СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обстоятельства, исключающие преступность деяния, в природоохранной деятельности должностных лиц лесной охраны в Московской области: состояние, проблемы и пути совершенствования

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебно – методическое пособие

Просмотр содержимого документа
«Обстоятельства, исключающие преступность деяния, в природоохранной деятельности должностных лиц лесной охраны в Московской области: состояние, проблемы и пути совершенствования»





Новиков В.С.





Обстоятельства, исключающие преступность деяния, в природоохранной деятельности должностных лиц лесной охраны в Московской области: состояние, проблемы и пути совершенствования






Учебно – методическое пособие













Клин - 2017






СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

§ I. Юридические основания применения огнестрельного оружия должностными лицами лесной охраны 6

§ 2. Порядок применения огнестрельного оружия должностными

лицами лесной охраны 9

§ 3. Цель применения огнестрельного оружия должностными

лицами лесной охраны 14

§ 4. Юридические условия правомерности применения огнестрельного оружия должностными лицами лесной охраны 15

Заключение 17

Список использованной литературы 18

Приложения 19

Приложение №1 Изменения и дополнения в действующее административное законодательство РФ 19




























ВВЕДЕНИЕ


Актуальность темы. Мы все знаем, что приоритетными задачами должностных лиц территориальных органов Федерального агентства лесного хозяйства и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных в области лесных отношений, и находящихся в их ведении учреждений, которые осуществляют федеральный государственный лесной надзор (далее - должностных лиц) являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, Лесным кодексом РФ, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов (далее - требования лесного законодательства), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, проведения мероприятий по контролю в лесах, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований лесного законодательства, анализу и прогнозированию состояния исполнения требований лесного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

Проблемы применения огнестрельного оружия должностными лицами лесной охраны освещались в работах Алиева И.А., Аминова Д.И., Артамошкина М.Н., Базарова Р.А., Барчукова В.П., Бахраха Д.Н., Баулина Ю.В., Безденежных В.М., Берестового Н.П., Берлина А.А., Бикмашева В.А., Беляевой Л.И., Боровикова В.Б., Босхолова С.С., Бушуева Г.В., Веремеенко И.И., Владимирова В.А., Войтенко В.А., Ветрова Н.И., Воронцова Б.С., Гаухмана Л.Д., Гришанина П.Ф., Дворяк И.А., Диденко В.П., Демидова Ю.Н., Динека В.И., Жалинского А.Э., Журавлева М.П., Зеленько В.Л., Иванова В.А., Каплунова А.И., Кадникова Н.Г., Килясханова И.Ш., Кисина В.Р., Киселева Б.А., Кириченко В.Ф., Колодкина Л.М., Колонтаевского Ф.Е., Колюхова В.Г., Кондрашова Б.П., Кондрашовой Т.В., Козака В.Н., Корецкого Д.А., Красикова Ю.А., Кудрявцева В.Н., Курбанова Г.С., Куц Н.В., Киреева М.П., Ляпунова Ю.И., Майдыкова А.Ф., Максимова С.В., Маршунова М.Н., Марцева А.И., Магомедова А.А., Мастицкого М.3., Милюкова С.Ф., Мингеса А.В., Миньковского Г.М., Москальковой Т.Н., Наумова А.В., Никулина С.И., Новикова В.С., Ольховникова Ю.Н., Осипова В.А., Паше-Озерского Н.Н., Побегайло Э.Ф., Попова Л.Л., Постольника В.А., Рабаданова А.С., Рарога А.И., Ревина В.П., Савелия М.Ф., Санжаревского А.Д., Сахарова А.Б., Семенова Д.Е., Соколова П.А., Соловей Ю.П., Тихоненко В.И., Тиикевича И.С., Ткачевского Ю.М., Ткаченко В.И., Филимонова О.В., Черникова В.В., Чупахина А.Б., Цепелева В.Ф., Царегородцева А.М., Шавгудидзе Т.Г., Шаркова А.В., Швецова Б.Ф., Юшкова Ю.Н., Юшковой Е.Ю., Якубовича М.И., Яцеленко Б.В. и других авторов.

Уголовно-правовые аспекты применения огнестрельного оружия должностными лицами лесной охраны с каждым годом, а в настоящее время с каждым месяцем становятся все более актуальными. Однако многие уголовно-правовые проблемы, имеющие практическую значимость, не получили должного научного освещения, что и предопределило выбор темы исследования.

Объект исследования. Общественные отношения, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение и прекращение уголовно-правовых отношений, когда должностные лица лесной охраны находятся в состоянии:

а) необходимой обороны;

б) причинения вреда при задержании лица, совершившего преступление;

в) крайней необходимости.

Предметом исследования являются:

а) нормы права, регламентирующие правовой режим применения и использования огнестрельного оружия должностными лицами лесной охраны;

б) судебная практика по данной проблематике;

в) научные и учебно-методические работы.

Исходная гипотеза исследования. Своевременность и правомерность применения огнестрельного оружия прямо пропорциональны уровню:

а) профессиональной обученности должностных лиц лесной охраны к применению огнестрельного оружия в конфликтных ситуациях пресечения нападения посягающих и уголовно-правового задержания правонарушителей;

в) психолого-педагогической подготовленности должностных лиц лесной охраны к действиям в криминальных конфликтах, связанных с применением оружия;

в) стрелковой натренированности.

Частные гипотезы исследования:

а) динамика криминальных конфликтов находится в прямой зависимости от уровня профессионального мастерства должностных лиц лесной охраны;

б) созданы предпосылки для возникновения новой учебной дисциплины "Юридическая конфликтология в профессиональной деятельности должностных лиц лесной охраны ". Это новое самостоятельное направление в науке. Криминальные конфликты - уголовно-правовая сфера.

…….Цель исследования. Разработать концепцию уголовно-правового обеспечения, направленную на совершенствование теории и практики своевременного и правомерного применения огнестрельного оружия должностными лицами лесной охраны на упреждение активных противоправных насильственных действий правонарушителей, чтобы не стать жертвой криминального конфликта и при этом одновременно эффективно выполнять свои служебные обязанности.

Для достижения этой цели предприняты попытки решения следующих основных исследовательских задач:

- проанализировать уголовно-правовые обстоятельства, исключающие преступность деяния, а также нормы права, регламентирующие правовой режим применения и использования огнестрельного оружия должностными лицами лесной охраны;

- проанализировать научные и учебно-методические работы по данной проблематике;

- сформулировать предложения по совершенствованию уголовно-правовых норм, регламентирующих правовой режим применения огнестрельного оружия должностными лицами лесной охраны, с учетом действующего законодательства и криминогенной ситуации в России.

Методология и методы исследования. Для проверки гипотез, реализации цели и основных задач исследования использовался комплекс методов: анкетный опрос слушателей образовательных организаций, экспертный опрос профессорско-преподавательского состава образовательных организаций, анализ документов, интервью, включенное наблюдение, формально-юридический метод, сравнительно-правовой метод.

Научная новизна исследования состоит в том, что впервые раскрывается концепция уголовно-правового и психологического обеспечения гарантий личной физической безопасности вооруженных должностных лиц лесной охраны на базе новой юридической и психологической литературы по данной проблематике, действующего законодательства России, а также с учетом судебной практики, криминогенной ситуации в России, особенностей и специфики служебной деятельности должностных лиц.

Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что положения, выносимые на защиту, общие выводы, предложения и рекомендации могут быть использованы:

- в законотворческой деятельности по совершенствованию действующего уголовного законодательства России;

- в правоприменительной деятельности при уголовно-правовой оценке фактов применения оружия должностными лицами;

- в педагогической деятельности в образовательных организациях РФ в процессе преподавания курса уголовного права, а также в системе служебной подготовки;

- в научно-исследовательской работе при дальнейшей разработке проблем уголовно-правового обеспечения гарантий личной физической безопасности вооруженных должностных лиц лесной охраны;

- при разработке методических рекомендаций по вопросам профессионально-психологической подготовки должностных лиц лесной охраны к применению огнестрельного оружия;

- при подготовке рабочих учебных программ, тематических планов, учебно-методических материалов, лекций, учебных пособий и учебников;

- при подготовке справочных и методических материалов по проблемам применения и использования огнестрельного оружия должностными лицами лесной охраны.


§ I. Юридические основания применения огнестрельного оружия должностными лицами лесной охраны


Руководствуясь ст.45 Конституции РФ, ст.ст.37,38,39 УК РФ, ст.ст.1 - 6 постановления Правительства РФ от 13.06.2013 N 495, можно выделить три условные группы конфликтных ситуаций, когда должностные лица лесной охраны находятся в состоянии:

а) необходимой обороны; …….б) причинения вреда при задержании лица, совершившего преступление; …….в) крайней необходимости. …….В первую условную группу конфликтных ситуаций входят только те криминальные конфликты, когда должностные лица лесной охраны находятся в состоянии необходимой обороны и обязаны применять огнестрельное оружие лично или в составе подразделения в целях защиты исчерпывающего перечня объектов уголовно-правовой охраны, которые законодатель закрепил в ст. 2 постановления Правительства РФ от 13.06.2013 N 495.

Должностные лица лесной охраны имеют право применять огнестрельное оружие в состоянии необходимой обороны в целях:

отражения нападения, непосредственно угрожающего жизни должностных лиц лесной охраны;

отражения нападения, непосредственно угрожающего здоровью должностных лиц лесной охраны;

отражения нападения, непосредственно угрожающего жизни членов семей должностных лиц лесной охраны;

отражения нападения, непосредственно угрожающего членов семей здоровью должностных лиц лесной охраны;

отражения нападения, непосредственно угрожающего жизни граждан, оказывающих помощь должностным лицам лесной охраны в осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны);

отражения нападения, непосредственно угрожающего здоровью граждан, оказывающих помощь должностным лицам лесной охраны в осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны);

пресечения попытки завладения служебным оружием должностных лиц лесной охраны;

задержания лиц, оказывающих вооруженное сопротивление должностным лицам лесной охраны;

задержания лиц, отказывающихся выполнить законные требования должностного лица лесной охраны о сдаче оружия;

отражения группового нападения на служебные помещения должностных лиц лесной охраны, когда иными средствами отразить указанные нападения невозможно;

отражения группового нападения на жилые помещения должностных лиц лесной охраны, когда иными средствами отразить указанные нападения невозможно;

отражения группового нападения на иные помещения должностных лиц лесной охраны, когда иными средствами отразить указанные нападения невозможно;

отражения группового нападения на транспортные средства должностных лиц лесной охраны, когда иными средствами отразить указанные нападения невозможно;

отражения вооруженного нападения на служебные помещения должностных лиц лесной охраны, когда иными средствами отразить указанные нападения невозможно;

отражения вооруженного нападения на жилые помещения должностных лиц лесной охраны, когда иными средствами отразить указанные нападения невозможно;

отражения вооруженного нападения на иные помещения должностных лиц лесной охраны, когда иными средствами отразить указанные нападения невозможно;

отражения вооруженного нападения на транспортные средства должностных лиц лесной охраны, когда иными средствами отразить указанные нападения невозможно.

Должностные лица лесной охраны имеют право применять оружие в состоянии причинения вреда при задержании лица, совершившего преступление, в целях:

задержания лица, застигнутого при совершении особо тяжкого преступления против жизни граждан и пытающегося скрыться (ст.45 Конституции РФ, ст.38 УК РФ);

задержания лица, застигнутого при совершении особо тяжкого преступления против здоровья граждан и пытающегося скрыться (ст.45 Конституции РФ, ст.38 УК РФ);

задержания лица, застигнутого при совершении особо тяжкого преступления против собственности и пытающегося скрыться (ст.45 Конституции РФ, ст.38 УК РФ);

задержания лица, застигнутого при совершении тяжкого преступления против жизни граждан и пытающегося скрыться (ст.45 Конституции РФ, ст.38 УК РФ);

задержания лица, застигнутого при совершении тяжкого преступления против здоровья граждан и пытающегося скрыться (ст.45 Конституции РФ, ст.38 УК РФ);

задержания лица, застигнутого при совершении тяжкого преступления против собственности и пытающегося скрыться (ст.45 Конституции РФ, ст.38 УК РФ).

Должностные лица лесной охраны имеют право использовать оружие в состоянии крайней необходимости в целях:

остановки транспортного средства путем его повреждения, если управляющее им лицо отказывается выполнить неоднократные требования должностного лица лесной охраны об остановке и пытается скрыться;

остановки транспортного средства путем его повреждения, если управляющее им лицо отказывается выполнить неоднократные требования должностного лица лесной охраны об остановке и пытается скрыться, создавая угрозу жизни граждан;

остановки транспортного средства путем его повреждения, если управляющее им лицо отказывается выполнить неоднократные требования должностного лица лесной охраны об остановке и пытается скрыться, создавая угрозу здоровью граждан;

производства предупредительного выстрела путем выстрела вверх;

подачи сигнала тревоги путем выстрела вверх;

вызова помощи путем выстрела вверх;

производства предупредительного выстрела в ином безопасном направлении;

подачи сигнала тревоги путем выстрела в ином безопасном направлении;

вызова помощи путем выстрела вверх или в ином безопасном направлении.

Рассмотрим первую условную группу криминальных конфликтов, когда должностные лица лесной охраны находятся в состоянии необходимой обороны, используя единые (общие) правовые универсальные критерии для трех условных групп криминальных конфликтов.

Юридическим основанием возникновения обязанности своевременно и правомерно применять огнестрельное оружие в целях поражения или нейтрализации посягающих для должностных лиц лесной охраны уже на ранней стадии возникновения юридических оснований и условий правомерности к применению огнестрельного оружия на упреждение активных противоправных насильственных действий посягающих является реальная угроза объективно общественно опасного, наличного и действительного посягательства против жизни, здоровья или собственности.

Должностным лицам лесной охраны запрещено применять служебное огнестрельное оружие:

при значительном скоплении людей, когда могут пострадать посторонние лица;

в отношении женщин;

в отношении лиц с явными признаками инвалидности;

в отношении несовершеннолетних, когда их возраст:

а) очевиден;

б) известен.

За исключением случаев:

оказания женщиной вооруженного сопротивления;

оказания инвалидом вооруженного сопротивления;

оказания несовершеннолетним вооруженного сопротивления;

оказания женщиной вооруженного нападения;

оказания инвалидом лицами вооруженного нападения;

оказания несовершеннолетним вооруженного нападения;

совершения группового нападения, угрожающего жизни должностных лиц лесной охраны;

совершения группового нападения, угрожающего здоровью должностных лиц лесной охраны;

совершения иного нападения, угрожающего жизни должностных лиц лесной охраны;

совершения иного нападения, угрожающего здоровью должностных лиц лесной охраны;

совершения группового сопротивления, угрожающего жизни должностных лиц лесной охраны;

совершения группового сопротивления, угрожающего здоровью должностных лиц лесной охраны;

совершения иного сопротивления, угрожающего жизни должностных лиц лесной охраны;

совершения иного сопротивления, угрожающего здоровью должностных лиц лесной охраны.


§ 2. Порядок применения огнестрельного оружия должностными лицами лесной охраны


Порядок применения огнестрельного оружия должностными лицами лесной охраны - три алгоритма юридически обязательных решений и действий, которые они обязаны выполнить перед применением оружия, в момент производства прицельного выстрела в целях нейтрализации или поражения посягающих и после применения огнестрельного оружия на месте происшествия. Однако порядок (применению служебного оружия должностными лицами лесной охраны должно предшествовать четко выраженное предупреждение о намерении его применить и предупредительный выстрел) применения и использования огнестрельного оружия (постановление Правительства РФ от 13.06.2013 г. N 495) должностными лицами лесной охраны противоречит ст.45 Конституции РФ, ст.37, 38 и 39 УК РФ и действующему законодательству РФ.

Действующее законодательство России порядок применения огнестрельного оружия должностными лицами лесной охраны в целях нейтрализации или поражения правонарушителей условно делит на три группы юридически обязательных решений и действий.

Перед применением огнестрельного оружия в криминальном конфликте должностное лицо лесной охраны обязано (первая условная группа юридически обязательных решений и действий):

- самостоятельно четко и однозначно уяснить правомерность своих юридически обязательных решений и действий, а именно, единые (общие) правовые универсальные критерии для конкретного криминального конфликта: юридические основания, порядок, цель, условия правомерности и пределы (реально возможно допустимые ст.37 УК РФ) применения оружия;

- учитывать юридические условия правомерности и психологические условия предстоящего психологического и физического противоборства, чтобы не стать жертвой криминального конфликта;

- обнажить огнестрельное оружие, привести его в готовность и при этом одновременно сообщить посягающему о своей принадлежности к правоохранительным органам, используя слова "Должностное лицо лесной охраны или лесного надзора ! Не двигаться !";

- попытаться пресечь реальную угрозу посягательства на исчерпывающий круг объектов уголовно-правовой охраны, указанных в ст. 2 постановления Правительства РФ от 13.06.2013 N 495 путем убеждения, психического принуждения - это общий принцип применения огнестрельного оружия должностными лицами лесной охраны, а именно, приоритетность психического принуждения над физическим;

- четко предупредить посягающего о своем намерении пресечь криминальный конфликт, если он не будет выполнять все законные требования;

- предоставить при этом посягающему достаточно времени для выполнения законных требований, за исключением тех криминальных конфликтов, когда:

а) промедление в применении физической силы, специальных средств или оружия создает непосредственную опасность для жизни или здоровья должностных лиц лесной охраны, а также иных граждан, оказывающих помощь должностным лицам лесной охраны в осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны);

б) такое предупреждение является неуместным или невозможным;

- соблюдать законность, проявлять сдержанность, выдержку, самообладание, бдительность, ожидать внезапного вооруженного сопротивления, вступать с правонарушителем только в психологическое противоборство и при этом быть психологически готовым применять огнестрельное оружие без предупреждения.

Без предупреждения огнестрельное оружие применяется:

1) при отражении нападения с использованием оружия или транспортных средств;

2) при попытке скрыться с места совершения преступления с оружием, при помощи транспортных средств либо из транспортного средства во время движения;

3) при попытке правонарушителя, а также иного лица приблизиться к должностному лицу лесной охраны с обнаженным огнестрельным или холодным оружием либо предметами, с помощью которых может быть причинен вред здоровью, сократив при этом указанное должностным лицом лесной охраны расстояние, а также при попытке прикоснуться к его огнестрельному оружию.

В момент своевременного и правомерного пресечения криминального конфликта путем вынужденного производства прицельного выстрела на опережение активных противоправных насильственных действий посягающих должностное лицо лесной охраны обязано (вторая условная группа юридически обязательных решений и действий):

- руководствоваться, соблюдать, исполнять, использовать и применять единые (общие) правовые универсальные критерии для конкретного криминального конфликта с учетом субъектных, объектных, обстановочных юридических и психологических условий и обстоятельств, в которых применяет оружие;

- соблюдать объективные и субъективные ограничения, указанные в ст.5 постановления Правительства РФ от 13.06.2013 N 495;

- нарушать объективные ограничения, указанные в ст.5 постановления Правительства РФ от 13.06.2013 N 495, если на сто процентов убежден, что вред будет причинен только посягающему;

- соблюдать объективные и субъективные признаки (критерии), предусмотренные в ст.37 УК РФ;

- применять огнестрельное оружие в целях пресечь криминальный конфликт уже на ранней стадии возникновения юридических оснований и условий правомерности к реализации ст.2 постановления Правительства РФ от 13.06.2013 N 495:

а) только после предупреждения правонарушителя - первый порядок оперативного пресечения криминального конфликта на месте происшествия должностным лицом;

б) только без предупреждения правонарушителя - второй порядок;

в) не только без предупреждения правонарушителя, но и при этом используя фактор внезапности - третий порядок;

- применять огнестрельное оружие только в целях защиты исчерпывающего перечня объектов уголовно-правовой охраны, указанных в ст.2 постановления Правительства РФ от 13.06.2013 N 495;

- применять огнестрельное оружие в целях нейтрализации (причинить вред здоровью) или поражения (лишить жизни) только посягающего, а не других граждан, которые оказались на месте происшествия в силу случайного стечения обстоятельств. При применении огнестрельного оружия должностные лица лесной охраны обязаны принять все возможные меры для обеспечения безопасности граждан, а также для оказания пострадавшим первой помощи (обеспечить лицам, получившим телесные повреждения в результате применения служебного оружия, первую помощь, а также принять меры по предоставлению медицинской помощи в возможно короткий срок);

- стремиться, в зависимости от объектных, субъектных, обстановочных условий, от характера и степени реальной угрозы посягательства и активности посягающих, силы оказываемого сопротивления, к тому, чтобы вред здоровью посягающего, причиненный в результате применения огнестрельного оружия, был минимальным (стремиться к тому, чтобы любой вред, причиненный в результате применения служебного оружия, был минимальным) - это основной принцип из свода принципов, которые указаны в принятом Генеральной Ассамблеей ООН 17 декабря 1979 года Кодексе поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, а пределы реализации ст.ст.2 постановления Правительства РФ от 13.06.2013 N 495, регламентируют ст.37 УК России (для состояния необходимой обороны), ст.38 УК России (для состояния причинения вреда при задержании лица, совершившего преступление) и ст.39 УК России (для состояния крайней необходимости). Должностное лицо лесной охраны при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия действует с учетом создавшейся обстановки, характера и степени опасности действий лиц, в отношении которых применяются физическая сила, специальные средства или огнестрельное оружие, характера и силы оказываемого ими сопротивления. При этом должностное лицо лесной охраны обязано стремиться к минимизации любого ущерба.

После применения огнестрельного оружия должностное лицо лесной охраны обязано (третья условная группа юридически обязательных решений и действий):

- проявлять бдительность (ожидать внезапного вооруженного сопротивления), соблюдать меры предосторожности и при этом обеспечить оказание первой помощи всем физическим лицам, которым причинен вред здоровью в результате применения оружия. Должностное лицо лесной охраны обязано оказать гражданину, получившему телесные повреждения в результате применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, первую помощь, а также принять меры по предоставлению ему медицинской помощи в возможно короткий срок. Должностные лица лесной охраны обязаны проходить специальную подготовку и периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и оружия, а также на умение оказывать первую помощь пострадавшим;

- обеспечить охрану места происшествия, когда в результате применения огнестрельного оружия имеются смерть, ранения физических лиц или причинен значительный материальный ущерб юридическим или физическим лицам. Должностные лица лесной охраны обязаны по возможности сохранить без изменения место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, если в результате применения им физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия гражданину причинено ранение либо наступила его смерть;

- не подпускать к месту происшествия посторонних граждан, не подбирать стрелянные гильзы, не чистить оружие, которое ставится только на предохранитель;

- выявить очевидцев, которые наблюдали динамику криминального конфликта;

- не взаимодействовать со средствами массовой информации;

- доложить непосредственному начальнику о каждом случае применения физической силы, специальных средств и оружия. О каждом случае применения огнестрельного оружия должностные лица лесной охраны в течение 24 часов с момента его применения обязаны доложить непосредственному начальнику. (сообщить о случае применения служебного оружия незамедлительно, не позднее 1 суток, по месту работы должностного лица лесной охраны, а также в органы внутренних дел по месту применения служебного оружия). В случае ранения или смерти правонарушителей, иных лиц в результате применения физической силы, специальных средств или оружия непосредственный начальник сообщает об этом прокурору (должностные лица лесной охраны сообщают незамедлительно, не позднее 1 суток, в соответствующий орган прокуратуры о каждом случае применения должностными лицами лесной охраны служебного оружия, повлекшем за собой тяжкий или средней тяжести вред, причиненный здоровью человека, или гибель человека);

- в течение 24 часов с момента применения огнестрельного оружия в целях нейтрализации или поражения посягающих доказать своим рапортом, что огнестрельное оружие в криминальном конфликте вынужденно обязан был применять на упреждение активных противоправных насильственных действий посягающих уже на ранней стадии возникновения юридических оснований и условий правомерности, связанных с реализацией ст. 2 постановления Правительства РФ от 13.06.2013 N 495. О каждом случае применения специальных средств или огнестрельного оружия должностное лицо лесной охраны обязано сообщить непосредственному начальнику в течение 24 часов с момента их применения представить соответствующий рапорт;

- передать огнестрельное оружие непосредственному начальнику, если это целесообразно, руководствуясь действующим законодательством РФ. При этом должностное лицо лесной охраны обязано немедленно сообщить непосредственному начальнику о применении огнестрельного оружия в целях пресечь криминальный конфликт и о принятых мерах по оказанию первой помощи физическим лицам и охране места происшествия.


§ 3. Цель применения огнестрельного оружия должностными лицами лесной охраны


Цель применения огнестрельного оружия должностными лицами лесной охраны заключается в том, чтобы своевременно и правомерно пресечь реальную угрозу посягательства на исчерпывающий перечень объектов криминальных конфликтов, указанных в ст.2 постановления Правительства РФ от 13.06.2013 N 495, и при этом не допустить повреждения этого исключительного круга объектов уголовно-правовой охраны путем вынужденного причинения вреда здоровью или смерти посягающему.

Цель применения огнестрельного оружия должностным лицом лесной охраны - юридический критерий отграничения состояния необходимой обороны от преступлений против личности. Если мы все криминальные конфликты условно разделим на естественные и искусственные, то можно выделить две условные группы преступлений против личности:

- предлог необходимой обороны - использование естественных благоприятных объектных, субъектных, обстановочных юридических и психологических условий преступными группами для достижения своих близких, средних и далеких профессиональных преступных целей, а не в целях самозащиты или защиты исчерпывающего круга объектов уголовно-правовой охраны;

- провокация необходимой обороны - искусственное создание благоприятных объектных, субъектных, обстановочных юридических и психологических условий преступными группами для достижения своих близких, средних и далеких профессиональных преступных целей, а не в целях самозащиты или в целях защиты исключительного перечня объектов уголовно-правовой охраны.


§ 4. Юридические условия правомерности применения огнестрельного оружия должностными лицами


Необходимая оборона - это своевременная и правомерная защита объектов уголовно-правовой охраны и некоторых объектов административно-правовой охраны от реальной угрозы объективно общественно опасного, наличного и действительного посягательства, осуществляемая должностными лицами лесной охраны путем причинения вреда здоровью (или смерти) только посягающего в результате реализации ст.3 Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, ст.45 Конституции России, ст.37 УК России и ст. 2 постановления Правительства РФ от 13.06.2013 N 495, если при этом не было допущено превышения пределов необходимой обороны.

Юридические условия правомерности разработаны учеными и сформулированы судебной практикой в постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 16 августа 1984 г. №14 "О применении судами законодательства, обеспечивающего право на необходимую оборону от общественно опасных посягательств" и в постановлении пленума Верховного Суда Российской Федерации № 19 г. Москва 27 сентября 2012 г. «О применении судами законодательства о необходимой обороне и причинении вреда при задержании лица, совершившего преступление».

Первое условие правомерности - реальная угроза объективно общественно опасного посягательства на исчерпывающий перечень объектов уголовно-правовой охраны, предусмотренных в ст.2 постановления Правительства РФ от 13.06.2013 N 495.

Второе юридическое условие правомерности - наличность реальной угрозы посягательства на исчерпывающий круг объектов уголовно-правовой охраны, указанных в ст.2 постановления Правительства РФ от 13.06.2013 N 495.

Третье условие правомерности - действительность реальной угрозы посягательства на исчерпывающий перечень объектов уголовно-правовой охраны, указанных в ст.2 постановления Правительства РФ от 13.06.2013 г. N 495. Это условие правомерности является юридическим критерием отграничения между реальной и мнимой необходимой обороной.

Рассмотрим юридические условия правомерности, определяющие своевременность и правомерность применения оружия.

Первое условие правомерности - исчерпывающий перечень объектов уголовно-правовой охраны, указанных в ст.2 постановления Правительства РФ от 13.06.2013 г. №495.

Второе юридическое условие правомерности - вынужденное причинение смерти или вреда здоровью только посягающего путем реализации ст.2 постановления Правительства РФ от 13.06.2013 г. №495 уже на ранней стадии возникновения юридических оснований и условий правомерности к применению огнестрельного оружия.

Третье юридическое условие правомерности - своевременность применения огнестрельного оружия должностным лицом на упреждение активных противоправных насильственных действий посягающих.

Четвертое юридическое условие правомерности - пределы реализации ст.3 Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, ст.45 Конституции РФ, ст.37 УК РФ и ст. 2 постановления Правительства РФ от 13.06.2013 г. №495 должностными лицами лесной охраны.

ВЫВОДЫ


I. Совокупность названных семи юридических условий правомерности позволяет считать необходимую оборону правомерной по действующему уголовному законодательству России, а, следовательно, правомерным применение табельного (нетабельного) огнестрельного оружия должностными лицами лесной охраны на упреждение активных противоправных насильственных действий посягающих уже на ранней стадии возникновения юридических оснований и условий правомерности к применению оружия.

2. Запрещено должностным лицам лесной охраны обнажать огнестрельное оружие при отсутствии юридических оснований и условий правомерности к реализации ст.2 постановления Правительства РФ от 13.06.2013 г. №495.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ


1. Чтобы должностные лица лесной охраны действовали уверенно в криминальных конфликтах и при этом не боялись применять огнестрельное оружие на упреждение активных противоправных насильственных действий посягающих, им нужна убежденность в правомерности собственных юридически обязательных решений и действий перед применением огнестрельного оружия, в момент производства прицельного выстрела на поражение правонарушителей и после применения огнестрельного оружия. Уверенность и убежденность должностных лиц лесной охраны зависят от их уровня уголовно-правовой подготовки к применению огнестрельного оружия.

2. Правовая природа своевременного и правомерного применения огнестрельного оружия должностными лицами лесной охраны как меры административного принуждения, а конкретно, как одной из основных специальных мер административного пресечения определяется в конечном счете:

- предметом правового регулирования;

- методом регулирования правовых отношений:

- наличием административно-правовых норм, регламентирующих правовой режим применения огнестрельного оружия.

3. Правовой основой применения и использования огнестрельного оружия должностными лицами лесной охраны являются ст.3 Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, ст.45 Конституции России, ст.ст.37,38 и 39 УК России, ст.2 постановления Правительства РФ от 13.06.2013 г. №495, федеральные законы и подзаконные нормативные акты, регламентирующие правовой режим применения и использования огнестрельного оружия, а также судебная практика по данной проблематике.

4. Цель применения огнестрельного оружия должностным лицом лесной охраны в состоянии необходимой обороны заключается в том, чтобы своевременно и правомерно пресечь реальную угрозу посягательства на исчерпывающий перечень объектов криминальных конфликтов, указанных в ст. 2 постановления Правительства РФ от 13.06.2013 г. №495, и при этом не допустить повреждения этого исключительного круга объектов уголовно-правовой охраны путем вынужденного причинения вреда здоровью или смерти посягающему.

5. Законодатель в ч.1 ст.38 УК России закрепил две цели уголовно-правового задержания:

- пресечение реальной возможности совершения правонарушителем новых преступлений;

- доставление правонарушителя органам власти.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


  1. ОФИЦИАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ


Конституция (основной закон) Российской Федерации. -М., 1993.

Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. №3 - ФКЗ "О чрезвычайном положении" //Собрание законодательства РФ. 2001. №23. Ст.2277.

Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. №150 -ФЗ "Об оружии" //Собрание законодательства РФ. 1996. №51. Ст.5681.

Федеральный закон от 31 марта 1999 г. "О ведомственной охране" //Собрание законодательства РФ. 1999. №16. Ст.1935.

Уголовный кодекс РФ //Собрание законодательства РФ. 1996. №25. Ст.2954; 1998. №22. Ст.2332; №26. Ст.3012; 1999. №7. Ст.873; 2001. №26. Ст.2588.

Постановление Правительства РФ от 13.06.2013 N 495 "Об обеспечении служебным оружием, разрешенным в качестве служебного оружия гражданским оружием самообороны и охотничьим огнестрельным оружием должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану)" (вместе с «Правилами применения служебного оружия, а также разрешенного в качестве служебного оружия гражданского оружия самообороны и охотничьего огнестрельного оружия должностными лицами, осуществляющими федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану)»


СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА


"О применении судами законодательства, обеспечивающего право на необходимую оборону от общественно опасных посягательств" /Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 16 августа 1984 г. №14 //Бюллетень Верховного Суда СССР. 1984. №9.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2012 г. N 19 "О применении судами законодательства о необходимой обороне и причинении вреда при задержании лица, совершившего преступление"


МОНОГРАФИИ, УЧЕБНИКИ, УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ


Бушуев Г.В. Социальная и уголовно-правовая оценка причинения вреда преступнику при задержании. -Горький, 1976.

Демидов Ю.Н., Базаров Р.А. Реализация сотрудниками милиции уголовно-правовых норм, исключающих преступность деяния. -Челябинск, 1993.

Каплунов А.И. Правовые основы применения и использования сотрудниками милиции огнестрельного оружия. -СПб., 1997.

Козак В.Н. Право граждан на необходимую оборону. -Саратов, 1972.

Кондрашов Б.П., Соловей Ю.П., Черников В.В. Внимание: оружие! (правовые основы применения огнестрельного оружия сотрудниками российской милиции). -М., 1992.

Новиков В.С. Правовые основы применения огнестрельного оружия. -М., 1996.

Новиков В.С. Правовые основы применения физической силы сотрудниками милиции. -М., 1996.

Новиков В.С. О применении оружия гражданами России. Научно-практический комментарий к ст.24 Закона "Об оружии". -М., 1997.

Новиков В.С. Правовые основы применения и использования огнестрельного оружия должностными лицами, выполняющими задачи по охране животного мира. -М., 2000.

Новиков В.С. Применение и использование огнестрельного оружия сотрудниками милиции: проблемы и пути совершенствования (Уголовно-правовой и криминологический аспекты). -М., 2001.

Панкин А.И. Личная безопасность сотрудников ОВД. Тактика и психология безопасной деятельности. -М., 1996.

Побегайло Э.Ф., Ревин В.П. Институт необходимой обороны и деятельность ОВД. -М., 1983.

Соловей Ю.П., Каплунов А.И. Теория и практика применения сотрудниками милиции огнестрельного оружия. -Омск, 1995.

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ №1


В целях усиления гарантий уголовно-правовой защищенности, личной физической безопасности вооруженных должностных лиц лесной охраны, которые осуществляют федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), повышения эффективности их профессиональной деятельности, целесообразно статьи 2, 4 и 5 постановления Правительства РФ от 13.06.2013 г. №495 "Об обеспечении служебным оружием, разрешенным в качестве служебного оружия гражданским оружием самообороны и охотничьим огнестрельным оружием должностных лиц лесной охраны, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану)" (вместе с «Правилами применения служебного оружия, а также разрешенного в качестве служебного оружия гражданского оружия самообороны и охотничьего огнестрельного оружия должностными лицами лесной охраны, осуществляющими федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану)» изложить в следующей редакции:

- статью 2 постановления Правительства РФ от 13.06.2013 г. №495 изложить в следующей редакции:

"Статья 2. Юридические основания, порядок, цель, условия правомерности и пределы применения физической силы, специальных средств и служебного огнестрельного оружия

Должностные лица лесной охраны обязаны проходить специальную профессионально-психологическую подготовку в образовательных организациях и в системе служебной подготовки, а также ежегодную проверку на профессиональную пригодность к действиям в криминальных конфликтах, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Должностные лица лесной охраны обязаны применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие только в конфликтных ситуациях, предусмотренных настоящим постановлением Правительства РФ от 13.06.2013 г. №495 в целях:

- пресечь реальную угрозу нападения посягающих;

- задержать и доставить правонарушителей в органы власти;

- устранить источники опасности.

Юридические основания - это конкретные неправомерные активные противоправные насильственные действия физических лиц, с которыми юридические нормы связывают возникновение обязанности у должностных лиц лесной охраны применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие.

При применении физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия должностное лицо лесной охраны обязано:

- обнажить огнестрельное оружие, привести его в боевую готовность и одновременно подать команду "Должностное лицо федерального государственного лесного надзора (лесной охраны)! Не двигаться!";

- предупредить физическое лицо о своем намерении их применить, предоставив при этом правонарушителю достаточно времени для выполнения законных требований, - первый порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия;

- применять их без предупреждения, когда предупреждение в создавшихся обстоятельствах является реально невозможным или нецелесообразным - второй порядок;

- применять их не только без предупреждения, но и при этом используя фактор внезапности, переключая внимание правонарушителей, усыпляя их бдительность, когда предупреждение в создавшейся обстановке является неуместным или нецелесообразным - третий порядок;

- соблюдать законность, проявлять сдержанность, выдержку, самообладание, бдительность, решительность, ожидать внезапного вооруженного сопротивления, вступать с правонарушителями только в психологическое противоборство при наличии юридических оснований и условий правомерности к применению огнестрельного оружия и при этом быть всегда психологически готовым применять его без предупреждения;

- соблюдать объективные и субъективные ограничения, предусмотренные настоящим постановлением Правительства РФ от 13.06.2013 г. №495;

- соблюдать юридические условия правомерности для конфликтных ситуаций пресечения нападения посягающих, уголовно-правового задержания правонарушителей и устранения источников опасности;

- соблюдать объективные и субъективные признаки (критерии), указанные в ст.ст.37,38 и 39 УК России;

- стремиться причинить правонарушителю минимальный вред его здоровью;

- соблюдать пределы (реально возможно допустимые ст.ст.37,38 и 39 УК России) своевременной и правомерной реализации ст.ст.2,4 и 5 настоящего постановления Правительства РФ от 13.06.2013 г. №495;

- соблюдать последовательность (выбирать один из трех порядков) юридически обязательных решений и действий, которая зависит от характера и степени опасности посягательства на объекты уголовно-правовой охраны, времени, места, способа посягательства, объектных, субъектных, обстановочных условий, а также обстоятельств, в которых возникают юридические основания и условия правомерности к применению физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия;

- преследовать правонарушителей гласно и негласно до тех пор, пока они не будут задержаны;

- обеспечить предоставление первой помощи всем раненным физическим лицам в самые кратчайшие сроки;

- обеспечить охрану места происшествия, когда в результате их применения имеются смерть, ранения физических лиц или причинен значительный материальный ущерб физическим или юридическим лицам;

- сообщить немедленно об этом непосредственному начальнику;

- выявить очевидцев, которые наблюдали динамику криминального конфликта;

- не взаимодействовать со средствами массовой информации;

- передать огнестрельное оружие непосредственному начальнику, если это целесообразно, руководствуясь действующим законодательством России;

- представить в течение 24 часов с момента применения или использования огнестрельного оружия рапорт непосредственному начальнику.

Должностные лица территориальных органов Федерального агентства лесного хозяйства и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных в области лесных отношений, и находящихся в их ведении учреждений, которые осуществляют федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) обязаны:

- оказать первую, физическую и психологическую помощь должностному лицу лесной охраны, если она ему необходима;

- изолировать должностное лицо лесной охраны от любопытных граждан, коллег и особенно от средств массовой информации;

- уведомить прокурора о факте применения или использования огнестрельного оружия;

- уведомить в реально возможный срок родственников должностного лица лесной охраны, если ему причинен вред здоровью;

- предоставить должностному лицу лесной охраны краткосрочный отпуск для стабилизации психического состояния;

- сообщить коллегам по службе о том, что произошло, чтобы они не беспокоили должностное лицо лесной охраны;

- объяснить должностному лицу лесной охраны, что будет проведена служебная проверка, и почему оно обязано написать рапорт;

- обеспечить, чтобы родственники или близкие друзья раненых или пострадавших физических лиц уведомлялись в как можно более короткий срок;

- подготовить сообщение для средств массовой информации и при этом обеспечить конфиденциальность сведений о должностных лицах лесной охраны, которые применяли оружие;

- использовать средства массовой информации для формирования позитивного общественного мнения в населенном пункте о профессиональной деятельности должностных лиц лесной охраны;

- контролировать слухи, чтобы своевременно их нейтрализовать через авторитетные средства массовой информации;

- рассмотреть материалы служебной проверки по факту применения или использования огнестрельного оружия и:

а) утвердить заключение служебной проверки по факту применения или использования огнестрельного оружия, если должностное лицо лесной охраны правомерно реализовало юридические нормы;

б) передать заключение и материалы служебной проверки по факту применения или использования огнестрельного оружия в прокуратуру, если усмотрел повод и основание (имеются достаточные данные, указывающие на признаки преступления) к возбуждению уголовного дела в деяниях должностного лица лесной охраны;

- сообщить результаты служебной проверки гражданам населенного пункта черед средства массовой информации, а также должностному лицу лесной охраны.

Условия правомерности применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия должностными лицами лесной охраны закреплены в ст.ст.37,38 и 39 УК России, а настоящее постановление Правительства РФ от 13.06.2013 г. №495 призвано их алгоритмизировать и совершенствовать с учетом особенностей и специфики служебной деятельности должностных лиц. На профессиональную деятельность должностных лиц лесной охраны распространяются обстоятельства, исключающие преступность деяния.

При неправомерном применении физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия должностные лица лесной охраны привлекаются к уголовной ответственности на общих основаниях в соответствии с действующим законодательством России.

За правомерное применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия должностные лица лесной охраны не несут ответственность за моральный, физический и имущественный вред, причиненный физическим и юридическим лицам.

Должностные лица лесной охраны не несут ответственность за моральный вред, убытки и вред охраняемым уголовным законом интересам, причиненные ими в связи с применением в предусмотренных настоящим постановлением Правительства РФ от 13.06.2013 г. №495 случаях физической силы, специальных средств или оружия, если при этом не было допущено превышение пределов необходимой обороны либо крайней необходимости, или превышение мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление, или совершение умышленного преступления во исполнение заведомо незаконного приказа или распоряжения, а также в условиях обоснованного риска. В иных случаях ответственность наступает в порядке, установленном федеральным законодательством РФ;

- статью 4 постановления Правительства РФ от 13.06.2013 г. №495 изложить в следующей редакции:

"Статья 4. Применение и использование огнестрельного оружия

Должностные лица лесной охраны имеют право применять оружие в состоянии необходимой обороны в целях:

отражения нападения, непосредственно угрожающего жизни должностных лиц лесной охраны;

отражения нападения, непосредственно угрожающего здоровью должностных лиц лесной охраны;

отражения нападения, непосредственно угрожающего жизни членов семей должностных лиц лесной охраны;

отражения нападения, непосредственно угрожающего членов семей здоровью должностных лиц лесной охраны;

отражения нападения, непосредственно угрожающего жизни граждан, оказывающих помощь должностным лицам лесной охраны в осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны);

отражения нападения, непосредственно угрожающего здоровью граждан, оказывающих помощь должностным лицам лесной охраны в осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны);

пресечения попытки завладения служебным оружием должностных лиц лесной охраны;

задержания лиц, оказывающих вооруженное сопротивление должностным лицам лесной охраны;

задержания лиц, отказывающихся выполнить законные требования должностного лица лесной охраны о сдаче оружия;

отражения группового нападения на служебные помещения должностных лиц лесной охраны, когда иными средствами отразить указанные нападения невозможно;

отражения группового нападения на жилые помещения должностных лиц лесной охраны, когда иными средствами отразить указанные нападения невозможно;

отражения группового нападения на иные помещения должностных лиц лесной охраны, когда иными средствами отразить указанные нападения невозможно;

отражения группового нападения на транспортные средства должностных лиц лесной охраны, когда иными средствами отразить указанные нападения невозможно;

отражения вооруженного нападения на служебные помещения должностных лиц лесной охраны, когда иными средствами отразить указанные нападения невозможно;

отражения вооруженного нападения на жилые помещения должностных лиц лесной охраны, когда иными средствами отразить указанные нападения невозможно;

отражения вооруженного нападения на иные помещения должностных лиц лесной охраны, когда иными средствами отразить указанные нападения невозможно;

отражения вооруженного нападения на транспортные средства должностных лиц лесной охраны, когда иными средствами отразить указанные нападения невозможно;

освобождения заложников из транспортных средств;

освобождения заложников из служебных помещений должностных лиц лесной охраны;

освобождения заложников из жилых помещений должностных лиц лесной охраны;

освобождения заложников из иных помещений должностных лиц лесной охраны;

задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление, застигнутого при совершении тяжкого преступления против жизни граждан;

задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление, застигнутого при совершении тяжкого преступления против здоровья граждан;

задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление, застигнутого при совершении тяжкого преступления против собственности;

задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление, и пытающегося скрыться;

отражения нападения с использованием транспортных средств.

Это исчерпывающий перечень конфликтных ситуаций, когда должностные лица лесной охраны находятся в состоянии необходимой обороны.

Должностные лица лесной охраны имеют право применять оружие в состоянии причинения вреда при задержании лица, совершившего преступление, в целях:

задержания лица, застигнутого при совершении особо тяжкого преступления против жизни граждан и пытающегося скрыться;

задержания лица, застигнутого при совершении особо тяжкого преступления против здоровья граждан и пытающегося скрыться;

задержания лица, застигнутого при совершении особо тяжкого преступления против собственности и пытающегося скрыться;

задержания лица, застигнутого при совершении тяжкого преступления против жизни граждан и пытающегося скрыться;

задержания лица, застигнутого при совершении тяжкого преступления против здоровья граждан и пытающегося скрыться;

задержания лица, застигнутого при совершении тяжкого преступления против собственности и пытающегося скрыться;

задержания физического лица, которое объявлено в местный, федеральный или международный розыск за совершение особо тяжкого или тяжкого преступления против жизни, здоровья или собственности и пытающегося скрыться от должностных лиц лесной охраны.

Это исчерпывающий перечень конфликтных ситуаций уголовно-правового задержания.

Без предупреждения огнестрельное оружие применяется в момент возникновения реальной угрозы объективно общественно опасного, наличного и действительного посягательства на вышеуказанный исчерпывающий круг объектов уголовно-правовой охраны; в момент возникновения реальной возможности у задерживаемого лица скрыться с места происшествия или уклониться от уголовно-правового задержания и доставления в органы власти, который уже совершил тяжкое или особо тяжкое преступление против жизни, здоровья или собственности и в других криминальных конфликтах, предусмотренных действующим законодательством России.

Без предупреждения огнестрельное оружие применяется:

1) при отражении нападения с использованием оружия или транспортных средств;

2) при попытке скрыться с места совершения преступления с оружием, при помощи транспортных средств либо из транспортного средства во время движения;

3) при попытке правонарушителя, а также иного лица приблизиться к должностному лицу лесной охраны с обнаженным огнестрельным или холодным оружием либо предметами, с помощью которых может быть причинен вред здоровью, сократив при этом указанное должностным лицом лесной охраны расстояние, а также при попытке прикоснуться к его огнестрельному оружию.

Не только без предупреждения, но и при этом используя фактор внезапности, применяют огнестрельное оружие по устному приказу непосредственного руководителя. Если такое решение должностные лица лесной охраны принимают самостоятельно, то они применяют огнестрельное оружие в целях упреждения активных противоправных насильственных действий посягающих.

Запрещается применять огнестрельное оружие в отношении малолетних, женщин с явными признаками беременности, физических лиц, имеющих при себе детей, лиц пожилого возраста, лиц с явными признаками инвалидности, кроме случаев совершения ими группового нападения или сопротивления, угрожающего жизни или здоровью людей, совершения ими вооруженного нападения или сопротивления, а также при значительном скоплении людей, когда от этого могут пострадать посторонние граждане, которые оказались на месте происшествия в силу случайного стечения обстоятельств.

Должностные лица лесной охраны имеют право использовать оружие в состоянии крайней необходимости в целях:

остановки транспортного средства путем его повреждения, если управляющее им лицо отказывается выполнить неоднократные требования должностного лица лесной охраны об остановке и пытается скрыться;

остановки транспортного средства путем его повреждения, если управляющее им лицо отказывается выполнить неоднократные требования должностного лица лесной охраны об остановке и пытается скрыться, создавая угрозу жизни граждан;

остановки транспортного средства путем его повреждения, если управляющее им лицо отказывается выполнить неоднократные требования должностного лица лесной охраны об остановке и пытается скрыться, создавая угрозу здоровью граждан;

производства предупредительного выстрела путем выстрела вверх;

подачи сигнала тревоги путем выстрела вверх;

вызова помощи путем выстрела вверх;

производства предупредительного выстрела в ином безопасном направлении;

подачи сигнала тревоги путем выстрела в ином безопасном направлении;

вызова помощи путем выстрела вверх или в ином безопасном направлении;

защиты людей от угрозы нападения опасных животных.

Это исчерпывающий перечень конфликтных ситуаций, когда должностные лица лесной охраны находятся в состоянии крайней необходимости и при этом обязаны использовать огнестрельное оружие в целях устранить источники опасности, если не будет допущено превышения пределов крайней необходимости.

Без предупреждения огнестрельное оружие используется в момент возникновения реальной опасности для жизни или здоровья людей, непосредственно исходящей от источников опасности, и в других криминальных конфликтах, предусмотренных действующим законодательством России.

Не только без предупреждения, но и при этом используя фактор внезапности, используют огнестрельное оружие в целях обезвреживания животного, реально угрожающего жизни или здоровью людей, а также в других криминальных конфликтах, предусмотренных действующим законодательством России.

Запрещается использовать огнестрельное оружие на поражение физических лиц, кроме криминальных конфликтов, когда они, управляя транспортным средством, умышленно создают реальную угрозу для жизни и здоровья людей, автотранспорта общего пользования и грузовых автомобилей (при наличии пассажиров), мотоциклов, мотоколясок, мотороллеров, мопедов, а также на горных дорогах, участках дорог с ограниченной видимостью, железнодорожных переездах, мостах, путепроводах, эстакадах, бензозаправочных станциях, в туннелях и при значительном скоплении людей, когда от этого могут пострадать посторонние физические лица";

- статью 5 постановления Правительства РФ от 13.06.2013 г. №495 изложить в следующей редакции:

"Статья 5. Гарантии личной физической безопасности вооруженного должностного лица лесной охраны

Должностное лицо лесной охраны обязано обнажить огнестрельное оружие и привести его в боевую готовность в момент возникновения реальной угрозы посягательства на исчерпывающий перечень объектов уголовно-правовой охраны, чтобы иметь реальную возможность (время) применить огнестрельное оружие на упреждение (первым) активных противоправных насильственных действий посягающего. Обнажение огнестрельного оружия является предупреждением для физического лица о реальной возможности его применения. Реальной угрозой посягательства на жизнь и здоровье должностного лица лесной охраны признается приближение к нему посягающего менее чем на три метра после законного требования остановиться.

С наличием таких юридических фактов, как попытки физического лица, задерживаемого должностным лицом лесной охраны с обнаженным огнестрельным оружием, приблизиться к нему, сократив при этом указанное им расстояние, совершение задерживаемым лицом умышленно неожиданных активных противоправных насильственных действий, попытки достать что-либо из своей одежды без команды должностного лица лесной охраны и другие действия, которые могут быть восприняты должностном лицом лесной охраны как реальная угроза посягательства на его жизнь или здоровье, действующее законодательство России связывает обязанность должностного лица лесной охраны пресечь эту реальную угрозу посягательства путем применения огнестрельного оружия на поражение физического лица без предупреждения.

Если реальная угроза посягательства не опасна для жизни должностного, то прицельная стрельба ведется не по жизненно важным органам (рукам и ногам). Самозащита от реальной угрозы объективно общественно опасного, наличного и действительного посягательства против жизни возможна путем причинения посягающему любого вреда».


31