СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обществознание, 10 (базовый) класс. Участие граждан в политической жизни.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация по обществознанию "Участие граждан в политической жизни" предназначена для учителей и учащихся 10 класса (УМК Л.Н. Боголюбова) базовый уровень. Является синтезом нескольких источников, что позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета "Обществознание. 10 класс, базовый уровень" раскрыть рассматриваемую тему. Отображает не только содержательную, научную, но эмоциональную стороны рассматриваемых вопросов, легко преломляется в опорный конспект. Вариант презентации позволяет, как учителю так учащимся работать в разных режимах.

Просмотр содержимого документа
«Обществознание, 10 (базовый) класс. Участие граждан в политической жизни.»

Урок № 53-54 Обществознание, 10 Участие граждан в политической жизни Д.З.: § 24, ?? (с.271), задания (с.271-272). Повторить § 20-23, понятия  ©  ред. А.И. Колмаков

Урок № 53-54

Обществознание, 10

Участие граждан в политической жизни

Д.З.: § 24, ?? (с.271), задания (с.271-272).

Повторить § 20-23, понятия

© ред. А.И. Колмаков

Цели урока содействовать формированию представления учащихся о  политических демократических ценностях: демократическом политическом процессе, демократической политической культуре; развивать гражданское сознание и самосознание учащихся, их правовую культуру; воспитывать уважение к мнению другого человека, взаимопонимание. способствовать расширению политического кругозора, умения ориентироваться в политической ситуации современной России;

Цели урока

  • содействовать формированию представления учащихся о  политических демократических ценностях: демократическом политическом процессе, демократической политической культуре;
  • развивать гражданское сознание и самосознание учащихся, их правовую культуру;
  • воспитывать уважение к мнению другого человека, взаимопонимание.
  • способствовать расширению политического кругозора, умения ориентироваться в политической ситуации современной России;
Знать и уметь Знать: что представляет собой политическая система; типологии политических партий и их сущность. Уметь определять сходства и различия мажоритарной и пропорциональных политических систем.

Знать и уметь

  • Знать:
  • что представляет собой политическая система;
  • типологии политических
  • партий и их сущность.
  • Уметь определять сходства и различия мажоритарной и пропорциональных политических систем.
Понятия, термины выборы; демократические выборы; электорат; мажоритарная, пропорциональная, смешанная система выборов; политический процесс; политическое участие; политическая культура

Понятия, термины

  • выборы;
  • демократические выборы;
  • электорат; мажоритарная, пропорциональная, смешанная система выборов;
  • политический процесс;
  • политическое участие;
  • политическая культура
Изучение нового материала Участие граждан в политической жизни. Политический процесс. Политическое участие. Политическая культура.

Изучение нового материала

  • Участие граждан в политической жизни.
  • Политический процесс.
  • Политическое участие.
  • Политическая культура.
Актуализация проблемы  Может ли рядовой гражданин повлиять на политический процесс?  Почему нужна культура демократии?  Каковы пути политического самосовершенствования личности?

Актуализация проблемы

  • Может ли рядовой гражданин повлиять на политический процесс?
  • Почему нужна культура демократии?
  • Каковы пути политического самосовершенствования личности?
Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» Статья 3  Гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.  Участие гражданина Российской Федерации в выборах является добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах…

Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» Статья 3

Гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Участие гражданина Российской Федерации в выборах является добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах…

Участие граждан в политической жизни Политический процесс – это цепь политических событий и состояний, которые изменяются в результате взаимодействия субъектов политики

Участие граждан в политической жизни

  • Политический процесс – это цепь политических событий и состояний, которые изменяются в результате взаимодействия субъектов политики
Классификация политических процессов По масштабам  – внутриполитические и внешнеполитические. По значимости  – базовые и частные. По публичности  – открытый и скрытый. По характеру  – консервативный и реформаторский.   Стадии политического процесса: представление интересов властным структурам; принятие решений; реализация решений

Классификация политических процессов

  • По масштабам – внутриполитические и внешнеполитические.
  • По значимости – базовые и частные.
  • По публичности – открытый и скрытый.
  • По характеру – консервативный и реформаторский.

Стадии политического процесса:

  • представление интересов властным структурам;
  • принятие решений;
  • реализация решений
Структура политического процесса Политический процесс  – политическая деятельность, её можно структурировать: объект и субъект.  Объект  – политическая проблема (совершенствование избирательной системы).  Субъект – участник процесса ( государство, власть, организации  политические партии, граждане, избиратели.  Инициаторы  (те, кто заявляет проблему)  Исполнители (те, кто способен обеспечить ее решение) Исполнители выбирают средства, методы и ресурсы

Структура политического процесса

Политический процесс – политическая деятельность, её можно структурировать: объект и субъект.

Объект – политическая проблема

(совершенствование избирательной системы).

Субъект участник процесса ( государство, власть, организации политические партии, граждане, избиратели.

Инициаторы (те, кто заявляет проблему)

Исполнители (те, кто способен обеспечить ее решение)

Исполнители выбирают средства, методы и ресурсы

Результат политического процесса зависит от: Внутренних факторов: - согласованность всех элементов процесса; - компетентность властей; - адекватность средств и методов.  Внешних факторов: экономический кризис; стихийное бедствие; международная обстановка.

Результат политического процесса зависит от:

  • Внутренних факторов:

- согласованность всех элементов процесса;

- компетентность властей;

- адекватность средств и методов.

  • Внешних факторов:
  • экономический кризис;
  • стихийное бедствие;
  • международная обстановка.
Политическое участие  - это действия гражданина с целью повлиять на принятие и реализацию государственных решений.  Эти действия ограничены и регулируются правовыми нормами

Политическое участие

- это действия гражданина с целью повлиять на принятие и реализацию государственных решений.

Эти действия ограничены и регулируются правовыми нормами

Основные типы политического участия Опосредованное (представительное) – выполнение функций депутата, президента. Политическая активность может быть: индивидуальной, групповой, массовой. Непосредственное (прямое) – участие в выборах (голосование), референдумах, обращение к должностным лицам, работа на выборных должностях.

Основные типы политического участия

Опосредованное (представительное) – выполнение функций депутата, президента.

Политическая активность может быть: индивидуальной, групповой, массовой.

Непосредственное (прямое) – участие в выборах (голосование), референдумах, обращение к должностным лицам, работа на выборных должностях.

Политическое участие постоянное; периодическое; разовое; абсентеизм- уклонение от участия в политике. Политическое действие может быть:  НАПРАВЛЕННОСТЬ  -рациональным; -иррациональным;  -экстремистским  (терроризм) сделать что-то  не допустить чего-либо.

Политическое участие

  • постоянное;
  • периодическое;
  • разовое;
  • абсентеизм- уклонение от участия в политике.
  • Политическое действие может быть:

НАПРАВЛЕННОСТЬ

-рациональным;

-иррациональным;

-экстремистским

(терроризм)

  • сделать что-то
  • не допустить чего-либо.
Практические выводы:

Практические выводы:

Контрольные вопросы

Контрольные вопросы

практикум р.ф.рендум  всенародное голосование согласие на основе поиска компромисса  к.нсенсус   п.рламент  высший законодательный орган, в котором депутаты представляют интересы избравших их граждан

практикум

р.ф.рендум

всенародное голосование

согласие на основе поиска компромисса

к.нсенсус

п.рламент

высший законодательный орган, в котором депутаты представляют интересы избравших их граждан

практикум принцип устройства и функционирования политической системы, предполагающий многообразие и свободную конкуренцию в борьбе за власть политических идей, взглядов, программ, политических партий, существование легальной политической оппозиции  пл.р.лизм  д.мократия  власть народа  уклонение избирателей от участия в голосовании   политический абс.нтеизм

практикум

принцип устройства и функционирования политической системы, предполагающий многообразие и свободную конкуренцию в борьбе за власть политических идей, взглядов, программ, политических партий, существование легальной политической оппозиции

пл.р.лизм

д.мократия

власть народа

уклонение избирателей от участия в голосовании

политический абс.нтеизм

практикум тип избирательной системы , при которой происходит голосование по партийным спискам Пропорциональная система одна из главных форм выражения воли народа и его участия в политическом процессе и одновременно способ формирования представительных органов (парламента, местного самоуправления)  выб.ры  государственная власть, в которой существенная роль принадлежит народному представительству – парламенту; политический институт, существующий в парламентских республиках и конституционных монархиях   п.рлам.нтаризм

практикум

тип избирательной системы , при которой происходит голосование по партийным спискам

Пропорциональная система

одна из главных форм выражения воли народа и его участия в политическом процессе и одновременно способ формирования представительных органов (парламента, местного самоуправления)

выб.ры

  • государственная власть, в которой существенная роль принадлежит народному представительству – парламенту;
  • политический институт, существующий в парламентских республиках и конституционных монархиях

п.рлам.нтаризм

практикум А. Плюрализм 1. Всенародное голосование. Б. Выборы 2. Одна из главных форм выражения воли народа и его участия в политическом процессе и одновременно способ формирования представительных органов (парламента, местного самоуправления). В. Демократия 3. Принцип устройства и функционирования политической системы, предполагающий многообразие и свободную конкуренцию в борьбе за власть политических идей, взглядов, программ, политических партий, существование легальной политической оппозиции. Г. Референдум 4. Власть народа. Приведите в соответствие понятия и определения. Ответ запишите в таблицу А Б В Г

практикум

А. Плюрализм

1. Всенародное голосование.

Б. Выборы

2. Одна из главных форм выражения воли народа и его участия в политическом процессе и одновременно способ формирования представительных органов (парламента, местного самоуправления).

В. Демократия

3. Принцип устройства и функционирования политической системы, предполагающий многообразие и свободную конкуренцию в борьбе за власть политических идей, взглядов, программ, политических партий, существование легальной политической оппозиции.

Г. Референдум

4. Власть народа.

Приведите в соответствие понятия и определения.

Ответ запишите в таблицу

А

Б

В

Г

практикум А. Суверенитет 1. политический институт, существующий в парламентских республиках и конституционных монархиях; Б. Абсентеизм 2. согласие на основе поиска компромисса В. Парламентаризм 3. Выражение юридической и фактической принадлежности всей власти народу. Г. Консенсус 4. уклонение избирателей от участия в голосовании. Приведите в соответствие понятия и определения. Ответ запишите в таблицу. А Б В Г

практикум

А. Суверенитет

1. политический институт, существующий в парламентских республиках и конституционных монархиях;

Б. Абсентеизм

2. согласие на основе поиска компромисса

В. Парламентаризм

3. Выражение юридической и фактической принадлежности всей власти народу.

Г. Консенсус

4. уклонение избирателей от участия в голосовании.

Приведите в соответствие понятия и определения.

Ответ запишите в таблицу.

А

Б

В

Г

практикум Задание 1. Австралия. Выборы в парламент осуществляются по избирательным округам. Победителем считается кандидат, набравший 50%+1 голос. К какому типу относится избирательная система Австралии. Ответ поясните.  Задание 2.  Конгрессмены США избираются по одномандатным округам, насчитывающим равное число жителей. Какой тип избирательной системы иллюстрирует приведенный факт.

практикум

Задание 1.

Австралия. Выборы в парламент осуществляются по избирательным округам. Победителем считается кандидат, набравший 50%+1 голос. К какому типу относится избирательная система Австралии. Ответ поясните.

Задание 2.

Конгрессмены США избираются по одномандатным округам, насчитывающим равное число жителей. Какой тип избирательной системы иллюстрирует приведенный факт.

практикум Задание 3.  В одной из демократических стран выборы в высший представительный орган осуществляются по единому избирательному округу за списки кандидатов от политических партий. После очередных выборов обнаружилось, что первая партия получила 60% голосов избирателей, вторая – 30%, в третья – 10 %. К какому типу относится избирательная система данной страны. Ответ поясните. Сколько мест получит каждая партия в парламенте, если в его составе 120 чел.

практикум

Задание 3.

В одной из демократических стран выборы в высший представительный орган осуществляются по единому избирательному округу за списки кандидатов от политических партий. После очередных выборов обнаружилось, что первая партия получила 60% голосов избирателей, вторая – 30%, в третья – 10 %. К какому типу относится избирательная система данной страны. Ответ поясните. Сколько мест получит каждая партия в парламенте, если в его составе 120 чел.

практикум Выберите в приведенном списке требования, являющиеся обязательными  для избирательной системы в демократическом обществе,  и обведите цифры, под которыми они указаны.  I ) наличие возрастного ценза; 2) наличие образовательного ценза; 3) тайная подача голосов; 4) информированность граждан о программах кандидатов; 5) допущение привилегий при распределении голосов.

практикум

  • Выберите в приведенном списке требования, являющиеся обязательными для избирательной системы в демократическом обществе, и обведите цифры, под которыми они указаны.

I ) наличие возрастного ценза;

2) наличие образовательного ценза;

3) тайная подача голосов;

4) информированность граждан о программах кандидатов;

5) допущение привилегий при распределении голосов.

практикум 2. Выберите в приведенном списке требования, являющиеся обязательными для избирательной системы в демократическом обществе, и обведите цифры, под которыми они указаны.  имущественный ценз;  безальтернативность выборов;  ценз гражданства;  открытое голосование с информацией о кандидате;  равенство голосов граждан.

практикум

2. Выберите в приведенном списке требования, являющиеся обязательными для избирательной системы в демократическом обществе, и обведите цифры, под которыми они указаны.

  • имущественный ценз;
  • безальтернативность выборов;
  • ценз гражданства;
  • открытое голосование с информацией о кандидате;
  • равенство голосов граждан.
практикум Ситуация № 1. Председатель участковой избирательной комиссии: Здравствуйте, уважаемые наблюдатели. Проходите, занимайте места. А мы уже все приготовили к приходу избирателей. Чтобы не тратить ваше время, мы даже опечатали урны для голосования. Чтобы не создавать очередей, мы разрешаем заходить в кабинки для голосования всей семье. Ведь они родственники, что им скрывать друг от друга.   Ситуация № 2. Из разговора с членом избирательной комиссии: - Приходит человек на выборы, а дома у него старики. Трудно им прийти, а проголосовать хотят. Вот и поручили сыну за них это сделать. Как не пойти человеку навстречу. Разрешаем. А эти наблюдатели, везде они хотят поучаствовать. Ничего, обойдемся и без них. 8 часов вечера и до свидания – сами справимся – и бюллетени подсчитаем и итоги подведем. А они узнают результаты в районной избирательной комиссии.

практикум

Ситуация № 1.

Председатель участковой избирательной комиссии:

  • Здравствуйте, уважаемые наблюдатели. Проходите, занимайте места. А мы уже все приготовили к приходу избирателей. Чтобы не тратить ваше время, мы даже опечатали урны для голосования. Чтобы не создавать очередей, мы разрешаем заходить в кабинки для голосования всей семье. Ведь они родственники, что им скрывать друг от друга.

Ситуация № 2.

Из разговора с членом избирательной комиссии:

- Приходит человек на выборы, а дома у него старики. Трудно им прийти, а проголосовать хотят. Вот и поручили сыну за них это сделать. Как не пойти человеку навстречу. Разрешаем. А эти наблюдатели, везде они хотят поучаствовать. Ничего, обойдемся и без них. 8 часов вечера и до свидания – сами справимся – и бюллетени подсчитаем и итоги подведем. А они узнают результаты в районной избирательной комиссии.

практикум Ситуация № 3. Из беседы с наблюдателем. Подхожу к выездной группе, спрашиваю: “Сколько бюллетеней берете с собой?”. А они в ответ: “Не считаем, взяли пачку, вдруг к кому-нибудь еще заедем”. Подсчет голосов делали так, как будто мы – пустое место. Бюллетени не предъявляли, за кого проголосовали – ничего не известно. Попросил предъявить протокол голосования – отказали.  Ситуация № 4. Из разговора с избирателем. - Пришел на выборы рано, еще и наблюдателей не было. А члены комиссии что-то пишут и пачками бюллетени в урну бросают. А одна из девушек меня в кабинку завела, да и посоветовала мне за кого проголосовать. Ну а я не против – наверное, он - хороший человек.

практикум

Ситуация № 3.

Из беседы с наблюдателем.

  • Подхожу к выездной группе, спрашиваю: “Сколько бюллетеней берете с собой?”. А они в ответ: “Не считаем, взяли пачку, вдруг к кому-нибудь еще заедем”. Подсчет голосов делали так, как будто мы – пустое место. Бюллетени не предъявляли, за кого проголосовали – ничего не известно. Попросил предъявить протокол голосования – отказали.

Ситуация № 4.

Из разговора с избирателем.

- Пришел на выборы рано, еще и наблюдателей не было. А члены комиссии что-то пишут и пачками бюллетени в урну бросают. А одна из девушек меня в кабинку завела, да и посоветовала мне за кого проголосовать. Ну а я не против – наверное, он - хороший человек.

Рефлексия Оцените свою работу на уроке, закончите предложения: Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я научился… Я смог… Меня удивило… Мне захотелось…

Рефлексия

Оцените свою работу на уроке, закончите предложения:

  • Сегодня я узнал…
  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Я научился…
  • Я смог…
  • Меня удивило…
  • Мне захотелось…


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!