Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение,
«Школа №8 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» г. Серпухова».
Обсуждение на педсовете:
«Актуальные проблемы организации воспитательной работы в классах со сложной структурой дефекта»
Учитель: Шимаева Лариса Викторовна
2017-18 учебный год
Школа сегодня очень сильно отличается от школы XX века: это не дань моде, это новый запрос общества, это другая государственная политика в сфере образования, это новые тенденции в науке. Всего каких-то 10 лет назад мы даже не думали о том, что, например, на своих уроках и в воспитательной деятельности будем использовать компьютерную поддержку, мультимедийные технологии. Поэтому наша задача как педагогов, людей, которые обучают и воспитывают новое поколение, быть если не на два шага вперед, то хотя бы на один происходящих событий, пытаться своими действиями направить воспитанников на постоянное развитие и самосовершенствование.
Как говорил А.Н.Макаренко:
«Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги».
Воспитание в каждом ребёнке человечности, доброты, бережного отношения к близким и всему окружающему – вот ключевые ценности, на которых должна строиться воспитательная работа.
Эффективность воспитательной работы школы зависит по крайней мере от 4-х факторов:
Педагогические кадры – генератор и организатор воспитательных идей школы;
Сами дети, являющиеся субъектом системы воспитания;
Родители, действующие в унисон со школой и выступающие в качестве одного из субъектов школьного воспитания.
Окружающая школу среда, которая может быть как позитивной в воспитательном отношении, так и негативной.
В настоящее время в коррекционном образовании актуальна проблема ранней комплексной реабилитации обучающихся с тяжелыми нарушениями развития, детей-инвалидов. В обучении детей с особыми образовательными нуждами, в том числе и с имеющими сложные нарушения умственного и физического развития, приоритетное направление имеет компенсация нарушенных функций, что обеспечивает возможность обучения, воспитания и развития личности ребенка. Актуальность изучаемой проблемы состоит в необходимости иметь научно обоснованные и систематизированные сведения об особенностях системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения умственного развития.
В современной психолого-педагогической литературе все чаще встает вопрос о недостаточной разработанности направлений, связанных с использованием потенциальных возможностей самого ребенка в компенсации имеющегося дефекта. Недостаточно сведений об особенностях психического развития некоторых категорий детей (с тяжелыми нарушениями речи, дети с задержкой психического развития, дети с ранним детским аутизмом, дети с комплексными нарушениями, дети с поведенческими расстройствами), в связи с чем слабо разработаны вопросы их обучения и воспитания. Если муниципальные образовательные школы для детей с ограниченными возможностями здоровья не развивать, то утрачивается накопленный опыт, который действительно является колоссальным, а дети, имеющие сложные нарушения умственного и физического развития остаются без внимания. Данную проблему можно решить только усилиями всего общества.
Социальное устройство детей с любыми отклонениями в развитии – серьезная проблема для современного общества. Оказание коррекционно-развивающей помощи детям со сложными нарушениями развития вызывает довольно противоречивые мнения. Однако, возросший интерес к проблеме обучения, развития потенциальных возможностей детей, имеющих сложные нарушения умственного и физического развития, абилитации и интеграции их в обществе, организации коррекционно-развивающей работы являются предпосылками для рассмотрения данной проблемы.
Как показали исследования и опыт таких специалистов, как Маллер А. Р., Цикото Г. В., Выготский Л.С. и др., потенциальные возможности детей со сложным дефектом довольно значительны, доказано, что они являются в большей или меньшей степени обучаемыми и при создании для них специальных условий, могут быть социально адаптированы и даже частично трудоспособны. Исследователи, (Мещеряков А.К., Розанова Т.В. и др.) занимающиеся проблемой сложных нарушений, единодушно отмечают тот факт, что психическое развитие при двойном или тройном дефекте не сводится к сумме особенностей психического развития при каждом нарушении, а образует новую, сложную структуру нарушений и требует особой коррекционной работы. В связи со всем вышеизложенным проблема обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения умственного и физического развития, представляется актуальной.
Максимальный коррекционный эффект может быть достигнут, только когда образовательно-воспитательная работа реализуется с учетом психологических особенностей различных клинических форм интеллектуальных нарушений. Дети со сложной структурой дефекта должны уметь себя обслуживать, выполнять в быту несложные задания, поэтому необходимо, используя все возможности воспитании, формировать у них эти жизненно необходимые навыки.
Мы понимаем, что наши дети никогда не станут настолько самостоятельными, чтобы обходиться без помощи и поддержки взрослого человека. Важно научить их быть коммуникабельными, разумно активными, обращаться за помощью и принимать ее, воспитать хорошие привычки, культурное поведение, чтобы они не мешали, не были в тягость обществу и людям, с которыми они будут общаться.
Преодоление трудностей социальной адаптации, реабилитации, интеграции в общество детей с ограниченными возможностями здоровья – процесс, растягивающийся на долгие годы. Его успешность, эффективность зависит от множества факторов, но, в первую очередь, от готовности близких людей, педагогов и специалистов к оказанию помощи этой категории детей, их профессиональной позиции, другими словами – их профессионализма. Научить таких детей читать, писать и говорить – необходимо по возможности, но главное обучить их бытовым, хозяйственным, трудовым и социальным навыкам.
А сейчас остановлюсь на организации воспитательной работы в классе для детей со сложной структурой дефекта.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:
ЦЕЛИ:
оказание всемерной помощи своим воспитанникам в овладении знаниями;
участие в развитии познавательных интересов и познавательной деятельности учащихся класса;
создание в классе благоприятного микроклимата.
ЗАДАЧИ:
содействовать формированию нравственных позиций школьников;
продолжать работу над созданием дружного, по возможности, сплочённого коллектива;
укреплять здоровье детей, формировать навыки гигиены, самообслуживания. Ежедневно следить за внешним видом детей, их посещаемостью школы. Учить детей ценить, беречь, укреплять своё здоровье;
совершенствовать методы социальной адаптации детей с проблемами в интеллектуальном развитии, проводить коррекционную работу, применяя методы дифференциации в воспитании и обучении;
воспитывать любовь к труду, уважение к людям труда, учить добросовестно выполнять свои обязанности школьников;
продолжить работу по знакомству детей с родным городом;
воспитывать бережное отношение к природе, ко всему живому;
прививать навыки культурного поведения, сознательной дисциплины;
продолжить работу с родителями: продолжить знакомство с родителями; семьями детей, бытом;
поддерживать постоянную связь с учителями-предметниками, мед. работником, для полного решения поставленных задач.
Воспитательная работа с воспитанниками со сложным дефектом строится по следующим направлениям: духовно-нравственное и гражданско-патриотическое, спортивно-оздоровительное и охрана здоровья, трудовое воспитание, художественно-эстетическое воспитание, этикет и культура общения в жизни современного человека, мои права и обязанности, профилактическая деятельность по безопасности учащихся. Воспитательские часы по данным направлениям имеют важное коррекционно-развивающее значение, оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную, двигательную сферу; способствуют активизацию предметно-практической деятельности обучающихся по усвоению и присвоению принципов здорового образа жизни; способствуют формированию положительных навыков поведения школьников с интеллектуальной недостаточностью. Считаю, что система воспитания, сложившаяся в классе, дает положительные результаты.
Раскрытие потенциала каждого ребёнка, признание его как личности, умение добиваться чего-либо им в окружающей его действительности – эти приемы я использую в своей работе. Потенциал ребёнка в большей степени выявляется через игру. Поэтому большинство мероприятий и дел я провожу в виде игры, конкурсов, викторин.
Уверена, что путь от сердца к сердцу можно проложить на основе искренности, взаимопонимания, взаимодоверия. Любая педагогическая концепция может быть воплощена в жизнь при одном главном условии: необходимо любить детей и принимать их такими, какие они есть, защищать их любовью просто за то, что они – дети! Идут дни, месяцы, годы, но дети всегда остаются детьми, и моя задача – быть им другом, раскрыть их души.
Все внеклассные мероприятия и дела планировались с учётом интересов, желаний и возможностей детей.
Ниже показан результат мониторинга, проведённого в конце 6 класса.
![]()
![]()
Результаты мониторинга показали, что учащимся нравится посещать школу, а также научились общаться друг с другом, некоторые даже подружились. Это Акимова Алёна и Рыжова Олеся, Волкова Дарья и Зобян Люси. В настоящее время наблюдаю, что мальчики проявляют интерес к девочкам.
Также я разработала программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни «МОЁ здоровье в моих руках!». В рамках реализации данной программы хочу познакомить с результатом распределения учащихся по медицинским группам для занятий физической культурой за 4 года.
Учебный год | Количество учащихся (в %) |
Подготовительная группа | Специальная группа | Освобожденные от физкультуры |
2014-15 уч. год | 2 (28%) | 2 (28%) | 3 (43%) |
2015-17 уч.год. | 2 (28%) | 4 (57%) | 1 (14 %) |
2017-2018 уч.год | 2 (28%) | 5 (74%) | - |
Воспитательная работа не может строиться без учета того, что индивидуальность ребенка формируется в семье. Поэтому работа с родителями занимает огромное место. Школа и семья - два важнейших воспитательно-образовательных института, которые изначально призваны пополнять друг друга и взаимодействовать между собой. С этой целью в классе ведется большая работа с родителями.
Систематически провожу классные родительские собрания, разнообразные по формам:
Организационное собрание;
Тематические:
А) Лекция- консультация
Б) Анкетирование
В) Конкурс рисунков
Г) Опрос
Д) Круглый стол
Е) Тестирование
Интервью-кафе
Беседы об итогах учебного процесса.
Таким образом, обучающиеся со сложными дефектами развития – это особая категория детей, имеющих свои специфические особенности, учет которых даёт возможность развиваться школьникам во всей целостности. В результате своевременно начатой упорной образовательно-воспитательной и коррекционной работы, возможно преодоление негативных тенденций и постепенное вхождение воспитанников, имеющих сложные нарушения умственного и физического развития в социум. В разном темпе, с разной результативностью, но каждый обучающийся со сложным дефектом может постепенно продвигаться к все более сложному взаимодействию с людьми.
Однозначного ответа на вопрос: как воспитывать детей- дать невозможно, уж слишком много факторов и жизненных обстоятельств влияют на выбор единственно правильного решения, которое предопределит дальнейшее успешное развитие личности подрастающего человека. Проблема организации воспитательного процесса во все времена одна: как сделать его эффективным, плодотворным, направленным на развитие самостоятельной, личности. А в нашем учреждении на первый план выступает коррекционная направленность воспитательного процесса.