СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обследования фонетико-фонематической системы у детей младшего школьного возраста,3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обследования фонетико-фонематической системы у детей младшего школьного возраста, 3 класс

Просмотр содержимого документа
«Обследования фонетико-фонематической системы у детей младшего школьного возраста,3 класс»


Первичная диагностика


В диагностике уровня фонематического восприятия использованы речевые пробы, предложенные Р.И. Лалаевой, Е.В. Мальцевой, А.Р. Лурия. Методика обследования речи с балльно-уровневой системой оценки. Она удобна для:

  • диагностики;

  • уточнения структуры речевого дефекта и оценки степени выраженности нарушений разных сторон речи (получения речевого профиля);

  • построения системы индивидуальной коррекционно-развивающей работы;

  • комплектования групп на основе общности структуры нарушений речи;

  • отслеживания динамики речевого развития ребёнка и оценки эффективности коррекционного воздействия.

За каждую правильно выполненную пробу ребенку начисляется 1 балл. Максимальное количество баллов за все задания соответствует 20. Процентное соотношение успешности выполнения каждой серии вычисляется путем по формуле:


Количество баллов за правильные ответы х 100%

20 баллов


Высчитав процентное выражение успешности каждой серии, вычерчивается индивидуальный речевой профиль фонематического восприятия по итогам первичной и итоговой диагностики.













Протокол № 1.

Протокол обследования фонематического восприятия.


Задания.

Оценка: за каждый правильный ответ – 1 балл.

Начало

обучения

Конец обучения

1. Выделение из ряда звуков.

Инструкция: когда услышишь звук [С] – хлопни в ладоши.

С-Л-Н-Ф-П-К…



С-Ш-Ж-Ч-Щ…



С-З-Ц…



С-С’-…



2. Выделение заданного слога из ряда.

Инструкция: когда услышишь слог «ба» (да; вя; па) – хлопни в ладоши.

ПА-БА



ТА-ТА-ДА



ВЯ-ВА-ВЯ



ПА-ПЯ-БА



3. Выделение звука из слова.

Инструкция: когда услышишь звук [С] – хлопни в ладоши.

Нитки, мыло, сани



Ландыш, жук, бусы



Козы, цапля, поднос



Василек, сетка, маска



4. Опознавание звуков, разли­чающихся одним звуком. Ло­гопед последовательно назы­вает 3-4 картинки.

Инструкция: покажи то, что назову.

Том – дом



Бочка – почка



Флаги – фляги



Мишка - мышка



5. Повторение предложений, включающих слова с близкими звуками.

Инструкция: повтори предло­жение.

Дед Данила делил дыню.



У Вали туфли, а у Феди вафли.




Спит Петька на печке.



Шесть котят есть спешат.



Баллы:



Уровень (%)







Протокол № 2.

Протокол обследования навыков звукового анализа и синтеза слова.

Задания.

Оценка: за каждый правильный ответ – 1 балл.

Начало

обучения

Конец обучения

1. Выделение первого гласного звука.

Инструкция: назови первый звук в слове.

Оля



Утка



Альбом



Индюк



2. Выделение первого соглас­ного звука.

Инструкция: назови первый звук в слове.

Маска



Вата



Кони



Туфли



3. Выделение последнего глас­ного звука из слова.

Инструкция: назови последний звук в слове.

Молоко



Кенгуру



Диваны



Полки



4. Выделение последнего со­гласного звука из слова.

Инструкция: назови последний звук в слове.

Халат



Василек



Павлин



Дом



5. Звуковой анализ и синтез слов.

Инструкция: назови последо­вательно каждый звук в слове; послушай звуки и назови слово.

Мак



Луна



С-о-к



Б-у-с-ы



Баллы:



Уровень (%)




Для диагностики фонематического восприятия письменной речи я предлагаю использовать методики Т.А. Фотековой (2000). Данный компонент диагностики используется с 3 класса как дополнительный к протоколам 1 и 2, и как основной с 5 класса.

Ученикам предлагаются три задания:

1. Проверка состояния фонематического восприятия.

Цель: дифференциация звуков в слогах.

Инструкция: слушай внимательно и повторяй за мной как можно точнее.

Предъявление – воспроизведение – предъявление – воспроизведение

ба – па - па – ба –

са – за - за – са –

жа – ща - ща – жа –

са – ша - ша – са –

ла – ра - ра – ла –

ма – на –ма - на – ма – на –

да –та –да - та –да – та –

га – ка –га - ка – га – ка –

жа – ша – жа - ша – жа – ша –

ча – тя – ча - тя – ча – тя –

ра – ла – ра - ла – ра – ла –

Вначале предъявляется первый член пары (ба – па), затем второй (па – ба). Оценивается воспроизведение пробы в целом (ба – па – па – ба). Слоги предъявляются до первого воспроизведения, точного повторения добиваться не следует, т.к. задачей обследования является измерение актуального уровня развития речи.

Оценка:

5 баллов - к нему относятся те дети, которые при выполнении задания не допустят ни одной ошибки (на смешение и пропуски, замены букв обозначающих звуки сходные по артикуляции и звучанию).

3 балла - к нему относятся те дети, которые при выполнении задания допустят не более 3 ошибок (на акустическую дисграфию)

1 балл - к нему относятся те дети, которые при выполнении задания допустят более 3 ошибок (на акустическую дисграфию).

Уровни успешности:

5 баллов - хороший уровень.

3 балла - удовлетворительный уровень.

1 балл - недостаточный уровень.


2. Изложение.

Цель: определить умения самостоятельно без ошибок составлять письменный связный рассказ; писать текст по памяти без ошибок.

Инструкция: Прослушайте текст. Беседа по прочитанному. Пересказ текста. Повторное чтение текста. Запись текста по памяти.


Сильный, громкий, переливчатый крик раздался над нами, и в тот же час крик повторился, но уже впереди. Большие, красивые птицы летели треугольником, резко и редко взмахивая большими, выпуклыми крыльями. Они летели так быстро, что воздух свистел вокруг. Журавли изредка перекликались с вожаком и было в этом что-то важное, несокрушимое, гордое и самоуверенное в подоблачном разговоре.


Оценка:

6 баллов - к нему относятся те дети, которые при выполнении задания не допустят ни одной ошибки, связанные с несформированностью фонематического восприятия (замены букв, обозначающие звуки сходные по акустическим признакам);

5 баллов - к нему относятся те дети, у которых при выполнении задания могут быть допущены ошибки, связанные несформированностью фонематического восприятия (замены букв, обозначающие звуки сходные по акустическим признакам);

4 балла - к нему относятся те дети, которые при выполнении задания допустят не более 3 ошибок, связанные несформированностью фонематического восприятия (замены букв, обозначающие звуки сходные по акустическим признакам;

3 балла - к нему относятся те дети, у которых при выполнении задания в тексте могут допустить до 5 ошибок, связанные несформированностью фонематического восприятия (замены букв, обозначающие звуки сходные по акустическим признакам);

1 балл - к нему относятся те дети, у которых при выполнении задания в тексте могут допустить более 5 ошибок, связанные несформированностью фонематического восприятия (замены букв, обозначающие звуки сходные по акустическим признакам).

Уровни успешности:

5-6 баллов - хороший уровень.

4 балла - удовлетворительный уровень.

1-3 балла - недостаточный уровень.


3. Диктант.

Цель: выявить у учащихся навык самостоятельно без ошибок писать текст под диктовку.


В смешанных лесах растут лиственные и хвойные деревья. У хвойных деревьев хвоя неодинаковая. У елки иголки короткие и жесткие. У сосны они более длинные и мягкие, а у лиственницы совсем мягкие, ласковые. Среди лиственных деревьев березы от всех отличаются: они белоствольные. А дубы и клены отличаются своими резными листьями. Смешанные леса очень красивы осенью, когда в зелени хвойных деревьев пестрят яркими красками клены, осины, березы.


Оценка:

5 баллов - к нему относятся те дети, которые при выполнении задания не допустят ни одной ошибки (на смешение и пропуски, замены букв обозначающих звуки сходные по артикуляции и звучанию);

3 балла - к нему относятся те дети, которые при выполнении задания допустят не более 3 ошибок (на акустическую дисграфию);

1 балл - к нему относятся те дети, которые при выполнении задания допустят более 3 ошибок (на акустическую дисграфию).

Уровни успешности:

5 баллов - хороший уровень.

3 балла - удовлетворительный уровень.

1 балл - недостаточный уровень.


Таким образом, всего детям предлагается три вида заданий, направленные на выявление особенностей нарушения письма и обследования фонематического слуха, задания не предусматривают оказания помощи.


Данный диагностический комплекс будет опробован мной в ноябре 2018 года, согласно плану работы по теме самообразования.


Тем учащимся, которые показали низкий уровень фонематического восприятия, предлагается дополнительная диагностика, которая направлена на обследования фонетико-фонематической системы по всем её компонентам. Эта диагностика помогает определить в каком именно направлении следует выстроить коррекционную работу с данным ребёнком.