Первичная диагностика
В диагностике уровня фонематического восприятия использованы речевые пробы, предложенные Р.И. Лалаевой, Е.В. Мальцевой, А.Р. Лурия. Методика обследования речи с балльно-уровневой системой оценки. Она удобна для:
диагностики;
уточнения структуры речевого дефекта и оценки степени выраженности нарушений разных сторон речи (получения речевого профиля);
построения системы индивидуальной коррекционно-развивающей работы;
комплектования групп на основе общности структуры нарушений речи;
отслеживания динамики речевого развития ребёнка и оценки эффективности коррекционного воздействия.
За каждую правильно выполненную пробу ребенку начисляется 1 балл. Максимальное количество баллов за все задания соответствует 20. Процентное соотношение успешности выполнения каждой серии вычисляется путем по формуле:
Количество баллов за правильные ответы х 100%
20 баллов
Высчитав процентное выражение успешности каждой серии, вычерчивается индивидуальный речевой профиль фонематического восприятия по итогам первичной и итоговой диагностики.
Протокол № 1.
Протокол обследования фонематического восприятия.
Задания. Оценка: за каждый правильный ответ – 1 балл. | Начало обучения | Конец обучения |
1. Выделение из ряда звуков. Инструкция: когда услышишь звук [С] – хлопни в ладоши. | С-Л-Н-Ф-П-К… | | |
С-Ш-Ж-Ч-Щ… | | |
С-З-Ц… | | |
С-С’-… | | |
2. Выделение заданного слога из ряда. Инструкция: когда услышишь слог «ба» (да; вя; па) – хлопни в ладоши. | ПА-БА | | |
ТА-ТА-ДА | | |
ВЯ-ВА-ВЯ | | |
ПА-ПЯ-БА | | |
3. Выделение звука из слова. Инструкция: когда услышишь звук [С] – хлопни в ладоши. | Нитки, мыло, сани | | |
Ландыш, жук, бусы | | |
Козы, цапля, поднос | | |
Василек, сетка, маска | | |
4. Опознавание звуков, различающихся одним звуком. Логопед последовательно называет 3-4 картинки. Инструкция: покажи то, что назову. | Том – дом | | |
Бочка – почка | | |
Флаги – фляги | | |
Мишка - мышка | | |
5. Повторение предложений, включающих слова с близкими звуками. Инструкция: повтори предложение. | Дед Данила делил дыню. | | |
У Вали туфли, а у Феди вафли. | | |
Спит Петька на печке. | | |
Шесть котят есть спешат. | | |
Баллы: | | |
Уровень (%) | | |
Протокол № 2.
Протокол обследования навыков звукового анализа и синтеза слова.
Задания. Оценка: за каждый правильный ответ – 1 балл. | Начало обучения | Конец обучения |
1. Выделение первого гласного звука. Инструкция: назови первый звук в слове. | Оля | | |
Утка | | |
Альбом | | |
Индюк | | |
2. Выделение первого согласного звука. Инструкция: назови первый звук в слове. | Маска | | |
Вата | | |
Кони | | |
Туфли | | |
3. Выделение последнего гласного звука из слова. Инструкция: назови последний звук в слове. | Молоко | | |
Кенгуру | | |
Диваны | | |
Полки | | |
4. Выделение последнего согласного звука из слова. Инструкция: назови последний звук в слове. | Халат | | |
Василек | | |
Павлин | | |
Дом | | |
5. Звуковой анализ и синтез слов. Инструкция: назови последовательно каждый звук в слове; послушай звуки и назови слово. | Мак | | |
Луна | | |
С-о-к | | |
Б-у-с-ы | | |
Баллы: | | |
Уровень (%) | | |
Для диагностики фонематического восприятия письменной речи я предлагаю использовать методики Т.А. Фотековой (2000). Данный компонент диагностики используется с 3 класса как дополнительный к протоколам 1 и 2, и как основной с 5 класса.
Ученикам предлагаются три задания:
1. Проверка состояния фонематического восприятия.
Цель: дифференциация звуков в слогах.
Инструкция: слушай внимательно и повторяй за мной как можно точнее.
Предъявление – воспроизведение – предъявление – воспроизведение
ба – па - па – ба –
са – за - за – са –
жа – ща - ща – жа –
са – ша - ша – са –
ла – ра - ра – ла –
ма – на –ма - на – ма – на –
да –та –да - та –да – та –
га – ка –га - ка – га – ка –
жа – ша – жа - ша – жа – ша –
ча – тя – ча - тя – ча – тя –
ра – ла – ра - ла – ра – ла –
Вначале предъявляется первый член пары (ба – па), затем второй (па – ба). Оценивается воспроизведение пробы в целом (ба – па – па – ба). Слоги предъявляются до первого воспроизведения, точного повторения добиваться не следует, т.к. задачей обследования является измерение актуального уровня развития речи.
Оценка:
5 баллов - к нему относятся те дети, которые при выполнении задания не допустят ни одной ошибки (на смешение и пропуски, замены букв обозначающих звуки сходные по артикуляции и звучанию).
3 балла - к нему относятся те дети, которые при выполнении задания допустят не более 3 ошибок (на акустическую дисграфию)
1 балл - к нему относятся те дети, которые при выполнении задания допустят более 3 ошибок (на акустическую дисграфию).
Уровни успешности:
5 баллов - хороший уровень.
3 балла - удовлетворительный уровень.
1 балл - недостаточный уровень.
2. Изложение.
Цель: определить умения самостоятельно без ошибок составлять письменный связный рассказ; писать текст по памяти без ошибок.
Инструкция: Прослушайте текст. Беседа по прочитанному. Пересказ текста. Повторное чтение текста. Запись текста по памяти.
Сильный, громкий, переливчатый крик раздался над нами, и в тот же час крик повторился, но уже впереди. Большие, красивые птицы летели треугольником, резко и редко взмахивая большими, выпуклыми крыльями. Они летели так быстро, что воздух свистел вокруг. Журавли изредка перекликались с вожаком и было в этом что-то важное, несокрушимое, гордое и самоуверенное в подоблачном разговоре.
Оценка:
6 баллов - к нему относятся те дети, которые при выполнении задания не допустят ни одной ошибки, связанные с несформированностью фонематического восприятия (замены букв, обозначающие звуки сходные по акустическим признакам);
5 баллов - к нему относятся те дети, у которых при выполнении задания могут быть допущены ошибки, связанные несформированностью фонематического восприятия (замены букв, обозначающие звуки сходные по акустическим признакам);
4 балла - к нему относятся те дети, которые при выполнении задания допустят не более 3 ошибок, связанные несформированностью фонематического восприятия (замены букв, обозначающие звуки сходные по акустическим признакам;
3 балла - к нему относятся те дети, у которых при выполнении задания в тексте могут допустить до 5 ошибок, связанные несформированностью фонематического восприятия (замены букв, обозначающие звуки сходные по акустическим признакам);
1 балл - к нему относятся те дети, у которых при выполнении задания в тексте могут допустить более 5 ошибок, связанные несформированностью фонематического восприятия (замены букв, обозначающие звуки сходные по акустическим признакам).
Уровни успешности:
5-6 баллов - хороший уровень.
4 балла - удовлетворительный уровень.
1-3 балла - недостаточный уровень.
3. Диктант.
Цель: выявить у учащихся навык самостоятельно без ошибок писать текст под диктовку.
В смешанных лесах растут лиственные и хвойные деревья. У хвойных деревьев хвоя неодинаковая. У елки иголки короткие и жесткие. У сосны они более длинные и мягкие, а у лиственницы совсем мягкие, ласковые. Среди лиственных деревьев березы от всех отличаются: они белоствольные. А дубы и клены отличаются своими резными листьями. Смешанные леса очень красивы осенью, когда в зелени хвойных деревьев пестрят яркими красками клены, осины, березы.
Оценка:
5 баллов - к нему относятся те дети, которые при выполнении задания не допустят ни одной ошибки (на смешение и пропуски, замены букв обозначающих звуки сходные по артикуляции и звучанию);
3 балла - к нему относятся те дети, которые при выполнении задания допустят не более 3 ошибок (на акустическую дисграфию);
1 балл - к нему относятся те дети, которые при выполнении задания допустят более 3 ошибок (на акустическую дисграфию).
Уровни успешности:
5 баллов - хороший уровень.
3 балла - удовлетворительный уровень.
1 балл - недостаточный уровень.
Таким образом, всего детям предлагается три вида заданий, направленные на выявление особенностей нарушения письма и обследования фонематического слуха, задания не предусматривают оказания помощи.
Данный диагностический комплекс будет опробован мной в ноябре 2018 года, согласно плану работы по теме самообразования.
Тем учащимся, которые показали низкий уровень фонематического восприятия, предлагается дополнительная диагностика, которая направлена на обследования фонетико-фонематической системы по всем её компонентам. Эта диагностика помогает определить в каком именно направлении следует выстроить коррекционную работу с данным ребёнком.