставках детского прикладного и технического творчества в дистанционном режиме и очном режиме.


Таблица 2

Оценка результатов деятельности


Параметры

Критерии

Степень освоения программы

Методы диагностики

1.Теоретическая подготовка

*Теоретические знания по основным разделам учебно-тематического плана.

*Владение специальной терминологией.

Соответствие теоретических знаний воспитанников программным требованиям.

Осмысление и правильность использования специальной терминологии

Минимальный уровень – воспитанник овладел менее, чем ½ объема знаний, умений и навыков, предусмотренных программой


Средний уровень – воспитанник овладел более, чем ½ объема знаний, умений и навыков, предусмотренных программой.


Максимальный уровень - освоил весь объем знаний, умений и навыков.

Тестирование, опрос.

2.Практическая подготовка: практические знания и навыки, предусмотренные программой

Соответствие практических умений и навыков программным требованиям.

Наблюдение, анализ работ, активности на занятиях

3. Творческие навыки

Креативность в выполнении практических заданий

Минимальный уровень (начальный) – ребенок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания

Средний (репродуктивный) – выполняет задания по образцу.

Максимальный (творческий) – выполняет задания с элементами творчества

Наблюдение, анализ работ.











Список литературы

Список для педагога:

Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Игрушки из бумаги. Санкт-Петербург, «Литера», 1997 

Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Цветы и вазы оригами. С-Пб, «Кристалл», 2002

 Афонькин С.Ю. и др. “Кусудамы - волшебные шары” М.: Аким, 97

Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. М, «Просвещение», 1992

Выгонов В.В. Я иду на урок. Начальная школа. Трудовое обучение. Поделки и модели”. М.: Первое сентября, 2002.

Гончар В.В. Модульное оригами. «Айрис-пресс», 2008

Игрушки из бумаги. Около 100 моделей простых и сложных для детей и взрослых. Санкт-Петербург, «Дельта», 1996

Оригами – искусство складывания из бумаги. М.: Московский центр оригами, 1993

Проснякова Т. Н Забавные фигурки. Модульное оригами»,. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2011. -104 с.: ил.- (Золотая библиотека увлечений)

Проснякова Т.Н.Уроки мастерства. М.:Учебная литература, 2003

Сержантова Т.Б. Оригами для всей семьи. М.: Айрес-пресс, 2003

Соколова С.В. Игрушки и забавы. Оригами. С.-Пб.: Нева, 2003

100 игрушек из бумаги. С.-Пб.: Дельта. Кристалл, 2000

ЦируликН.А.,ХлебниковаС.И. Твори. Выдумывай. Пробуй. Самара: Корп. Федоров, 2004


Список для воспитанников:

Афонькин С.Ю. Уроки оригами в школе и дома. Экспериментальный учебник для начальной школы. М, «Аким», 1995

Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. М, «Просвещение», 19

Проснякова Т.Н.Энциклопедия технологий прикладного творчества.Деревья.Издательство «Учебная литература»,2009

Проснякова Т.Н.Энциклопедия технологий прикладного творчества. Цветы.Издательство «Учебная литература»,2009

Проснякова Т.Н.Энциклопедия технологий прикладного творчества.Собаки.Издательство «Учебная литература»,2009

Проснякова Т.Н.Энциклопедия технологий прикладного творчества.Кошки.Издательство «Учебная литература»,2009

Проснякова Т.Н.Энциклопедия технологий прикладного творчества. Бабочки. Издательство «Учебная литература»,2009

Проснякова Т.Н. Забавные фигурки.Модульное оригами. М.,»АСТ-ПРЕСС»,2010Художественно-творческая деятельность. Оригами./ И.А. Рябкова, О.А. Дюрлюкова. – Волгоград: Учитель, 2012. – 95 с.





15