СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Общеразвивающая программа учебного предмета «Основы театрального грима» для учащихся театрального отделения МОУ ДОД «Майнская ДШИ им. В.Н.Кашперова»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа ращитана для учащихся тетрального отделения.Общеразвевающая программа заключается создании спектакле образа.

Просмотр содержимого документа
«Общеразвивающая программа учебного предмета «Основы театрального грима» для учащихся театрального отделения МОУ ДОД «Майнская ДШИ им. В.Н.Кашперова»»


Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Майнская детская школа искусств им. В.Н.Кашперова»






Общеразвивающая программа учебного предмета

«Основы театрального грима» для учащихся театрального отделения

МОУ ДОД «Майнская ДШИ им. В.Н.Кашперова»




Составитель: Мельникова В.А.

Возраст детей – от 10– до 11лет

Количество часов в год: 33 часа

Срок реализации программы – 2 года






СОГЛАСОВАНО

Методический отдел по учебным

заведениям Культуры и искусства

ГОАУ ДОД «Областная детская

школа искусств»

________________Е.Н.Грехова

«______»______________2013 г.






2013г


Рассмотрено на заседании Методического Совета МОУ ДОД «Майнская ДШИ

им. В.Н.Кашперова»

«____»_________________2013 г.


Утверждаю

Директор МОУ ДОД «Майнская

ДШИ им. В.Н.Кашперова»

_________________ Л.А.Погодина

«______»____________2013г.




Разработчик программы – Мельникова Виктория Анатольевна , преподаватель МОУ ДОД «Майнская ДШИ им. В.Н.Кашперова»

Рецензенты:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________





























1.Пояснительная записка


Обучение в школе искусств по предмету «Основы театрального грима» является одним из важнейших этапов начальной подготовки обучающихся на театральном отделении. От того, насколько правильно заложены первоначальные основы этого предмета, будет зависеть активность участия в театральной жизни воспитанников школ искусств, неважно будет ли это профессиональный коллектив или же самодеятельный.

Данная программа разработана с целью внедрения в практику ДШИ дифференцированного обучения. Далеко не все дети могут успешно справиться с требованиями типовой программы, особенно это относиться к детям младшего школьного возраста, детям, перегруженным в общеобразовательной школе и др. Поэтому данная программа составлена с учетом различных способностей и возрастных категорий учащихся, и дает возможность каждому ребенку приобщиться к театральному искусству.

Вид программы – адаптированная, составлена на основе типовой учебной программы для театральных отделений школ искусств «Грим», автор И.С. Сыромятникова (1988 г.).


Срок реализации учебного предмета


Срок освоения программы «Основы театрального грима составляет 2 года. Реализации данной программы начинается в 3 классе четырёхлетнего срока обучения,

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию учебного предмета «Основы театрального грима»




Срок обучения - 4 года

Наименование учебного предмета


Трудоёмкость в часах

Распределение по годам обучения


1-й класс

2-й класс

3-й класс

4-й класс





33

33

33

33


Основы театрального грима






Аудиторные занятия (в часах)

66

-

-

1

1


Самостоятельная работа (в часах)

66

-

-

1

1

Максимальная учебная нагрузка по предмету

132

-

-

2

2

Форма проведения учебных занятий


Основной формой проведения занятий по учебному предмету «Основы театрального грима» является групповой урок.


Цели и задачи


Целью обучения по предмету «Основы театрального грима» является развитие творческих способностей учащихся, фантазии и импровизации, воспитание общей культуры, овладение навыком гримирования, как средством достижения необходимого альянса между внутренним и внешним миром желаемого образа.

Обучение по предмету «Грим» предполагает решение следующих задач:

  • создать благоприятные условия для развития творческих способностей учащихся и их индивидуальных особенностей;

  • научить пользоваться различными гримировальными средствами, соблюдая гигиену;

  • воспитать усидчивость, внимательность, точность, аккуратность, чувство меры;

  • сформировать осмысленное отношение к гриму, как к одному из ярких средств художественной выразительности.


Методы обучения


Методы и приемы обучения осуществляются с учетом возрастных особенностей учащихся. Занятия проводятся в групповой форме, 1 раз в неделю, с индивидуальным подходом к каждому учащемуся. Возраст обучающихся от 10 до 12 лет.

Для реализации программы необходимо небольшое, хорошо освещенное помещение со столами, оборудованными тройными зеркалами, с дополнительным освещением. Расходные материалы, необходимые для реализации программы:

  • грим различных видов и оттенков;

  • парики, клей, средства для скрепления и завивки волос;

  • косметика различного вида;

  • вазелин, детский крем, ватные и поролоновые тампоны, кисточки разных размеров;




Описание материально-технических условий реализации учебного предмета


Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.


Реализация программы «Основы театрального грима» обеспечивается доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам и фондам фонотеки, аудио- и видеозаписей. Для реализации программы «Основы театрального грима» минимально необходимый перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения включает в себя:

- специально оборудованное помещение (зал) с необходимым оборудованием ( зеркалами, светом и компьютерной техникой);

- библиотеку;

- учебные аудитории для групповых, мелкогрупповых и индивидуальных занятий;

- костюмерную.


Структура дисциплины:

Предмет «Основы театрального грима изучается в течении 2 лет, на основе тематического плана.

Организация учебного процесса строиться на логических связях, предусматривающих непрерывное всестороннее качество работы с материалом.

Основной формой занятий является урок (45 минут). В зависимости от поставленной задачи в содержание входит:

  • повторение пройденного материала, проверка домашнего задания (по необходимости);

  • подготовка к уроку (гигиеническая подготовка лица);

  • теоретический разбор новой темы;

  • практическая работа, основанная на новой теме;

  • совместная оценка проделанной работы;

  • формулировка домашнего задания;

  • уборка (поэтапное, грамотное разгримирование, уборка рабочего стола).


Объем курса и предполагаемое содержание

На предмет «Основы театрального грима» согласно программе и учебно-тематическому плану отводиться 68 академических часа. Весь курс обучения состоит из 5 разделов:

1 класс

1. «Введение»

2. «Техника гримирования»

3. «Грим, как компонент сценического образа»

2 класс

4. «Комбинированные приемы гримирования»

5. «Грим, как жанр»

Такое разделение позволяет постепенно и правильно привить навыки владения учебным материалом.





2. Учебно-тематический план


1 год обучения

Наименование темы

Максимальная нагрузка

Самостоятельная работа

Аудиторные занятие

1.

«Введение»

Из истории грима и косметики

2

1

1

2.

Технические средства грима


2

1

1

3.

Гигиена гримирования


2

1

1

3.

«Техника гримирования»

Анатомические особенности лица

4

2

2

4.

Техника нанесения грима


6

3

3

5.

Грим с дефектами на коже: рубцы, шрамы, ссадины, синяки

4

2

3

6.

Грим веселого и грустного лица


6

3

3

7.

«Грим, как компонент сценического образа»

Времена года: зама весна лето осень

10

5

5

8.

Декоративная роспись лица


10

5

5

9.

Грим образов животных: собака, кошка, лев, леопард, поросенок, бабочка

10

5

5

10.

Грим сказочных персонажей: Баба-Яга, Леший, Кикимора

10

5

5


Итого:

132

33

3 4


2 год обучения

Наименование темы

Максимальная нагрузка

Самостоятельная работа

Аудиторное занятие

1.

«Комбинированные приемы гримирования»:

Национальный грим: негроидная раса, азиатская раса (монгол, китаец, японская классическая маска);

6

3

3

2.

Характерный грим


10

5

5

3.

Возрастной грим


8

4

4

4.

Пейзажи


8

4

4

5.

Грим животных


10

5

5

6.

«Грим и жанр»:

Цирковой грим (клоун)

6

3

3

7.

Новогодний грим

(Дед Мороз, Снегурочка)

4

2

2

8.

Вампир, ведьма


4

2

2

9.

Растительность и ее роль в создании сценического образа.

2

1

1

10.

Маски, полумаски. Их значение, разнообразные варианты их использования для создания сценического образа. Технология изготовления полумасок (папье-маше).

8

4

5


Итого:

132

33

3 4


3. Содержание учебного предмета


1 класс

«Введение»

  1. Из истории грима и косметики.

  • Объяснение термина «грим» (складка, морщинка в переводе со староитальянского).

  • Использование растительных красителей на Востоке (Китай, Япония, Индия).

  • Обрядовые, религиозные празднества.

  • Роль грима в обществе, применение масок, париков, украшений.

  • Символика цвета и условность рисунка в гриме.

  • Театры древней Греции, Рима, Японии.

  • Зависимость грима от сценической площадки и освещения.

  • Перемена грима и масок во время представления.

  • Материалы для изготовления масок (гипс, дерево, полотно). Грим и маски средневековья. Популярность полумасок в итальянском комедийном театре «дель арте».

  • Приукрашенный нарядный грим королевского двора, отсутствие реализма, подражание моде.

  • Развитие грима во времени, на примере скоморохов, а так же в русском профессиональном театре (Реализм).

  • Галерея гримов, созданных оперными певцами. Их глубина, неповторимость.

  • Гармония грима и костюма.

  • Утверждение реалистического грима в художественном театре К.С.Станиславского.

  • Роль художников-гримеров в развитии гримировального искусства.

  • Значение грима в народных театрах, художественных коллективов, театральных студий, школьных кружков художественной самодеятельности.

  • Из истории косметики. Косметические средства, их

  • Общее между гримом и косметикой, их различия. Косметика бытовая, врачебная, гигиеническая.

  • Оборудование косметического кабинета, инструменты, инвентарь, краски. Косметические материалы, их применение, хранение и уход.


  1. Технические средства грима.

  • Специальное оборудование гримировальной комнаты (гримуборной, гримерки).

  • Набор необходимых гримировальных средств и принадлежностей.


  1. Гигиена гримирования

  • последовательность процесса гримирования, а так же разгримирования;

  • условия содержания гримировальной комнаты во время работы;

  • уборка помещения. Чистка и мытье инструментов.


«Техника гримирования»

  1. Анатомические особенности лица

  • Знакомство со строением черепа, кости, впадины, выпуклости (изучить, прощупать индивидуально)

  • Изучение наименований частей лица.

  • Изучение мимики, мест возможного появления морщин;

  • Мышцы лица, их работа

  • Изменение выражения лица при различных эмоциях (злость, радость, печаль, скорбь и т.д.)

  • Освещение лица с различных ракурсов и его светотень.

  • Изменение лица актера при помощи грима.


  1. Техника нанесения грима.

  • Первые пробы консистенции и цветов грима на бумаге, смешивание цветов.

  • Правильная подборка тонов. Цветовая гамма.

  • Нанесение общего тона в соответствии с тоном кожи, растушевка.


  1. Грим с дефектами на коже: рубцы, шрамы, ссадины, синяки.

  • Изучение возможных дефектов лица.

  • Материалы, используемые в работе.

  • Технология нанесения грима на тот или иной дефект: шрам, рубец, ссадина, синяк. Степень заживления. Цвет. Естественность, правдоподобность.


  1. Грим веселого, доброго, злого и грустного лица.

  • Изменение выражения лица при различных эмоциях (злость, радость, печаль, скорбь и т.д.)

  • Условные показатели «веселого, доброго» лица: светлый общий тон, веснушки, приподнятые брови, уголки глаз и губ.

  • Условные показатели «злого, грустного» лица: бледный общий тон, сдвинутые брови, уголки глаз и губ опущены.

  • Составление характеристики персонажа для использования грима «веселого, дорого» и «злого, грустного» лица


«Грим, как компонент сценического образа»

  1. Времена года: зима, весна, лето, осень

  • Разработка основной идеи. Особенности каждого времени года.

  • Подбор цветовой гаммы образа. Разновидности рисунка, росписи.

  • Применение живописного приема. Отсутствие мелкой детализации. Смешивание различных цветов для получения полутонов.


  1. Декоративная роспись

  • Основное понятие «декоративная». Виды росписи: татуаж, боди-арт.

  • Варианты использования декоративной росписи.


  1. Грим образов животных: собака, кошка, лев, леопард, поросенок, бабочка

  • Создание образа на бумаге (эскизы, рисунки). Влияние естественной мимики лица на создание образа.

  • Расстановка акцентов на отдельных частях лица. Подбор и смешивание цветовой гаммы. Имитация натуральных деталей. Блики. Дополнительные средства (блестки, усы, уши, носы и.т.д.)

  • Особенность гримирования для передачи натурального образа или сказочного.


  1. Грим сказочных персонажей: Баба-Яга, Леший, Кикимора.

  • Характеристика образов. Создание образа на бумаге (эскизы, рисунки)

  • Использование грима, играющего как основную, так и дополнительную роль.

  • Решение цветовой гаммы.

  • Вспомогательные материалы: наклейки, гуммоз, парики, головные уборы, уши, бороды ит.д.

  • Роль костюма в разных образах.


2 класс


«Комбинированные приемы гримирования»

  1. Национальный грим

  • Расы, расовые признаки.

  • Негроидная раса. Этнические черты. Характеристика деталей лица: приплюснутый нос, мясистые губы. Цвет кожи (тёмно-лиловый, коричневый, чёрно-зелёный, фиолетово-коричневый).

  • Подбор цветовой гаммы и смешивание цветов грима для необходимого оттенка кожи. Увеличение носа, губ. Блики. Использование тёмной пудры, серег, колец, париков.

  • Монголоидная раса (монгол, китаец). Этнические черты. Детали лица. Формы глаз, носа, губ. Цвет кожи. Скулы. Различие и сходство между негоидной и монголоидной расой.

  • Последовательность гримирования. Побор общего тона. Увеличение скул, крыльев носа. Изменение формы глаз, носа, губ. Блики. Фиксация пудрой. Применение усов, парика, костюма, как дополнение к образу.

  • Из истории древнего японского театра. Японская классическая маска.

  • Подбор общего тона. Маскировка бровей и губ. Изменение формы глаз, бровей и губ. Ограниченность цветовой гаммы (красный, черный, белый). Сложность и неповторимость японских причесок с использованием различных шпилек, цветов, украшений.


  1. Характерный грим

  • Особенности характерного грима. Взаимосвязь между характером и внешностью человека. Разнообразие характерных форм лица.

  • Характерный грим отрицательного образа. Изменение формы лица. Подбор цветовой гаммы. Изменение форм носа, глаз, бровей, подбородка, скул, губ. Блики. Подбор пудры.


  1. Возрастной грим

  • Особенности возрастного грима. Изучение возрастных изменений лица на примере иллюстративного материала. Выявление места расположения возможных складок, морщин на лице учащихся.

  • Подбор общего тона. Утрирование впадин и выпуклостей. Выделение морщин, блики. Подбор оттенков пудры. Использование париков, укладок, головных уборов. Создание эффекта седых волос.


  1. Пейзажи

  • Разновидности пейзажей. Максимальное использование основных частей лица. Изучение возможностей оживления картинки за счет мимики. Подбор цветовой гаммы. Смешивание цветов с добавлением декоративной косметики. Фиксация пудрой. Варианты укладки волос, как дополнение к образу. Спектр применения данного грима.


  1. Грим животных

  • Изучение иллюстративного материала (строение черепа, морды животного, цветовая гамма). Подбор цветовой гаммы. Смешивание цветов. Расстановка акцентов на отдельных частях лица. Изменение форм глаз, носа, губ. Блики. Фиксация пудрой.


«Грим и жанр»

  1. Цирковой грим (клоун)

  • Особенности циркового грима. Зависимость грима от жанра представления. Яркость, красочность, буффонада в гриме клоунов. Фантастичность, приукрашенность в гриме исполнителей номеров.

  • Просмотр видеоматериала работы клоунов на профессиональной арене. Эскизы на бумаге. Пробы грима с учетом характера клоуна (печального, веселого). Подбор общего тона. Маскировка губ и бровей. Гримирование в соответствии с эскизом, фиксация пудрой. Использование париков, головных уборов, носов, костюмов.


  1. Новогодний грим (Дед Мороз, Снегурочка)

  • Подбор цветовой гаммы (холодные тона) и умеренное ее использование. Плавные цветовые переходы. Применение декоративной косметики, блесток. Имитация седины. Разновидности головных уборов, бород, усов и их применение.


  1. Вампир, ведьма

  • Различия фантастического и сказочного грима. Просмотр видеоматериала с разновидностями грима этих персонажей. Отличительные особенности и разновидность грима персонажей. Подбор цветовой палитры. Возможное изменение всех частей лица. Использование дополнительных материалов: наклеек, гуммоза, головных уборов, париков, различных причесок.


  1. Растительность и ее роль в создании сценического образа.

  • Растительность (брови, усы, парики, щетины, бакенбарды, ресницы т.д.). Многообразие форм и цвета растительности.

  • Роль растительности в создании сценического образа.

  • Подбор цветовой гаммы грима в соответствии с цветом растительности.

  • Технология прикрепления растительности.


  1. Маски

  • История возникновения маски. Маски народов мира: древнего Китая, индейских племен, японская, русская, итальянская и др. Традиции с использованием масок.

  • Выражение маски, как основной элемент передачи характера образа. Маски, полумаски. Виды, формы. Разновидности материала.

  • Технология изготовления масок.


4.Требования к уровню подготовки


По окончании 1 года обучения учащиеся должны:

  • знать основную терминологию по предмету;

  • правильно пользоваться техническими средствами и гримировальными принадлежностями.

  • уметь самостоятельно наносить грим, соблюдая все этапы технологии нанесения.

  • самостоятельно воплощать разнообразные идеи в предлагаемые образы.

По окончании второго года обучения учащиеся должны:

  • уметь грамотно организовать свою работу во времени;

  • уметь правильно подобрать необходимую цветовую гамму;

  • соединяя цвета, уметь добиваться нужного оттенка, полутона, тона;

  • знать различные способы владения карандашом, кистью и т.п. для четкого нанесения линий, штрихов, контуров, бликов;

  • уметь самостоятельно наносить грим, соблюдая все этапы технологии нанесения;

  • уметь самостоятельно находить соответствие создаваемого внешнего образа внутреннему миру персонажа.


5.Формы и методы контроля, система оценок

1.Аттестация:цели,виды,форма,содержание

В процессе освоения обучающимися предмета «Основы театрального грима» преподаватель осуществляет оперативное управление учебным процессом, контролируя качество полученных знаний, умений и навыков в соответствии с определенными критериями и показателями, а также обеспечивает обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции аттестационных мероприятий.

Вид контроля и учета успеваемости: текущий контроль и промежуточная аттестация.

Текущий контроль знаний и умений осуществляется в рамках урока в целях оперативного контроля за качеством освоения программы.

Промежуточная аттестация является основной формой контроля учебной работы обучающихся и проводится с целью определения:

- качества реализации образовательного процесса;

- качества теоретической и практической подготовки по учебному предмету;

- уровня умений и навыков, сформированных у обучающегося на определённом этапе обучения.

Промежуточная аттестация проходит в виде зачётов или творческого показа. Формами отчетности по учебному предмету « Основы театрального грима» могут быть концертные номера, творческие отчеты учащихся с обязательным анализом исполнения.

Все виды контроля проводятся в соответствии с графиком.

Выступления учащихся оцениваются характеристикой, в которой отражаются достигнутые успехи и имеющиеся недостатки, а также оценкой по пятибалльной системе, которая выставляется коллегиально.

Итоговая аттестация выпускников не проводится.


Критерии оценки

Качество подготовки обучающихся оценивается по пятибалльной шкале: 5 (отлично), 4 (хорошо), 3 (удовлетворительно), 2 (неудовлетворительно).

Критерии оценки качества подготовки обучающегося по предмету «Основы театрального грима»:

5 (отлично) - ученик полностью сосредоточен и внимателен, четко реагирует на замечания, исправляя их, добиваясь выполнения поставленной задачи.

4 (хорошо) - ученик отвлекается, не достаточно собран и внимателен, в результате чего видны неточности в выполнении поставленной задачи;

3 (удовлетворительно) - ученик часто отвлекается и допускает множество ошибок

2 (удовлетворительно) - ученик, не может адекватно оценить и исправить свои ошибки, не смотря на

замечания педагога;


  1. Методические рекомендации


С первых занятий педагог должен воспитывать в учащихся чувство меры в работе с гримом, аккуратность, усидчивость и умение организовать свою работу в определенных временных рамках.

Занятия необходимо проводить с привлечением наглядных пособий, иллюстративного материала, слайдов.

Теоретические занятия должны быть неразрывно связаны с практическими, и являться их логическим продолжением. Важно с первых уроков приучать учащихся использовать теоретические знания в работе. Для поддержания интереса к предмету, особенно важно на начальном этапе уравновешивать по времени изучения теоретическую и практическую часть занятия.

При разборе новых тем педагогу необходимо использовать наглядный иллюстративный и видеоматериал, а так же руководствоваться принципом постепенности и последовательности обучения. Педагогу следует поощрять и тактично направлять любые проявления творческой инициативы учащихся, попытки импровизации, нахождение новых идей в выполнении задуманного грима. От этого во многом будет зависеть успеваемость учащихся.




Использованная литература

  1. Артеменкова Т. Технология разработки образовательных программ. – Новосибирск, 1999

  2. Верхолов Ф.В. Грим. – М., 1964

  3. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. – М., 1981

  4. Раугул Р.Д. «Грим» Пособие для театральных техникумов, ВУЗов, студий - М., 1935

  5. Сыромятникова И.С. Грим. Программа для театральных отделений школ искусств – М., 1988

  6. Сыромятникова И.С. История прически. – М., 1983





Рекомендуемая и методическая литература

  1. Энциклопедия рисования/ изд. «Росмен» – Тверь, 1999

  2. Детские праздники. Театральный грим/ изд. «Росмен» – Тверь, 1998

  3. Раугул Р.Д.«Книга о театральном гриме»/ изд.

  4. Сыромятникова И. «Искусство грима и прически» - М., 2000

  5. Школьников С. «Грим» - Минск, 1969

  6. Работа над техникой Грима –В А Сараева –М, 2000



13