Просмотр содержимого документа
«Обследование речевой деятельности детей»
Обследование речевой деятельности детей
Основной целью обследования является оценка сформированности речи, то есть степени соответствия уровня речевого развитии, особенно связности речи и ее коммуникативной функции, возрастным нормативам. В логопедической литературе представлено большое количество методик обследования речи. Объединяет их то, что они с разной степенью подробности анализируют фонетико-фонематический, лексический, грамматический уровни развития речи и составляют суждение о связной речи ребенка.
Задачи логопедического исследования:
выявление механизмов, лежащих в основе нарушения речевого развития;
квалификация нарушения;
определение степени его выраженности.
При анализе речевых нарушений обязательно учитываются возраст ребенка, его социальное и семейное окружение, возможные этиологические и патогенетические факторы речевых расстройств.
В клинико-педагогическом анализе нарушений речевого развития определяющая роль отводится психолингвистическим критериям, позволяющим представить, что нарушено в речи, и на основе этого отграничить одно нарушение от другого:
нарушения формы речи — устной или письменной;
нарушенный вид речевой деятельности применительно для каждой из форм (для устной речи — говорение или слушание (восприятие), для письменной — письмо или чтение);
нарушенный этап (звено) порождения или восприятия речи: для продуктивной речи, говорения и письма, — этапы внутреннего и внешнего оформления высказывания; для рецептивной речи, слушания и чтения, — нарушения сенсорного или рецептивного характера;
нарушенные операции оформления высказывания на том или другом этапе процесса порождения или восприятия речи;
нарушенные средства оформления высказывания — языковые (лингвистические) или произносительные единицы.
Принципы анализа речевых нарушений сформулированы Р. Е. Левиной.
Принцип развития предполагает эволюционно-динамический анализ возникновения дефекта. У детей нервно-психические функции находятся в процессе непрерывного развития и созревания, поэтому необходимо оценить не только непосредственные результаты первичного дефекта, но и его отсроченное влияние на формирование речевых и познавательных функций. Анализ речевых нарушений с позиций развития позволяет выделить ведущий дефект и связанные с ним вторичные нарушения.
Принцип развития тесно связан с общепсихологическим принципом деятельностного подхода. На каждом этапе возрастного развития деятельность ребенка формируется в процессе его взаимодействия со взрослыми, и для каждого этапа характерна деятельность, наиболее близко коррелирующая с развитием речи: эмоционально-положительное общение со взрослым, предметно-действенное общение, игра, учебная деятельность.
Принцип системного подхода основывается на системном строении и системном взаимодействии различных компонентов речи: произносительной ее стороны, фонематических процессов, лексико-грамматического строя. Нарушения речи могут в разной степени затрагивать те или иные компоненты деятельности.
Принцип связи речи с другими сторонами психического развития предполагает анализ ее влияния на все психические процессы. Так, при отсутствии соответствующих коррекционных мероприятий у ребенка с нарушением речи может замедляться темп интеллектуального развития, а также становление процессов восприятия, памяти, внимания, целенаправленного поведения.