СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Общие сведения о языке Pascal

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Понятие компиляции и интерпретации, структура программ, типы переменных, оператор присваивания

Просмотр содержимого документа
«Общие сведения о языке Pascal»

Знакомство со средой программирования Pascal ABC.


Программа - алгоритм, написанный на языке, понятном исполнителю.

Компьютерная программа - последовательность команд, написанных на языке программирования или в машинном коде (соответствующая некоторому алгоритму), последовательно выполняемых компьютером для достижения определенной цели.

Язык программирования – фиксированная система обозначений для описания алгоритма и структур данных. Язык, «понятный» компьютеру – двоичная знаковая система, поэтому для перевода команд, написанных на языках программирования, в машинный код необходима их трансляция.

Существует два вида трансляций: интерпретация и компиляция.

Интерпретатор переводит и выполняет программу последовательно – строка за строкой (LOGO, Basic).

Компилятор переводит целиком текст программы в машинный код (Pascal, C) и создает файл приложения –exe, не зависящий от среды, т.е. он может быть использован на др. компьютерах, на которых не установлена соответствующая среда программирования.

Компилятор Pascal ABC является компилятором переднего плана (front-end). Это означает, что он не генерирует исполняемый код в виде .exe-файла, а создает в результате компиляции дерево программы в памяти, которое затем выполняется с помощью встроенного интерпретатора. В итоге скорость работы программы примерно в 20 раз медленнее скорости работы этой же программы, откомпилированной в среде Borland Pascal, и в 50 раз медленнее этой программы, откомпилированной в среде Borland Delphi.

Алфавит языка - набор символов (знаков), используемые при составлении текстов.

Алфавит языка Borland Pascal 7.0 включает:

  1. Идентификаторы - последовательность букв латинского алфавита, знака _, цифр, длиной не более 8 символов (для DOS-программ), начинающаяся не с цифры.

  2. Арабские цифры (0 – 9)

  3. Символы + - * / = , . ; : ’ _ ( ) { } и др.

  4. Служебные (зарезервированные) слова

    1. ключевые слова (VAR, BEGIN, END и др.)

    2. операторы (READLN, WRITELN и др.)

    3. имена функций (SQRT, SIN и др.)

Программа на Паскале имеет определенную структуру:

Заголовок программы

Раздел описаний

Тело программы

PROGRAM имя;

Use ;- подсоединяемые модули для использования спец возможностей,

например, графики (graph) , псевдографики(crt)

Procedure; -объявление используемых процедур и функций.

Function;

Const; - раздел констант;

Var; - раздел переменных;

BEGIN

оператор 1;

оператор 2;

…..

оператор n-1;

оператор n;

END.


Имена процедур, функций, констант, переменных задаются идентификаторами.

Переменная – эта некоторая область оперативной памяти, назовем ее ячейкой. Содержимое ячейки может изменяться в ходе выполнения программы. Размер ячейки (в памяти), отводимой для переменной, зависит от ее типа:

  • Тип integer (целый). Значения этого типа занимают 4 байта и находятся в диапазоне от -2147483648 до 2147483647. Константа MaxInt хранит значение 2147483647.

  • Тип byte (беззнаковый целый). Значения этого типа занимают 1 байт и находятся в диапазоне от 0 до 255.

  • Тип word (беззнаковый целый). Значения этого типа занимают 2 байта и находятся в диапазоне от 0 до 65535.

  • Тип char (символьный). Значения этого типа занимают 1 байт и представляют собой символы в кодировке Windows.

  • Тип boolean (логический). Переменные и константы логического типа занимают 1 байт и принимают одно из двух значений, задаваемых предопределенными константами True (истина) и False (ложь).

  • Тип real (вещественный). Значения вещественного типа занимают 8 байт, содержат 15-16 значащих цифр и по модулю не могут превосходить величины 1.7∙10308. Самое маленькое положительное число вещественного типа равно 5.0∙10- 324. Константы типа real можно записывать как в форме с плавающей точкой, так и в экспоненциальной форме: 1.7, 0.013, 2.5e3 (2500), 1.4e-1 (0.14).

  • Строка String – последовательность символов Char.

  • Типы, созданные пользователем.


После раздела описаний идёт тело программы (раздел операторов), начинающееся со служебного (ключевого) слова Begin, после которого записываются операторы языка. Операторы отделяются друг от друга точкой с запятой. Раздел операторов завершается служебным (ключевым) словом End, после которого ставится точка.


Арифметические операции

+ сложение

– вычитание

* умножение

/ деление

div целая часть от деления (17 div 5 это 3)

mod остаток от деления (17 mod 5 это 2)

Приоритеты операций: сначала умножение и деление, затем сложение и вычитание.

Операции одинакового приоритета выполняются в порядке слева направо.


Присваивание

переменная := выражение

Порядок работы

  1. Вычисляется выражение

  2. Полученное значение присваивается переменной (т.е. справа налево).

a:=5;

b:=a+3;

a:=b*b; {Результат a=64, b=8}