СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обучающая презентация для волонтеров "Конструктивное реагирование на проявления чужой агрессии в местах проведения массовых мероприятий"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Обучающая презентация для волонтеров "Конструктивное реагирование на проявления чужой агрессии в местах проведения массовых мероприятий"»

« Конструктивное реагирование на проявление чужой агрессии в местах проведения массовых мероприятий» Тренинг для волонтеров Материал разработала психолог высшей категории, заведующий методическим отделом МБУК «Централизованная клубная система» Екатерина Аркадьевна Новоторцева

« Конструктивное реагирование на проявление чужой агрессии в местах проведения массовых мероприятий»

Тренинг для волонтеров

Материал разработала психолог высшей категории,

заведующий методическим отделом МБУК «Централизованная клубная система»

Екатерина Аркадьевна Новоторцева

Одной из часто встречающихся проблем, связанных с профессиональной деятельностью в сфере «человек – человек» является чужая агрессия. Какова должна быть наша внутренняя позиция, чтобы людям просто в голову не приходило цеплять вас и агрессивно себя вести?

Одной из часто встречающихся проблем, связанных с профессиональной деятельностью в сфере «человек – человек» является чужая агрессия. Какова должна быть наша внутренняя позиция, чтобы людям просто в голову не приходило цеплять вас и агрессивно себя вести?

 В каком виде может проявляться чужая агрессия?   - В открытом виде: это нападки со стороны абсолютно посторонних людей, хамство на улице и пр. Чаще всего такую «неприкрытую» агрессию использует достаточно конфликтный , но при этом искренний и открытый человек. В таком случае реагировать на такого рода агрессию стоит спокойно, без лишних негативных эмоций и здесь важно выяснить у оппонента, что именно послужило причиной его враждебности. Скорее всего ваш оппонент не станет скрывать от вам истинные мотивы своего отношения и поведения.  Постарайтесь уладить конфликт, не теряя собственного достоинства. Старайтесь общаться по существу. Либо вообще избегать общения с таким человеком.

В каком виде может проявляться чужая агрессия?

- В открытом виде: это нападки со стороны абсолютно посторонних людей, хамство на улице и пр. Чаще всего такую «неприкрытую» агрессию использует достаточно конфликтный , но при этом искренний и открытый человек. В таком случае реагировать на такого рода агрессию стоит спокойно, без лишних негативных эмоций и здесь важно выяснить у оппонента, что именно послужило причиной его враждебности. Скорее всего ваш оппонент не станет скрывать от вам истинные мотивы своего отношения и поведения.

Постарайтесь уладить конфликт, не теряя собственного достоинства. Старайтесь общаться по существу. Либо вообще избегать общения с таким человеком.

 В каком виде может проявляться чужая агрессия?   - В скрытом виде: это выражается в нелицеприятных высказываниях, советах, которых не просили, необоснованной критике, цеплянии в адрес человека. С категорией людей, которые затаивают обиду и скрывают свою враждебность под маской любезности, намного сложнее. Их враждебность иногда сложно доказать, однако легко почувствовать. В таком случае нужно просто стараться обходить острые углы и контролировать свои эмоции.  - Защитная агрессия. Такую агрессию используют неуверенные в себе, «избитые» жизнью и обстоятельствами люди. Они пытаются использовать нападение как лучшее средство защиты. Попробуйте с помощью доброго отношения создать ощущение безопасности для этого человека, проявите заинтересованность к нему и будьте искренними. Тогда вы сможете смягчить его враждебность, он почувствует, что в безопасности, и сбросит защитную маску агрессии.

В каком виде может проявляться чужая агрессия?

- В скрытом виде: это выражается в нелицеприятных высказываниях, советах, которых не просили, необоснованной критике, цеплянии в адрес человека. С категорией людей, которые затаивают обиду и скрывают свою враждебность под маской любезности, намного сложнее. Их враждебность иногда сложно доказать, однако легко почувствовать. В таком случае нужно просто стараться обходить острые углы и контролировать свои эмоции.

- Защитная агрессия. Такую агрессию используют неуверенные в себе, «избитые» жизнью и обстоятельствами люди. Они пытаются использовать нападение как лучшее средство защиты. Попробуйте с помощью доброго отношения создать ощущение безопасности для этого человека, проявите заинтересованность к нему и будьте искренними. Тогда вы сможете смягчить его враждебность, он почувствует, что в безопасности, и сбросит защитную маску агрессии.

Какие люди могут попасть под действие чужой агрессии? Во-первых, это люди, которые сам внутри имеют много агрессии, но у которых стоят запреты на ее проявление. Энергетическое внутреннее состояние человека таково, что он «притягивает» агрессоров в свою жизнь. Окружающие чувствуют и безошибочно выделяют того, кому можно нахамить по положению тела, мимике, голосу, жестам, манере поведения и .т.д. Во-вторых, это так называемые «жертвы» – люди, страдающие травмой отвергнутого. Агрессору нужно слить свой негатив, но того на того, кто не сможет ответить; на жертву, у которой своя агрессия подавлена. В-третьих, это люди, которые подавляют в себе ответную агрессию, «Проглатывают» чужую, не позволяют себе дать адекватный отпор агрессору.

Какие люди могут попасть под действие чужой агрессии?

Во-первых, это люди, которые сам внутри имеют много агрессии, но у которых стоят запреты на ее проявление. Энергетическое внутреннее состояние человека таково, что он «притягивает» агрессоров в свою жизнь. Окружающие чувствуют и безошибочно выделяют того, кому можно нахамить по положению тела, мимике, голосу, жестам, манере поведения и .т.д.

Во-вторых, это так называемые «жертвы» – люди, страдающие травмой отвергнутого. Агрессору нужно слить свой негатив, но того на того, кто не сможет ответить; на жертву, у которой своя агрессия подавлена.

В-третьих, это люди, которые подавляют в себе ответную агрессию, «Проглатывают» чужую, не позволяют себе дать адекватный отпор агрессору.

Вступающим в словесный поединок требуется ряд качеств и навыков:   - оперативность поиска и воспроизведения информации;  - остроумие, ироничность;  - находчивость, хитрость;  - умение использовать логику и аргументирование;  - мастерство риторики;  - стрессовоустойчивость и терпимость (толерантность);  - помехоустойчивость.

Вступающим в словесный поединок требуется ряд качеств и навыков: - оперативность поиска и воспроизведения информации; - остроумие, ироничность; - находчивость, хитрость; - умение использовать логику и аргументирование; - мастерство риторики; - стрессовоустойчивость и терпимость (толерантность); - помехоустойчивость.

Что НЕ НУЖНО делать: - хамить и ругаться в ответ;  - смолчать и «проглотить»;  - смолчать и внутренне принять;  - показывать свой страх;  - опускать глаза;  - отступать назад;  - оправдываться .

Что НЕ НУЖНО делать:

- хамить и ругаться в ответ;

- смолчать и «проглотить»;

- смолчать и внутренне принять;

- показывать свой страх;

- опускать глаза;

- отступать назад;

- оправдываться .

Психологическая защита от агрессивно настроенных субъектов – уверенное и достойное поведение в конфликте.  Главное, чего следует избегать, - это ответная агрессия .

Психологическая защита от агрессивно настроенных субъектов – уверенное и достойное поведение в конфликте. Главное, чего следует избегать, - это ответная агрессия .

Как реагировать в ситуации проявления чужой агрессии?  - Никогда не отвечать взаимностью.  - Не принимать все происходящее на свой счет.  - Выслушивать!  - Перенести разговор.  - проявить уверенность.  - Не позволять нарушать и уметь отстаивать свои границы.  - Учиться находиться в состоянии баланса, спокойствия «удава» либо давать отпор агрессору в приемлимой форме.

Как реагировать в ситуации проявления чужой агрессии?

- Никогда не отвечать взаимностью.

- Не принимать все происходящее на свой счет.

- Выслушивать!

- Перенести разговор.

- проявить уверенность.

- Не позволять нарушать и уметь отстаивать свои границы.

- Учиться находиться в состоянии баланса, спокойствия «удава» либо давать отпор агрессору в приемлимой форме.

Тест  «Оценка поведения в конфликтных ситуациях»  1. Позитивно оцениваю партнера. 2. Стараюсь понять его доводы. 3. Контролирую свои эмоции. 4. Анализирую причины конфликта, стараюсь понять, в чем моя ответственность за этот конфликт. 5. Стремлюсь к сотрудничеству. 6. Стараюсь встать на точку зрения партнера, посмотреть на ситуацию его глазами. 7. Думаю, что говорю, стараюсь не говорить о том, о чем позже могу пожалеть. 8. Подчеркиваю наше равенство. 9. Проявляю терпимость. 10. Стараюсь найти разумное решение.

Тест «Оценка поведения в конфликтных ситуациях»

1. Позитивно оцениваю партнера.

2. Стараюсь понять его доводы.

3. Контролирую свои эмоции.

4. Анализирую причины конфликта, стараюсь понять, в чем моя ответственность за этот конфликт.

5. Стремлюсь к сотрудничеству.

6. Стараюсь встать на точку зрения партнера, посмотреть на ситуацию его глазами.

7. Думаю, что говорю, стараюсь не говорить о том, о чем позже могу пожалеть.

8. Подчеркиваю наше равенство.

9. Проявляю терпимость.

10. Стараюсь найти разумное решение.

Тест  «Оценка поведения в конфликтных ситуациях»  НЕТ – 1 балл РЕДКО – 2 балла ИНОГДА - 3 балла ЧАСТО – 4 балла ПОЧТИ ВСЕГДА – 5 баллов Менее 25 баллов – вы не обладаете навыками поведения в конфликтных ситуациях; 25 – 40 баллов – вы владеете некоторыми навыками поведения в конфликте, но ваше поведение неустойчиво; Более 40 баллов – вы полностью владеете способами грамотного поведения в конфликтных ситуациях.

Тест «Оценка поведения в конфликтных ситуациях»

НЕТ – 1 балл

РЕДКО – 2 балла

ИНОГДА - 3 балла

ЧАСТО – 4 балла

ПОЧТИ ВСЕГДА – 5 баллов

Менее 25 баллов – вы не обладаете навыками поведения в конфликтных ситуациях;

25 – 40 баллов – вы владеете некоторыми навыками поведения в конфликте, но ваше поведение неустойчиво;

Более 40 баллов – вы полностью владеете способами грамотного поведения в конфликтных ситуациях.

Упражнение на стабилизацию психоэмоционального состояния «Внутренний луч» … Представьте, что внутри вашей головы, в верхней ее части, возникает светлый луч, который медленно и последовательно движется сверху вниз и по пути движения освещает изнутри все детали лица, шеи, плеч и т.д., теплым, ровным, расслабляющим светом. По мере движения луча разглаживаются морщины, исчезает напряжение в области затылка, ослабляются складки на лбу, опадают брови, «охлаждаются» глаза, ослабляются зажимы в уголках губ, опускаются плечи, освобождается шея и грудь. Внутренний луч как бы формирует внешность спокойного и освобожденного человека, удовлетворенного собой, своей жизнью, профессией, кругом общения. Заканчиваем упражнение словами «Я становлюсь новым человеком!»

Упражнение на стабилизацию психоэмоционального состояния «Внутренний луч»

… Представьте, что внутри вашей головы, в верхней ее части, возникает светлый луч, который медленно и последовательно движется сверху вниз и по пути движения освещает изнутри все детали лица, шеи, плеч и т.д., теплым, ровным, расслабляющим светом. По мере движения луча разглаживаются морщины, исчезает напряжение в области затылка, ослабляются складки на лбу, опадают брови, «охлаждаются» глаза, ослабляются зажимы в уголках губ, опускаются плечи, освобождается шея и грудь. Внутренний луч как бы формирует внешность спокойного и освобожденного человека, удовлетворенного собой, своей жизнью, профессией, кругом общения.

Заканчиваем упражнение словами «Я становлюсь новым человеком!»

Упражнение на снятие напряжения «Ластик» Данное упражнение направлено на развитие умения «забывать» и как бы «стирать» из памяти конфликтные ситуации. … Сядьте и расслабьтесь. Закройте глаза. Представьте перед собой чистый альбомный лист бумаги, карандаши и ластик. Мысленно нарисуйте на листе негативную ситуацию, которую хотели бы забыть. Это может быть реальная картинка, ассоциация, символ. Мысленно возьмите ластик и начинайте последовательно стирать с листа бумаги представленную ситуацию. «Стирайте», пока картинка совсем не исчезнет с листа. Выполните проверку. Откройте и снова закройте глаза, представьте тот же лист. Если картинка не исчезла, снова возьмите ластик и «стирайте» до полного исчезновения. Методику можно повторять несколько раз .

Упражнение на снятие напряжения «Ластик»

Данное упражнение направлено на развитие умения «забывать» и как бы «стирать» из памяти конфликтные ситуации.

… Сядьте и расслабьтесь. Закройте глаза. Представьте перед собой чистый альбомный лист бумаги, карандаши и ластик. Мысленно нарисуйте на листе негативную ситуацию, которую хотели бы забыть. Это может быть реальная картинка, ассоциация, символ. Мысленно возьмите ластик и начинайте последовательно стирать с листа бумаги представленную ситуацию. «Стирайте», пока картинка совсем не исчезнет с листа. Выполните проверку. Откройте и снова закройте глаза, представьте тот же лист. Если картинка не исчезла, снова возьмите ластик и «стирайте» до полного исчезновения.

Методику можно повторять несколько раз .

Упражнение «Пресс» Данное упражнение нейтрализует и подавляет отрицательные эмоции гнева, раздражения, повышенной тревожности. «… Представьте внутри себя, на уровне груди, мощный пресс, который движется сверху вниз, подавляя возникающие отрицательные эмоции и связанное с ними внутреннее напряжение». Выполняя упражнение, важно добиться отчетливого ощущения физической тяжести внутреннего пресса, подавляющего и как бы выталкивающего вниз нежелательные эмоции и энергию, которую они с собой несут.

Упражнение «Пресс»

Данное упражнение нейтрализует и подавляет отрицательные эмоции гнева, раздражения, повышенной тревожности.

«… Представьте внутри себя, на уровне груди, мощный пресс, который движется сверху вниз, подавляя возникающие отрицательные эмоции и связанное с ними внутреннее напряжение».

Выполняя упражнение, важно добиться отчетливого ощущения физической тяжести внутреннего пресса, подавляющего и как бы выталкивающего вниз нежелательные эмоции и энергию, которую они с собой несут.

Упражнение «Настроение»» Представьте, что несколько минут назад у вас Закончился неприятный разговор с оппонентом. Как снять негативный осадок? Возьмите цветные карандаши или фломастеры и чистый лист бумаги. Расслабленно, левой рукой, нарисуйте абстрактный сюжет – линии, пятна, фигуры. Важно при этом полностью погрузиться в свои переживания, выбрать цвет и провести линии в полном соответствии с вашим настроением. Попробуйте представить, что вы переносите свое грустное настроение на бумагу, как бы материализуете его. А теперь переверните бумагу и на другой стороне листа напишите 5-7 слов, отражающих ваше настроение. После этого еще раз посмотрите на свой рисунок, как бы переживая это состояние, перечитайте слова и с удовольствием, эмоционально разорвите листок и выбросите его.

Упражнение «Настроение»»

Представьте, что несколько минут назад у вас

Закончился неприятный разговор с оппонентом. Как снять негативный осадок? Возьмите цветные карандаши или фломастеры и чистый лист бумаги. Расслабленно, левой рукой, нарисуйте абстрактный сюжет – линии, пятна, фигуры. Важно при этом полностью погрузиться в свои переживания, выбрать цвет и провести линии в полном соответствии с вашим настроением. Попробуйте представить, что вы переносите свое грустное настроение на бумагу, как бы материализуете его. А теперь переверните бумагу и на другой стороне листа напишите 5-7 слов, отражающих ваше настроение. После этого еще раз посмотрите на свой рисунок, как бы переживая это состояние, перечитайте слова и с удовольствием, эмоционально разорвите листок и выбросите его.

Упражнение «Список претензий» Наша работа предполагает постоянное ежедневное общение с людьми. Давайте проанализируем НАШЕ недовольство теми, кто входит в круг нашего общения, с кем мы вынуждены контактировать в силу профессиональной деятельности. В столбик необходимо записать как можно больше претензий, адресованных людям из нашего окружения (можно указывать конкретных людей, кто наиболее часто действует как раздражитель). Рефлексия упражнения: чтобы принимать людей, такими, какие они есть, нужно понимать, чем они нас не устраивают.

Упражнение «Список претензий»

Наша работа предполагает постоянное ежедневное общение с людьми. Давайте проанализируем НАШЕ недовольство теми, кто входит в круг нашего общения, с кем мы вынуждены контактировать в силу профессиональной деятельности. В столбик необходимо записать как можно больше претензий, адресованных людям из нашего окружения (можно указывать конкретных людей, кто наиболее часто действует как раздражитель).

Рефлексия упражнения: чтобы принимать людей, такими, какие они есть, нужно понимать, чем они нас не устраивают.

Притча «Безвредная змея» Жила-была ядовитая и злобная змея. Однажды она повстречала мудреца и, поразившись его доброте, утратила свою злобу. Мудрец посоветовал ей прекратить обижать людей, и змея решила жить по-новому, не нанося никому ущерба. Но как только люди узнали об этом, они стали бросать в змею камни, таскать ее за хвост и издеваться над ней. Мудрец увидел, что происходит, и, выслушав жалобы змеи, сказал: «Я просил, чтобы ты перестала причинять людям страдания и боль, но я не говорил, чтобы ты никогда не шипела и отпугивала их». Мораль притчи: можно научиться противостоять чужому злу, не причиняя зла в ответ.

Притча «Безвредная змея»

Жила-была ядовитая и злобная змея. Однажды она повстречала мудреца и, поразившись его доброте, утратила свою злобу. Мудрец посоветовал ей прекратить обижать людей, и змея решила жить по-новому, не нанося никому ущерба. Но как только люди узнали об этом, они стали бросать в змею камни, таскать ее за хвост и издеваться над ней. Мудрец увидел, что происходит, и, выслушав жалобы змеи, сказал: «Я просил, чтобы ты перестала причинять людям страдания и боль, но я не говорил, чтобы ты никогда не шипела и отпугивала их».

Мораль притчи: можно научиться противостоять чужому злу, не причиняя зла в ответ.

НЕМНОГО ЮМОРА НА ПРОЩАНИЕ! СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!  ДО НОВЫХ ВСТРЕЧ!

НЕМНОГО ЮМОРА НА ПРОЩАНИЕ! СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! ДО НОВЫХ ВСТРЕЧ!