Дополнительная диагностика
Протокол обследования фонетико-фонематической системы у детей младшего школьного возраста
Раздел 1. Обследования звукопроизношения.
Условия | Исследуемые звуки |
с | с' | з | з' | ц | ш | ж | щ | ч | л | л' | р | р' |
При изолированном произнесении | | | | | | | | | | | | | |
В открытых слогах, без стечения согласных | | | | | | | | | | | | | |
В закрытых слогах, без стечения согласных | | | | | | | | | | | | | |
В словах со стечением согласных: | | | | | | | | | | | | | |
в начале | | | | | | | | | | | | | |
середине | | | | | | | | | | | | | |
в конце (кроме звонких звуков) | | | | | | | | | | | | | |
Во фразах | | | | | | | | | | | | | |
В связной речи | | | | | | | | | | | | | |
Нарушения других звуков _____________________________________________________
____________________________________________________________________________
Изменения при повторном обследовании_________________________________________
____________________________________________________________________________
Раздел 2. Обследование фонематического слуха.
I. Исследование способности узнавать и дифференцировать неречевые звуки.
1. Узнавание неречевых звуков.
Предъявляемый материал | Первичное обследование | Балл | Повторное обследование | Балл |
барабан | | | | |
дудочка | | |
бубен | | |
трещотка | | |
погремушка | | |
колокольчик | | |
треугольник | | |
металлофон | | |
Наличие стимулирующей помощи________________________________________________
2. Локализация звука.
Предъявляемый материал | Первичное обследование | Балл | Повторное обследование | Балл |
звучание справа | | | | |
звучание слева | | |
звучание вверху | | |
звучание внизу | | |
звучание спереди | | |
звучание сзади | | |
Особенности выполнения_______________________________________________________
II. Исследование способности к восприятию и воспроизведению ритмов.
1. Восприятие и воспроизведение ритмов.
Предъявляемый ритм | Первичное обследование | Балл | Повторное обследование | Балл |
на слух | с помощью цифрового ряда | на слух | с помощью цифрового ряда |
I - II | | | | | | |
II – III | | | | |
III – II | | | | |
II - I | | | | |
Особенности выполнения_______________________________________________________
2. Исследование слухомоторных координаций.
Предъявляемый ритм | Первичное обследование | Балл | Повторное обследование | Балл |
на слух | со зрительной опорой | на слух | со зрительной опорой |
Простые: I – II – III | | | | | | |
III – II – I | | | | |
Сложные: II – III – I | | | | |
I – III – II | | | | |
II – III – II | | | | |
I – III - I | | | | |
Особенности выполнения_______________________________________________________
III. Исследование восприятия и воспроизведения громкости, высоты звуков, интонации.
1. Восприятие и воспроизведение интонации.
Предъявляемый материал | Первичное обследование | Балл | Повторное обследование | Балл |
определение интонации на слух | отраженное воспроизведение интонации | самостоятельное воспроизведение интонации | определение интонации на слух | отраженное воспроизведение интонации | самостоятельное воспроизведение интонации |
1. Солнце светит. Солнце светит? Солнце светит! | | | | | | | | |
2. Появилась радуга. Появилась радуга? Появилась радуга! | | | | | | |
3. Я иду в гости. Я иду в гости? Я иду в гости! | | | | | | |
4. Мама пришла. Мама пришла? Мама пришла! | | | | | | |
Особенности выполнения_______________________________________________________
2. Восприятие и воспроизведение модуляций голоса по громкости.
Предъявляемый материал | Первичное обследование | Балл | Повторное обследование | Балл |
определение модуляции на слух | самостоятельное воспроизведение | определение модуляции на слух | самостоятельное воспроизведение |
самолет далеко | | | | | | |
самолет близко | | | | |
машина далеко | | | | |
машина близко | | | | |
пароход далеко | | | | |
пароход близко | | | | |
цыпленок далеко | | | | |
цыпленок близко | | | | |
барашек далеко | | | | |
барашек близко | | | | |
Особенности выполнения_______________________________________________________
3. Восприятие и воспроизведение звуков различной тембровой окраски.
Предъявляемый материал | Первичное обследование | Балл | Повторное обследование | Балл |
определение на слух | самостоятельное воспроизведение | определение на слух | самостоятельное воспроизведение |
1. Папа-медведь: «Кто сидел на моем стуле?» «Кто ел из моей тарелке?» «Кто спал в моей кровати?» | | | | | | |
2. Мама-медведица: «Кто сидел на моем стуле?» «Кто ел из моей тарелке?» «Кто спал в моей кровати?» | | | | |
3. Медвежонок: «Кто сидел на моем стуле?» «Кто ел из моей тарелке?» «Кто спал в моей кровати?» | | | | |
Особенности выполнения_______________________________________________________
IV. Исследование умения узнавать и различать слова близкие по звуковому составу.
1. Опознание правильного и искаженного произнесения слов.
Предъявляемый материал | Первичное обследование | Балл | Повторное обследование | Балл |
а) опознание слов с опорой на картинку |
шабака – сопака – собага – собака | | | | |
коська – гошка – кошка – кошга | | |
конвета – конфета – комфета - конфеда | | |
торт – дорт – толт – тёрт | | |
саяц – заясь – заац – заяц | | |
лучка – руська – ручка – ручга | | |
б) Опознание слов без опоры на наглядность |
миська – нишка – мишка – мищка | | | | |
баман – даван – банам – банан | | |
груса – круша – груша – глуша | | |
тарелка – талелка – дарелка – тарелга | | |
сонт – зомт – зёнт – зонт | | |
козя – гозя – коза – кёза | | |
Особенности выполнения_______________________________________________________
2. Опознание похожих по звучанию слов.
Предъявляемый материал | Первичное обследование | Балл | Повторное обследование | Балл |
а) выбор слов с опорой на картинку |
мак – бак – рак – банан | | | | |
сом – ком – индюк – дом | | |
лимон – вагон – кот – батон | | |
б) выбор слов на слух |
ветка – клетка – диван – сетка | | | | |
бак – мак – веник – рак | | |
бант – билет – букет – пакет | | |
Особенности выполнения_______________________________________________________
3. Восприятие и воспроизведение слов различающихся фонетически далекими звуками.
Предъявляемый материал | Первичное обследование | Балл | Повторное обследование | Балл |
а) с наглядной опорой |
дом – сом | | | | |
марка – майка | | |
жук – лук – сук | | |
кот – сок – рот | | |
б) на слух |
дом – дым | | | | |
лук – луч | | |
ком – сом – лом | | |
мак – рак – бак | | |
Особенности выполнения_______________________________________________________
4. Восприятие и воспроизведение слов различающихся акустически и артикуляционно близкими звуками.
Предъявляемый материал | Первичное обследование | Балл | Повторное обследование | Балл |
а) с наглядной опорой |
коса – коза | | | | |
мышка – мишка | | |
маска – кашка | | |
розы – рожи | | |
шар – жар | | |
точка – дочка | | |
почка – бочка | | |
вата – фата | | |
кора – гора | | |
рак – лак | | |
рейка – лейка | | |
лук – люк | | |
б) на слух |
палка – балка | | | | |
сова – софа | | |
точка – кочка | | |
калька – галька | | |
тушь – душ | | |
осы – оси | | |
лиса – лица | | |
сайка – чайка | | |
роса – роща | | |
роса – роза | | |
башня – пашня | | |
шить – жить | | |
печка – пешка | | |
катать – качать | | |
помешать - помещать | | |
плач – плащ | | |
мел – мель | | |
болт – борт | | |
удар – ударь | | |
Маша – наша | | |
Особенности выполнения_______________________________________________________
_____________________________________________________________________________
5. Восприятие и воспроизведение слов, различающихся акустически и артикуляционно близкими звуками, в составе предложений.
Предъявляемый материал | Первичное обследование | Балл | Повторное обследование | Балл |
а) восприятие предложение |
Огурцы солят в почки. Весной на деревьях набухают бочки. | | | | |
В озере плавает удочка. Ваня закинул уточку в реку. | | |
Собака грызет гости. К нам пришли долгожданные кости. | | |
У Маши длинная коза. На лугу пасется коса. | | |
В берлоге спит косолапый миска. Катя ест кашу из мишки. | | |
Пищу нужно хорошо зевать. Перед сном хочется жевать. | | |
Бабушка поставила петь пироги. Настя любит печь песни. | | |
Под дверью есть маленькая челка. У Танюши красивая щелка. | | |
Миша очень ряд новой машинке. Я сел на первый рад. | | |
Мяч закатился в самый уголь. В сарае лежит черный угол. | | |
Вася нос тяжелую сумку. У Лены зачесался нес. | | |
б) составление предложений |
палка – полка | | | | |
луна – липа | | |
сок – сук | | |
дом – дым | | |
тапки – тяпки | | |
уголок – уголек | | |
папочка – бабочка | | |
колос – голос | | |
трава – дрова | | |
сабля – цапля | | |
нос – ночь | | |
лес – лещ | | |
зайка – сайка | | |
ноль – моль | | |
скала – шкала | | |
уши – ужи | | |
пешка – печка | | |
чаша – чаща | | |
колобок – коробок | | |
дом – дым | | |
Особенности выполнения_______________________________________________________
V. Исследование способности дифференцировать слоги и фонемы.
1. Воспроизведение слоговых рядов.
Предъявляемый материал | Первичное обследование | Балл | Повторное обследование | Балл | Предъявляемый материал | Первичное обследование | Балл | Повторное обследование | Балл |
а) слоги, содержащие фонетически далекие звуки |
са – ма | | | | | да – ха | | | | |
ва – га | | | ка – ла | | |
ша – та | | | фа – за | | |
за – на | | | ма – ка | | |
ба – ча | | | ца – на | | |
жа – та | | | за – та | | |
га – ша | | | ра – фа | | |
ча – ва | | | ти – ни | | |
ла – са | | | ки – ча | | |
ди – ви | | | ги – ли | | |
б) слоги, содержащие оппозиционные звуки |
па – ба | | | | | ва – ла | | | | |
та – да | | | ча – тя | | |
ва – фа | | | ща – ча | | |
са – ша | | | ща – ша | | |
за – жа | | | са – ца | | |
са – за | | | та – тя | | |
ша – жа | | | ва – вя | | |
ка – га | | | ба – бя | | |
ма – на | | | да – дя | | |
ра – ла | | | са – ся | | |
за – зя | | | тя – ся | | |
ка – кя | | | пя – бя | | |
га – гя | | | тя – дя | | |
ма – мя | | | вя – фя | | |
на – ня | | | ла – ля | | |
ся – ща | | | мя – ня | | |
кя – гя | | | ря – ля | | |
Особенности выполнения_______________________________________________________
2. Опознание фонем.
Оценка результатов | Предъявляемые звуки |
с | з | ш | ж | ч | щ | ц | п | б | в | ф | к | г | л | р | т | д | м | н | й |
а) выделение среди акустически и артикуляционно далеких звуков |
Первичное обследование | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Балл | |
Повторное обследование | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Балл | |
б) выделение среди оппозиционных звуков |
Первичное обследование | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Балл | |
Повторное обследование | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Балл | |
Особенности выполнения_______________________________________________________
VI. Исследование элементарных навыков фонематического анализа.
1. Выделение звука на фоне слова. 2. Определение места звука.
Предъявляемый материал | Первичное обследование | Повторное обследование | Предъявляемый материал | Первичное обследование | Повторное обследование |
Выделение звука | Балл | Определение места | Балл | Выделение звука | Балл | Определение места | Балл | | Выделение звука | Балл | Определение места | Балл | Выделение звука | Балл | Определение места | Балл |
а) слова, предъявляемые с картинным материалом |
А аист | | | | | | | | | Л лук | | | | | | | | |
мак | | | | | белка | | | | |
лиса | | | | | дятел | | | | |
О остров | | | | | К кот | | | | |
сок | | | | | собака | | | | |
перо | | | | | паук | | | | |
У утка | | | | | Г гусь | | | | |
муха | | | | | снеговик | | | | |
Э экскаватор | | | | | Т тапки | | | | |
Ы мыши | | | | | ракета | | | | |
бусы | | | | | мост | | | | |
И иголка | | | | | Д дом | | | | |
кит | | | | | звезда | | | | |
С ананас | | | | | П помада | | | | |
коса | | | | | лопата | | | | |
сом | | | | | укроп | | | | |
З зонт | | | | | Б бант | | | | |
ваза | | | | | клубок | | | | |
Ш шар | | | | | Х хлеб | | | | |
мешок | | | | | муха | | | | |
душ | | | | | петух | | | | |
Ж жираф | | | | | Щ щетка | | | | |
ножницы | | | | | овощи | | | | |
Р роза | | | | | плащ | | | | |
ведро | | | | | Ц цепь | | | | |
топор | | | | | пуговица | | | | |
Ч часы | | | | | огурец | | | | |
бабочка | | | | | | | | | |
ключ | | | | | | | | | |
б) слова, предъявляемые на слух |
А астра | | | | | | | | | Л лак | | | | | | | | |
бак | | | | | каблук | | | | |
О обувь | | | | | стол | | | | |
кот | | | | | К коза | | | | |
перо | | | | | свекла | | | | |
У узел | | | | | индюк | | | | |
дуб | | | | | Г гном | | | | |
Э эхо | | | | | багаж | | | | |
этаж | | | | | Т танк | | | | |
Ы бык | | | | | газета | | | | |
тыква | | | | | хобот | | | | |
И ива | | | | | Д дрова | | | | |
рис | | | | | помидор | | | | |
С слон | | | | | П пуля | | | | |
весы | | | | | крупа | | | | |
нос | | | | | серп | | | | |
З зубы | | | | | Б бочка | | | | |
коза | | | | | хлебушекк | | | | |
Ш шапка | | | | | Х хомяк | | | | |
машина | | | | | меха | | | | |
Ж желудь | | | | | орех | | | | |
ножи | | | | | Щ щегол | | | | |
Р рыба | | | | | клещи | | | | |
торт | | | | | лещ | | | | |
пар | | | | | Ц цапля | | | | |
Ч чай | | | | | яйцо | | | | |
почтальон | | | | | индеец | | | | |
мяч | | | | | | | | | |
Особенности выполнения_______________________________________________________
3. Подбор слов на определенный звук.
Оценка результатов | Предъявляемые звуки |
с | з | ш | ж | ч | щ | ц | п | б | в | ф | к | г | л | р | т | д | м | н | й |
а) подбор слов с опорой на картинку |
Первичное обследование | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Балл | |
Повторное обследование | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Балл | |
б) самостоятельный подбор слов |
Первичное обследование | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Балл | |
Повторное обследование | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Балл | |
Особенности выполнения_______________________________________________________
Оценка:
4 балла—самостоятельно и безошибочно справился с предложенным заданием, ответ верный по структуре; наблюдается прочность усвоенных умений и навыков; помощь педагога не потребовалась
3 балла—справился с предложенным заданием, в ответе наблюдаются незначительные ошибки, которые самостоятельно исправляет; умения и навыки на этапе формирования; потребовалась помощь педагога в виде отдельных наводящих вопросов
2 балла—справляется с заданием только с помощью педагога
1 балл—с заданием не справился; помощь взрослого не принимает; умения и навыки не сформированы; отказ от выполнения задания