СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Общие подходы к построению курса математики в начальных классах

Нажмите, чтобы узнать подробности

Общие подходы к построению курса математики в начальных классах

Просмотр содержимого документа
«Общие подходы к построению курса математики в начальных классах»

Общие подходы к построению курса математики в начальных классах

Учебный предмет







дидактически обоснованная система знаний, умений и навыков, отражающая основное содержание той или иной науки







учебный предмет «Методика преподавания математики»







направлен на раскрытие дидактически обоснованной системы знаний, умений и навыков, отражающих основное содержание такой науки как методика обучения математики (МОМ). Содержание предмета формируется на основных положениях МОМ как науки, с учетом закономерностей учебного процесса, назначения обучения, уровня учебно-образовательной подготовки субъекта обучения.








Основные положения Методики обучения математики (МОМ) как науки





цель

развитие методического мышления педагога





формирование методических действий, необходимых учителю для осуществления педагогической деятельности, направленной на развитие младших школьников в процессе их обучения математике




задача





МОМ рассматривает цели и задачи обучения младших школьников математике в общей системе их обучения и воспитания







раскрывает содержание и построение начального курса математики



рассматривает частные методы изучения каждой содержательной линии, а также вопросы, связанные с организацией учебной деятельности детей для получения наибольшего эффекта в развитии математического мышления, усвоении математического материала










Зачем обучать? Какова цель обучения младшего школьника математике?




МОМ призвана ответить на следующие вопросы



Чему обучать? Каково должно быть содержание обучения? Как адаптировать математический материал к возрасту учащихся? В каком объеме и в какой последовательности предъявлять его младшему школьнику?









Как обучать? Какие методы, средства и формы обучения следует использовать, чтобы ребенок мог с пользой усваивать отобранное содержание?








Как оценивать результаты обучения? По каким критериям следует оценивать результативность обучения и степень достижения цели?



















Объект исследования МОМ





процесс математического развития и процесс формирования математических знаний и представлений детей младшего школьного возраста, в котором можно выделить содержательный (цель, содержание обучения) и процессуальный (методы, организационные формы, средства обучения) компоненты











Предмет исследования







каждый из компонентов и их элементы, а также те взаимосвязи и отношения, которые существуют между ними














Цель методики – отобрать основные понятия математической науки, адаптировать их и, логично упорядочив, включить в содержание школьного курса математики в начальных классах

Математика

Связь МОМ с другими науками







Теория познания разрабатывает методы познания, которые используются в методических исследованиях и в реальном процессе обучения математике

Философия





МОМ связана с дидактикой, но она не копирует дидактические положения, а базируется на них. В дидактике основным отношением характеризующим обучение является «преподавание – учение», в методике – «преподавание – учебный материал – учение»

Педагогика







Психология



Для обоснованного отбора материала необходимо использовать закономерности памяти, мышления, внимания детей той или иной возрастной группы. На выбор приемов, системы упражнений и последовательность организации деятельности детей в процессе усвоения математических понятий большое влияние оказывает общепризнанная теория поэтапного формирования умственных действий









МОМ получает новые эффективные средства и даже информационные технологии, использование которых призвано повысить эффективность обучения математике

Информатика









Горизонтальное направление


выделение общего исторически сложившегося ядра в построении курса математики в начальных классах

Общие подходы к построению курса математики в начальных классах







Основу содержания курса математики в начальных классах всегда составляла арифметика целых неотрицательных чисел и основных величин





Структура расположения учебного материала традиционно соответствует линейно-концентрическому принципу его организации



Методика изучения математического содержания базировалась на системе целесообразно подобранных заданий (задач), характерной особенностью которых можно считать их направленность на отражение сущности вводимого понятия или действия, постепенное усложнение и включение нового материала в контекст ранее изученного.




Выделение в качестве основополагающего принципа определения содержания курса математики принцип устойчивости или принцип разумного консерватизма (курс «Математика для каждого» Г.В. Дорофеев, Г.К. Муравин, Л.Г. Петерсон)







Учет возрастных особенностей учащихся, органическое сочетание обучения и воспитания



Усвоение знаний и развитие познавательных способностей детей









Следование современным представлениям о целях школьного образования, которое выражается в гуманизации математического образования


выделение общих подходов в построении курса математики в начальных классах в современных вариативных образовательных системах

Вертикальное направление





Приоритет развивающей функции в обучении математике, что позволяет рассматривать конкретные математические знания не столько как цель обучения, сколько как база для организации полноценной интеллектуальной деятельности учащихся





Наличие единого ядра в отборе математического содержания материала. Выделенное ядро школьного курса математики обозначено в государственном образовательном стандарте и находит воплощение в примерной программе начального общего образования





Расширение содержания обучения, включение в него элементов таких разделов математики как логика, комбинаторика, статистика, а также расширение и более углубленное изучение элементов геометрии и алгебры является тенденцией, обеспечивающей вариации учебных программ по математике





Реализация деятельностного подхода к учению, в соответствии с которым учение – это процесс усвоение учеником различных видов человеческой деятельности и реализующих их действий





Практическая направленность курса математики в начальной школе. Ее сущность заключается в ориентации обучения на формирование умения математически исследовать явления реального мира, на практическую направленность учебного материала









2