СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Образовательная программа физкультурно-спортивной направленности предназначена для обучающихся 5-7 классов (1 года обучения), желающих развивать свой двигательный потенциал, повышать физическую работоспособность, формировать социальные компетентности, разнообразить свой досуг.
Настоящая программа имеет физкультурно-спортивную направленность.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Ергенинская средняя общеобразовательная школа
имени Лиджи Очировича Инджиева»
Кетченеровский район
Республика Калмыкия
Общеразвивающая программа
физкультурно-спортивной направленности
для обучающихся 5 – 7 классов
на 2015/2016 учебный год
Исполнитель: учитель физической
культуры
Овкаджиев Д. С.
п. Ергенинский – 2015 год
Содержание
I | Пояснительная записка………………………………………….. | 3 |
II | Общая характеристика курса………………..………………….. | 6 |
III | Описание места курса в учебном плане………………………... | 6 |
IV | Основные средства тренировки………………………………… | 18 |
V | Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса…………………………………………………… | 19 |
VI | Список литературы для педагогов | 20 |
VII | Список литературы для детей и родителей | 20 |
VIII | Приложение
| 21 |
Пояснительная записка
Образовательная программа физкультурно-спортивной направленности предназначена для обучающихся 5-7 классов (1 года обучения), желающих развивать свой двигательный потенциал, повышать физическую работоспособность, формировать социальные компетентности, разнообразить свой досуг.
Настоящая программа имеет физкультурно-спортивную направленность.
Программа разработана на основании Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Приказа Минспорта России от 12.09.2013 №730 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим этапам»; Приказа Минспорта России от 27.12.2013 №1125 «Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта»; Приказа Минспорта России от 12.09.2013 №731 «Об утверждении Порядка приёма на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области физической культуры и спорта».
Программа соответствует Федеральным государственным Стандартам, учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся при занятиях избранным видом спорта, основана на принципах спортивной подготовки спортсменов, результатах научных исследований, передовой спортивной практике. Программа предусматривает тесную взаимосвязь всех сторон учебно-тренировочного процесса (физической, технической, тактической, психологической и теоретической подготовки, подготовки в избранном виде спорта, воспитательной работы и восстановительных мероприятий, педагогического и медицинского контроля). Программа учитывает все особенности подготовки обучающихся по избранному виду спорта вольная борьба.
Дополнительная предпрофессиональная программа по вольной борьбе рассчитана на группы начальной подготовки первого, второго года обучения (НП-1, НП-2). Перевод обучающихся в группу следующего года обучения проводится на основании стажа занятий, выполнения контрольных нормативов, итогов промежуточной аттестации, спортивных достижений, а также заключения врача. По завершении программы проводится итоговая аттестация занимающихся.
В программе представлены такие предметные области, как учебный план, календарный учебный график, теория и методика физической культуры и спорта, общая и специальная физическая подготовка, избранный вид спорта, другие виды спорта и подвижные игры, технико-тактическая и психологическая подготовка, контрольные требования по годам обучения.
В соответствии с СанПиН 2.4.4.1251-03 (Приложение №2), минимальный возраст зачисления детей в спортивную школу по виду спорта вольная борьба – 10 лет.
Цель курса: раскрытие физического, спортивного, волевого потенциала личности обучающихся, обеспечение содержательного нравственно-здорового досуга.
- формирование и развитие творческих и спортивных особенностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в физическом, интеллектуальном и нравственном совершенствовании;
- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья обучающихся;
- формирование навыков адаптации к жизни в обществе, профессиональной ориентации;
- выявление и поддержка детей, проявивших выдающиеся способности в спорте.
На этапе начальной подготовки ставится задача привлечения детей к занятиям избранным видом спорта вольная борьба и формирование у них устойчивого интереса к систематическим занятиям; укрепление здоровья и улучшение физического развития детей и подростков; продолжение и укрепление базовой подготовки, повышение уровня разносторонней физической и функциональной подготовленности; овладение основами техники выполнения физических упражнений и формирование основ ведения единоборства; выявление задатков и способностей детей; приобретение опыта участия в соревнованиях; начальная спортивная специализация; укрепление здоровья; выполнение требований по общей и специальной физической подготовке соответствующей возрастной группы; формирование положительной мотивации на занятия спортом, формирование установки на здоровый образ жизни; усвоение теоретических сведений в соответствии с требованиями программы; привитие навыка гигиены и самоконтроля; профилактика вредных привычек.
Задачи:
Обучающие:
• Обучение основам вольной борьбы;
• Подготовка квалифицированных спортсменов;
• Обучение теории техники, тактики, стратегии ведения поединка.
Воспитательные:
• Воспитание отношения к единоборствам как к серьезным, полезным и нужным занятиям, имеющим спортивную и физическую направленность;
• Воспитание настойчивости, целеустремленности, находчивости, внимательности, уверенности, воли, трудолюбия, коллективизма;
• Выработка умения применять полученные знания на практике.
Развивающие:
• Развитие стремления к самостоятельности;
• Развитие физических способностей: силы, быстроты, ловкости выносливости и умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образного и аналитического мышления;
• Осуществление всестороннего физического развития воспитанников.
Курс будет реализован в 2015/2016 учебном году.
По окончании курса обучающиеся будут знать основы теории и практики вольной борьбы, уметь производить расчеты на несколько ходов вперед, моделировать комбинации схваток, овладеют элементарными навыками техники и тактики борьбы.
При реализации программы используется безотметочная система оценки знаний, индивидуальные результаты обучающихся фиксируются по результатам выступления на соревнованиях и контрольно переводным тестам.
Общая характеристика курса
Начальный этап обучения детей вольной борьбе должен основываться на следующих положениях:
Учебный план тренировочных занятий составлен с учётом производственного календаря, а также с учётом выходных и праздничных дней, которые составляют 2 недели в году.
Тренировочные занятия в отделениях по видам спорта могут проводиться в условиях оздоровительного лагеря спортивного профиля и (или) по индивидуальным планам обучающихся на период их активного отдыха.
В процессе реализации Программ по спортивным единоборствам необходимо предусмотреть следующее соотношение объёмов обучения по предметным областям по отношению к общему объему учебного плана:
- оптимальный объем тренировочной и соревновательной деятельности обучающихся (в объеме от 60% до 90% от аналогичных показателей, устанавливаемых федеральными стандартами спортивной подготовки по избранному виду спорта);
- теоретическая подготовка в объеме от 5% до 10% от общего объема учебного плана;
- общая и специальная физическая подготовка в объеме от 20% до 25% от общего объема учебного плана;
- избранный вид спорта в объеме не менее 45% от общего объема учебного плана;
- другие виды спорта и подвижные игры в объеме от 5% до 10% от общего объема учебного плана;
- технико-тактическая и психологическая подготовка в объеме от 10% до 15% от общего объема учебного плана;
- самостоятельная работа обучающихся в пределах до 10% от общего объема учебного плана;
- организация возможности посещений обучающимися официальных спортивных соревнований, в том числе межрегиональных, общероссийских и международных, проводимых на территории Российской Федерации;
- организация совместных мероприятий с другими образовательными и физкультурно-спортивными организациями.
Вольная борьба – вид единоборств без применения ударной техники. Главная цель в борьбе – повалить соперника на землю, положить его на лопатки или обездвижить. В борьбе разрешены захваты рук, ног, шеи, туловища, подсечки. Болевые и удушающие приемы запрещены. В партере борцы могут переворачивать друг друга на спину при помощи захватов руками и ногами.
Схватка начинается в стойке. Для чистой победы один из спортсменов должен повалить соперника на спину и установить над ним полный контроль. За каждый совершенный прием борцу начисляются очки. Поединок состоит из трех раундов по 2 минуты. В принципе, бой может закончиться досрочно, если кому-то удастся добиться чистой победы. При ничейном счете, назначается дополнительный одноминутный раунд, при необходимости время может быть увеличено на 30 секунд.
В процессе реализации программы курса следует опираться на
- методические принципы:
* развивающей деятельности: борьба не ради борьбы, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом;
* активной включенности каждого ребенка в соревновательное действие, а не пассивное созерцание со стороны;
* доступности, последовательности и системности изложения программного материала;
- дидактические принципы:
* психологической комфортности – создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса;
* минимакса – обеспечивает возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;
* целостного представления о мире – при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
* вариативности – у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
* творчества – процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.
ОПИСАНИЕ МЕСТА КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа «Вольная борьба» ориентирована на реализацию спортивно-оздоровительного, соревновательного и общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности.
Программа одногодичного курса для обучающихся 5- 7 классов составлена из расчета 144 учебных часов. Занятия проводятся 2 раз в неделю. Длительность занятия составляет 2часа.
В учебное объединение принимаются все желающие заниматься вольной борьбой. Группа формируется до 15 человек.
ОсНОВНЫЕ СРЕДСТВА ТРЕНИРОВКИ
Строевые упражнения. Общие понятия о строе, строевых упражнениях и командах. Действия в строю, на месте и в движении: построение, расчёт, рапорт, приветствие, повороты, перестроения, размыкания и смыкания строя, перемена направления движения, остановка во время движения шагом и бегом, переход с шага на бег и с бега на шаг, изменения скорости движения.
Общеподготовительные координационные и развивающие упражнения.
Выполняются в условиях различной опоры и в разных плоскостях.
Ходьба обычная, спиной вперёд, боком, на носках, на пятках, в полуприседе, спортивная, на лыжах разными способами.
Бег на короткие дистанции из различных стартовых положений, на средние и длинные дистанции, по пересечённой местности, с преодолением различных препятствий, по песку, по воде, вперёд, назад, боком, с подниманием ноги, касаясь пятками ягодиц, поворотами, ускорениями.
Прыжки в длину и высоту, с места и с разбега, на одной и двух ногах, вперёд, назад, боком, с вращениями, простые и опорные через козла, Коня, на батуте, в воду с тумбы, с трамплина.
Переползания на скамейке вперёд, назад, на животе вперёд, назад, в стороны, боком, на руках в положении лёжа на спине, ногами вперёд, назад, лёжа на боку, сидя в положении руки перед грудью с помощью ног.
Уапражнения без предметов: сгибание, разгибание, отведение, приведение, вращение руки вперёд и вверх, вращение вперед и внутрь; круговые движения в лучезапястных, локтевых, плечевых, голеностопных, коленных, тазобедренных суставах; наклоны туловища вперед, назад, в сторону; повороты головы и туловища вперед, назад, в сторону; повороты головы и туловища.
Комплексы утренней гигиенической гимнастики.
Упражнения с предметами: скакалками, гимнастическими палками, набивными мячами, гантелями, резиновым армотизатором, гирями, штангой, и другими отягощениями.
Упражнения на гимнастических снарядах и тренажёрах: на гимнастической стенке, канате, перекладине, кольцах, брусьях, шесте, гимнастической скамейке.
Акробатические упражнения: кувырки вперёд и назад, кувырок назад с выходом в стойку на руках, кувырок-полёт в длину, в высоту, через препятствие ( манекен, стул и т.п.), кувырок из исходного положения основная стойка, одна нога впереди: кувырок через левое (правое) плечо; кувырок скрестив голени; кувырок из стойки на голове и руках, из стойки на руках; перевороты вперёд, боком; подъем разгибом из положения лежа на спине; сальто вперед с разбега.
Метания теннисного мяча, гранаты, набивного мяча вперед из-за головы, из положения руки внизу, от груди, назад, толкание ядра, набивного мяча и других отягощений.
Плаванье на различные дистанции разными способами.
Гребля на народных лодках.
Передвижения на велосипеде по пересеченной местности, по незнакомым лесным тропам и т.д.
Спортивные игры: баскетбол, футбол, волейбол, регби, гандбол.
Подвижные игры и эстафеты с элементами бега, прыжков, кувырков, переползаний, с переноской, расстановкой и собиранием предметов, переноской груза, с применением перечисленных элементов в различных сочетаниях.
Специально подготовительные координационные и развивающие упражнения. Страховка и самоконтроль при падениях: падение вперёд с коленей, из стойки, с прыжка, падение назад с поворотом и приземлением на грудь, падение с прыжка, падения на спину и на блок из положения сидя, из полного приседа, из стойки, из стойки на одной ноге, с прыжка, падение через палку на бок, стоя к ней спиной, лицом; падение на спину кувырком в воздухе (полусальто), падение на бок кувырком вперед, держась за одноименную руку партнера, падение вперед и назад через партнера, стоящего на четвереньках, падение на бок с поворотом в воздухе на 270 из упора лежа.
Упражнения на мосту: в упоре головой в ковер движения вперед-назад, в стороны, кругообразные движения, вставание на мост из положения лежа на спине, кувырком вперед, из стойки с помощью и без помощи партнера, движения в положении на мосту вперед-назад, с поворотом головы, забегание на мосту с помощью и без помощи партнера, перевороты на мосту, движения на мосту с сидящим на груди партнером, с гирей в руках, вставание с моста без партнера и с партнером, проводящим удержание.
Имитационные упражнения с включением элементов приемов и защит без партнера, с манекеном, с партером, подсечки по набивному и теннисному мячу (неподвижному, падающему, отскакивающему от земли ), на тренажёре «Резиновый самбист», с резиновым амортизатором.
Упражнения с манекеном: поднимание , переноска на руках, на плече, на голове, на спине, на бедре, на стопе и т.п., повороты, перетаскивание через себя из положения лежа на стене, перекаты в сторону, в захвате туловища с рукой, приседания, наклоны, бег, броски толчком рук вперед, назад (через голову), в сторону.
Парные упражнения: кувырки вперед и назад, перевороты назад, приседания, вращения, прыжки, наклоны, ходьба и бег с партнером, сидящим на плечах, в захвате на «мельницу», лежащим на руках впереди, на одной ноге, с захватом ног, сидящим на спине; Поднимание партнера из разных исходных положений захватом ног спереди, захватом на «мельницу», обхватом туловища, обхватом туловища сзади, захватом сзади под коленки, под плечи, обратным захватом ног и др., отрыв партнера от ковра в захвате на «крест», переползание с партнером, сидящим на спине, лежащим на спине поперек и продольно.
Подвижные игры с элементами единоборств. Игры в касание, направленные на формирование умение маневрировать, сохранять различные позы и дистанции. Игры на формирование умений осуществлять блокирующие(взаимоисключающие) захваты и освобождаться от них. Игры на формирование умений осуществлять обоюдные одноименные захваты и освобождаться от них. Игры с блокировкой захватов партнера с посредством уходов. Игры на формирование умений теснить, выталкивать партнера и ,противостоять теснению при взаимных одноименных захватах, при блокирующих захватах. Игры с отрывом партнера от ковра и противодействие этому при взаимных одноименных захватах.
Игры на формирование умений быстро находить и осуществлять дебютные атакующие решения из неудобных исходных положений (лежа на спине, на животе, ногами друг к другу и т.п.)
Упражнения на расслабление: из полунаклона туловища вперед –поднимание и опускание плеч с полным расслаблением, свободным покачиванием и встряхиванием рук; из положения руки вверх, в стороны-свободное опускание, покачивание и потряхивание расслабленных рук; из полунаклона туловища в стороны-встряхивание свободно висящей расслабленной руки и кисти, махи свободно висящими руками при поворотах туловища.
Исходное положения: в начале и конце тренировки, соревновательной схватки, формы приветствия в стойке, стоя на коленях.
Стойки: левосторонняя, правосторонняя, фронтальная, высокая, средняя, низкая, атакующая, защитная.
Дистанции: ближняя, дальняя, средняя, вне захвата.
Передвижения: вперед, назад, влево, вправо, шагами, с подставлением ноги.
Повороты: налево-вперед, направо-назад, направо-кругом (с поворотом на 180 градусов)
Подготовка к броскам: выведением из равновесия назад, влево-назад, влево- в сторону, вправо-назад.
Положения борьбы лежа: стойка на одном колене, на четвереньках; высед, лежа на животе, лежа на спине.
Перемещения в борьбе лежа: в стойке на одном колене; выседы вправо, влево в упоре лежа, подтягивание лежа на животе; в упоре лежа отжимание волной: повороты на боку вокруг вертикальной оси, лежа на спине вращение ноги(ног) в коленном суставе, движения на мосту, лежа на спине перевороты сгибанием ног в тазобедренном суставе.
Взаиморасположения борцов при проведения приемов в стойке: атакующий в высокой стойке, атакуемый в высокой, средней, низкой стойках; атакующий в средней стойке, атакуемый в высокой, средней, низкой стойках; атакующий в низкой стойке, атакуемый в высокой, средней, низкой стойках.
Взаиморасположения борцов при проведении приемов в партере: атакуемый на животе-атакующий сбоку, со стороны головы, со стороны ног, верхом; атакуемый на спине-атакующий сбоку, со стороны головы, со стороны ног, верхом; атакуемый на четвереньках-атакующий сбоку, со стороны головы, со стороны ног, верхом.
Организационно-методические указания по проведению занятий и воспитательной работы.
В процессе совершенствования техники и тактики борьбы в стойке и в партере необходимо последовательно решать следующие задачи:
Разучивание приема на месте на несопротивляющемся партнере; разучивание в движении без сопротивления; отработка приема на месте с сопротивлением партнера после начала приема(партнер дает взять захват, не меняет исходное положение); отработка в движении с сопротивлением партнера после начала приема; отработка в учебной схватке с регулированием сопротивления; отработка в учебно-тренировочной схватке с ограничением сопротивления; отработка в учебно-тренировочной схватке с проведением соперником контрприемов; отработка в тренировочной схватке с партнером меньшего веса, меньшей квалификации, более слабым; отработка в тренировочной и соревновательной схватках с равным соперником; отработка в тренировочной схватке с соперником большего веса, высшей квалификации, более сильным.
Большое значение для физического совершенства и повышения мастерства юных борцов имеют самостоятельные занятия, включающие в себя: утреннюю гигиеническую гимнастику, беговую тренировку, плавание, езду на велосипеде, спортивные игры; футбол, волейбол, баскетбол, настольный теннис, подвижные игры на свежем воздухе.
Занятия любым видом спорта, а борьбой в особенности, требуют обеспечения систематического врачебного и педагогического контроля за состоянием здоровья занимающихся, ростом их физической и специальной
подготовленности, эффективностью учебно-тренировочного и воспитательного процесса.
В процессе занятий юные борцы наряду с двигательными навыками должны приобретать теоретические знания, формировать характер, организационные, инструкторские и судейские навыки, необходимые для работы в кружке, в школе, для судейства соревнований по ОФП и борьбе.
У юных спортсменов необходимо воспитывать трудолюбие, чувство товарищества, коллективизма, патриотизма, сознательное и добросовестное отношение к своим обязанностям, дисциплинированность и организованность, уважение к товарищам и к окружающим. Особое внимание следует обратить на воспитание активной жизненной позиции, принципиальности, требовательности.
Необходимыми условиями для успеха воспитательной работы являются: своевременное начало занятий, четкая организация, систематический контроль, требовательное отношение к пропуску занятий, нарушениям дисциплины и выполнению правил поведения и внутреннего распорядка.
Важными воспитывающими факторами являются: личный пример тренера, история борьбы, биографии выдающихся тренеров и спортсменов, достижения борцов нашей страны на международной арене.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
По окончанию курса внеурочной деятельности обучающиеся должны получить результаты
Личностные результаты:
• развитие любознательности и сообразительности;
• развитие целеустремленности, внимательности;
• развитие наглядно-образного мышления и логики;
• повышение мотивации к изучению единоборств;
• способность к самооценке на основе критерия успешности;
• знание и применение основных моральных норм поведения;
• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и детьми.
Метапредметные результаты:
• формирование умений планировать, контролировать и оценивать действия в соответствии с поставленной задачей;
• освоение начальных форм рефлексии;
• формирование умения понимать причины успеха /неуспеха и способности действовать даже в условиях неуспеха;
• овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения;
• формирование умений договариваться, готовность слушать собеседника;
• способность к самооценке на основе критерия успешности;
Предметные результаты:
Задачи, которые необходимо решать, для того чтобы процесс начальной подготовки юных борцов был эффективным:
Сохранить и приумножить любовь детей к спорту, с которой они пришли в борцовскую школу. Убедить их в том, что занятия единоборствами могут развивать все необходимые для будущей жизни качества и способности человека.
Сделать детей патриотами вольной борьбы, клуба или борцовской школы.
Сформировать у детей уважительное отношение к руководству школы, тренерам. Показать им, как много делает руководство школы чтобы дети могли тренироваться и бороться в самых хороших условиях.
Систематически вести воспитательную работу, следить, чтобы борцы учились хорошо в общеобразовательных школах.
Наладить сотрудничество с родителями, для активного привлечения детей занятиям единоборствами..
Научить детей основам техники и тактики борьбы, особенно применение техники своевременно и в нужный момент.
Работать над укреплением здоровья, развитием общей физической подготовленности, и особенно таких важных для борьбы качеств, как координация, быстрота, сила, выносливость, мужество, мышление и быстрота передвижений.
Обучить детей пониманию того, что борьба – это индивидуальный вид спорта, и поэтому он должен надеяться только на себя, научиться подчинять свои интересы и действиям команды в целом, сохранив при этом любые проявления индивидуальности.
Обучить детей пониманию того, что успех в борьбе невозможен без систематических тренировок. Научить их тренироваться, правильно выполнять все упражнения. Выполнение этих условий позволит, во-первых, эффективно учить детей основам техники борьбы, и, во-вторых, добиваться хороших результатов в соревнованиях, проводимых на всех уровнях за счёт умений точно и в нужное время применять приёмы, а не только физической готовности борцов.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Примерный тематический план занятий группы первого года обучения
10-12лет.
№ п/п | Тема | Кол-во часов | |||
аудиторных | внеаудиторных | ||||
1. | Теоретическая подготовка | 14 |
| ||
2. | Общая физическая подготовка |
| 42 | ||
3. | Специальная физическая подготовка |
| 20 | ||
4. | Изучение и совершенствование техники и тактики вольной борьбы |
| 60 | ||
5. | Переводные испытания, контрольные нормативы, сдача норм ГТО |
| 8 | ||
6. | Участие в соревнованиях |
| Согласно календарному плану. | ||
ИТОГО: | 14 | 130 | |||
144 |
Контрольные нормативы по специальной физической подготовке
№ п/п |
Упражнения | Возраст(лет) | ||||
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | ||
«хор.-удовл.» | «хор.-удовл.» | «хор.-удовл.» | «хор.-удовл.» | «хор.-удовл.» | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1. | Бег на 30 м (с) | 5,8-6,0 | 5,6-5,8 | 5,2-5,6 | 4,8-5,2 | 4,2-4,6 |
2. | Бег на 60 м (с) | 9,2-9,4 | 8,8-9,0 | 8,6-8,8 | 8,4-8,6 | 8,2-8,4 |
3. | Бег на 400 м (мин, с) | 1,20-1,15 | 1,10-1,15 | 1,05-1,10 | 1,0-1,05 | 0,55-1,0 |
4. | Бег на 800 м (мин, с) | – | 2,55-3,0 | 2,50-2,55 | 2,40-2,50 | 2,30-2,40 |
5. | Прыжок в длину с места (см) | 150-140 | 170-150 | 180-170 | 195-180 | 220-200 |
6. | Приседание с партнером собственного веса (количество раз) | 5-4 | 7-5 | 10-7 | 13-10 | 15-20 |
7. | Броски набивного мяча (3 кг) из-за головы вперед (м) | 4,5-4,0 | 5,5-5,0 | 7,0-6,0 | 10,0-8,0 | 12,0-10,0 |
8. | Броски набивного мяча (3 кг) назад (м) | 5,0-4,5 | 7,0-5,0 | 9,0-7,0 | 12,0-9,0 | 15,0-12,0 |
9. | Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (количество раз) | 19-9 | 15-10 | 20-15 | 30-20 | 42-35 |
10. | То же, за 20 с (количество раз) | 17-5 | 12-8 | 15-12 | 21-17 | 27-22 |
11. | Подтягивание на перекладине (количество раз) | 6-4 | 7-5 | 8-6 | 13-10 | 16-12 |
12. | То же, за 20 с (количество раз) | 4-3 | 5-4 | 6-5 | 8-6 | 10-7 |
13. | Сгибание туловища из положения лежа на спине (количество раз) | 16-14 | 20-16 | 25-20 | 30-24 | 38-27 |
14. | То же, за 20 с (количество раз) | 13-8 | 14-9 | 15-11 | 17-13 | 20-16 |
15. | Бег «змейкой» 3х10 м (с) | 7,9-8,2 | 7,8-8,2 | 7,7-8,2 | 7,5-8,0 | 7,3-7,8 |
16. | 10 кувырков вперед (с) | 18,0-20,0 | 17,2-19,0 | 16,6-18,0 | 16,0-17,8 | 15,5-17,5 |
Содержание программы
1-й год обучения
Тема 1. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ В РОССИИ
Физические упражнения как одно из эффективных средств физического совершенствования человека. Формы и организация занятий по физической культуре и спорту.
Тема 2. СПОРТИВНАЯ БОРЬБА В РОССИИ
Борьба – старейший самобытный вид физических упражнений. Широкое отображение ее в исторических летописях и памятниках народного эпоса. Виды и характер самобытной борьбы у различных народов нашей республики.
Тема 3. ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ БОРЬБОЙ НА СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ
ОРГАНИЗМА СПОРТСМЕНА
Краткие сведения о строении организма человека. Влияние систематических занятий физической культурой и спортом на укрепление здоровья, развитие физических качеств: силы, быстроты, ловкости, гибкости, выносливости, формирование правильной осанки и гармонического телосложения, повышение умственной и физической работоспособности.
Тема 4. ГИГИЕНА, ЗАКАЛИВАНИЕ, ПИТАНИЕ И РЕЖИМ БОРЦА
Общее понятие о гигиене физической культуры и спорта. Личная гигиена борца: рациональный распорядок дня, уход за телом, избавление от вредных привычек. Гигиенические требования к спортивной одежде и обуви. Гигиенические основы режима труда и отдыха юного спортсмена. Основные элементы режима для их выполнения. Примерная схема режима дня юного борца.
Тема 5. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ И ПРОФИЛАКТИКА
ТРАВМАТИЗМА НА ЗАНЯТИЯХ БОРЬБОЙ
Правила поведения в спортивном зале и на спортивных площадках. Запрещенные действия в борьбе. Техника безопасности при выполнении различных обще-подготовительных и специально-подготовительных упражнений борца. Страховка и помощь. Правила поведения на занятиях и соревнованиях по борьбе и другим видам спорта.
Тема 6. ВРАЧЕБНЫЙ КОНТРОЛЬ, САМОКОНТРОЛЬ, СПОРТИВНЫЙ
МАССАЖ
Самоконтроль в процессе спортом. Дневник самоконтроля. Простейшие способы самоконтроля за показателями физического развития борца.
Тема 7. МОРАЛЬНАЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА БОРЦА
Спортивный характер и его роль в достижении победы над собой и соперником. Умение терпеть как основное проявление воли. Правила поведения в спортивном коллективе.
Тема 8. ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА БОРЦА
Понятия об основных физических качествах человека: силе, выносливости, быстроте, гибкости и ловкости. Роль физических качеств в подготовке борца. 2-й год обучения
Тема 1. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ В РОССИИ
Место и роль физической культуры и спорта в жизни общества. Основные формы физической культуры и спорта: физическое воспитание и физическая подготовка к конкретной деятельности; оздоровительно-восстановительная физическая культура; физическая культура и спорт как форма досуга; спортивная деятельность, направленная на достижение наивысших результатов в выбранном виде спорта.
Тема 2. СПОРТИВНАЯ БОРЬБА В РОССИИ
Зарождение спортивной борьбы в России. Виды спортивной борьбы. Профессиональная борьба и ее лучшие представители.
Тема 3. ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ БОРЬБОЙ НА СТРОЕНИЕ ФУНКЦИЙ ОРГАНИЗМА СПОРТСМЕНА
Определение понятия «физическое развитие». Основные показатели физического развития: рост, вес, окружность грудной клетки, плеча, бедра, голени; кистевая и становая динамометрия; жизненная емкость легких; осанка, состояние костного скелета, мускулатуры, кожи; жироотложения, пропорции тела и др. Влияние занятий борьбой на физическое развитие подростка.
Тема 4. ГИГИЕНА ЗАКАЛИВАНИЯ, ПИТАНИЕ И РЕЖИМ БОРЦА
Гигиенические правила занятий физическими упражнениями. Правила выполнения утренней зарядки, физкультурной паузы, физкультминутки. Гигиенические основы закаливания. Основные правила и средства закаливания. Методика применения основных закаливающих процедур.
Тема 5. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ И ПРОФИЛАКТИКА
ТРАВМАТИЗМА НА ЗАНЯТИЯХ ПО БОРЬБЕ
Общие сведения о травмах и причинах травматизма в борьбе. Причины возникновения спортивных травм на занятиях по борьбе: недостаточная физическая и техническая подготовленность борцов; неудовлетворительное состояние ковра, матов, мест занятий, неправильная раскладка матов, отсутствие или неправильное расположение обкладных матов при расположении ковра вблизи стен, радиаторов отопления, мебели; неряшливость в одежде или отсутствие специальной формы и обуви; тренировка в болезненном состоянии; несоблюдение борцом личной гигиены (длинные ногти, волосы) и др.
Тема 6. ВРАЧЕБНЫЙ КОНТРОЛЬ, САМОКОНТРОЛЬ, СПОРТИВНЫЙ МАССАЖ
Объективные и субъективные показатели самоконтроля. Способы оценки физического состояния на основе измерения пульса. Оценка настроения, сна, аппетита, переносимости физических нагрузок, самочувствия.
Значение врачебного контроля при занятиях спортом.
Тема 7. ОСНОВЫ ТЕХНИКИ И ТАКТИКИ СПОРТИВНОЙ БОРЬБЫ
Понятие о спортивной тактике. Роль тактики в спортивной борьбе. Элементы тактики: маневрирование, смена захватов и направлений передвижения, выведение из равновесия, комбинации технических действий. Простейшие тактические подготовки к проведению приемов.
Тема 8. МОРАЛЬНАЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА БОРЦА
Понятие о волевых качествах спортсмена. Общая характеристика волевых качеств борца: целеустремленности, смелости и решительности, выдержки и самообладания, инициативности и самостоятельности, настойчивости и упорства. Преодоление трудностей как основной метод воспитания волевых качеств.
Тема 9. ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА БОРЦА
Понятие о всестороннем и гармоническом развитии борца. Общая характеристика способов измерения основных физических качеств борца: силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости. Понятие об общей и специальной физической подготовке. Нормативы по общей физической подготовке для борцов 10-12-ти лет.
Тема 10. ПРАВИЛА СОРЕВНОВАНИЙ ПО СПОРТИВНОЙ БОРЬБЕ. ПЛАНИРОВАНИЕ, ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ СОРЕВНОВАНИЙ
Соревнования по борьбе, их цели и задачи. Виды соревнований, характер и способы проведения: личные, лично-командные, командные. Участники соревнований. Возрастные группы. Весовые категории. Допуск участников к соревнованиям. Костюм участника. Взвешивание и жеребьевка участников. Обязанности и права участников соревнований. Поведение борцов в начале и конце схватки. Действия борца в ходе схватки и их оценка. Пассивные и активные действия. Запрещенные приемы и неправильная борьба. Результаты схваток и оценка их классификационными очками.
Тема 11. ОБОРУДОВАНИЕ И ИНВЕНТАРЬ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ БОРЬБОЙ
Оборудование залов для занятий борьбой. Ковер для борьбы, его размеры и эксплуатация. Уход за ковром и покрышкой. Переносной ковер для борьбы. Размещение переносного ковра в зале и подготовка его к занятиям: натягивание покрышки, обкладка матами, коврами, дорожками, разметка.
4.7. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА
И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Главные направления воспитательного процесса:
• государственно-патриотическое (формирует патриотизм, верность Отечеству);
• нравственное (вырабатывает чувство долга, честь, совесть, уважение, доброту);
• профессиональные качества (волевые, физические);
• социально-патриотическое (воспитывает коллективизм, уважение к спортсменам других национальностей);
• социально-правовое (воспитывает законопослушность);
• социально-психологическое (формирует положительный морально-психологический климат в спортивном коллективе).
Основные задачи воспитания:
• мировоззренческая подготовка (понимание целей и задач подготовки к ответственным соревнованиям, ценностного отношения к таким понятиям, как Отечество, честь, совесть);
• приобщение спортсменов к истории, традициям, культурным ценностям Отечества, российского спорта, своего вида спорта, формирование потребности в их приумножении;
• преданность идеалам Отечества (развитие таких качеств личности у спортсменов, как умение самоотверженно вести спортивную борьбу в любых условиях за выполнение поставленной задачи в конкретном соревновании);
• развитие стремления следовать нормам гуманистической морали, культуры межличностных отношений, уважения к товарищам по команде независимо от их национальности и вероисповедания;
• формирование убежденности в необходимости спортивной дисциплины, выполнения требований тренера;
• развитие потребности в здоровом образе жизни, готовности и способности переносить большие физические и психические нагрузки. Социально-психологические особенности спортсменов и тренеров Отличительной чертой спортивного коллектива является относительно большая длительность и непрерывность общения и взаимодействия между собой спортсменов. Это создает тренеру благоприятные возможности для целенаправленного воздействия на морально-психологический климат спортивной группы, способствующий высокому уровню сплоченности и
работоспособности спортсменов на различных этапах подготовки к соревнованиям. Положительная морально-психологическая атмосфера в спортивной группе зависит от социально-психологических особенностей спортсменов и тренеров, отражающихся в их духовном облике.
Эти особенности характеризуются следующими чертами:
• преданность идеалам Отечества, основывающаяся на осознанном понимании целей и задач развития общества, на единстве личных и общественных интересов;
• высокое чувство общественного долга, лежащее в основе культурно-нравственного поведения и всех видов деятельности спортсменов и тренеров;
• мировоззрение как сердцевина духовного облика человека; оно цементирует все качества личности, способствует конкретности его действий;
• постоянное стремление к повышению общеобразовательных и профессиональных знаний, умений и навыков к творчеству;
• высокое чувство долга перед товарищами по команде, перед Родиной, уважение личного достоинства каждого спортсмена, готовность прийти к нему на помощь, непримиримость к несправедливости, забота о соблюдении общественного порядка, тактичность, общительность. Положительной морально-психологической обстановке в спортивной группе содействуют традиции и ритуалы, которые помогают развитию моральной выносливости спортсмена [Сысоев Ю.В., 2001].
Моральная выносливость - способность спортсмена длительное время выдерживать общее духовное напряжение, переносить па протяжении нескольких лет большие физические и психические нагрузки во время тренировочных занятий и в ходе соревнований во имя чести своего коллектива, города, края республики, страны. Пока спортсмен знает, во имя чего тренируется и выступает на соревнованиях, он легко преодолевает препятствия любой степени сложности. Правильно организованная воспитательная и тренировочная деятельность формирует у спортсменов эмоционально-волевую и морально-политическую готовность к участию в соревнованиях различного масштаба.
Эмоционально-волевая готовность - отражает умение спортсмена сохранять чувство собственного достоинства гражданина России, активно и увлеченно бороться до конца в бесконечно изменчивых условиях соревновательной обстановки за успешное выполнение поставленной перед
ним задачи в конкретном соревновании. Морально-политическая готовность - способность спортсмена ориентироваться в фактах, событиях и явлениях современной действительности, давать им правильную политическую оценку и делать верные практические выводы. Умение вести аргументированную пропаганду здорового образа жизни, быть непримиримым к нарушениям морали в общественной жизни. Морально-психологический климат в спортивных коллективах,
содержание и критерии его оценки. Морально-психологический климат спортивного коллектива – это состояние группового сознания, характеризующееся доминирующими в нем взглядами, суждениями, чувствами и стремлениями спортсменов, а также спецификой их отношения к повседневной жизни.
Основными структурными элементами, составляющими морально- психологический климат спортивного коллектива, являются социальный, психологический, профессиональный и бытовой факторы, комплексная оценка которых позволяет определить морально-психологический климат спортивного коллектива как на личностном, так и на социально-групповом уровнях.
Основными показателями социального фактора являются:
политические, социальные, экономические процессы, происходящие в городе, регионе, стране и оказывающие влияния на подготовку спортсменов к соревнованиям;
социальные ценности и нормы, способствующие формированию личности спортсмена;
роль и место спорта в системе общественных и личностных ценностей.Показателями профессионального фактора выступают:
высокий уровень выполнения всех видов заданий при подготовке спортсменов к конкретным соревнованиям;
соответствие всех видов нагрузок (физических, психических) возможностям спортсмена на каждом этапе подготовки к главному соревнованию спортивного сезона;
четкость и организованность при выполнении всех видов планируемых
мероприятий;
состояние спортивной дисциплины. К показателям психологического фактора относятся:
коллективное мнение, выражающее направленность сознания, позиции коллектива по отношению к тренировочному процессу, уверенность в своем будущем, отношение к поведению своих товарищей по команде и т.п.;
коллективное настроение, уровень творческой активности спортсменов к выполнению всех видов задания;
состояние взаимоотношений в коллективе, отражающее степень единства и сплоченности.
Бытовой фактор (условия жизнедеятельности) включает в себя следующие показатели:
систему материально-финансового обеспечения;
географические, климатические и демографические условия.
Динамичная и быстро изменяющаяся обстановка требует разработки оперативного анализа и методики оценки морально-психологического климата в спортивных коллективах, определение уровня сплоченности спортивного коллектива при подготовке к главным стартам спортивного
сезона.
календарно-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема | Теоретическая подготовка | Практическая подготовка |
| |||
1 | Физическая культура и спорт в России | 1 |
|
2 | Спортивная борьба в России | 1 |
|
3 | Влияние занятий борьбой на строение и функции организма спортсмена | 1 |
|
4 | Гигиена, закаливание, питание и режим борца | 1 |
|
5-6 | Техника безопасности и профилактика травматизма на занятиях борьбой | 2 |
|
7-8 | Врачебный контроль, самоконтроль, спортивный массаж | 2 |
|
9-10 | Основы техники и тактики борьбы | 2 |
|
11 | Моральная и специальная психическая подготовка | 1 |
|
12 | Правила соревнований, их организация и проведение | 1 |
|
13 | Оборудование и инвентарь | 1 |
|
14 | Зачет | 1 |
|
| |||
2.1. Общая физическая подготовка (42 часа) | |||
| Бег на 30м. |
| 1 |
| Бег на 60м. |
| 1 |
| Бег на 400м. |
| 1 |
| Бег на 800м. |
| 1 |
| Бег на 1000м. |
| 1 |
| Подтягивание на перекладине |
| 1 |
| Прыжок в длину с места |
| 1 |
| Сгибание и разгибание рук в упоре лежа |
| 1 |
| Поднимание туловища из положения лежа на спине |
| 1 |
| Сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях |
| 1 |
| Лазание по канату с ногами и без ног |
| 1 |
| Перетягивание каната |
| 1 |
| Поднятие гири (толчек, рывок ) |
| 5 |
| Работа с резиновыми жгутами и амортизаторами |
| 4 |
| Развитие силы и выносливости на тренажерах |
| 16 |
| Работа с кистевыми эспандерами |
| 1 |
| Тренировка с набивными мячами(1,2,3,4,5кг.) |
| 2 |
| Тренировка с различными утяжелителями |
| 2 |
2.2 Специальная физическая подготовка (20 часов) | |||
| Приседание с партнером собственного веса |
| 1 |
| Броски набивного мяча из за головы (3кг.) |
| 1 |
| 10 кувырков вперед |
| 1 |
| Растяжка мышц ног ,рук, туловища и шеи |
| 1 |
| Упражнение на гибкость позвоночника и суставов |
| 1 |
| Кувырки вперед, назад в группировке |
| 1 |
| Стойки на руках и на голове |
| 1 |
| Перевороты в стороны «колесо», «рондат» |
| 1 |
| Перевороты назад «Фляг» |
| 1 |
| Сальто вперед и назад |
| 1 |
| Забегание на мосту: 5 – влево; 5 – вправо (с) |
| 1 |
| 5-кратное выполнение упр.: вставание на мост из стойки, уход с моста забеганием в любую сторону и возвращение в и. п. (с) |
| 1 |
| Перевороты на мосту: 10 раз (с) |
| 1 |
| 10 бросков манекена подворотом (с) |
| 6 |
| Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамейке (см) |
| 1 |
2.3. Изучение и совершенствование техники и тактики вольной борьбы (60 часов)37 | |||
| ТЕХНИКА БОРЬБЫ В СТОЙКЕ(переводы в партер) | 7 | |
| Перевод в партер нырком под мышку |
| 1 |
| Перевод в партер с захватом одной руки рывком снизу |
| 1 |
| Перевод рывком захватом шеи сверху и дальнего или бедра |
| 1 |
| Перевод в партер в плотном захвате с «креста» |
| 1 |
| Перевод нырком захватом ног |
| 1 |
| Перевод нырком захватом шеи и туловища сбоку с подножкой |
| 1 |
| Перевод в партер с отхватом одной руки |
| 1 |
| ТЕХНИКА БОРЬБЫ В СТОЙКЕ(сваливание,броски) | 14 | |
| Сваливание сбиванием захватом ноги (ног) |
| 1 |
| Бросок через бедро |
| 1 |
| Бросок через плечо |
| 1 |
| Бросок вертушкой |
| 1 |
| Бросок мельницей |
| 2 |
| «Кочерга» |
| 1 |
| «Суплекс» |
| 1 |
| «Свеча» |
| 1 |
| Скручивание со стойки |
| 1 |
| Бросок с «отхватом» |
| 2 |
| Бросок с « обвивом» |
| 2 |
| ТЕХНИКА БОРЬБЫ В ПАРТЕРЕ | 19 | |
| Переворот скручиванием |
| 1 |
| Переворот забеганием |
| 1 |
| Переворот перекатом |
| 1 |
| Переворот переходом |
| 1 |
| «Рычаг» |
| 1 |
| «Накат» |
| 2 |
| «Ножницы» |
| 2 |
| «Крест» |
| 1 |
| «Обратка» |
| 1 |
| «Промакашка» |
| 1 |
| «Монголка» |
| 2 |
| «Фадзаевский» |
| 2 |
| «Нельсон» |
| 1 |
| «Брауле» |
| 1 |
| КОНТРПРИЕМЫ(применяются на все приемы) | 10 | |
| КОМБИНАЦИИ(связка двух или трех приемов) | 10 | |
2.4. Участие в соревнованиях(соответствий с календарным планом ) | |||
| Участие в первенстве школы |
|
|
| Участие в первенстве города |
|
|
| Участие в окружных соревнованиях |
|
|
| Участие в товарищеских и матчевых встречах |
|
|
| |||
| Сдача контрольных нормативов по общей физической и специальной подготовке |
| 2 |
| Сдача контрольных нормативов по технико-тактической подготовке |
| 2 |
| Сдача норм ГТО |
| 2 |
| Переводные испытания |
| 2 |
ИТОГО: | 144 |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
По окончанию реализации программы дополнительного образования «Вольная борьба» должны быть достигнуты обучающимися личностные, метапредметные и предметные результаты (раздел 5 настоящего положения).
Планируются следующие достижения обучающимися:
- на первом уровне – освоение основ борьбы, приобретение социального опыта (общение с одноклассниками, другими сверстниками, взрослыми);
- на втором уровне – приобретение соревновательного опыта, умений разрешать конфликтные ситуации, формирование лидерских качеств, социальных позиций быть победителем и побежденным;
- на третьем уровне – формирование ценностных ориентиров приобщения к здоровому образу жизни, организации своего и товарищей содержательного нравственно-здорового досуга, выработка потребности в преодоления трудностей, воспитание характера в частности в поединках.
Система отслеживания достижения результатов – системное наблюдение индивидуальных достижений.
Система оценивания – безотметочное обучение с использованием системы словесной мотивации и поощрения.
Подведение итогов реализации образовательной программы – активное участие на занятиях, позитивные результаты в борцовских турнирах в школе, участие в соревнованиях по борьбе на районном и окружном уровне.
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Ресурсное обеспечение программы:
Для реализации курса необходимы:
- учителю спортивный зал 24х12, борцовские маты с ковром, манекен для отработки бросков, часы или секундомер для хронометража, компьютер, проектор, интерактивная доска, лазерная указка, сканер, принтер, ксерокс для подготовки раздаточного материала;
- обучающимся –спортивная форма, специальная обувь.
Список литературы для педагогов
Акопян А.О., Долганов Д.И., Королёв Г.А., Найденов М.И., Супрунов Е.П., Харитонов В.И. Программа. Рукопашный бой. / Примерные программы спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва. – М.Советский спорт, 2004 – 116с.
Гаськов А.В.Планирование и управление тренировочным процессом в спортивных единоборствах (на примере бокса). Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2007.
Иванов В.В. Комплексный контроль в подготовке спортсменов. – М.: Физкультура и спорт, 2010. – 256с.
Зверев С.М. Программы. Для внешкольных учреждений. Спортивные кружки и секции. – М. «Просвещение», 2006 – 430с.
Ким С.Х. Преподавание боевых искусств. – Ростов – на – Дону: Феникс, 2003 – 240с.
Кутасов С.Е., Труфанов А.В., Хорохорина Т.В. Программа по спортивному каратэ для системы дополнительного образования детей. – Ростов – на – Дону, 2005. – 170с.
Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. – М.: «Просвещение», 2011.
Муравьев В.А., Назарова Н.Н. Воспитание физических качеств детей дошкольного и школьного возраста. / Методическое пособие. – М. Айрис пресс, 2004, - 112 с.
Шахов Ш.К. Программирование физической подготовки единоборцев. – Махачкала, 2005.
Шибанов Н.А. Проблемы отбора и ранней ориентации в каратэ // Тезисы докл. XV Всеросс. Научно-практической конференции. - М.: Гос. Комитет РФ по физической культуре и спорту, 2005.
Список литературы для ОБУЧАЮЩИХСЯ и родителей
Накаяма М. Лучшее каратэ. Перевод с английского Коломарова В.И.- М. Научно-издательский центр «Ладомир» «АСТ», 2002.
Ознобишин Н.Н. Искусство рукопашного боя. – М.: Советский спорт, 2001.
Оранский И.В. Восточные единоборства. – М.: Советский спорт, 2008.
Питер Урбан, Каратэ додзё. Традиции и сказания: пер. с англ. – М.:АСТ: Астрель, 2007.
Фомин В.П., Линдер И.Б. Диалог о боевых искусствах Востока. – М. : Молодая гвардия, 2000.
Фунакоши Гичин, Каратэ-до Нюмон./ перевод с английского Константиновой Н. – Ростов –на –Дону, «Феникс», 2003. – 160с.