СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обстоятельство. Виды обстоятельств

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 5 классе. "Обстоятельство. Виды обстоятельств"

Просмотр содержимого документа
«Обстоятельство. Виды обстоятельств»

Обстоятельство. Виды обстоятельств

Теоретический материал

1. Вы уже знаете два второстепенных члена предложения — определение и дополнение.

Третий второстепенный член — обстоятельство. Название говорит само за себя: ОБСТОЯТЕЛЬСТВО обозначает, как и при каких ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ совершается действие, и указывает на время (когда?), место (куда? откуда? где?), способ действия (как?), причину (почему?), цель (зачем?), образ действия (как? каким образом?).

Из всего этого можно сделать еще один вывод: если обстоятельство обозначает условия (обстоятельства) действия, а действие – это глагол-сказуемое, следовательно, вопрос к обстоятельству ставится от сказуемого.

  • ОБСТОЯТЕЛЬСТВО всегда даст ответ на вопросы:

Где? Когда? Куда? Откуда?

Почему? Зачем и как?



По этой ритмичной фразе легко запомнить вопросы, на которые отвечает обстоятельство.

Устное задание

  • Сравните данный теоретический материал с правилом в учебнике на с. 129. Какую новую для вас информацию содержат оба текста? Что общего между ними и чем они различаются?



2. Устно выполните упр. 688. Или воспользуйтесь схемой, приведенной ниже.







  • Материал этого занятия можно оформить в виде таблицы.

ОБСТОЯТЕЛЬСТВО

Разряды по значению

Вопросы

Примеры


Места


Где? Куда? Откуда?


Мы жили в деревне (где?).


Когда я возвращался домой (куда?), заметил божью коровку.


Из леса (откуда?) был слышен стук дровосека.


Времени


Где? Когда?


Мы бродили весной в лесу (где?) и наблюдали за птицами.


Утром (когда?) небо покрылось тучами.


Образа действия


Как? Каким образом?


Мы с братом быстро (как?) побежали по лугу.


Охотники ходили по лесу

с осторожностью (каким образом?).


Причины


Почему? Отчего?


Ноги от усталости (почему? отчего?) подка­шивались, и Гришка присел отдохнуть.


Из-за дождя (почему? отчего?) размыло дорогу


Цели


Зачем? Для чего?

С какой целью?


Рано утром мы с Гришкой пошли на реку рыбачить (зачем? для чего? с какой целью?).





Письменное задание

Выполните упр. 685 на с. 129 учебника.





2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!