Урок 36-37
Обществознание, профильный уровень
/ Проблема общественного прогресса /
Д.З: § 15, ?? (с.154), задания (с.154-156)
© А.И. Колмаков
- способствовать формированию понимания прогресса и регресс в развитии общества;
- развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания;
- осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике;
- способствовать выработке научной позиции учащихся.
Универсальные учебные действия
- Знать: особенности общественного прогресса, анализировать его критерии, показать многообразие и неравномерность процессов общественного развития. Противоречивость прогресса.
- Уметь: осуществлять комплексный поиск, систематизацию информации по теме, делать выводы, решать познавательные и проблемные задания.
- общественный прогресс;
- регресс;
- критерии прогресса ;
- многовариантность общественного развития;
- историческая альтернатива;
- критерий прогресса
Изучение нового материала
- Прогресс и регресс.
- Противоречивость прогресса.
- Критерии прогресса.
- Многообразие путей и форм общественного развития.
- Многообразие и неравномерность процессов общественного развития.
Вспомните. Какой смысл наука вкладывает в понятие «общество»? Чем отличается линейно-стадиальный подход к пониманию общества от локально-цивилизационного?
«Прогресс» (лат.) - «движение от низшего к высшему»
- Общественный прогресс понимается как развитие человечества в направлении к лучшему, более совершенному состоянию.
- Причинами общественного прогресса являются потребности, в ходе реализации которых люди изменяют условия существования и самих себя.
- Для регресс а характерны: движение от высшего к низшему, процесс деградации, возврат к изжившим себя формам и структурам.
ПРОГРЕСС И РЕГРЕСС
X. Ортега-и-Гассет писал об идее прогресса: «Поскольку люди позволили этой идее затмить им рассудок, они выпустили из рук поводья истории, утеряли бдительность и сноровку, и жизнь выскользнула из их рук, перестала им покоряться».
Пути общественного развития
ПРОГРЕСС
революция
эволюция
Эволюция:
- Это одна из форм движения, развития в природе и обществе, основанная на непрерывном, постепенном качественном изменении.
- Характерными чертами эволюции выступают: постепенность, непрерывность, естественная обоснованность изменений, функциональная целостность процессов изменения, органический характер процессов развития.
Революция
- Это одна из форм движения, развития в природе и обществе, основанная на коренном, резком скачкообразном переходе от одного качественного состояния к другому.
- Основными чертами революции выступают: быстрота изменений, неорганический, сопровождающийся ломкой, характер процессов развития.
Плакат времён Великой октябрьской
Социалистической революции
Реформы
– это субъективный процесс, направленный на качественное изменение, преобразование, переустройство экономической, политической, социальной и духовной сфер общества.
Основные противоречия прогресса:
- Прогресс человечества выглядит не как восходящая прямая, а как изломанная линия, в которой отражаются подъёмы и спады , периоды позитивных сдвигов и попятные движения .
- Отдельные изменения, одновременно происходящие в обществе, могут быть разнонаправленными: прогресс в одной области может сопровождаться регрессом в другой .
- Прогрессивные сдвиги в той или иной области зачастую имели, наряду с положительными , также и отрицательные последствия для общества.
- Ускоренный прогресс нередко оплачивался слишком высокой ценой , когда в жертву прогрессу приносились целые поколения людей .
Процесс исторического развития общества противоречив: в нём можно обнаружить как прогрессивные изменения, так и регрессивные. " width="640"
ПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ ПРОГРЕССА
= Процесс исторического развития общества противоречив: в нём можно обнаружить как прогрессивные изменения, так и регрессивные.
КРИТЕРИИ ПРОГРЕССА
УНИВЕРСАЛЬНЫМ КРИТЕРИЕМ
СОЦИАЛЬНОГО ПРОГРЕССА ЯВЛЯЕТСЯ ГУМАНИЗМ.
А. Кондорсе (критерий прогресса - развитие разума).
А. Сен-Симон (общество должно принять такую форму организации, которая привела бы к осуществлению нравственного принципа: все люди должны относиться друг к другу как братья).
Ф.В.Шеллинг (критерием в установлении исторического прогресса человеческого рода может служить только постепенное приближение к правовому устройству).
Г. Гегель (критерий прогресса- сознание свободы).
Критерии прогресса. Философы
Критерии общественного прогресса.
- До XVII – XVIII вв. - рост науки и разума.
- И. Кант - замена деспотизма природы диктатом разума.
- Философы XIX в. - нравственность в тех или иных ее формах.
- К Маркс - свобода человека, самым важным показателем которой выступает уровень развития производительных сил.
- Современная обществоведческая мысль - качество жизни.
МНОГООБРАЗИЕ ПУТЕЙ И ФОРМ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ
Исторический опыт свидетельствует о том, что в определенных условиях возможны различные варианты решения назревших проблем, возможен выбор способов, форм, путей дальнейшего развития, т. е. историческая альтернатива.
МНОГООБРАЗИЕ ПУТЕЙ И ФОРМ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ
Исторический процесс, в котором проявляются общие тенденции — единство многообразного общественного развития, создает возможность выбора, от которого зависит своеобразие путей и форм дальнейшего движения данной страны.
Это говорит об исторической ответственности тех, кто делает этот выбор
Проверь себя
1) Что означает слово «прогресс»?
2) Чем объяснить разнообразие взглядов на прогресс?
3) В чём заключается противоречивость общественного прогресса?
4) Какие критерии прогресса выдвигались в прошлом? В чём состоит их ограниченность?
5) Какой критерий прогресса можно признать универсальным? В чём его преимущества?
6) Почему пути и формы общественного развития многообразны?
7) В чём смысл выражения «единство многообразного общественного развития»?
рефлексия
- Что узнали?
- Каким способом?
- Чему научились?
- Какие испытывали трудности?
- Интересно ли было на уроке?
- Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень: 10 класс. - М.: ВАКО, 2008.
- Баранов П .А . Обществознапие: полный справочник для подготовки к ЕГЭ / П .А . Баранов, А.В . Воронцов, С. В. Шевченко; под ред. П .А . Баранова . - М . : АСТ : Астрель, 2009.