Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №13» г. Балаково Саратовской области
Рассмотрено на заседании ШМО __________________ протокол № _______ от «____»____________20_____г. | Согласовано Заместитель директора по УВР ________ /__________________/ «____» ____________20_____г. | Утверждаю Директор МАОУ СОШ № 13» _________ Л.И. Чекмарева приказ №_______ от «____»____________20_____г. |
Школьная рабочая программа по физической культуре для 2, 5, 6, 7, 10, 11 классов
2015-2016г.
Оглавление
Пояснительная записка
Общая характеристика учебного предмета
Место учебного предмета в учебном плане
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Содержание тем учебного курса
Требования к уровню подготовки учащихся
Ожидаемые результаты УУД (ФГОС НОО)
Ожидаемые результаты формирования УУД (ФГОС ООО)
Перечень учебно-методического обеспечения
Список литературы
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу физической культуры во 2, 5, 6, 7, 10, 11 классах разработана и составлена на основе следующих нормативных документов:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО 1 – 4 классы);
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО 5 – 8 классы);
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта(ФК ГОС 9 – 11 классы);
- ООП ООО МАОУ СОШ № 13;
- учебный план МАОУ СОШ №13 на 2015-2016 уч.г.;
- школьная рабочая программа.
Программа составлена в соответствии с расписанием уроков МАОУ СОШ №13 на 2015-2016 учебный год.
Целью школьного физического образования является формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.
Реализация цели учебной программы соотносится с решением следующих образовательных задач:
укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению;
формирование умений саморегуляции средствами физической культуры;
овладение школой движений;
развитие координационных и кондиционных способностей;
формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие физических способностей;
выработка представлений об основных видах спорта, снарядах и инвентаре, о соблюдении правил техники безопасности во время занятий;
формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни;
приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определённым видам двигательной активности и выявления предрасположенности к тем или иным видам спорта;
воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений, содействие развитию психических процессов в ходе двигательной деятельности.
Методы и приёмы обучения:
В процессе обучения применяются методы физического воспитания:
словесный метод (объяснение, указания, команда, убеждение);
наглядный метод (демонстрация, показ, наглядные пособия, и т.д.);
метод разучивания нового материала (в целом и по частям);
методы развития двигательных качеств (метод слитного упражнения с нагрузкой умеренной и переменной интенсивности, метод круговой тренировки, игровой метод, соревновательный метод, непредельных усилий, строго регламентированного упражнения, повторный метод, вариативный метод.)
Формы обучения:
Урок изучения нового материала, урок совершенствования знаний, умений и навыков, комбинированный урок, корригирующий урок, комплексный урок, контрольный урок, урок-беседа, урок-соревнование, урок устного контроля знаний.
Место учебного курса в учебном плане ОУ
На изучение курса физической культуры отводится 3 часа в неделю, 105 часов в год.
Данная программа адаптирована к условиям школьного процесса и соответствует материальной базе. В программе произведено перераспределение часов:
из-за отсутствия лыжного комплекта, для прохождения раздела «Лыжная подготовка» часы распределены на прохождение материала из раздела «Кроссовая подготовка» и «Спортивные игры».
2 класс - 105 ч.
5 класс - 105 ч.
6 класс - 105 ч.
7 класс -105 ч.
10 класс - 105 ч.
11 класс - 105 ч.
Ожидаемый результат:
Данная программа создавалась с учётом того, что система физического воспитания, объединяющая урочные, внеурочные формы занятий физическими упражнениями и спортом, должна создавать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития не только физических, но и духовных способностей ребёнка, его самоопределения.
Главная цель развития отечественной системы школьного образования определяется как формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры.
Целью школьного физического воспитания является формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Распределение учебного времени прохождения программного материала по физической культуре (2 класс)
№ п/п | Вид программного материала | Количество часов (уроков) |
| | Класс |
| | | II | | |
1 | Базовая часть | | 78 | | |
1.1 | Основы знаний о физической культуре | В процессе урока |
1.2 | Легкоатлетические упражнения | | 21 (11; 10) | | |
1.3 | Кроссовая подготовка | | 21 (14; 7) | | |
1.4 | Гимнастика с элементами акробатики | | 18 | | |
1.5 | Подвижные игры | | 18 | | |
2 | Вариативная часть | | 27 | | |
2.1 | Подвижные игры с элементами баскетбола | | 27 (24; 3) | | |
| Итого | | 105 | | |
Распределение учебного времени прохождения программного материала по физической культуре (5-7 классы)
№ п/п | Вид программного материала | Количество часов (уроков) |
| | Класс |
| | V | VI | VII | | |
1 | Базовая часть | 78 | 78 | 78 | | |
1.1 | Основы знаний о физической культуре | В процессе урока |
1.2 | Легкая атлетика | 21(11; 10) | 21(11; 10) | 21(11; 10) | | |
1.3 | Кроссовая подготовка | 18 (9; 9) | 18 (9; 9) | 18 (9; 9) | | |
1.4 | Гимнастика с элементами акробатики | 18 | 18 | 18 | | |
1.5 | Спортивные игры (волейбол) | 21 (18, 3) | 21 (18, 3) | 21 (18, 3) | | |
2 | Вариативная часть | 27 | 27 | 27 | | |
2.1 | Баскетбол | 27 | 27 | 27 | | |
| Итого | 105 | 105 | 105 | | |
Распределение учебного времени прохождения программного материала по физической культуре (10-11 классы)
№ п/п | Вид программного материала | Количество часов (уроков) |
| Класс |
| | | | Х(д.) | XI (л.) |
1 | Базовая часть | | | 63 | 63 |
1.1 | Основы знаний о физической культуре | В процессе урока |
1.2 | Легкая атлетика | | | 24 (12; 12) | 24 (12; 12) |
1.3 | Спортивные игры (волейбол) | | | 26 (8; 4; 9; 5;3) | 26 (8; 4; 9; 5;3) |
1.4 | Гимнастика с элементами акробатики | | | 10 | 10 |
2 | Вариативная часть | | | 42 | 42 |
2.1 | Баскетбол | | | 27 (7; 7; 6; 7) | 27 (7; 7; 6; 7) |
2.2 | Кроссовая подготовка | | | 15 | 15 |
| Итого | | | 105 | 105 |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДАННОЙ ПРОГРАММЕ.
10-11 класс.
Объяснять:
роль и значение физической культуры в развитии общества и человека, цели и принципы современного олимпийского движения, его роль и значение в современном мире, влияние на развитие массовой физической культуры и спорта высших достижений;
роль и значение физической культурой в укреплении здоровья человека, профилактики вредных привычек, ведение здорового образа жизни.
Характеризовать:
индивидуальные особенности физического и психологического развития и их связь с регулярными занятиями физическими упражнениями;
особенности функционирования основных органов и структур организма во время занятий физическими упражнениями, особенности планирования индивидуальных занятий физическими упражнениями, различной направленности и контроля их эффективности;
особенности организации и проведения индивидуальных занятий физическими упражнениями общей профессионально – прикладной и оздоровительно – корригирующей направленности;
особенности обучения и самообучения двигательным действиям, особенности развития физических способностей на занятиях физической культурой;
особенности форм урочных и внеурочных занятий физическими упражнениями, основы их структуры, содержания и направленности;
особенности содержания и направленности различных систем физических упражнений, их оздоровительную и развивающую эффективность.
Соблюдать правила:
Личной гигиены и закаливания организма;
Организации и проведения самостоятельных и самодеятельных форм занятий физическими упражнениями и спортом;
Культуры поведения и взаимодействия во время коллективных занятий и соревнований;
Профилактики травматизма и оказание первой помощи при травмах и ушибах;
Экипировки и использования спортивного инвентаря на занятиях физической культурой.
Проводить:
Самостоятельные и самодеятельные занятия физическими упражнениями с общей профессионально-прикладной и оздоровительно-корригирующей направленностью;
Контроль за индивидуальным физическим развитием и физической подготовленностью, физической работоспособностью, осанкой;
Приёмы страховки и самостраховки во время занятий физическими упражнениями, приёмы оказания первой помощи при травмах и ушибах;
Приёмы массажа и самомассажа;
Занятие физической культурой и спортивные соревнования с участием младших классов;
Судейство соревнований по одному видов спорта.
Составлять:
Определять:
Уровни индивидуального физического развития и двигательной подготовленности;
Эффективность занятий физическими упражнениями, функциональные состояние организма и физическую работоспособность;
Дозировку физической нагрузки и направленность воздействий физических упражнений.
Демонстрировать:
Физические способности | Физические упражнения | Юноши | Девушки |
Скоростные | Бег 30м. Бег 100м. | 5,0с. 14,3с. | 5,4с. 17,5с. |
Силовые | Подтягивание из виса на высокой перекладине Подтягивание в висе лёжа на низкой перекладине, раз Прыжок в длину с места, см. | 10раз - 215см. | - 14раз 170см. |
Выносливость | Кроссовый бег на 3км. Кроссовый бег на 2км. | 13мин.50с. - | - 10мин.00с. |
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для
— проведения самостоятельных занятий по коррекции осанки и телосложения, развитию физических качеств, совершенствованию техники движений
— включения занятий физической культурой и спортом в активный отдых и досуг.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ФОРМИРОВАНИЯ УУД.
2 класс
Личностные результаты
• формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
• формирование уважительного отношения к культуре других народов;
• развитие мотивов учебной деятельности и личностный смысл учения, принятие и освоение социальной роли обучающего;
• развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
• развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
• формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты
• овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
• формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
• определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих;
• готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
• овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты
• формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психического), о её позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учёбы и социализации;
• овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);
• формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателями развития основных физических качеств (силы, быстроты,
выносливости, координации, гибкости).
5 – 7 класс
Личностные результаты
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
знание истории физической культуры своего народа, своего края как части наследия народов России и человечества;
усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
Метапредметные результаты
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности.
Предметные результаты
понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья;
овладение системой знаний о физическом совершенствовании человека, освоение умений отбирать физические упражнения и регулировать физические нагрузки для самостоятельных систематических занятий с различной функциональной направленностью (оздоровительной, тренировочной, коррекционной, рекреативной и лечебной) с учётом индивидуальных возможностей и особенностей организма, планировать содержание этих занятий, включать их в режим учебного дня и учебной недели;
приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий физической культурой с соблюдением правил техники безопасности и профилактики травматизма; освоение умения оказывать первую помощь при лёгких травмах;
обогащение опыта совместной деятельности в организации и проведении занятий физической культурой, форм активного отдыха и досуга;
расширение опыта организации и мониторинга физического развития и физической подготовленности;
формирование умения вести наблюдение за динамикой развития своих основных физических качеств;
оценивать текущее состояние организма и определять тренирующее воздействие на него занятий физической культурой посредством использования стандартных физических нагрузок и функциональных проб, определять индивидуальные режимы физической нагрузки, контролировать направленность её воздействия на организм во время самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной целевой ориентацией;
формирование умений выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений, учитывающих индивидуальные способности и особенности, состояние здоровья и режим учебной деятельности;
овладение основами технических действий, приёмами и физическими упражнениями из базовых видов спорта, умением использовать их в разнообразных формах игровой и соревновательной деятельности;
расширение двигательного опыта за счёт упражнений, ориентированных на развитие основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ:
Федеральный государственный образовательный стандарт, начального общего образования (ФГОС НОО).
Федеральный государственный образовательный стандарт, основного общего образования (ФГОС ООО)
Примерная программа и авторская программа «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1- 11 классов» В.И. Ляха, А.А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2012).
Матвеев, А. П, Физическая культура. 1-4 классы. Рабочие программы. Предметная линия учебников А. П. Матвеева : пособие для учителей общеобразовательных учреждений / А. П. Матвеев. - М.: Просвещение, 2011.
М.Я. Виленский, Физическая культура. 5 – 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / М.Я. Виленский, Т.Ю. Торочкова, И.М. Туревский; под общей редакцией М.Я. Виленского. – М.: Просвещение, 2012.
В.И. Лях, Физическая культура 8 – 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / В.И. Лях, А.А. Зданевич; под общ.ред. В.И. Ляха. – М.: Просвещение, 2012.
В.И. Лях, А.А. Зданевич, Физическая культура 10 – 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /под общ.ред. В.И. Ляха. М.: Просвещение, 2012.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
«Оценка качества по физической культуре подготовки выпускников основной школы», авторы А.П. Матвеев и Т.В. Петрова Мин. обр. РФ «Дрофа, 2001 г.»
«Оценка качества по физической культуре подготовки средней (полной) школы», авторы А.П. Матвеев и Т.В. Петрова Мин. обр. РФ «Дрофа, 2001 г.»
«Методика физического воспитания 10-11 классы», 2005, автор А,А, Зданевич, В.И. Лях. Методики по видам спорта (список прилагается).
Матвеев, А. 77. Физическая культура. 2 класс: учеб, для обшеобразоват. учреждений / А. П. Матвеев. - 4-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 111 с.: ил. (Академический школьный учебник).
Б.И. Мишин; «Настольная книга учителя физкультуры»; издательство «АСТ-Астрель» 2003 год.
Дидактический материал для учителей физической культуры 11класс /Авт.- состав. В.А. Шиширин Саратов: 2003г.
Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. – М.: АРКТИ, 2005г. Смирнов Н.К.
Спортивные игры на уроках физической культуры. Книга для учителя. – Ростов – н/д: Феникс, 2001г. Авт.- состав: Найминова Э.
Физическая культура подготовка к экзамену. /Авт.- состав. В.А. Шиширин 2003 г.
Физкультура 9класс. Организация и проведения олимпиад. Автор – составитель А.Н. Комнов Волгоград: Учитель, 2011г.
Физкультура для учащихся 1-11класс специальных медицинских групп.