СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до 18.06.2025
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
открытыйй методический урок в 7 классе по теме "Общие особенности географического положения и общие черты рельефа южных материков"
Непеина В.В., учитель географии первой категории МОУ «Фоминская СОШ»
Тема урока : « Общие особенности географического положения и общие черты рельефа южных материков» .
Пр.р.№ 12 «Рельеф южных материков»
Предмет: География
Класс : 7
Методический комплекс: В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев
География материков и океанов. 7 класс
М., «Дрофа», 2009
Цель урока: начать формировать у обучающихся представление и знания об общих чертах южных материков в географическом положении
и рельефе
Задачи урока:
Образовательные:- выявить черты сходства и различия в географическом положении южных материков, определить, почему
Африка, Южная Америка и Австралия – материки с жарким климатом, а Антарктида- самый холодный материк;
- найти общие черты в рельефе южных материков: преобладающие в рельефе равнины –на платформах, горы – по
окраинам материков;
- определиться в закономерности залегания полезных ископаемых: топливные и соли – в осадочном чехле
платформ, рудные – на плоскогорьях и в горах
Развивающие: развивать умение работать с картой: анализируя, сравнивая, выделять общее и различное ; делать выводы по
проделанной работе; тренировать внимательность
продолжить формировать критическое мышление
Воспитательные: воспитывать трудолюбие , коммуникативные качества, ответственность за выполнение заданий
Тип урока : Комбинированный
Средства обучения: учебники, физические карты, карты строения земной коры, дидактические материалы, рабочие тетради,
классная доска
Образовательная технология: кейс-метод, проблемно-диалогический, обучение в сотрудничестве
Формы организации учебной деятельности: групповая, парная, индивидуальная, фронтальная
Методы обучения: кейс-метод, частично-поисковый, репродуктивный
Система контроля: контроль учителя и самоконтроль
Прогнозируемый результат:
личностные:
Развитие сотрудничества при работе в группе, парах;
Формирование уверенности в приобретенных знаниях
Приобретения умения к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
метапредметные:
Умение анализировать, обобщать, находить нужную информацию
Умение выявлять тему и самостоятельно определять задачи
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность
Развивать навык самоконтроля
предметные:
Обучающиеся приобретают знания о географическом положении южных материков
Понимают, почему три материка – в жарком климате, а Антарктида – самый холодный материк
Выявляют, что на материках преобладают равнины, в основании которых находятся древние платформы, а горы располагаются по окраинам материков- на стыке литосферных плит
Убеждаются, что энергетические полезные ископаемые, такие как нефть, пр.газ, кам.уголь и соли залегают в осадочном чехле платформ, а рудные – на плоскогорьях и в горах
Структура урока:
Этап урока | Время | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Организационный момент | 1 мин. | Здравствуйте! У нас сегодня гости – учителя географии из школ района. Поприветствуем друг друга!
| Хлопают в знак приветствия. |
Контроль д/з
| 5 мин. | Контрольные вопросы по изученным океанам. (см. Приложение1 ) Послеурочный контроль учителя
| В течение 5 минут отвечают на 10 вопросов об океанах. |
Мотивацион-ный и целеполага-ющий | 3-4 мин. | Вызвать интерес к теме урока и определить ее- предваряющее задание: Каждому дается « кейс» - 2 карточки(см Приложение 2 и3), но обсудить надо в группах: За три минуты назовите тему урока и задачи. | Обсуждают в группах и называют тему «ГП материков и рельеф южных материков» и записывают ее в тетрадь Предполагают, что надо найти общее и различное у этих материков в ГП и рельефе и какие материки относятся к южным |
Поиск нового знания, этап осмысления:
А) южные материки
Б) ГП материков
В) рельеф материков | 25 мин.
5 мин.
10 мин.
10 мин.
|
На доске заранее готовится схема(см. Приложение 4) Задание: что показывает данная схема?
Обводятся южные материки вместе и задается вопрос: Какие это материки? Эти материки сегодня на уроке изучаем
Ориентирующее задание: В ходе парной работы выявите особенности ГП южных материков с помощью вопросов на карточке 1 (см. Приложение 2) –карточки индивидуальные, их надо заполнить, но работаете в парах.
Слово учителя: Выделите главную общую черту в ГП южных материков
Назовите главные различия
В ходе групповой работы с физической картой мира и картой строения земной коры в атласах заполните пробелы в карточке 2 (см. Приложение 3)- карточку заполняет каждый.
Прогнозирующее задание после выполнения работы: Проверьте правильность выполнения задания (см. Приложение 5) Итог урока- какие задачи стояли перед изучением? Коротко назовите итоги |
Ответ: распад древнего материка Пангеи на Лавразию и Гондвану, а ,затем, на современные материки: С. Америку, Евразию, Ю. Америку, Африку, Австралию
Называют четыре южных материка: Ю.А., Африка, Австралия, Антарктида
В ходе парной работы выясняют черты сходства и отличия в ГП южных материков и заполняют пробелы в карточках
Ответ: Ю.Америка, Африка и Австралия – жаркие материки, так как большая часть находится в тропических широтах
В Ю.Америке есть умеренный климатический пояс, а Антарктида- холодный материк, так как почти полностью находится за полярным кругом
Групповая работа по анализу двух карт с заполнением пробелов в карточке
Осуществляют самоконтроль, исправляют ошибки, дополняют
Вспоминают задачи и делают выводы по их выполнению
|
Промежуточ-ный контроль приобретен-ных знаний | 5 мин. | Индивидуальная письменная работа по контролю приобретенных знаний (см. Приложение 6)
Включенный контроль учителя: Зачитываются правильные ответы | Отвечают на вопросы в ходе письменной индивидуальной работы
После каждого ответа поднимают руки те, у кого был правильный ответ |
Рефлексия | 2 мин. | Устная фронтальная беседа с ориентирующими предложениями: Теперь я знаю, что…. Мне понравилось… Мне не понравилось… Мне было сложно… Дома надо обратить внимание на… | Высказывают свое мнение об уроке |
Дом. задание | 2 мин. | Запись на доске : параграф 21 Задание написано заранее на карточке каждому: Практическая работа на к/к – на физической карте мира нанесите горы и самые высокие точки южных материков, исключая Антарктиду Подпишите океаны, которые омывают эти материки | Записывают дом.задание и получают карточки с заданием |
Приложение 1.
Проверочная по океанам.
Самый вытянутый океан-
Океан, который назвал Ф. Магеллан –
Самый глубокий океан-
Океан, где впервые обнаружили срединно-океанический хребет-
Океан, где по дну протянулись хребты Менделеева и Ломоносова-
Океан, к которому относится самое соленое море –
Самый древний океан-
Самый освоенный океан-
Узнайте океан по описанию: «Омывает восточные берега Африки, Мозамбикский пролив отделяет крупный остров, Муссонное теплое течение –источник большого количества влаги». –
Океан, где самый большой шельф с богатыми запасами нефти, пр.газа, кам.угля-
А) Северный Ледовитый
Б) Атлантический
В) Индийский
Г) Тихий
Приложение 2.
Географическое положение южных материков.
Выполнение данных заданий поможет вам определить главную общую черту южных материков(исключая Антарктиду)
Экватор пересекает южные материки :______________________и______________________.
Экватор не пересекает южные материки_____________________и______________________.
В северном и южном полушарии располагаются южные материки________________и_______________.
Полностью в южном полушарии располагаются материки__________________и__________________.
Северный тропик пересекает южный материк_______________________.
Южный тропик пересекает материки__________________, __________________и_________________.
Большая часть Южной Америки, Африки и Австралии находится в __________________________________широтах.
Почти вся территория Антарктиды располагается за _________________________полярным кругом.
Нулевой меридиан пересекает_____________________и____________________.
И в западном и в восточном полушарии располагаются__________________и________________.
Полностью в западном полушарии находится______________________________.
Полностью в восточном полушарии находится________________________.
Э, СЭ,Т,СТ климатические пояса в____________________и в____________________.
Э,СЭ,Т,СТ,У климатические пояса в______________________________.
СЭ,Т,СТ климатические пояса в __________________________.
САнт., Ант. климатические пояса в________________________.
Самый жаркий материк_________________________.
Самый сухой материк___________________________.
Самый влажный материк ________________________.
Самый холодный материк________________________.
Приложение 3.
Общее в рельефе южных материков.
Выполнив данное задание, постарайтесь запомнить общие черты.
Выделяются две главные формы в рельефе южных материков:_______________________________________-
Большую часть материков занимают _________________________
Горы располагаются на ______________________материков, так как равнины находились в центре Гондваны.
В основании равнин находятся ________________________________________.
На равнинах:
А) впадинам соответствуют –______________________________________(Амазонская)
Б) выступам соответствуют – _____________________________ (Восточно-Африканское, Бразильское)
В основании гор находятся _______________________________________ – границы литосферных плит.
В осадочном чехле (или слое) платформ залегают ___________________________________________________
Рудные полезные ископаемые залегают _________________________________________________
Приложение 4
.
С.Америка
Евразия
Л а в р а з и я
Г о н д в а н а
П а н г е я
Африка
Южная
Америка
Австралия
Антарктида
Приложение 5.
Общее в рельефе южных материков.
Выполнив данное задание, постарайтесь запомнить общие черты.
Выделяются две главные формы в рельефе южных материков:
горы и равнины.
Большую часть материков занимают равнины.
Горы располагаются на окраинах материков, так как равнины находились в центре Гондваны.
В основании равнин находятся древние платформы.
На равнинах:
А) впадинам соответствуют – низменности (Амазонская)
Б) выступам соответствуют – плоскогорья (Восточно-Африканское, Бразильское)
В основании гор находятся складчатые пояса – границы литосферных плит.
В осадочном чехле (или слое) платформ залегают нефть, пр.газ, кам. уголь, соли.
Рудные полезные ископаемые залегают в горах и на плоскогорьях.
Приложение 6.
Контрольные задания по южным материкам.
Экватор пересекает почти по середине материк_______________(Южная Америка, Африка, Австралия, Антарктида).
Полностью в южном полушарии находятся материки ___________________и_______________ (Южная Америка, Африка, Австралия, Антарктида).
Правильно ли, что Южная Америка, Африка, Австралия располагаются близ экватора, поэтому там весь год на большей части преобладают высокие температуры? ( да или нет)
Горы находятся на ____________________________материков(в центре или на окраинах).
На материках в рельефе преобладают___________________________(горы или равнины).
В основании большей части материков располагаются_____________________( складчатые пояса или платформы).
Месторождения нефти, природного газа, фосфоритов приурочены к___________________________________(кристаллическому фундаменту или осадочному чехлу).