Обществознание, 6 класс
Урок № 30
Глава IV . Добродетели
Человек славен добрыми делами
§ 19, ?? (с.198), «в классе и дома»
(с.198) задание № 3
© ред. А.И. Колмаков
Цели урока
- формировать представление учащихся о том, что добро и зло относятся к наиболее общим понятиям морального сознания, разграничивающим нравственное и безнравственное;
- формировать представления о добре и зле;
- продолжить работу над формированием умения делать выводы на основе фактов;
- воспитывать высоконравственные качества личности
Знать и уметь
- Золотое правило нравственности;
- добро;
- зло;
- добродетель;
- добрый
Понятия, термины
- Золотое правило нравственности;
- добро;
- зло;
- добродетель;
- добрый
Изучение нового материала
- Знать основные положения по теме урока.
- Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные;
- работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач;
- объяснять, в чём состоит доброе дело, добрый поступок, каких людей на свете больше: добрых или злых;
- обосновать свое мнение.
- Понимать , в чём суть «золотого правила морали»
Актуализация проблемы
Глава IV . Добродетели
- О чём ты узнаешь Что такое человечность? Как проявить заботу о близких? Знаком ли страх смельчакам
- На какие вопросы ответишь
- Что такое золотое правило морали?
- Как смелость помогает преодолевать зло?
- Как научиться делать добро?
Актуализация проблемы
- Что такое добро. Кого называют добрым.
- Доброе — значит, хорошее.
- Главное правило доброго человека.
Пословицы и поговорки о добре:
- «От добра добра не ищут»;
- «Кто добро творит, тому Бог отплатит»;
- «Худо тому, кто добра не делает никому»;
- «Час в добре побудешь, все горе забудешь»;
- «Кто живет в добре, тот ходит в серебре»;
- «Много желать — добра не видать»;
- «За худом пойдешь, добра не найдешь»;
- «В ком добра нет, в том и правды мало»;
- «Бедного обижать, себе добра не желать»;
- «Доброе имя дороже богатства»…
- Что такое добро. Кого называют добрым.
«Поэтическое слово», стр.192-193
Почему принц плакал, ведь его же называли счастливым?
Почему Принц решил помогать людям?
Чем жертвовала Ласточка, решившись помогать Принцу?
Отчего Ласточке стало тепло, ведь приближалась зима?
Оскар Уайльд
Добро — это когда делаешь что-то полезное, помогаешь другим. Добро — это конкретное дело. Добро делать приятно, это согревает душу.
2. Доброе — значит, хорошее
Какие добрые чувства вы можете назвать?
уч-к, стр.193-194
- любовь, сочувствие, милосердие;
- сострадание, благодарность;
- симпатия…
- Добрыми могут быть дела.
- Приведите свои примеры добрых дел.
- Почему утверждают, что от хороших чувств следует переходить к хорошим делам?
Доброта пассивная
Доброта активная
Человек не ударит слабого, не оскорбит слабого. Но пройдёт мимо зла, не поспешит сделать добро.
Человек совершает добрые дела, но тоже проходит мимо зла. Может, он делал добро другим для своей выгоды?
Доброта созидательная
Такая доброта выбирает себе хозяина – человека с чувством обострённого достоинства, который защитит слабого , поможет в беде.
Жил на свете человек
Учебник, стр. 194-195
Можно ли назвать академика Сахарова добрым человеком?
Почему ты так думаешь?
А ты встречал добрых людей?
Почему ты их считаешь добрыми? Подумай, считаешь ли ты себя добрым человеком или нет. Почему?
А.Д.Сахаров
Картинная галерея
радости встречи, испытывает отец?
- Какие чувства, кроме радости встречи, испытывает его сын?
- В библейской притче рассказано, что, встретив сына, отец воскликнул: «...Сын мой был мёртв и ожил, пропадал и нашелся...»
- «Пропадал и нашелся» — это понятно. Но что значит «был мертв и ожил»?
Рембрандт. Возвращение блудного сына
«Поэтическое слово»
- Каким представляешь ты себе героя этого стихотворения?
- Как ты понял, в чём он видит смысл своей жизни, зачем он живет на земле?
Булат Шалвович Окуджава, бард, исполнитель, гражданин
3. Главное правило доброго человека
учебник, стр.194, 197-198
Относись к
другим
так, как ты
хочешь,
чтобы другие
относились
к тебе!
Почему люди так высоко ценят его и почему это правило живет много веков? Всегда ли ты следуешь этому правилу?
Моральные нормы
и религиозные
не лги
не предавай
не кради
не жадничай
почитай отца и мать
не обижай слабых
Моральные нормы основаны на представлении людей о добре и зле, хорошем и плохом, о справедливости, чести, совести
Правила жизни Человека
- Доброта для души то же, что здоровье для тела:
она незаметна, когда владеешь ею, и она дает успех во всяком деле.
Толстой Л. Н.
- Попытайтесь быть хотя бы немного добрее —
и вы увидите, что окажетесь не в состоянии совершить дурной поступок.
Конфуций
- Состраданье к животным так тесно связано с добротою характера, что можно с уверенностью утверждать, что не может быть добрым тот, кто жесток с животными.
Шопенгауэр А.
Сформулируйте и запишите 2-3 правила, которыми вы будете руководствоваться в жизни .
Проверь себя
- В чём состоит доброе дело, добрый поступок?
- Каких людей на свете больше: добрых или злых? Обоснуй свое мнение.
- В чём суть золотого правила морали?
рефлексия
- Что узнали?
- Каким способом?
- Чему научились?
- Какие испытывали трудности?
- Интересно ли было на уроке?
- Вы можете использовать шаблон презентации, но при создании работы вы должны указать источник: Шумарина Вера Алексеевна,учитель ГКС(К)ОУ С(К)ОШ №11 VIII вида. г. Балашов Сайт: http :// pedsovet.su /