ОБСЛЕДОВАНИЕ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА
В специальной литературе представлен материал, содержащий богатый методический опыт по коррекции слогового оформления слов детьми с различными речевыми трудностями.
Вместе с тем недостаточность теоретических сведений о состоянии предпосылок, значимых для становления слоговой структуры слова, обусловливает преимущественную ориентированность дидактических программ на коррекцию речевой деятельности детей.
Изучение особенностей оптико-пространственной ориентации, сложных параметров движений и действий (динамического и ритмического), способности к серийно-последовательной обработке информации позволит определить условия оптимизации процесса коррекции слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи.
Цель данного раздела - описание методики обследования состояния процессов восприятия и проговаривания слов различной слоговой структуры и предпосылок их формирования у дошкольников.
Для ее достижения предстояло решить следующие задачи:
определить составляющие модели обследования восприятия и проговаривания структуры лексических единиц, предпосылок ее формирования;
отобрать и систематизировать содержание заданий с учетом возрастных особенностей детей;
проанализировать полученные результаты.
Методика обследования включает четыре серии заданий. Первая серия состоит из комплексов заданий, направленных на выявление особенностей слогового оформления слов
разной степени сложности (изолированно и в составе минимального контекста).
Вторая — включает комплексы заданий, позволяющих определить особенности восприятия ритмических и структурных характеристик слова (на основе предъявления на слух слогов, слов и квазислов).
Третья — включает комплексы заданий, направленных на выявление состояния сложных параметров двигательных актов - динамического и ритмического (при выполнении серийных движений).
Четвертая серия состоит из комплексов заданий, направленных на исследование особенностей оптико-пространственной ориентации (сомато-пространственной и ориентации в трехмерном и двухмерном пространстве).
Обследование произношения слов различной структурной сложности
Задачи первой серии заданий:
Определение уровня доступности слоговой структуры слова для спонтанного изолированного воспроизведения; определение характера и количества возможных искажений.
Исследование возможностей детей использовать слова простой и сложной слоговой структуры в составе минимального контекста, характера и количества возможных искажений при различных вариантах употребления слов.
При отборе вербального материала каждое слово рассмотрено с позиций его известности детям, частотности употребления и сложности его звуко-слогового состава. Речевой материал составили незнакомые, знакомые, часто и мало употребляемые слова различной слоговой сложности.
Изучение особенностей слогового оформления слов дошкольниками с общим недоразвитием речи предлагается осуществлять с помощью нескольких комплексов экспериментальных заданий (А, Б, В, Г, Д), разработанных нами на основе принятых в логопедической практике традиционных методов обследования слоговой структуры слова (предложенных Р.Е. Левиной и сотрудниками сектора логопедии НИИ дефектологии Академии педагогических наук А.К. Марковой, Л.Ф. Спировой, Г.В. Чиркиной, А.В. Ястребовой).
Задания на выявление особенностей спонтанного произнесения изолированных слов различной слоговой сложности.
Предлагаются с целью определения уровня сложности слоговой структуры слова, доступного для самостоятельного проговаривания; а также установления характера и особенностей искажений слов.
Ведущий прием - называние предъявляемых предметных картинок по инструкции: «Скажи, что (кто) это».
Задание1. Произнесение односложных слов без стечений согласных звуков. Речевой и картинный материал: дом, дым, мак, кот, бык, кит.
Задание 2. Произнесение двусложных слов без стечений согласных звуков. Речевой и картинный материал:
а) слова типа СГСГ - муха, лиса, вода, вата, коты, ноты;
б) слова типа СГСГС - петух, банан, диван, хомяк, вагон,
веник.
Задание 3. Произнесение односложных слов со стечениями согласных звуков. Речевой и картинный материал:
а) слова со стечениями согласных звуков в начале слова - гном, хлеб, стул, блин, внук, клен;
б) слова со стечениями согласных звуков в конце слова -
бант, танк, зонт, бинт, винт, лист.
Задание 4. Произнесение двусложных слов
со стечениями согласных звуков. Речевой и картинный материал:
а) слова со стечениями согласных звуков на стыке слогов - утка, банка, банты, кофта, тапки, медведь;
б) слова со стечениями согласных звуков в начале слова - знаки, гномы, слоны, шкафы, столы, ступа.
Задание 5. Произнесение трехсложных слов
без стечений согласных звуков. Речевой и картинный материал:
а) слова типа СГСГСГ - панама, кубики, лисята, собака,
машина, лопата;
б) слова типа СГСГСГС - котенок, помидор, колобок, телефон, бегемот, барабан.
Задание 6. Произнесение трехсложных слов со стечениями согласных звуков. Речевой и картинный материал:
автобус, апельсин, виноград, конфеты, карандаш, автомат;
пистолет, цыпленок, яблоко, будильник, клубника, скакалка.
Задание 7. Произнесение многосложных слов. Речевой и картинный материал:
а) слова без стечений согласных звуков - Буратино,
черепаха, самолеты, кукуруза, гусеница, макароны;
пуговицы, пирамида, карусели, барабаны, телевизор, велосипед;
б) слова со стечениями согласных звуков - полотенце,
светофоры, сковородка, космонавты, учительница, воспитательница.
Задания на отраженное (при необходимости - замедленное) и сопряженное проговаривание слов, в том числе сложных по структуре и малочастотных. Предлагаются с целью установления характера искажений в данном варианте употребления слов, выяснения влияния эталона произнесения лексической единицы на качество проговаривания детьми. Ведущий прием - повторение слов за логопедом (или совместно с логопедом) со зрительной опорой на предметные или сюжетные картинки.
Инструкции: «Посмотри, послушай, повтори», «Повторяй вместе со мной».
Задание 1. Отраженное (сопряженное)
произнесение односложных слов без стечений согласных звуков.
Речевой и картинный материал:
мох, мех, пух, бак, Бим, Бом.
Задание 2. Отраженное (сопряженное) произнесение двусложных слов без стечений согласных звуков. Речевой и картинный материал:
а) слова типа ГСГ и СГСГ - ива, боты, дети, кофе, киты, дома;
б) слова типа СГСГС - венок, гамак, газон, дымок, кабан, салат.
Задание 3. Отраженное (сопряженное) произнесение
односложных слов со стечениями согласных звуков. Речевой и картинный материал: два, двор, сноп, лифт, мост, куст.
Задание 4. Отраженное (сопряженное) произнесение
двусложных слов со стечениями согласных звуков. Речевой и картинный материал:
а) слова со стечениями согласных звуков на стыке слогов - овца, тыква, нитки, зайка, миска, индюк; кактус, фонтан, кувшин, магнит, солдат, каштан;
б) слова со стечениями согласных звуков в начале и сере
дине слова - клюква, фрукты, звезда, гнездо, кнопка,
спутник;
в) слова с несколькими стечениями согласных звуков -
конверт, проспект, пингвин, Москва (Кремль), верблюд,
актриса.
Задание 5. Отраженное (сопряженное) произнесение
трехсложных слов без стечений согласных звуков. Речевой и картинный материал:
а) слова типа СГСГСГ - дорога, ворона, сорока, ворота,
Галина, малина;
б) слова типа СГСГСГС - воробей, петушок, соловей,
василек, потолок, колосок.
Задание 6. Отраженное (сопряженное) произнесение
трехсложных слов со стечениями согласных звуков. Речевой и картинный материал:
а) слова с одним стечением согласных звуков - комната,
гантели, аптека, осьминог, охотник, памятник;
б) слова с двумя стечениями согласных звуков - Незнайка, квартира, гвоздика, продукты, футболист, спутники.
Задание 7. Отраженное (сопряженное) произнесение
многосложных слов. ,,
Речевой и картинный материал:
а) слова без стечений согласных звуков - водолазы, чемоданы, носороги, самокаты, бегемоты, телефоны;
капитаны, тараканы, ящерица, раковина, паутина, пианино;
б) слова со стечениями согласных звуков - выключатель, холодильник, Снегурочка, шахматисты, экскурсовод, велосипедист.
Задания на выявление особенностей многократного отраженного воспроизведения слов.
Предлагаются с целью выяснения возможностей удержания программы действия в процессе проговаривания.
Задание 1. Многократное повторение слова с опорой на предъявляемый образец. Инструкция: «Послушай, повтори три-четыре раза». Примерный речевой материал:
банан, хлеб, медведь, магнит, пингвин, памятник, воробей, петушок, апельсин, молоток, космонавт, ящерица, воспитательница и др.
Задание 2. Многократное повторение слова без опоры на эталон. Инструкция: «Посмотри, назови, повтори несколько раз». Примерный речевой и картинный материал: лимон, гамак, гном, винт, овца, кактус, звезда, спутник, панама, малина, самолет, колосок, аптека, футболист, Буратино, гусеница, учительница и др.
Примечание. Используется картинный материал предыдущих комплексов.
Задания на выявление особенностей состояния слогового состава слова в минимальном контексте.
Предлагаются с целью выяснения возможностей и использования слов различной степени сложности в составе словосочетании и предложении.
Задание 1. Завершение словосочетаний и предложений (подстановка нужного слова) с опорой на картинку. Инструкция: «Я начну говорить, а ты закончишь. Тебе поможет картинка».
Речевой и картинный материал:
а) добавление слова без изменения его грамматической
формы: «Желтый … (лимон); Катина ... (панама); плывет
... (пароход); колючий ... (кактус); отважный ... (солдат);
длинноносый ... (Буратино)»;
б) добавление слова с изменением его грамматической
формы: «Я рисую... (гусеницу); мы кормили ... (Бима);
мы полетим на ... (самолете); я положу письмо в ... (конверт); я хочу быть ... (космонавтом); я мечтаю о ... (велосипеде)».
При необходимости логопед использует указующий жест на картинку и/или вопрос (например: «Мы полетим... на чем?»).
Примечание. Картинный материал дан к словам, взятым в скобки.
Задание 2. Отраженное проговаривание конструкций, включающих слова различной структурной сложности. Инструкция: «Посмотри, послушай, повтори». Речевой и картинный материал:
а) Бим дома; Бим спит; Бим отдыхает; лохматый Бим;
Бим подметает; Бим охотится;
б) Бим едет на грузовике; Бим играет на пианино; Бим
кормит цыпленка; Бим увидел пингвина; Бим покупает
продукты; Бим работает милиционером.
Конструкции с постоянным предъявлением образца. Инструкции: «Послушай, повтори»; «Еще раз послушай, повтори» и т.д. Речевой и картинный материал:
скачет зайчишка; едут танкисты; комнатный цветок; гном ест хлеб; Галина ест малину; садовник поливает шиповник.
Заданий 2. Многократное (3-4 раза) воспроизведение конструкции без постоянного предъявления образца. Инструкция: «Послушай, повтори несколько раз». Речевой и картинный материал:
едет машина; цветная бумага; сладкие бананы; знаки на перекрестке; в космосе спутники; под кустом лиса.
Анализ результатов первой серии заданий рекомендуется осуществлять с учетом следующих критериев:
уровень сложности слоговой структуры слова, доступный для произнесения;
количество и характер искажений;
состояние ритмического рисунка слов при воспроизведении (скандирование, наличие ударений);
темпинговые характеристики воспроизведения слов (скорость, паузирование);
наличие/отсутствие определенного типа искажений;
стратегия анализа структуры лексической единицы;
контроль правильности при произнесении слова.