СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 26.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обследование детей школьного возраста с ОВЗ

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Обследование детей школьного возраста с ОВЗ»

 Презентация на тему :  Обследование ребенка школьного возраста с ОВЗ.     Выполнила :  педагог-логопед Игнотас Юлия Игоревна.

Презентация на тему : Обследование ребенка школьного возраста с ОВЗ. 

Выполнила :

педагог-логопед Игнотас Юлия Игоревна.

Задачи презентации Ознакомится с диагностическими картами обследования детей школьного возраста с ОВЗ Получить методические рекомендации для заполнения диагностических карт Ознакомиться с демонстрационным материалом для обследования детей школьного возраста

Задачи презентации

  • Ознакомится с диагностическими картами обследования детей школьного возраста с ОВЗ
  • Получить методические рекомендации для заполнения диагностических карт
  • Ознакомиться с демонстрационным материалом для обследования детей школьного возраста
Карта обследования ребенка с задержкой психического развития  младшего школьного возраста Данная карта обследования предназначена для обследования детей школьного возраста с задержкой психического развития. Карта предусматривает различный уровень сложности заданий в зависимости от возраста ребенка

Карта обследования ребенка с задержкой психического развития младшего школьного возраста

Данная карта обследования предназначена для обследования детей школьного возраста с задержкой психического развития.

Карта предусматривает различный уровень сложности заданий в зависимости от возраста ребенка

   В процессе исследования учитель - дефектолог использует различные методы: изучение педагогической документации, наблюдение, беседа, совместная игровая деятельность с ребенком, игровые упражнения

В процессе исследования учитель - дефектолог использует различные методы: изучение педагогической документации, наблюдение, беседа, совместная игровая деятельность с ребенком, игровые упражнения

Карта обследования позволяет:   -определив проблемные стороны в развитии школьника, разработать индивидуальный маршрут сопровождения ребенка в школьной организации; -организовать дифференцированную и целенаправленную коррекционно- развивающую работу с каждым конкретным ребенком по его выравниванию, объединив усилия всех специалистов ОУ; -наладить более успешное педагогическое сотрудничество с родителями воспитанников

Карта обследования позволяет:

  • -определив проблемные стороны в развитии школьника, разработать индивидуальный маршрут сопровождения ребенка в школьной организации;
  • -организовать дифференцированную и целенаправленную коррекционно- развивающую работу с каждым конкретным ребенком по его выравниванию, объединив усилия всех специалистов ОУ;
  • -наладить более успешное педагогическое сотрудничество с родителями воспитанников
Диагностическая карта развития познавательной деятельности обучающегося младшего школьного возраста (6-7-10 лет)    Данные дефектологического обследования заносятся в диагностическую карту развития познавательной деятельности обучающегося в зависимости от уровня сформированности показателя.

Диагностическая карта развития познавательной деятельности обучающегося младшего школьного возраста (6-7-10 лет)

Данные дефектологического обследования заносятся в диагностическую карту развития познавательной деятельности обучающегося в зависимости от уровня сформированности показателя.

Обследование познавательной деятельности обучающихся проводится по следующим направлениям:   1. Определение уровня общей осведомленности решалось на начальном этапе диагностики, т.к. предоставляет наименьшую сложность для ребенка, по сравнению с последующими наиболее трудными заданиями. Для определения характера деятельности и понимания инструкции не требуется определенных методик. Их необходимо решать на протяжении всего диагностического периода в рамках метода  наблюдение .

Обследование познавательной деятельности обучающихся проводится по следующим направлениям:

1. Определение уровня общей осведомленности решалось на начальном этапе диагностики, т.к. предоставляет наименьшую сложность для ребенка, по сравнению с последующими наиболее трудными заданиями. Для определения характера деятельности и понимания инструкции не требуется определенных методик. Их необходимо решать на протяжении всего диагностического периода в рамках метода  наблюдение .

2. Для диагностики восприятия используются такие методики как «Узнавание перечеркнутых изображений», «Узнавание наложенных изображений», «буквенный гнозис», «Оценка ритмов»(слуховое восприятие). Данные методики направлены на определение доступности выполнения задания, наличие фрагментарности восприятия, возможности выделения целостной фигуры, узнавание букв в зеркальном изображении, узнавание наложенных и перечеркнутых букв, оценку слухового восприятия.

2. Для диагностики восприятия используются такие методики как «Узнавание перечеркнутых изображений», «Узнавание наложенных изображений», «буквенный гнозис», «Оценка ритмов»(слуховое восприятие). Данные методики направлены на определение доступности выполнения задания, наличие фрагментарности восприятия, возможности выделения целостной фигуры, узнавание букв в зеркальном изображении, узнавание наложенных и перечеркнутых букв, оценку слухового восприятия.

3. Сформированность свойств внимания может быть исследована с помощью методик «Корректурная проба», «Красно-черная таблица», «Методика изучения уровня внимания у школьников»(для учеников 3-5 классов), «Расстановка чисел». Предложенные методики позволяют определить уровень сформированности таких параметров внимания, как устойчивость, распределение, переключение; самоконтроля школьников; динамику распределения ошибок в зависимости от этапа работы, его темпа и пространственного расположения на листе.

3. Сформированность свойств внимания может быть исследована с помощью методик «Корректурная проба», «Красно-черная таблица», «Методика изучения уровня внимания у школьников»(для учеников 3-5 классов), «Расстановка чисел». Предложенные методики позволяют определить уровень сформированности таких параметров внимания, как устойчивость, распределение, переключение; самоконтроля школьников; динамику распределения ошибок в зависимости от этапа работы, его темпа и пространственного расположения на листе.

4. Исследовать мнемические свойства доступно с помощью методик «Заучивание 10 слов», «Повторение серии слов», «Повторение пар фраз», «Исследование зрительной памяти», «Опосредованное запоминание по А.Н.Леонтьеву». В результате проведения методик можно определить такие качества памяти, как состояние памяти, утомляемость, сформированность логических приемов запоминания, а так же определить ведущий вид памяти (зрительная, слуховая, двигательная)

4. Исследовать мнемические свойства доступно с помощью методик «Заучивание 10 слов», «Повторение серии слов», «Повторение пар фраз», «Исследование зрительной памяти», «Опосредованное запоминание по А.Н.Леонтьеву». В результате проведения методик можно определить такие качества памяти, как состояние памяти, утомляемость, сформированность логических приемов запоминания, а так же определить ведущий вид памяти (зрительная, слуховая, двигательная)

5. Наиболее подробным и основополагающим является обследование свойств мышления. В диагностической карте основное внимание уделяется изучению наглядно-образного и словесно-логического мышления. Методики подобраны так, что бы анализ результатов их выполнения наиболее полно раскрывал картину сформированности данного психического процесса, являющего одним из основных в постановке заключения и определения образовательного маршрута, а так же определения путей коррекционно-развивающей работы. Методики «Существенные признаки», «Простые аналогии», «Сюжетная картинка», «Серия картин», «Нелепицы», «Воспроизведение рассказов», «Метафоры, пословицы, поговорки», «Исключение предметов», «Исключение понятий», «Классификация», «Схематизация», «Сложные аналогии», «Подбор обобщающих слов или словосочетаний», Оценка абстрактно-логического мышления (тест возрастающей трудности Дж. Равена).

5. Наиболее подробным и основополагающим является обследование свойств мышления. В диагностической карте основное внимание уделяется изучению наглядно-образного и словесно-логического мышления. Методики подобраны так, что бы анализ результатов их выполнения наиболее полно раскрывал картину сформированности данного психического процесса, являющего одним из основных в постановке заключения и определения образовательного маршрута, а так же определения путей коррекционно-развивающей работы. Методики «Существенные признаки», «Простые аналогии», «Сюжетная картинка», «Серия картин», «Нелепицы», «Воспроизведение рассказов», «Метафоры, пословицы, поговорки», «Исключение предметов», «Исключение понятий», «Классификация», «Схематизация», «Сложные аналогии», «Подбор обобщающих слов или словосочетаний», Оценка абстрактно-логического мышления (тест возрастающей трудности Дж. Равена).

Данные методики направлены на выявление уровня отвлеченности, понимание переносного смысла, понимание нелепости изображенных объектов, умение использовать условно-схематические изображения для ориентировки в пространстве, исследование анализа и синтеза, умение устанавливать причинно-следственные связи, строить умозаключения, умение строить обобщения, абстрагирование, критичности и обдуманности действий, понимание логических связей и отношениями между понятиями, умение сохранять направленность и устойчивость способа рассуждения при решении длинного ряда однотипных задач.

Данные методики направлены на выявление уровня отвлеченности, понимание переносного смысла, понимание нелепости изображенных объектов, умение использовать условно-схематические изображения для ориентировки в пространстве, исследование анализа и синтеза, умение устанавливать причинно-следственные связи, строить умозаключения, умение строить обобщения, абстрагирование, критичности и обдуманности действий, понимание логических связей и отношениями между понятиями, умение сохранять направленность и устойчивость способа рассуждения при решении длинного ряда однотипных задач.

  Показатели Уровни сформированности познавательной деятельности Первичная диагностика дата I I. Общие показатели 1. Понимание инструкции II 2. Характер деятельности III 3. Общая осведомленность Контрольная диагностика дата II. Диагностика восприятия 1. Целостность зрительного восприятия «Узнавание перечеркнутых изображений» IV «Узнавание наложенных изображений» (фигуры Поппельрейтора) I II 2. Буквенный гнозис 3. Временные представления III 4. Пространственные представления IV Заключительная диагностика Дата 5. Восприятие цвета I 6. Восприятие формы II III IV

 

Показатели

Уровни сформированности познавательной деятельности

Первичная диагностика

дата

I

I. Общие показатели

1. Понимание инструкции

II

2. Характер деятельности

III

3. Общая осведомленность

Контрольная диагностика

дата

II. Диагностика восприятия

1. Целостность зрительного восприятия

«Узнавание перечеркнутых изображений»

IV

«Узнавание наложенных изображений» (фигуры Поппельрейтора)

I

II

2. Буквенный гнозис

3. Временные представления

III

4. Пространственные представления

IV

Заключительная диагностика

Дата

5. Восприятие цвета

I

6. Восприятие формы

II

III

IV

III. Диагностика внимания 1. Устойчивость и внимания «Корректурная проба» 2. Таблицы Шульте IV. Диагностика памяти 1. Слухоречевая память «Заучивание 10 слов» (предложена А.Р.Лурия) 2. «Исследование зрительной памяти» по Н.Я.Семаго «Опосредованное запоминание» V. Диагностика мышления 1. Установление логических связей и отношений между понятиями «Существенные признаки» (9-10 лет) «Простые аналогии» (7-8 лет)

III. Диагностика внимания

1. Устойчивость и внимания «Корректурная проба»

2. Таблицы Шульте

IV. Диагностика памяти

1. Слухоречевая память «Заучивание 10 слов» (предложена А.Р.Лурия)

2. «Исследование зрительной памяти» по Н.Я.Семаго

«Опосредованное запоминание»

V. Диагностика мышления

1. Установление логических связей и отношений между понятиями «Существенные признаки» (9-10 лет)

«Простые аналогии» (7-8 лет)

2. Причинно-следственные связи «Сюжетная картинка» «Серия картин» 3. Понимание нелепости изображенного «Нелепицы» 4. Исследование понимания и запоминания текстов «Воспроизведение рассказов» 5. Понимание переносного смыла «Пословицы» 6. Установление сходства и различия, уровня обобщающих операций «Исключение предметов» (с 4 до 7-8 лет) «Исключение понятий» (с 8 лет) 7. Обобщение и абстрагирование, способность группировать объекты на основе существенных признаков «Классификация» (7-9 лет) С.Д.Забрамная 8. Сравнение понятий VI. Диагностика школьных знаний Выводы Рекомендации

2. Причинно-следственные связи «Сюжетная картинка»

«Серия картин»

3. Понимание нелепости изображенного «Нелепицы»

4. Исследование понимания и запоминания текстов «Воспроизведение рассказов»

5. Понимание переносного смыла «Пословицы»

6. Установление сходства и различия, уровня обобщающих операций «Исключение предметов» (с 4 до 7-8 лет)

«Исключение понятий» (с 8 лет)

7. Обобщение и абстрагирование, способность группировать объекты на основе существенных признаков «Классификация» (7-9 лет) С.Д.Забрамная

8. Сравнение понятий

VI. Диагностика школьных знаний

Выводы

Рекомендации

 Оценка результатов I-показатель сформирован (100% - 75%)  1 – низкий результат (75% - 85%);  2 –средний результат (85%-95%);  3 – высокий результат (95-100%).  II- показатель недостаточно сформирован (74%-26%)  1 – низкий результат (25%-45%);  2 –средний результат (45%-65%);  3 – высокий результат (65%-75%).  III- показатель частично сформирован (25%-5%)  1– низкий результат (5%-10%);  2 –средний результат (10%-20%);  3 – высокий результат (20%-25%).  IV- показатель не сформирован (5%-0%)  1– низкий результат (0-1%);  2 –средний результат (1% -3%);  3 – высокий результат (3%-5%).

Оценка результатов

I-показатель сформирован (100% - 75%) 1 – низкий результат (75% - 85%); 2 –средний результат (85%-95%); 3 – высокий результат (95-100%). II- показатель недостаточно сформирован (74%-26%) 1 – низкий результат (25%-45%); 2 –средний результат (45%-65%); 3 – высокий результат (65%-75%). III- показатель частично сформирован (25%-5%) 1– низкий результат (5%-10%); 2 –средний результат (10%-20%); 3 – высокий результат (20%-25%). IV- показатель не сформирован (5%-0%) 1– низкий результат (0-1%); 2 –средний результат (1% -3%); 3 – высокий результат (3%-5%).

Схема анализа дефектологического обследования учащихся   Эмоциональное реагирование в ситуации обследования Оцениваются: особенности вступления ребенка в контакт, желание общаться, характер общения (чрезмерная общительность, замкнутость), критичность; анализируется характер отношения к самому обследованию, отдельным заданиям, проявления эмоциональных реакций.

Схема анализа дефектологического обследования учащихся

Эмоциональное реагирование в ситуации обследования

Оцениваются: особенности вступления ребенка в контакт, желание общаться, характер общения (чрезмерная общительность, замкнутость), критичность; анализируется характер отношения к самому обследованию, отдельным заданиям, проявления эмоциональных реакций.

Понимание инструкции, воспринятой на слух и прочитанной самостоятельно   Оценивается уровень понимания ребенком инструкции и характера задания. Необходимо зафиксировать и учитывать, какого типа инструкция понятна детям: вербальная; устная, сопровождаемая наглядным показом; невербальная.

Понимание инструкции, воспринятой на слух и прочитанной самостоятельно

Оценивается уровень понимания ребенком инструкции и характера задания. Необходимо зафиксировать и учитывать, какого типа инструкция понятна детям: вербальная; устная, сопровождаемая наглядным показом; невербальная.

Обучаемость (восприимчивость к помощи, способность переноса на аналогичные задания) Оценивается обучаемость ребенка как общая способность к обучению: умение работать по образцу, инструкции, умение работать самостоятельно, потребность в помощи, восприимчивость к помощи педагога, характер оказываемой помощи, необходимое для выполнения задания количество «уроков», способность переноса показанного способа действия на аналогичные задания.

Обучаемость (восприимчивость к помощи, способность переноса на аналогичные задания)

Оценивается обучаемость ребенка как общая способность к обучению: умение работать по образцу, инструкции, умение работать самостоятельно, потребность в помощи, восприимчивость к помощи педагога, характер оказываемой помощи, необходимое для выполнения задания количество «уроков», способность переноса показанного способа действия на аналогичные задания.

Особенности организации деятельности, сформированность регуляторных функций Не менее важным диагностическим критерием является оценка состояния учебно‑познавательной деятельности ребенка. Фиксируются мотивационный, операционный, регуляционный компоненты деятельности

Особенности организации деятельности, сформированность регуляторных функций

Не менее важным диагностическим критерием является оценка состояния учебно‑познавательной деятельности ребенка. Фиксируются мотивационный, операционный, регуляционный компоненты деятельности

Темп работы Оценивается средний показатель времени, затраченного ребенком при выполнении заданий на протяжении обследования; характеризуется скорость протекания мыслительных процессов; темп самостоятельной работы на уроке .

Темп работы

Оценивается средний показатель времени, затраченного ребенком при выполнении заданий на протяжении обследования; характеризуется скорость протекания мыслительных процессов; темп самостоятельной работы на уроке .

Работоспособность Отмечается уровень и характер работоспособности (низкая в результате повышенной соматической истощаемости; низкая, обусловленная церебрастенией и др.)

Работоспособность

Отмечается уровень и характер работоспособности (низкая в результате повышенной соматической истощаемости; низкая, обусловленная церебрастенией и др.)

Сформированность учебных навыков Оценивается общий уровень сформированности знаний, умений и навыков в соответствии с программными требованиями.

Сформированность учебных навыков

Оценивается общий уровень сформированности знаний, умений и навыков в соответствии с программными требованиями.

Общая характеристика учебной деятельности Оцениваются в соответствии с возрастом:  уровень сформированности учебной мотивации, умения и навыки планирования учебной деятельности (осознание учебной задачи, постановка целей, выбор пути достижения цели), уровень познавательной и поисковой активности (стремление ребенка решить задачу, найти рациональные способы действий, в случае неудачи прибегнуть к другому варианту решения), уровень самостоятельной работы, самоконтроль .

Общая характеристика учебной деятельности

Оцениваются в соответствии с возрастом: уровень сформированности учебной мотивации, умения и навыки планирования учебной деятельности (осознание учебной задачи, постановка целей, выбор пути достижения цели), уровень познавательной и поисковой активности (стремление ребенка решить задачу, найти рациональные способы действий, в случае неудачи прибегнуть к другому варианту решения), уровень самостоятельной работы, самоконтроль .

 Демонстрационный материал для обследования детей школьного возраста

Демонстрационный материал для обследования детей школьного возраста

О.И.Азова  «Диагностический материал»

О.И.Азова «Диагностический материал»

Н.В.Нищева  «Картинный материал»

Н.В.Нищева «Картинный материал»

С.Д.Забрамная «Практический материал для проведения психлого-педагогического обследования детей»

С.Д.Забрамная «Практический материал для проведения психлого-педагогического обследования детей»

Вместо заключения Дорогие коллеги, надеюсь моя презентация будет полезна. Желаю Вам творческих успехов и неиссякаемого профессионального вдохновения.

Вместо заключения

Дорогие коллеги, надеюсь моя презентация будет полезна.

Желаю Вам творческих успехов и неиссякаемого профессионального вдохновения.

Заговори, чтобы я тебя увидел.  (Сократ)

Заговори, чтобы я тебя увидел. (Сократ)

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя