СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обследование слоговой структуры слова

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке представлено описание методики обследова­ния состояния процессов восприятия и проговаривания слов различной слоговой структуры и предпосылок их формиро­вания у дошкольников.

Просмотр содержимого документа
«Обследование слоговой структуры слова»

ОБСЛЕДОВАНИЕ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА

В специальной литературе представлен материал, содержа­щий богатый методический опыт по коррекции слогового оформления слов детьми с различными речевыми трудностями.

Вместе с тем недостаточность теоретических сведений о состоянии предпосылок, значимых для становления слого­вой структуры слова, обусловливает преимущественную ориентированность дидактических программ на коррекцию речевой деятельности детей.

Изучение особенностей оптико-пространственной ориен­тации, сложных параметров движений и действий (динами­ческого и ритмического), способности к серийно-последова­тельной обработке информации позволит определить усло­вия оптимизации процесса коррекции слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи.

Цель данного раздела - описание методики обследова­ния состояния процессов восприятия и проговаривания слов различной слоговой структуры и предпосылок их формиро­вания у дошкольников.

Для ее достижения предстояло решить следующие задачи:

  • определить составляющие модели обследования вос­приятия и проговаривания структуры лексических единиц, предпосылок ее формирования;

  • отобрать и систематизировать содержание заданий с учетом возрастных особенностей детей;

  • проанализировать полученные результаты.

Методика обследования включает четыре серии заданий. Первая серия состоит из комплексов заданий, направлен­ных на выявление особенностей слогового оформления слов

разной степени сложности (изолированно и в составе мини­мального контекста).

Вторая — включает комплексы заданий, позволяющих определить особенности восприятия ритмических и струк­турных характеристик слова (на основе предъявления на слух слогов, слов и квазислов).

Третья — включает комплексы заданий, направленных на выявление состояния сложных параметров двигательных ак­тов - динамического и ритмического (при выполнении серий­ных движений).

Четвертая серия состоит из комплексов заданий, на­правленных на исследование особенностей оптико-простран­ственной ориентации (сомато-пространственной и ориента­ции в трехмерном и двухмерном пространстве).






Обследование произношения слов различной структурной сложности

Задачи первой серии заданий:

  1. Определение уровня доступности слоговой структуры слова для спонтанного изолированного воспроизведения; оп­ределение характера и количества возможных искажений.

  1. Исследование возможностей детей использовать слова простой и сложной слоговой структуры в составе минималь­ного контекста, характера и количества возможных искаже­ний при различных вариантах употребления слов.

При отборе вербального материала каждое слово рас­смотрено с позиций его известности детям, частотности употребления и сложности его звуко-слогового состава. Ре­чевой материал составили незнакомые, знакомые, часто и мало употребляемые слова различной слоговой сложности.

Изучение особенностей слогового оформления слов дошко­льниками с общим недоразвитием речи предлагается осущест­влять с помощью нескольких комплексов экспериментальных заданий (А, Б, В, Г, Д), разработанных нами на основе принятых в логопедической практике традиционных методов обсле­дования слоговой структуры слова (предложенных Р.Е. Леви­ной и сотрудниками сектора логопедии НИИ дефектологии Академии педагогических наук А.К. Марковой, Л.Ф. Спировой, Г.В. Чиркиной, А.В. Ястребовой).

Задания на выявление особенностей спонтанного произнесения изолированных слов различной сло­говой сложности.

Предлагаются с целью определения уровня слож­ности слоговой структуры слова, доступного для самостоятельного проговаривания; а также уста­новления характера и особенностей искажений слов.

Ведущий прием - называние предъявляемых пред­метных картинок по инструкции: «Скажи, что (кто) это».

Задание1. Произнесение односложных слов без стечений согласных звуков. Речевой и картинный материал: дом, дым, мак, кот, бык, кит.

Задание 2. Произнесение двусложных слов без стечений согласных звуков. Речевой и картинный материал:

а) слова типа СГСГ - муха, лиса, вода, вата, коты, ноты;

б) слова типа СГСГС - петух, банан, диван, хомяк, вагон,
веник.

Задание 3. Произнесение односложных слов со стечениями согласных звуков. Речевой и картинный материал:

а) слова со стечениями согласных звуков в начале сло­ва - гном, хлеб, стул, блин, внук, клен;

б) слова со стечениями согласных звуков в конце слова -
бант, танк, зонт, бинт, винт, лист.


Задание 4. Произнесение двусложных слов

со стечениями согласных звуков. Речевой и картинный материал:

а) слова со стечениями согласных звуков на стыке сло­гов - утка, банка, банты, кофта, тапки, медведь;

б) слова со стечениями согласных звуков в начале сло­ва - знаки, гномы, слоны, шкафы, столы, ступа.

Задание 5. Произнесение трехсложных слов

без стечений согласных звуков. Речевой и картинный материал:

а) слова типа СГСГСГ - панама, кубики, лисята, собака,
машина, лопата;

б) слова типа СГСГСГС - котенок, помидор, колобок, телефон, бегемот, барабан.

Задание 6. Произнесение трехсложных слов со стечениями согласных звуков. Речевой и картинный материал:

автобус, апельсин, виноград, конфеты, карандаш, авто­мат;

пистолет, цыпленок, яблоко, будильник, клубника, ска­калка.

Задание 7. Произнесение многосложных слов. Речевой и картинный материал:

а) слова без стечений согласных звуков - Буратино,
черепаха, самолеты, кукуруза, гусеница, макароны;
пуговицы, пирамида, карусели, барабаны, телевизор, ве­лосипед;

б) слова со стечениями согласных звуков - полотенце,
светофоры, сковородка, космонавты, учительница, воспитательница.

Задания на отраженное (при необходимости - за­медленное) и сопряженное проговаривание слов, в том числе сложных по структуре и малочастотных. Предлагаются с целью установления характера ис­кажений в данном варианте употребления слов, вы­яснения влияния эталона произнесения лексиче­ской единицы на качество проговаривания детьми. Ведущий прием - повторение слов за логопедом (или совместно с логопедом) со зрительной опорой на предметные или сюжетные картинки.

Инструкции: «Посмотри, послушай, повтори», «Повторяй вместе со мной».

Задание 1. Отраженное (сопряженное)

произнесение односложных слов без стечений согласных звуков.

Речевой и картинный материал:

мох, мех, пух, бак, Бим, Бом.

Задание 2. Отраженное (сопряженное) произнесение двусложных слов без стечений согласных звуков. Речевой и картинный материал:

а) слова типа ГСГ и СГСГ - ива, боты, дети, кофе, киты, дома;

б) слова типа СГСГС - венок, гамак, газон, дымок, ка­бан, салат.

Задание 3. Отраженное (сопряженное) произнесение

односложных слов со стечениями согласных звуков. Речевой и картинный материал: два, двор, сноп, лифт, мост, куст.

Задание 4. Отраженное (сопряженное) произнесение

двусложных слов со стечениями согласных звуков. Речевой и картинный материал:

а) слова со стечениями согласных звуков на стыке сло­гов - овца, тыква, нитки, зайка, миска, индюк; кактус, фонтан, кувшин, магнит, солдат, каштан;

б) слова со стечениями согласных звуков в начале и сере­
дине слова - клюква, фрукты, звезда, гнездо, кнопка,
спутник;

в) слова с несколькими стечениями согласных звуков -
конверт, проспект, пингвин, Москва (Кремль), верблюд,
актриса.

Задание 5. Отраженное (сопряженное) произнесение

трехсложных слов без стечений согласных звуков. Речевой и картинный материал:

а) слова типа СГСГСГ - дорога, ворона, сорока, ворота,
Галина, малина;

б) слова типа СГСГСГС - воробей, петушок, соловей,
василек, потолок, колосок.

Задание 6. Отраженное (сопряженное) произнесение

трехсложных слов со стечениями согласных звуков. Речевой и картинный материал:

а) слова с одним стечением согласных звуков - комната,
гантели, аптека, осьминог, охотник, памятник;

б) слова с двумя стечениями согласных звуков - Незнай­ка, квартира, гвоздика, продукты, футболист, спутники.

Задание 7. Отраженное (сопряженное) произнесение

многосложных слов. ,,

Речевой и картинный материал:

а) слова без стечений согласных звуков - водолазы, че­моданы, носороги, самокаты, бегемоты, телефоны;
капитаны, тараканы, ящерица, раковина, паутина, пиа­нино;

б) слова со стечениями согласных звуков - выключа­тель, холодильник, Снегурочка, шахматисты, экскурсо­вод, велосипедист.


Задания на выявление особенностей многократно­го отраженного воспроизведения слов.

Предлагаются с целью выяснения возможностей удержания программы действия в процессе проговаривания.

Задание 1. Многократное повторение слова с опорой на предъявляемый образец. Инструкция: «Послушай, повтори три-четыре раза». Примерный речевой материал:

банан, хлеб, медведь, магнит, пингвин, памятник, воро­бей, петушок, апельсин, молоток, космонавт, ящерица, воспитательница и др.

Задание 2. Многократное повторение слова без опоры на эталон. Инструкция: «Посмотри, назови, повтори несколько раз». Примерный речевой и картинный материал: лимон, гамак, гном, винт, овца, кактус, звезда, спутник, панама, малина, самолет, колосок, аптека, футболист, Буратино, гусеница, учительница и др.

Примечание. Используется картинный материал предыдущих комплек­сов.


Задания на выявление особенностей состояния слогового состава слова в минимальном контексте.

Предлагаются с целью выяснения возможностей и использования слов различной степени сложности в составе словосочетании и предложении.

Задание 1. Завершение словосочетаний и предложений (подстановка нужного слова) с опорой на картинку. Инструкция: «Я начну говорить, а ты закончишь. Тебе поможет картинка».

Речевой и картинный материал:

а) добавление слова без изменения его грамматической
формы: «Желтый … (лимон); Катина ... (панама); плывет
... (пароход); колючий ... (кактус); отважный ... (солдат);
длинноносый ... (Буратино)»;

б) добавление слова с изменением его грамматической
формы: «Я рисую... (гусеницу); мы кормили ... (Бима);
мы полетим на ... (самолете); я положу письмо в ... (кон­верт); я хочу быть ... (космонавтом); я мечтаю о ... (вело­сипеде)».

При необходимости логопед использует указующий жест на картинку и/или вопрос (например: «Мы полетим... на чем?»).

Примечание. Картинный материал дан к словам, взятым в скобки.

Задание 2. Отраженное проговаривание конструкций, включающих слова различной структурной сложности. Инструкция: «Посмотри, послушай, повтори». Речевой и картинный материал:

а) Бим дома; Бим спит; Бим отдыхает; лохматый Бим;
Бим подметает; Бим охотится;

б) Бим едет на грузовике; Бим играет на пианино; Бим
кормит цыпленка; Бим увидел пингвина; Бим покупает
продукты; Бим работает милиционером.


Конструкции с постоянным предъявлением образца. Инструкции: «Послушай, повтори»; «Еще раз послушай, повтори» и т.д. Речевой и картинный материал:

скачет зайчишка; едут танкисты; комнатный цветок; гном ест хлеб; Галина ест малину; садовник поливает шиповник.

Заданий 2. Многократное (3-4 раза) воспроизведение конструкции без постоянного предъявления образца. Инструкция: «Послушай, повтори несколько раз». Речевой и картинный материал:

едет машина; цветная бумага; сладкие бананы; знаки на перекрестке; в космосе спутники; под кустом лиса.


Анализ результатов первой серии заданий рекомендует­ся осуществлять с учетом следующих критериев:

  • уровень сложности слоговой структуры слова, доступ­ный для произнесения;

  • количество и характер искажений;

  • состояние ритмического рисунка слов при воспроизве­дении (скандирование, наличие ударений);

  • темпинговые характеристики воспроизведения слов (скорость, паузирование);

  • наличие/отсутствие определенного типа искажений;

  • стратегия анализа структуры лексической единицы;

  • контроль правильности при произнесении слова.