СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Общепрофессиональная дисциплина ОХРАНА ТРУДА

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебной дисциплины  ОП.07 "ОХРАНА ТРУДА"

Просмотр содержимого документа
«Общепрофессиональная дисциплина ОХРАНА ТРУДА»

6


Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение Московской области

"ОРЕХОВО-ЗУЕВСКИЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТЕХНИКУМ

имени В.И.БОНДАРЕНКО"

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБПОУ МО ОЗЖТ

______________ С.С.Парамонов

«___»____________ 2017 год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ОП.07 «ОХРАНА ТРУДА»

название дисциплины

Профессия 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте









Программа рассмотрена и утверждена

на заседании Методического совета

Протокол №___ от «__»_______2017 г.

Руководитель МС__________________











г. Орехово-Зуево

2017г


Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее-ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее-СПО) 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам).

Организация-разработчик: ГБПОУ МО ОЗЖТ

Разработчик: Корниенко Светлана Николаевна, преподаватель спец дисциплины



Рекомендована Экспертным советом по профессиональному обучению Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО).

Заключение Экспертного совета №____от___________20_г.


















СОДЕРЖАНИЕ стр. 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ….……….4 2. СТРУКТУРА И содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ …...7 3. условия реализации учебной дисциплины ………....13 4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной ДИСЦИПЛИНЫ……………………………………… ……..………….…..14




































  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Охрана труда»

    1. Области применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по по специальности СПО 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам).

    1. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Профессиональный цикл, общепрофессиональная дисциплина.

    1. Цели и задачи учебной дисциплины-требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

-проводить анализ травмоопасных и вредных факторов в сфере профессиональной деятельности;

-использовать индивидуальные и коллективные средства защиты;

-осуществлять производственный инструктаж рабочих, проводить мероприятия по выполнению охраны труда, производственной санитарии, эксплуатации оборудования, контролировать их соблюдение;

-вести документацию установленного образца по охране труда, соблюдать сроки ее заполнения и условия хранения;

-проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда, в том числе оценку условий труда и травмобезопасности.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

-законодательство в области охраны труда;

-особенности обеспечения безопасности условий труда в сфере профессиональной деятельности;

-правовые, нормативные и организационные основы охраны труда в организации;

-правила охраны труда, промышленной санитарии;

-меры предупреждения пожаров и взрывов, действий токсичных веществ на организм человека;

-правила и обязанности работников в области охраны труда.

Результатом освоения образовательной программы является овладение обучающимися следующими компетенциями:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.

ПК 1.1. Выполнять операции по осуществлению перевозочного процесса с применением современных информационных технологий управления перевозками.

ПК 1.2. Организовывать работу персонала по обеспечению безопасности перевозок и выбору оптимальных решений при работах в условиях нестандартных и аварийных ситуаций.

ПК 1.3. Оформлять документы, регламентирующие организацию перевозочного процесса.

ПК 2.1. Организовывать работу персонала по планированию и организации перевозочного процесса.

ПК 2.2. Обеспечивать безопасность движения и решать профессиональные задачи посредством применения нормативно-правовых документов.

ПК 2.3. Организовывать работу персонала по технологическому обслуживанию перевозочного процесса.

ПК 3.1. Организовывать работу персонала по обработке перевозочных документов и осуществлению расчетов за услуги, предоставляемые транспортными организациями.

ПК 3.2. Обеспечивать осуществление процесса управления перевозками на основе логистической концепции и организовывать рациональную переработку грузов.

ПК 3.3. Применять в профессиональной деятельности основные положения, регулирующие взаимоотношения пользователей транспорта и перевозчика.

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

93

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

62

в том числе:

4

лабораторные работы

4

практические занятия

12

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

31

в том числе: подготовка сообщений, рефератов презентаций; подготовка к ответам на контрольные вопросы, зачетам по темам, экзамену




Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Охрана труда»


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4


Введение


Содержание учебного материала

Задачи и содержание предмета «Охрана труда»


2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Проработка конспектов занятий, учебных изданий и специальной технической литературы



1


Раздел 1. Правовые и организационные основы охраны труда



30


Тема 1.1. Основы трудового законодательства

Содержание учебного материала

Трудовой кодекс РФ; федеральные, межотраслевые, отраслевые нормативные правовые акты по охране труда. Права и обязанности работников в области охраны труда. Ответственность за нарушение законодательства по охране труда

4

2


Самостоятельная работа материала

Проработка конспектов занятий, учебных изданий и специальной технической литературы

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

Составные части охраны труда

Основные направления государственной политики в области охраны труда

Труд женщин и подростков в трудовом законодательстве

Какие льготы и компенсации и предоставляются работникам при выполнении работ с вредными и опасными условиями труда?

2


Тема 1.2. Организация управления охраной труда на предприятии.

Содержание учебного материала

Управление охраной труда на железнодорожном транспорте. Государственный надзор за охраной труда. Ведомственный контроль и надзор. Общественный контроль. Трехступенчатый контроль охраны труда на предприятиях.

Порядок обучения по охране труда; инструктажи и проверка знаний по охране труда. Выполнение операций по осуществлению перевозочного процесса с применением современных информационных технологий управления перевозками. Оформление документов, регламентирующих организацию перевозочного процесса.

4

2

Самостоятельная работа обучающихся

Проработка конспектов занятий, учебных изданий и специальной технической литературы

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

Виды инструктажей, цель и правила их проведения

Что такое рабочая зона и рабочее место?

Виды ответственности

Коллективный договор и его роль в улучшении условий труда на предприятии

4



Тема1.3 Анализ производственного травматизма и профессиональных заболеваний

Содержание учебного материала

Специфика условий труда железнодорожников. Классификация опасных и вредных производственных факторов.

Анализ травматизма и профзаболеваний.

Служебное и специальное расследование производственного травматизма и профзаболеваний. Основные меры предупреждения травматизма и профзаболеваний. Организация работы персонала по обеспечению безопасности перевозок и выбору оптимальных решений при работах в условиях нестандартных и аварийных ситуаций.

Практические занятия

Расследование несчастных случаев на производстве.

Оформление акта формы Н-1.

Расчет показателей производственного травматизма.

Самостоятельная работа обучающихся

Проработка конспектов занятия, учебных изданий и специальной технической литературы. Подготовка ответов на контрольные вопросы по темам:

Классификация опасных и вредных производственных факторов. Анализ травматизма и профзаболеваний. Основные меры предупреждения травматизма и профзаболеваний.


8









4




4


Раздел2. Гигиена труда на производстве


14



Тема 2.1. факторы труда и производственной среды

Содержание учебного материала

Работоспособность, утомление, меры повышения работоспособности. Параметры микроклимата и воздушной среды на производстве. Меры оздоровления воздушной среды. Шум, вибрация, ультразвук, инфразвук. Источники, параметры, воздействие на организм человека, меры защиты. Производственное освещение. Основные светотехнические характеристики. Виды и системы освещения. Нормирование. Источники света и осветительные приборы


6

2


Лабораторные занятия

Определение параметров микроклимата в помещении.

Изменение освещенности на рабочих местах


4



Самостоятельная работа обучающихся

Проработка конспектов занятия, учебных изданий и специальной технической литературы.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

Какие параметры окружающей среды влияют на теплообмен человека?

Что такое комфортные и дискомфортные условия окружающей среды? Оптимальные и допустимые параметры микроклимата.

Какие санитарно защитные зоны вы знаете? Где они используются?

Как классифицируются опасные и вредные производственные факторы?


4


Раздел3. Основы пожарной безопасности


12


Тема3.1. основные причины пожаров. Меры профилактики и пожаротушение

Содержание учебного материала

Федеральный закон о пожарной безопасности. Правила пожарной безопасности в РФ-ППБО 1-03. Основные причины пожаров на объектах жд транспорта. Основные сведения о горении. Способы и средства тушения пожаров, меры их предупреждения. Пожарная техника. Пожарные поезда.


6

2


Практические занятия

Изучение первичных средств пожаротушения.

Разработка противопожарных мероприятий.

Составление плана эвакуации в случае пожара.


2



Самостоятельная работа

Проработка конспектов занятия, учебных изданий и специальной технической литературы.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

Изучение Федерального закона РФ от 21.12.1994г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности»

4


Раздел4. Обеспечение безопасных условий труда.


34



Тема 4.1. Основы безопасности работников ЖД транспорта при нахождении на путях


Содержание учебного материала

Основные требования по охране труда при нахождении на путях. Требование безопасности при производстве работ на участках пути при движении поездов. Требования безопасности при производстве работ на участках пути. Работа на путях в зимних условиях.


8

3

Самостоятельная работа учащихся

Проработка конспектов занятия, учебных изданий и специальной технической литературы

Подготовка к ответам на контрольные вопросы по темам:

Основные требования по охране труда при нахождении на путях. Требования безопасности при производстве работ на участках пути при движении поездов. Работа на путях в зимних условиях.


2



Тема 4.2. Электро-безопасность

Содержание учебного материала.

Действия электрического тока на организм человека. Критерии электробезопасности. Особенности и виды поражения электрическим током. Опасность прикосновения к токоведущим частям. Опасность шагового напряжения. Классификация помещений по опасности поражения людей электрическим током. Защита от статического и атмосферного электричества. Защита от наведенных напряжений. Технические средства по предупреждению поражения электрическим током.


6

3

Практическое занятие

Оказание первой (доврачебной) помощи пострадавшему от электрического тока.


2


Самостоятельная работа учащихся

Проработка конспектов занятия, учебных изданий и специальной технической литературы

Подготовка к ответам на контрольные вопросы по темам:

Действие электрического тока на организм человека.

Критерии электробезопасности.

Опасность прикосновения к токоведущим частям.

Классификация помещений по опасности поражения людей электрическим током


4


Самостоятельная работа учащихся

Проработка конспектов занятия, учебных изданий и специальной технической литературы.

Подготовка рефератов в соответствии с содержанием учебного материала по заданию преподавателя.


2


Практические занятия.

Разработать порядок действия работников железнодорожного транспорта в аварийных ситуациях.

2


Самостоятельная работа учащихся

Проработка конспектов занятия, учебных изданий и специальной технической литературы

Подготовка к ответам на контрольные вопросы по темам:

управления перевозками.

Правила охраны труда при перевозке опасных грузов.

Условия труда при применении современных информационных технологий

Охрана труда работников, связанных с перевозкой опасных грузов.



8


Тема 4.3. Оказание доврачебной помощи пострадавшим



Основные мероприятия по оказанию первой помощи

Оказание помощи при поражении электрическим током

Действия при остановке сердца и дыхания. Реанимация

Оказание помощи при механических травмах и ранениях

Остановка кровотечений, действия при укусах насекомых и змей

Оказание помощи при пищевых и химических отравлениях

Оказание помощи при ожогах, обморожениях и переохлаждении

Действия при обмороках, тепловом и солнечном ударах, эпилептических припадках

Оказание помощи при попадании инородного тела в горло, под кожу и при поражении глаз

Транспортировка пострадавших




Итого

93



3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному
материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета Охраны труда

Оборудование учебного кабинета:

  • комплект мебели для учащихся и преподавателя;

  • персональный компьютер преподавателя (Windows XP SP3; Microsoft Office 20071, OpenOffice), проектор, экран, МФУ, доступ в интернет, доска;

  • комплект учебно-методической документации;

  • комплект инструкций по охране труда;

  • наборы плакатов по электробезопасности, пожарной безопасности, оказанию первой медицинской помощи.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий,
Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Инструкция по охране труда для оператора поста централизации ОАО «РЖД», утвержденная Распоряжением от 20 декабря 2012 года
    № 2630Р.

  2. Е.А.Клочкова Охрана труда на железнодорожном транспорте: Учебник для техникумов и колледжей ж.-д.трансп. – М.:Маршрут, 2004. – 412 с.

  3. Федеральный закон от 10.01.2003 N 17-ФЗ (ред. от 02.07.2013)

"О железнодорожном транспорте в Российской Федерации

4. Стандарт СТО РЖД ОА О« РЖ Д » 15.014- 2012 Система управления охраной труда в ОАО «РЖД» Организация контроля и порядок его проведения

5. Устав железнодорожного транспорта РФ.

Дополнительные источники:Информационный портал «Охрана труда в России» ohranatruda.ru.

4. Контроль и оценка
результатов освоения Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

  • знать безопасные приемы труда на рабочем месте;

индивидуальный и фронтальный опрос; тестовые задания; устный экзамен

  • знать правила производственной санитарии и гигиены труда в сфере профессиональной деятельности;

индивидуальный и фронтальный опрос; тестовые задания; устный экзамен

  • знать электробезопасность;

индивидуальный и фронтальный опрос, устный экзамен

  • знать пожарную безопасность

индивидуальный и фронтальный опрос, устный экзамен

  • уметь применять безопасные приемы труда, оказывать первую доврачебную помощь пострадавшему

индивидуальный и фронтальный опрос, практические задания, устный экзамен




1



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!