Методическая разработка урока технологии 8 класс (1ч)ъ
Тема: Общие понятия об обмене веществ. Виды питания. ПР: Составление суточного меню.
Цели урока: повторить правила техники безопасности при кулинарных и швейных работах;
Обучающая:
познакомить с понятием обмена веществ, с суточным потреблением белков, жиров, углеводов, с проблемой авитаминозов;
формировать навыки соблюдения санитарно-гигиенических требований;
Воспитательная:
Развивающая:
Тип урока: беседа, урок-практикум
Методы:
словесный (объяснение, беседа)
практический (практическая работа «Составление суточного меню»)
Ход урока.
Организационный момент
Проверка готовности к уроку.
Проверка списочного состава.
Сообщение темы и цели урока.
Повторение пройденного материала
Изучение нового материала
Ваше здоровье - самое ценное, что у вас есть. На всю жизнь человеку даётся только один организм. Если вы небрежно обращаетесь, с какими-то предметами, их можно заменить, но заменить свой организм вы не сможете.
Многие болезни всего лишь результат неправильного питания. Можно сохранить здоровье, если следить за характером питания. Сегодня мы будем говорить о том, как качество жизни можно улучшить благодаря правильному питанию.
Питание- это поступление питательных веществ в организм. Питание организму жизненно необходимо. И оно должно соответствовать требованиям организма, т.е включать биологически полноценные белковые вещества растительного и животного происхождения, жиры, минеральные вещества, витамины, а также достаточное количество углеводов для энергозатрат организма.
Питательные вещества нужны организму ежесуточно, и потребность в них зависит от роста, возраста, пола, физиологических особенностей, климата.
Потребители | Белки (г) | Жиры (г) | Углеводы (г) | Энергия ккал. |
всего | животные | всего | растительные | | |
Дети 11…13 лет | 96 | 58 | 96 | 15 | 300 | 2860 |
Юноши 14…17 лет | 106 | 64 | 106 | 20 | 423 | 3160 |
Девушки 14…17 лет | 93 | 56 | 93 | 20 | 366 | 2760 |
Мужчины | 113 | 68 | 106 | 32 | 451 | 3300 |
Женщины | 96 | 58 | 90 | 27 | 383 | 2800 |
Спортсмены муж. | 154 | 77 | 145 | 44 | 616 | 4500 |
Спортсмены жен. | 120 | 60 | 113 | 34 | 478 | 3500 |
Мужчины, занятые тяжёлым физ.трудом | 132 | 66 | 145 | 43 | 637 | 4500 |
Поступление достаточного количества витаминов, выполняющих в организме роль катализаторов, обеспечивает нормальный обмен веществ. В рационе должно быть достаточно фруктов и овощей, которые одновременно являются поставщиками основных минеральных солей и растворимых в воде витаминов.
Водорастворимые – С, Р, РР, Н, группы В.
Жирорастворимые – А, D, Е, К.
ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ ДЛЯ ОБОГАЩЕНИЯ ВИТАМИНАМИ:
мука и хлебобулочные изделия - витамины группы В;
продукты, детского питания - все витамины;
напитки, в том числе сухие концентраты, - все витамины, кроме А, D;
молочные продукты - витамины A, D, E, C;
маргарин, майонез - витамины A, D,E;
фруктовые соки - все витамины, кроме A, D;
Пищевые добавки:
Запрещённые: Е 103, 105, 111, 121, 123, 125, 126, 130, 152.
Опасные: Е 102, 110, 120, 124, 127.
Канцерогенные: 131, 210-217, 248, 330.
Вызывающие расстройства кишечника: Е 221-226.
Вызывающие нарушение давления: Е 250, 251.
Чтобы процесс обмена веществ в организме был сбалансированным, питание должно быть разнообразным. Правильное питание обеспечивает нормальное физическое развитие ребёнка, предупреждает возникновение таких отклонений, как отставание в росте, малокровие, ожирение, аллергические проявления, расстройство пищеварения, улучшает состояние иммунной системы, повышает сопротивляемость организма к отрицательным факторам окружающей среды. Питание влияет на развитие центральной нервной системы, интеллект, состояние работоспособности.
«Надо есть не то, что есть, а то, что нужно есть».
(А.Шопенгауэр)
«Мы живём не для того, чтобы есть, но едим для того, чтобы жить»
(древние философы)
Обмен веществ представляет собой сложный процесс превращения химических элементов в организме, обеспечивающий его рост, развитие, деятельность и жизнь в целом. Обмен веществ – основной признак жизни, если обмен веществ прекращается – прекращается жизнь.
В процессе обмена веществ в организме образуется необходимая для жизнедеятельности энергия, происходит синтез различных химических соединений, идущих на построение нашего тела. Длительное нарушение равновесия между поступлением отдельных пищевых веществ и их распадом приводит к нарушению обмена веществ.
Оптимальным для здорового человека признан такой рацион, при котором соотношение белков, жиров и углеводов находится в соотношении 1: 1: 5, т. е дневные нормы потребления белков и жиров одинаковы, а потребление углеводов в 5 раз больше. Кроме того, с пищей должны поступать необходимое количество витаминов и минералов.
Практическая работа «Составление суточного меню»)
Цель: научиться грамотно составлять суточный пищевой рацион человека.
Оборудование: таблицы химического состава пищевых продуктов и
калорийности (состав пищевых продуктов и калорийность).
Таблица№1
Суточная энергетическая потребность детей и подростков различного
возраста (кДж)
Возраст, лет Всего из расчета на среднюю массу тела
3-4 6720000-7560000
5-7 7560000-9660000
8-11 9450000-12180000
12-14 11760000-13860000
15-16 13440000-14700000
Таблица №2
Суточные нормы белков, жиров, углеводов в пище детей и подростков.
Возраст, лет Белки, г. Жиры, г. Углеводы, г.
3-4 50-60 60-70 150-200
5-7 65-70 75-80 250-300
8-11 75-95 80-95 350-400
12-14 90-110 90-110 400-500
15-16 100-120 90-110 450-500
Пищевой рацион составляют, используя специальные таблицы
(см. приложение).
Таблица№3
Состав суточного пищевого рациона
Режим питания | Название продукта | Масса, г. | Содержание во взятом количестве продукта, г. | Калорийность, Дж |
Белки | Жиры | Углеводы | |
1-й завтрак 2-й завтрак Обед Ужин | | | | | | |
Закрепление материала. Подведение итогов урока
Что такое пищевой рацион?
Питательные вещества и их значение?
Отгадайте питательные вещества.
Выставление оценок, анализ урока.
Таблица№3
Состав суточного пищевого рациона
Режим питания | Название продукта | Масса, г. | Содержание во взятом количестве продукта, г. | Калорийность, Дж |
Белки | Жиры | Углеводы | |
1-й завтрак 2-й завтрак Обед Ужин | | | | | | |
Таблица№3
Состав суточного пищевого рациона
Режим питания | Название продукта | Масса, г. | Содержание во взятом количестве продукта, г. | Калорийность, Дж |
Белки | Жиры | Углеводы | |
1-й завтрак 2-й завтрак Обед Ужин | | | | | | |