СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 18.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

« Общие особенности географического положения и общие черты рельефа южных материков» . Пр.р.№ 12 «Рельеф южных материков»

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

открытыйй методический урок в 7 классе по теме "Общие особенности географического положения и общие черты рельефа южных материков"

Просмотр содержимого документа
«« Общие особенности географического положения и общие черты рельефа южных материков» . Пр.р.№ 12 «Рельеф южных материков»»

Непеина В.В., учитель географии первой категории МОУ «Фоминская СОШ»

Тема урока : « Общие особенности географического положения и общие черты рельефа южных материков» .

Пр.р.№ 12 «Рельеф южных материков»

Предмет: География

Класс : 7

Методический комплекс: В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев

География материков и океанов. 7 класс

М., «Дрофа», 2009

Цель урока: начать формировать у обучающихся представление и знания об общих чертах южных материков в географическом положении

и рельефе

Задачи урока:

  • Образовательные:- выявить черты сходства и различия в географическом положении южных материков, определить, почему

Африка, Южная Америка и Австралия – материки с жарким климатом, а Антарктида- самый холодный материк;

- найти общие черты в рельефе южных материков: преобладающие в рельефе равнины –на платформах, горы – по

окраинам материков;

- определиться в закономерности залегания полезных ископаемых: топливные и соли – в осадочном чехле

платформ, рудные – на плоскогорьях и в горах

  • Развивающие: развивать умение работать с картой: анализируя, сравнивая, выделять общее и различное ; делать выводы по

проделанной работе; тренировать внимательность

продолжить формировать критическое мышление

  • Воспитательные: воспитывать трудолюбие , коммуникативные качества, ответственность за выполнение заданий









Тип урока : Комбинированный

Средства обучения: учебники, физические карты, карты строения земной коры, дидактические материалы, рабочие тетради,

классная доска

Образовательная технология: кейс-метод, проблемно-диалогический, обучение в сотрудничестве

Формы организации учебной деятельности: групповая, парная, индивидуальная, фронтальная

Методы обучения: кейс-метод, частично-поисковый, репродуктивный

Система контроля: контроль учителя и самоконтроль

Прогнозируемый результат:

личностные:

  • Развитие сотрудничества при работе в группе, парах;

  • Формирование уверенности в приобретенных знаниях

  • Приобретения умения к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

метапредметные:

  • Умение анализировать, обобщать, находить нужную информацию

  • Умение выявлять тему и самостоятельно определять задачи

  • Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность

  • Развивать навык самоконтроля


предметные:

  • Обучающиеся приобретают знания о географическом положении южных материков

  • Понимают, почему три материка – в жарком климате, а Антарктида – самый холодный материк

  • Выявляют, что на материках преобладают равнины, в основании которых находятся древние платформы, а горы располагаются по окраинам материков- на стыке литосферных плит

  • Убеждаются, что энергетические полезные ископаемые, такие как нефть, пр.газ, кам.уголь и соли залегают в осадочном чехле платформ, а рудные – на плоскогорьях и в горах




Структура урока:

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный момент

1 мин.

Здравствуйте! У нас сегодня гости – учителя географии из школ района. Поприветствуем друг друга!


Хлопают в знак приветствия.

Контроль д/з



5 мин.

Контрольные вопросы по изученным океанам.

(см. Приложение1 )

Послеурочный контроль учителя


В течение 5 минут отвечают на 10 вопросов об океанах.

Мотивацион-ный и

целеполага-ющий

3-4 мин.

Вызвать интерес к теме урока и определить ее-

предваряющее задание:

Каждому дается « кейс» - 2 карточки(см Приложение 2 и3), но обсудить надо в группах:

За три минуты назовите тему урока и задачи.

Обсуждают в группах и называют тему «ГП материков и рельеф южных материков» и записывают ее в тетрадь

Предполагают, что надо найти общее и различное у этих материков в ГП и рельефе и какие материки относятся к южным

Поиск нового знания, этап

осмысления:


А) южные материки








Б) ГП материков















В) рельеф материков

25 мин.




5 мин.









10 мин.
















10 мин.












На доске заранее готовится схема(см. Приложение 4)

Задание: что показывает данная схема?




Обводятся южные материки вместе и задается вопрос:

Какие это материки?

Эти материки сегодня на уроке изучаем


Ориентирующее задание:

В ходе парной работы выявите особенности ГП южных материков с помощью вопросов на карточке 1

(см. Приложение 2) –карточки индивидуальные, их надо заполнить, но работаете в парах.


Слово учителя:

Выделите главную общую черту в ГП южных материков



Назовите главные различия





В ходе групповой работы с физической картой мира и картой строения земной коры в атласах заполните пробелы в карточке 2 (см. Приложение 3)- карточку заполняет каждый.


Прогнозирующее задание после выполнения работы:

Проверьте правильность выполнения задания

(см. Приложение 5)

Итог урока- какие задачи стояли перед изучением?

Коротко назовите итоги





Ответ: распад древнего материка Пангеи на Лавразию и Гондвану, а ,затем, на современные материки: С. Америку, Евразию,

Ю. Америку, Африку, Австралию


Называют четыре южных материка: Ю.А., Африка, Австралия, Антарктида



В ходе парной работы выясняют черты сходства и отличия в ГП южных материков и заполняют пробелы в карточках




Ответ: Ю.Америка, Африка и Австралия – жаркие материки, так как большая часть находится в тропических широтах



В Ю.Америке есть умеренный климатический пояс, а Антарктида- холодный материк, так как почти полностью находится за полярным кругом


Групповая работа по анализу двух карт с заполнением пробелов в карточке




Осуществляют самоконтроль, исправляют ошибки, дополняют


Вспоминают задачи и делают выводы по их выполнению


Промежуточ-ный контроль

приобретен-ных знаний

5 мин.

Индивидуальная письменная работа по контролю приобретенных знаний (см. Приложение 6)


Включенный контроль учителя:

Зачитываются правильные ответы

Отвечают на вопросы в ходе письменной индивидуальной работы


После каждого ответа поднимают руки те, у кого был правильный ответ

Рефлексия

2 мин.

Устная фронтальная беседа с ориентирующими предложениями:

Теперь я знаю, что….

Мне понравилось…

Мне не понравилось…

Мне было сложно…

Дома надо обратить внимание на…

Высказывают свое мнение об уроке

Дом. задание

2 мин.

Запись на доске : параграф 21

Задание написано заранее на карточке каждому:

Практическая работа на к/к – на физической карте мира нанесите горы и самые высокие точки южных материков, исключая Антарктиду

Подпишите океаны, которые омывают эти материки

Записывают дом.задание и получают карточки с заданием



Приложение 1.

Проверочная по океанам.


  1. Самый вытянутый океан-

  2. Океан, который назвал Ф. Магеллан –

  3. Самый глубокий океан-

  4. Океан, где впервые обнаружили срединно-океанический хребет-

  5. Океан, где по дну протянулись хребты Менделеева и Ломоносова-

  6. Океан, к которому относится самое соленое море –

  7. Самый древний океан-

  8. Самый освоенный океан-

  9. Узнайте океан по описанию: «Омывает восточные берега Африки, Мозамбикский пролив отделяет крупный остров, Муссонное теплое течение –источник большого количества влаги». –

  10. Океан, где самый большой шельф с богатыми запасами нефти, пр.газа, кам.угля-

А) Северный Ледовитый

Б) Атлантический

В) Индийский

Г) Тихий











Приложение 2.

Географическое положение южных материков.

Выполнение данных заданий поможет вам определить главную общую черту южных материков(исключая Антарктиду)

  1. Экватор пересекает южные материки :______________________и______________________.

  2. Экватор не пересекает южные материки_____________________и______________________.

  3. В северном и южном полушарии располагаются южные материки________________и_______________.

  4. Полностью в южном полушарии располагаются материки__________________и__________________.

  5. Северный тропик пересекает южный материк_______________________.

  6. Южный тропик пересекает материки__________________, __________________и_________________.

  7. Большая часть Южной Америки, Африки и Австралии находится в __________________________________широтах.

  8. Почти вся территория Антарктиды располагается за _________________________полярным кругом.

  9. Нулевой меридиан пересекает_____________________и____________________.

  10. И в западном и в восточном полушарии располагаются__________________и________________.

  11. Полностью в западном полушарии находится______________________________.

  12. Полностью в восточном полушарии находится________________________.

  13. Э, СЭ,Т,СТ климатические пояса в____________________и в____________________.

  14. Э,СЭ,Т,СТ,У климатические пояса в______________________________.

  15. СЭ,Т,СТ климатические пояса в __________________________.

  16. САнт., Ант. климатические пояса в________________________.

  17. Самый жаркий материк_________________________.

  18. Самый сухой материк___________________________.

  19. Самый влажный материк ________________________.

  20. Самый холодный материк________________________.



Приложение 3.

Общее в рельефе южных материков.

Выполнив данное задание, постарайтесь запомнить общие черты.

  1. Выделяются две главные формы в рельефе южных материков:_______________________________________-

  2. Большую часть материков занимают _________________________

  3. Горы располагаются на ______________________материков, так как равнины находились в центре Гондваны.

  4. В основании равнин находятся ________________________________________.

  5. На равнинах:

А) впадинам соответствуют –______________________________________(Амазонская)

Б) выступам соответствуют – _____________________________ (Восточно-Африканское, Бразильское)


  1. В основании гор находятся _______________________________________границы литосферных плит.

  2. В осадочном чехле (или слое) платформ залегают ___________________________________________________

  3. Рудные полезные ископаемые залегают _________________________________________________

















Приложение 4

.



С.Америка



Евразия



Л а в р а з и я







Г о н д в а н а



П а н г е я











Африка



Южная

Америка



Австралия









Антарктида



Приложение 5.

Общее в рельефе южных материков.

Выполнив данное задание, постарайтесь запомнить общие черты.

  1. Выделяются две главные формы в рельефе южных материков:

горы и равнины.

  1. Большую часть материков занимают равнины.

  2. Горы располагаются на окраинах материков, так как равнины находились в центре Гондваны.

  3. В основании равнин находятся древние платформы.

  4. На равнинах:

А) впадинам соответствуют – низменности (Амазонская)

Б) выступам соответствуют – плоскогорья (Восточно-Африканское, Бразильское)


  1. В основании гор находятся складчатые поясаграницы литосферных плит.

  2. В осадочном чехле (или слое) платформ залегают нефть, пр.газ, кам. уголь, соли.

  3. Рудные полезные ископаемые залегают в горах и на плоскогорьях.















Приложение 6.

Контрольные задания по южным материкам.

  1. Экватор пересекает почти по середине материк_______________(Южная Америка, Африка, Австралия, Антарктида).

  2. Полностью в южном полушарии находятся материки ___________________и_______________ (Южная Америка, Африка, Австралия, Антарктида).

  3. Правильно ли, что Южная Америка, Африка, Австралия располагаются близ экватора, поэтому там весь год на большей части преобладают высокие температуры? ( да или нет)

  4. Горы находятся на ____________________________материков(в центре или на окраинах).

  5. На материках в рельефе преобладают___________________________(горы или равнины).

  6. В основании большей части материков располагаются_____________________( складчатые пояса или платформы).

  7. Месторождения нефти, природного газа, фосфоритов приурочены к___________________________________(кристаллическому фундаменту или осадочному чехлу).
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс