ТЕХНОЛОГИЯ
НАПИСАНИЯ ЭССЕ ПО
ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
"Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но, ради бога, размышляйте, хоть криво, да сами". (Лессинг)
Как выбрать цитату
- Сначала внимательно вдумайтесь в смысл каждой из предложенных цитат.
- Выбирая цитату для эссе, ответьте сами себе на вопросы:
- Понимаю ли я смысл данного высказывания
- Есть у меня необходимые аргументы для доказательства своей точки зрения
- Смогу ли я использовать в эссе понятия и термины, знаю ли я их
- Интересна ли мне эта тема
- Часто выпускники допускают огромную ошибку: выбирают цитату, которая кажется им наиболее простой. А потом получается, что и примеры приводятся слишком обобщенные или уж очень простые, и терминов практически нет.
- Главное при выборе — не простота, а то, сумеете ли Вы написать эссе, набрав как можно больше баллов.
Практический совет:
- после прочтения в с е х цитат вы должны их закрыть руками и попытаться воспроизвести хоть какую-то по памяти. Та цитата, которую вы смогли воспроизвести как можно ближе к тексту – ваша.
Требования к содержанию:
1 . Эссе - единое целое, идея должна быть ясной и понятной.
2. Ничего лишнего, только информация, необходимая для раскрытия позиции, идеи.
3. Грамотное композиционное построение, логичность, чёткая структура.
4. Каждый абзац - одна основная мысль.
5. Осмысленное использование теоретических понятий, терминов, идей.
6. Убедительная аргументация заявленной по проблеме позиции.
Структура эссе
Примерная композиция эссе
Вступление (Вс), проблема (П), тезис (Т), аргументы (А), вывод (В).
I. Схема эссе:
I. Вс
II. П
III. Т
А1
А2
IV. В
Вступление
- 1 этап
- Во вступлении необходимо объяснить смысл высказывания . Как это сделать?
- Сначала напишите обобщенно, о чём данное высказывание . Далее своими словами перескажите суть цитаты, в чём её основной смыл, что хотел донести в ней автор, какую проблему поднимает.
- 2 этап
- Далее необходимо высказать свою точку зрения , согласны ли Вы с данным высказыванием, с той проблемой, которую поднимает автор.
Примеры некоторых видов проблем, соответствующие разделам курса обществознания:
Виды проблем
Примеры проблем
1.Философские
Смысла жизни, морального выбора, познания мира, добра и зла, истинности научного знания, морально-нравственного измерения личности, потребности человека и проч.
2. Культурологические
Современной культуры, значения культуры прошлого, истинности научного знания, безграничности научного знания, этики науки, взаимоотношение науки и религии, сущность религии и её значение и проч.
3. Экономические
Уплаты налогов, конкуренции, собственности, глобализации, роли государства в рыночной экономике, рационального потребления, значения денег, взаимосвязи экономики и политики и проч.
4. Социальные
Богатства и бедности, демографические, межнациональных отношений, социальной стабильности, противоречивости современного мира, общественного прогресса, маргинальности, социального обеспечения и проч.
5. Политические
Власти, взаимоотношения власти и народа, разделение ветвей власти, роли политических партий, сущность демократии, политической роли, политического статуса, народовластия, политического участия и проч.
6. Правовые
Права и справедливости, справедливости и закона, соотношение морали и права, значения договорных отношений в обществе, равенства граждан перед законом, потребности права и проч.
Основная часть
- В основной части необходимо привести не мене двух примеров из разных источников .
- Примеры должны быть конкретными , не обобщёнными. Поэтому в течение года готовьте примеры на различные возможные темы.
- Легче доказывать на антитезе — противопоставляя отрицательные и положительные примеры.
- Не забывайте использовать терминологию.
заключение
- В заключительной части эссе необходимо снова назвать автора цитаты , напомнить проблему , им поднятую (или основную мысль ) , высказать свои мысли по поводу того, как решить данную проблему, что необходимо сделать в стране и конкретно каждому, чтобы свести к минимуму отрицательные последствия данного явления ( события).
- Если позволяет тема (особенно по политике, экономике , праву), то нужно привести в конце эссе пример из Конституции РФ , то, как решается проблема на государственном уровне.
- И помните: очень важно показать свою гражданскую позицию , а если есть такая возможность, свою любовь к стране, гордость за свой народ.
Приложение №1
«6 абзацев».
№
Содержание абзаца
1
Клише
1 элемент - об авторе
2
1 элемент – представить точку зрения автора на проблему;
*Выбранное мною высказывание раскрывает проблему…
2 элемент - написать цитату (тему);
2 элемент – «согласен», «не согласен», «частично согласен»;
*Как умно и метко высказывается автор!
3 элемент – сформулировать проблему;
*Вместе с Кантом, я полагаю, что…
3 элемент – формулировать собственную точку зрения
*Я согласен с данным мнением…
4 элемент – обосновать 1-2 положение актуальности проблемы:
*Очень оригинальная мысль…
*Я не разделяю подобную точку зрения…
*Никогда не думал, что ….
* для каждого человека
* для всего человечества
*Нельзя не согласиться с мнением …
*Оказывается, что идея о том, что...
*Поразительный простор для мысли открывает это короткое высказывание...
*Поражает глубина мысли великого…
* важна для себя
*Удивляет нестандартный подход к проблеме…
*Никогда не думал, что меня заденет за живое идея…
*Эта фраза заставляет задуматься над…
*Эта емкая фраза заставляет переосмыслить…
*Для меня эта фраза является ключом к пониманию...
*Задумываясь над этой фразой…
*Выбор данной темы продиктован следующими соображениями...
Я не могу присоединиться к этому утверждению
3
4
1 элемент – теоретически обоснуем заявленную точку зрения, аргументируем
2 элемент – подберем подтверждение высказанных аргументов (аналогичные высказывания других авторов)
*Приведем теоретическое обоснование заявленной точки зрения… ...во-вторых, ...
2- 3 элемента – примеры
5
*Приведем примеры, доказывающие наши позиции…
*Рассмотрим несколько вариантов...
2-3 элемента – аргументация (из личного опыта)
6
*Давайте попробуем порассуждать…
*Приведем примеры, где….соблюдаются…
Выводы . Резюме – возврат к теме (2-3 предложения)
*Например,…
*С одной стороны…
*Существует несколько подходов к данной проблеме…
*Таким образом,... Итак…
*Проиллюстрируем это положение следующим примером ...
*Во первых, .. .во-вторых, ...
*С незапамятных времен бытовало мнение…
*К какому же выводу мы пришли..
*Посмотрим на проблему с другой стороны
*Исходя из вышесказанного…
*Рассмотрим несколько вариантов...
*Для полемического эссе:
*Рассмотрим несколько подходов...
*Подводя итог размышлениям…
*Следует отметить…
*Подведем общий итог рассуждению...
*Необходимо заметить…
*Именно поэтому я не могу согласиться с автором..
*Вот почему я согласен с мнением…
*Резюмируя сказанное, следует отметить…
Приложение №2
Задание: найди соответствие между проблемой и высказыванием .
Проблема
Высказывание
1. Значение конкуренции в экономике.
1. «Реклама есть искусство целиться в голову, чтобы попасть в карман». (В.Пакард)
2. Методы рекламы в экономике.
2. «Без конкуренции даже самая богатая страна может очень быстро прийти в упадок». (Э. Гроув)
3. Роль государства в экономике.
3. «Кто покупает лишнее, в конце концов продаёт необходимое». (Б. Франклин).
4. Значение сбережений в бизнесе.
5. Понятие «свобода» в экономике.
4. «Реальным источником власти государства над потребителем является его контроль над производством» (Ф. Хайек).
5. «О чём нельзя забывать, так это о простой истине: всё, что правительство даёт, оно сначала забрало». (Д. Колеман)
6. Значение спроса и предложения в рыночной экономике
6. «Каждому человеку должно быть предоставлено равное право преследовать свою выгоду, и от этого выигрывает всё общество». (А. Смит)
7. Рациональное поведение потребителя.
7. «Свобода экономическая не может быть свободой от экономических забот; это свобода экономической деятельности, неизбежно влекущая за собой риск и ответственность, связанные с правом выбора». (Ф. Хайек).
8. Перераспределительная функция налогов.
8. «Сбережения составляют самый богатый доход» .(И. Стобей)
9. Балансирование доходов и расходов
9. «Выработка бюджета есть искусство равномерного распределения разочарования». (М. Стинс)
10. Своекорыстный интерес - основа экономической деятельности.
10. «При обычном и повседневном положении дел спрос на любые товары предшествует их предложению». (Д. Рикардо).
назад
проблема
высказывание
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Приложение №3
Задание: проанализируй данный ниже текст с точки зрения требований к эссе. Найди ошибки.
Тема: «Устойчивость обществу придают или цепи или собственность».
(Ф.Искандер).
Я полностью согласна с позицией Ф. Искандера. Смысловую нагрузку в данном высказывании несёт в себе слово «устойчивость», синонимом к которому является слово «стабильность». Попытаемся разобраться, каким образом «цепи» и «собственность» придают стабильность обществу. Думаю, что существуют разные виды стабильности. С одной стороны – негативная стабильность на уровне консерватизма, а с другой - позитивная на уровне либерализма.
Стабильным было наше государство в период Советской власти. Тогда отсутствовала обратная связь между потребителем и производителем. При отсутствии конкуренции такая ситуация вела к тому, что производители могли работать, невзирая на качество продукции. Поэтому государственным органам приходится специально побуждать предприятия заботиться о качестве производимого товара. Директивный план принимался центром. Государство являлось собственником произведённой продукции и осуществляло её распределение. Контроль выполнения плана, принявшего форму закона, происходил на основе административно-уголовной ответственности. При этом зарплата не служила стимулом к труду. У многих формировалась психология социального иждивенчества. Наблюдался дефицит товаров повседневного спроса. Все эти минусы командно-административной экономики иначе как цепями не назовёшь, потому что они сдерживали развитие экономики. Но были и свои плюсы: низкие цены, гарантированные заработки, отсутствие безработных и в итоге – устойчивое развитие без экономических кризисов. Неэффективность чисто командных методов в экономике проявила себя довольно рано: в 60-70-е годы наблюдались попытки осуществления экономических реформ.
Более приемлемой формой устойчивости общества является собственность. Считаю, что Ф. Искандер имел в виду частную собственность. Потому что именно она способствует. устойчивому развитию общества.
Мы все хотим жить в стабильном обществе. Но если бы нас поставили перед выбором, что лучше. Большинство бы выбрало рыночную экономику со свободой частной собственности, а не командно-административную экономику с её цепями.
назад
Эталонное эссе. по обществознанию. 2008 год. Философия. « Революция – варварский способ прогресса». (Ж. Жорес).
Я полностью согласен с высказыванием известного французского социалиста, историка и политического деятеля первой половины ХХ века Жана Жореса, в котором он говорит об особенностях революционного пути общественного прогресса, об отличительных чертах революции. Действительно, революция – это один из путей прогресса, движение вперед, к более лучшим и сложным формам организации общественного устройства. Но так как революция есть коренная ломка всего существующего строя, преобразование всех или большинства сторон общественной жизни, происходящее за короткий промежуток времени, то эта форма прогресса всегда сопровождается большим количеством жертв и насилия.
Если мы вспомним революционный 1917 год в России, то увидим, что обе революции повлекли за собой жесточайшую конфронтацию в обществе и стране, вылившуюся в страшную Гражданскую войну, сопровождавшуюся небывалым ожесточением, миллионами погибших и пострадавших, невиданной до тех пор разрухой в народном хозяйстве. Если мы вспомним Великую Французскую революцию, то тоже увидим разгул якобинского террора, гильотину, «работающую» без выходных и череду непрекращающихся революционных войн. Если мы вспомним Английскую буржуазную революцию, то также увидим гражданскую войну, репрессии против инакомыслящих. А когда посмотрим на историю США, то увидим, что обе буржуазные революции, прошедшие в этой стране, имели форму войны: сначала – войны за независимость, а затем – Гражданской войны. Перечень примеров из истории можно продолжать и продолжать, но везде, где бы не происходила революция – в Китае, в Иране, в Нидерландах и т.д. – везде она сопровождалась насилием, т.е. варварством с позиции цивилизованного человека. И пусть иные мыслители возвеличивали революцию (как, например, Карл Маркс, утверждавший, что революции – это локомотивы истории), пусть реакционеры и консерваторы отрицали роль революций в общественном прогрессе, мне ближе точка зрения Ж.Жореса: да, революция – способ прогресса, движение к лучшему, но совершаемое варварскими методами, то есть с применением жестокости, крови и насилия. Насилием нельзя создать счастья!
Эталонное эссе. ФИЛОСОФИЯ. «Человеческий ребенок в момент рождения не человек, а только кандидат в человека.» А. Пьерон
Человек - это высшая ступень живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры, в котором биологическое и социальное начало тесно взаимосвязаны. Новорожденный с биологической точки зрения - человек, а с социальной точки зрения -только кандидат в человека. Поэтому я считаю, что А. Пьерон прав. В учебнике обшествознания подчеркиваются различия между понятиями «индивид» и «личность». Оба термина характеризуют человека, но как? Индивид- это конкретный человек, как целостный, неповторимый представитель человеческого родас его неповторимыми психофизиологическими чертами (возраст, пол, темперамент, уровень способностей, особенности здоровья и внешности и т. д.). Личность - это человеческий индивид, являющийся субъектом социальной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни. Индивид становится личностью в процессе социализации, который включает воспитание, обучение, общение с другими людьми. Человек в момент рождения - это индивид, но еще не личность. Только общение с другими людьми дает возможность ребенку научиться говорить, логически мыслить, приобрести культурные навыки. Усвоив опыт человечества, найдя свое место в обществе, свое признание, он станет человеком в полном смысле этого слова - неповторимой личностью, индивидуальностью. В качестве аргументов можно привести известный пример детей -«Маугли». Так, в Индии новорожденная девочка несколько лет провела в стае обезьян. Когда она в 11 -летнем возрасте попала к людям, она не могла говорить, ходила на четвереньках, не могла научиться есть ложкой. Она была больше похожа на животное, чем на человека. С другой стороны, известны случаи, когда дети, родившиеся тяжело больными, инвалидами, с помощью специальных методик развития, путем собственных усилий, при участии родных преодолевали свое биологическое несовершенство и становились известными учеными, политиками и т. п. Таким образом, прав А. Пьерон: глядя на новорожденного, мы еще не знаем, станет ли он человеком со всеми присущими ему качествами или будет существом, биологически похожим на человека, но лишенным свойственных ему социальных и культурных характеристик.