СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обществознание, 10, профильный класс. Знание и сознание

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация по обществознанию "Знание и сознание" предназначена для учителей и учащихся 10 профильного /социально-гуманитарное направление/ класса (УМК Л.Н. Боголюбова). Является синтезом нескольких источников, что позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета "Обществознание" раскрыть рассматриваемую тему. Отображает не только содержательную, научную, но эмоциональную стороны рассматриваемых вопросов, легко преломляется в опорный конспект. Вариант презентации позволяет, как учителю так учащимся работать в разных режимах.

Просмотр содержимого документа
«Обществознание, 10, профильный класс. Знание и сознание»

Обществознание, профильный уровень Урок 65-66 ЗНАНИЕ И СОЗНАНИЕ «Человек — самая ничтожная былинка в природе, но былинка мыслящая».     Блез Паскаль Д.З: § 26, ?? (с.277), задания (с.277-278)  © ред. А.И. Колмаков

Обществознание, профильный уровень

Урок 65-66

ЗНАНИЕ И СОЗНАНИЕ

«Человек — самая ничтожная былинка

в природе, но былинка мыслящая».

Блез Паскаль

Д.З: § 26, ?? (с.277),

задания (с.277-278)

© ред. А.И. Колмаков

 содействовать пониманию соотношения знания и сознания;  продолжить знакомство с особенностями познавательной деятельности; осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических); способствовать выработке гражданской позиции учащихся.
  • содействовать пониманию соотношения знания и сознания;
  • продолжить знакомство с особенностями познавательной деятельности;
  • осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических);
  • способствовать выработке гражданской позиции учащихся.
Универсальные учебные действия Знать: сущность категории «сознание» и «знание», характеризовать и анализировать общественное и индивидуальное сознание, теоретическое и обыденное. Уметь: осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы

Универсальные учебные действия

  • Знать: сущность категории «сознание» и «знание», характеризовать и анализировать общественное и индивидуальное сознание, теоретическое и обыденное.
  • Уметь: осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы
 сознание;  общественное сознание;  индивидуальное сознание;  обыденное сознание;  общественное (массовое) сознание;  индивидуальное сознание;  идеология;  общественная психология;  массовое сознание;  общественное мнение ; .
  • сознание;
  • общественное сознание;
  • индивидуальное сознание;
  • обыденное сознание;
  • общественное (массовое) сознание;
  • индивидуальное сознание;
  • идеология;
  • общественная психология;
  • массовое сознание;
  • общественное мнение ; .
Изучение нового материала Что такое сознание. Общественное и индивидуальное сознание. Теоретическое и обыденное сознание. Вспомните. Что такое мышление? Что такое знание? Каковы особенности социального познания?

Изучение нового материала

  • Что такое сознание.
  • Общественное и индивидуальное сознание.
  • Теоретическое и обыденное сознание.

Вспомните. Что такое мышление? Что такое знание? Каковы особенности социального познания?

Что такое сознание? Знать, ведать, разуметь — значит обладать информацией (совокупностью сведений) о тех или иных областях реальности. Понимание сущности сознания находится в прямой зависимости от решения вопроса о взаимоотношении духа и природы, материи и сознания. Первична идея Первична материя Платон, философы христианства К.Маркс, Ф.Энгельс, В. Ленин Сознание — это и предварительное мысленное построение образа самой деятельности и получаемого в ходе ее определенного результата.

Что такое сознание?

Знать, ведать, разуметь — значит обладать информацией (совокупностью сведений) о тех или иных областях реальности.

Понимание сущности сознания находится в прямой зависимости от решения вопроса о взаимоотношении духа и природы, материи и сознания.

Первична идея

Первична материя

Платон,

философы

христианства

К.Маркс, Ф.Энгельс, В. Ленин

Сознание — это и предварительное мысленное построение образа самой деятельности и получаемого в ходе ее определенного результата.

Платон, философы христианства К.Маркс, Ф.Энгельс, В. Ленин

Платон, философы

христианства

К.Маркс, Ф.Энгельс, В. Ленин

Предпосылки возникновения сознания понимание сознания как совокупности идей — индивидуальных или коллективных (Г. Гегель, К. Маркс) теория о двух источниках знания : ощущениях, связанных с внешним миром, и рефлексии как наблюдения ума за собственной деятельностью    (Дж. Локк)

Предпосылки возникновения сознания

понимание сознания как совокупности идей — индивидуальных или коллективных (Г. Гегель, К. Маркс)

теория о двух источниках знания : ощущениях, связанных с внешним миром, и рефлексии как наблюдения ума за собственной деятельностью

(Дж. Локк)

Свойства сознания компоненты сознания — образы действительности и образы воображения, слова, эмоции, волевые импульсы и др. — формируют целостную картину в зависимости от того, вокруг чего комбинируются эти компоненты. Сознание совсем не подобно зеркалу или водной глади, в которой отражается окружающая действительность. Эта действительность довольно причудливо преломляется, комбинируется из отдельных фрагментов. избирательность сознания на индивидуальном уровне, и на уровне общественном.

Свойства сознания

компоненты сознания — образы действительности и образы воображения, слова, эмоции, волевые импульсы и др. — формируют целостную картину в зависимости от того, вокруг чего комбинируются эти компоненты.

Сознание совсем не подобно зеркалу или водной глади, в которой отражается окружающая действительность. Эта действительность довольно причудливо преломляется, комбинируется из отдельных фрагментов.

избирательность сознания на индивидуальном уровне, и на уровне общественном.

Структура сознания Сознание - это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, состоящая в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтроле поведения человека.

Структура

сознания

Сознание - это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, состоящая в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтроле поведения человека.

Функции сознания Отражательная:  Оценочная:  Сознание организует познавательные процессы (восприятие, представление, мышление), а также организует память. Сознание принимает участие в формировании части эмоций и большинства чувств. Человек на уровне сознания оценивает большинство событий и самого себя. Креативная:  Времяобразующая: Творчество невозможно без сознания. Многие произвольные виды воображения организуются на сознательном уровне: изобретательство, художественное творчество. Сознание отвечает за формирование целостной временной картины мира, в которой есть память о прошлом, осознание настоящего и представление о будущем. Рефлексивная : Преобразующая:  Одно из значений слова «рефлексия» — это способность сознания человека сосредоточиться на самом себе. Человек сознательно определяет большинство своих целей и намечает путь к их достижению, преобразуя окружающий мир.

Функции сознания

Отражательная:

Оценочная:

Сознание организует познавательные процессы (восприятие, представление, мышление), а также организует память.

Сознание принимает участие в формировании части эмоций и большинства чувств. Человек на уровне сознания оценивает большинство событий и самого себя.

Креативная:

Времяобразующая:

Творчество невозможно без сознания. Многие произвольные виды воображения организуются на сознательном уровне: изобретательство, художественное творчество.

Сознание отвечает за формирование целостной временной картины мира, в которой есть память о прошлом, осознание настоящего и представление о будущем.

Рефлексивная :

Преобразующая:

Одно из значений слова «рефлексия» — это способность сознания человека сосредоточиться на самом себе.

Человек сознательно определяет большинство своих целей и намечает путь к их достижению, преобразуя окружающий мир.

Свойства сознания

Свойство

Описание свойства

Активность

Сознание связано с деятельностью, с активным воздействием на окружающий мир.

Избирательный характер

Сознание направлено не на весь мир в целом, а только на определенные его объекты (чаще всего связанные с какими-то нереализованными потребностями).

Обобщенность и отвлеченность

Сознание оперирует не реальными предметами и явлениями окружающего мира, а обобщенными и абстрактными понятиями, лишенными части атрибутов конкретных объектов действительности.

Целостность

Сознание психически здорового человека, как правило, обладает целостностью. В рамках данного свойства возможны внутренние конфликты ценностей или интересов. При некоторых видах психических заболеваний целостность сознания нарушается (шизофрения)

Константность

Относительная устойчивость, неизменчивость и преемственность сознания, определяемые памятью. Константность сознания обусловливается свойствами личности.

Динамичность

Его изменяемость и способность к непрерывному развитию, обусловливаемая кратковременными и быстро сменяющимися психическими процессами, которые могут закрепляться в состоянии и в новых свойствах личности.

Искаженность

Сознание всегда отражает действительность в искаженном виде (часть информации теряется, а другая часть искажена индивидуальными особенностями восприятия и установками личности).

Индивидуальный характер

Сознание каждого человека отличается от сознания других людей. Это связано с рядом факторов: генетическими отличиями, условиями воспитания, жизненным опытом, социальным окружением и пр.

Способность к рефлексии

Сознание обладает способностью к самонаблюдению и самооценке, а также может представлять себе, как его оценивают другие люди. Другими словами - взаимодействие.

Форма сознания Сущность и основные черты 1.Индивидуальное 2.Общественное 3.Теоретическое 4.Обыденное В ходе рассмотрения (изучения) материала заполните таблицу!

Форма сознания

Сущность и основные черты

1.Индивидуальное

2.Общественное

3.Теоретическое

4.Обыденное

В ходе рассмотрения (изучения) материала заполните таблицу!

Сознание  Общественное Индивидуальное представляет собой совокупность идей, теорий, взглядов, представлений, чувств, верований, эмоций людей, настроений, в которых отражается природа, материальная жизнь общества и вся система общественных отношений. - это совокупность идей, взглядов, чувств, свойственных конкретному человеку, в которых проявляется его индивидуальность, неповторимость, отличающая его от других людей.  Индивидуальное сознание отдельных людей в силу их особых достоинств в отдельных областях знания может подниматься до уровня общественного. Это возможно, когда индивидуальное сознание приобретает общечеловеческое, научное значение, выражает идеи, совпадающие с общественными потребностями.  Общественное сознание формируется и развивается вместе с возникновением общественного бытия, так как сознание возможно только как продукт социальных отношений.  Общественное сознание складывается на основе сознания отдельных людей, но не является их простой суммой.

Сознание

Общественное

Индивидуальное

  • представляет собой совокупность идей, теорий, взглядов, представлений, чувств, верований, эмоций людей, настроений, в которых отражается природа, материальная жизнь общества и вся система общественных отношений.

- это совокупность идей, взглядов, чувств, свойственных конкретному человеку, в которых проявляется его индивидуальность, неповторимость, отличающая его от других людей.

Индивидуальное сознание отдельных людей в силу их особых достоинств в отдельных областях знания может подниматься до уровня общественного. Это возможно, когда индивидуальное сознание приобретает общечеловеческое, научное значение, выражает идеи, совпадающие с общественными потребностями.

Общественное сознание формируется и развивается вместе с возникновением общественного бытия, так как сознание возможно только как продукт социальных отношений.

Общественное сознание складывается на основе сознания отдельных людей, но не является их простой суммой.

Сущность и особенности общественного сознания Формы общественного сознания   1) искусство (эмоционально-чувственное отношение к миру);       2) религия (эмоционально-доверительное отношение к миру);       3) мораль (доверительно-практическое отношение к миру);       4) наука (эмоционально-рассудочное отношение к миру);       5) право (чувственно-рассудочное отношение к миру);       6) идеология (практически-преобразовательное отношение к миру). Формы общественного сознания зависят от жизни, устройства социальных институтов, организации процесса познания и т. д. Поэтому они всегда тесно связаны с определенными типами общественными отношениями: экономическими, политическими, нравственными, эстетическими, отношениями между членами научного сообщества и др.

Сущность и особенности общественного сознания

Формы общественного сознания

1) искусство (эмоционально-чувственное отношение к миру);      2) религия (эмоционально-доверительное отношение к миру);      3) мораль (доверительно-практическое отношение к миру);      4) наука (эмоционально-рассудочное отношение к миру);      5) право (чувственно-рассудочное отношение к миру);      6) идеология (практически-преобразовательное отношение к миру).

Формы общественного сознания зависят от жизни, устройства социальных институтов, организации процесса познания и т. д. Поэтому они всегда тесно связаны с определенными типами общественными отношениями: экономическими, политическими, нравственными, эстетическими, отношениями между членами научного сообщества и др.

Особенности общественного сознания       Общественное сознание обладает значительной самостоятельностью относительно общественного бытия. Сознание людей может отставать от общественного бытия и не соответствовать ему. Идеи и взгляды людей могут и опережать реальные условия. Такие идеи выражают социальные мечты, прогнозы, предвидения. Общественное сознание обладает преемственностью всего лучшего, полезного и необходимого. Преемственность проявляется в науке, морали, традициях народов.   Общественное сознание активно воздействует на всю жизнь общества.

Особенности общественного сознания

      Общественное сознание обладает значительной самостоятельностью относительно общественного бытия. Сознание людей может отставать от общественного бытия и не соответствовать ему. Идеи и взгляды людей могут и опережать реальные условия. Такие идеи выражают социальные мечты, прогнозы, предвидения.

Общественное сознание обладает преемственностью всего лучшего, полезного и необходимого. Преемственность проявляется в науке, морали, традициях народов.

Общественное сознание активно воздействует на всю жизнь общества.

Теоретическое и обыденное сознание Структура общественного сознания (уровень, глубина отражения социальной действительности):       1) общественная психология, обыденное сознание;       2) идеология. Общественная психология – совокупность чувств, настроений, обычаев, традиций, побуждений, характерных для данного общества в целом и для каждой из больших социальных групп.    Идеология (в широком смысле слова) – система теоретических взглядов, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, а также цели социальной деятельности.  Приведите примеры теоретического и обыденного сознания, возникающих с ними последствий

Теоретическое и обыденное сознание

Структура общественного сознания

(уровень, глубина отражения социальной действительности):      1) общественная психология, обыденное сознание;      2) идеология.

Общественная психология – совокупность чувств, настроений, обычаев, традиций, побуждений, характерных для данного общества в целом и для каждой из больших социальных групп. 

Идеология (в широком смысле слова) – система теоретических взглядов, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, а также цели социальной деятельности. 

Приведите примеры теоретического и обыденного сознания, возникающих с ними последствий

Массовое сознание (по содержанию) – совокупность идей, суждений, представлений, иллюзий, чувств, настроений, в том или ином виде отражающих разные стороны жизни.  Признаки массы как субъекта сознания :       1) масса не является самостоятельным образованием, представлена множеством отдельных «единиц»;       2) присутствие индивидов в массе носит неупорядоченный, случайный характер, т.е. масса отличается неопределённым количественным и качественным составом;       3) ситуативность существования;       4) неустойчивость, изменение от одной конкретной ситуации к другой;       5) разнородность, смешанность, разрушение границ между социальными группами. Формы выражения и функционирования массового сознания :         1) общественное мнение;  2) общественное настроение.

Массовое сознание (по содержанию) – совокупность идей, суждений, представлений, иллюзий, чувств, настроений, в том или ином виде отражающих разные стороны жизни. 

Признаки массы как субъекта сознания :      1) масса не является самостоятельным образованием, представлена множеством отдельных «единиц»;      2) присутствие индивидов в массе носит неупорядоченный, случайный характер, т.е. масса отличается неопределённым количественным и качественным составом;      3) ситуативность существования;      4) неустойчивость, изменение от одной конкретной ситуации к другой;      5) разнородность, смешанность, разрушение границ между социальными группами.

Формы выражения и функционирования массового сознания    

  1) общественное мнение;

2) общественное настроение.

Проверь себя Как понималась сущность сознания сторонниками различных точек зрения? Как связаны между собой общественное сознание и духовная культура? Охарактеризуйте основные черты общественного сознания. Дайте характеристику различных форм общественного сознания. Какие уровни принято выделять в общественном сознании? Чем различаются общественная психология и идеология? Как связаны между собой общественное и индивидуальное сознание?

Проверь себя

  • Как понималась сущность сознания сторонниками различных точек зрения?
  • Как связаны между собой общественное сознание и духовная культура?
  • Охарактеризуйте основные черты общественного сознания.
  • Дайте характеристику различных форм общественного сознания.
  • Какие уровни принято выделять в общественном сознании?
  • Чем различаются общественная психология и идеология?
  • Как связаны между собой общественное и индивидуальное сознание?
рефлексия    Что узнали? Каким способом? Чему научились? Какие испытывали трудности? Интересно ли было на уроке?

рефлексия

  • Что узнали?
  • Каким способом?
  • Чему научились?
  • Какие испытывали трудности?
  • Интересно ли было на уроке?
Источники Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень: 10 класс. - М.: ВАКО, 2008. Баранов П .А . Обществознапие: полный справочник для подготовки к ЕГЭ / П .А . Баранов, А.В . Воронцов, С. В. Шевченко; под ред. П .А . Баранова . - М . : АСТ : Астрель, 2009. Офёркина Мария Пантелеевна Хамитова Гульнара Равильевна

Источники

  • Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень: 10 класс. - М.: ВАКО, 2008.
  • Баранов П .А . Обществознапие: полный справочник для подготовки к ЕГЭ / П .А . Баранов, А.В . Воронцов, С. В. Шевченко; под ред. П .А . Баранова . - М . : АСТ : Астрель, 2009.
  • Офёркина Мария Пантелеевна
  • Хамитова Гульнара Равильевна


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!