Урок № 53-54
Обществознание, 10
Участие граждан в политической жизни
Д.З.: § 24, ?? (с.271), задания (с.271-272).
Повторить § 20-23, понятия
© ред. А.И. Колмаков
Цели урока
- содействовать формированию представления учащихся о политических демократических ценностях: демократическом политическом процессе, демократической политической культуре;
- развивать гражданское сознание и самосознание учащихся, их правовую культуру;
- воспитывать уважение к мнению другого человека, взаимопонимание.
- способствовать расширению политического кругозора, умения ориентироваться в политической ситуации современной России;
Знать и уметь
- что представляет собой политическая система;
- типологии политических
- партий и их сущность.
- Уметь определять сходства и различия мажоритарной и пропорциональных политических систем.
Понятия, термины
- выборы;
- демократические выборы;
- электорат; мажоритарная, пропорциональная, смешанная система выборов;
- политический процесс;
- политическое участие;
- политическая культура
Изучение нового материала
- Участие граждан в политической жизни.
- Политический процесс.
- Политическое участие.
- Политическая культура.
Актуализация проблемы
- Может ли рядовой гражданин повлиять на политический процесс?
- Почему нужна культура демократии?
- Каковы пути политического самосовершенствования личности?
Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» Статья 3
Гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Участие гражданина Российской Федерации в выборах является добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах…
Участие граждан в политической жизни
- Политический процесс – это цепь политических событий и состояний, которые изменяются в результате взаимодействия субъектов политики
Классификация политических процессов
- По масштабам – внутриполитические и внешнеполитические.
- По значимости – базовые и частные.
- По публичности – открытый и скрытый.
- По характеру – консервативный и реформаторский.
Стадии политического процесса:
- представление интересов властным структурам;
- принятие решений;
- реализация решений
Структура политического процесса
Политический процесс – политическая деятельность, её можно структурировать: объект и субъект.
Объект – политическая проблема
(совершенствование избирательной системы).
Субъект – участник процесса ( государство, власть, организации политические партии, граждане, избиратели.
Инициаторы (те, кто заявляет проблему)
Исполнители (те, кто способен обеспечить ее решение)
Исполнители выбирают средства, методы и ресурсы
Результат политического процесса зависит от:
- согласованность всех элементов процесса;
- компетентность властей;
- адекватность средств и методов.
- экономический кризис;
- стихийное бедствие;
- международная обстановка.
Политическое участие
- это действия гражданина с целью повлиять на принятие и реализацию государственных решений.
Эти действия ограничены и регулируются правовыми нормами
Основные типы политического участия
Опосредованное (представительное) – выполнение функций депутата, президента.
Политическая активность может быть: индивидуальной, групповой, массовой.
Непосредственное (прямое) – участие в выборах (голосование), референдумах, обращение к должностным лицам, работа на выборных должностях.
Политическое участие
- постоянное;
- периодическое;
- разовое;
- абсентеизм- уклонение от участия в политике.
- Политическое действие может быть:
НАПРАВЛЕННОСТЬ
-рациональным;
-иррациональным;
-экстремистским
(терроризм)
- сделать что-то
- не допустить чего-либо.
Практические выводы:
Контрольные вопросы
практикум
р.ф.рендум
всенародное голосование
согласие на основе поиска компромисса
к.нсенсус
п.рламент
высший законодательный орган, в котором депутаты представляют интересы избравших их граждан
практикум
принцип устройства и функционирования политической системы, предполагающий многообразие и свободную конкуренцию в борьбе за власть политических идей, взглядов, программ, политических партий, существование легальной политической оппозиции
пл.р.лизм
д.мократия
власть народа
уклонение избирателей от участия в голосовании
политический абс.нтеизм
практикум
тип избирательной системы , при которой происходит голосование по партийным спискам
Пропорциональная система
одна из главных форм выражения воли народа и его участия в политическом процессе и одновременно способ формирования представительных органов (парламента, местного самоуправления)
выб.ры
- государственная власть, в которой существенная роль принадлежит народному представительству – парламенту;
- политический институт, существующий в парламентских республиках и конституционных монархиях
п.рлам.нтаризм
практикум
А. Плюрализм
1. Всенародное голосование.
Б. Выборы
2. Одна из главных форм выражения воли народа и его участия в политическом процессе и одновременно способ формирования представительных органов (парламента, местного самоуправления).
В. Демократия
3. Принцип устройства и функционирования политической системы, предполагающий многообразие и свободную конкуренцию в борьбе за власть политических идей, взглядов, программ, политических партий, существование легальной политической оппозиции.
Г. Референдум
4. Власть народа.
Приведите в соответствие понятия и определения.
Ответ запишите в таблицу
А
Б
В
Г
практикум
А. Суверенитет
1. политический институт, существующий в парламентских республиках и конституционных монархиях;
Б. Абсентеизм
2. согласие на основе поиска компромисса
В. Парламентаризм
3. Выражение юридической и фактической принадлежности всей власти народу.
Г. Консенсус
4. уклонение избирателей от участия в голосовании.
Приведите в соответствие понятия и определения.
Ответ запишите в таблицу.
А
Б
В
Г
практикум
Задание 1.
Австралия. Выборы в парламент осуществляются по избирательным округам. Победителем считается кандидат, набравший 50%+1 голос. К какому типу относится избирательная система Австралии. Ответ поясните.
Задание 2.
Конгрессмены США избираются по одномандатным округам, насчитывающим равное число жителей. Какой тип избирательной системы иллюстрирует приведенный факт.
практикум
Задание 3.
В одной из демократических стран выборы в высший представительный орган осуществляются по единому избирательному округу за списки кандидатов от политических партий. После очередных выборов обнаружилось, что первая партия получила 60% голосов избирателей, вторая – 30%, в третья – 10 %. К какому типу относится избирательная система данной страны. Ответ поясните. Сколько мест получит каждая партия в парламенте, если в его составе 120 чел.
практикум
- Выберите в приведенном списке требования, являющиеся обязательными для избирательной системы в демократическом обществе, и обведите цифры, под которыми они указаны.
I ) наличие возрастного ценза;
2) наличие образовательного ценза;
3) тайная подача голосов;
4) информированность граждан о программах кандидатов;
5) допущение привилегий при распределении голосов.
практикум
2. Выберите в приведенном списке требования, являющиеся обязательными для избирательной системы в демократическом обществе, и обведите цифры, под которыми они указаны.
- имущественный ценз;
- безальтернативность выборов;
- ценз гражданства;
- открытое голосование с информацией о кандидате;
- равенство голосов граждан.
практикум
Ситуация № 1.
Председатель участковой избирательной комиссии:
- Здравствуйте, уважаемые наблюдатели. Проходите, занимайте места. А мы уже все приготовили к приходу избирателей. Чтобы не тратить ваше время, мы даже опечатали урны для голосования. Чтобы не создавать очередей, мы разрешаем заходить в кабинки для голосования всей семье. Ведь они родственники, что им скрывать друг от друга.
Ситуация № 2.
Из разговора с членом избирательной комиссии:
- Приходит человек на выборы, а дома у него старики. Трудно им прийти, а проголосовать хотят. Вот и поручили сыну за них это сделать. Как не пойти человеку навстречу. Разрешаем. А эти наблюдатели, везде они хотят поучаствовать. Ничего, обойдемся и без них. 8 часов вечера и до свидания – сами справимся – и бюллетени подсчитаем и итоги подведем. А они узнают результаты в районной избирательной комиссии.
практикум
Ситуация № 3.
Из беседы с наблюдателем.
- Подхожу к выездной группе, спрашиваю: “Сколько бюллетеней берете с собой?”. А они в ответ: “Не считаем, взяли пачку, вдруг к кому-нибудь еще заедем”. Подсчет голосов делали так, как будто мы – пустое место. Бюллетени не предъявляли, за кого проголосовали – ничего не известно. Попросил предъявить протокол голосования – отказали.
Ситуация № 4.
Из разговора с избирателем.
- Пришел на выборы рано, еще и наблюдателей не было. А члены комиссии что-то пишут и пачками бюллетени в урну бросают. А одна из девушек меня в кабинку завела, да и посоветовала мне за кого проголосовать. Ну а я не против – наверное, он - хороший человек.
Рефлексия
Оцените свою работу на уроке, закончите предложения:
- Сегодня я узнал…
- Было интересно…
- Было трудно…
- Я научился…
- Я смог…
- Меня удивило…
- Мне захотелось…