СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обучающее изложение по коллективно составленному плану «Ёж – спаситель».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обучающее изложение по коллективно составленному плану «Ёж – спаситель».

Просмотр содержимого документа
«Обучающее изложение по коллективно составленному плану «Ёж – спаситель».»

Тема: Изложение «Ёж – спаситель»

Цели: а) образовательная: формировать умения строить повествовательный текст,определять тему текста, устанавливать связь заголовка с темой текста,определять последовательность частей в тексте, составлять план в соответствии с каждой темой абзаца, воспитывать любовь к природе.

б) деятельностная: Письменно пересказывать текст-повествование с элементами описания (писать обучающее подробное изложение текста).

Планируемые результаты:

а) Предметные:

- учебно-языковые умения: научатся передавать содержание текста по коллективно составленному плану, писать слова с изученными орфограммами.

- речевые умения: научиться строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

б) Личностные:  

научатся развивать мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение);научатся осознавать свои возможности в учении; смогут адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывать успехи с усилиями, трудолюбием.

в) Метапредметные:

познавательный: развить умение извлекать необходимую информацию из прослушанного текста, определятьосновную и второстепенную информации, сжато передавать содержание текста, анализировать и делать выводы;

регулятивные: развить рефлексивные качества личности;

коммуникативные: развить умения строить речевое высказывание при решении коммуникативных задач, слушать ивступать в диалог, работать в паре, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

ХОД УРОКА



I. Организационный момент.

Животные - это удивительные существа. Можно считать ,что знаешь о них уже все, но они внезапно раз и удивят тебя. И конечно они стоят того чтобы поэты сочиняли про них стихи. И я хочу начать наш урок со стихотворения о братьях наших меньших.

Как животных в мире много
Грозных, добрых и смешных.
Все идут своей дорогой,
Кто с людьми, а кто без них.
Наши кошки и собаки
Стали членами семьи.
Разнимаем мы их драки,
Дарим ласки им свои.
А в ответ мы получаем
Эту преданность во всем.
С ними мы не заскучаем
В доме маленьком своем.

Животный мир нашей планеты удивителен и полон загадок. При этом, удивить нас своими интересными особенностями могут все животные - от домашней кошки до гигантских обитателей фауны. Эти неожиданные, милые и очень занимательные факты заставляют полюбить братьев наших меньших еще больше! Они не только порадуют вас, но и пополнят копилку знаний.

Когда кошки "бодают" нас головой, они на самом деле приветствуют нас, как они приветствовали бы другого члена своей кошачьей семьи. Это означает, что для них мы - что-то вроде странных, больших и неуклюжих кошек, но они все равно принимают вас в свою семью и любят.

Выдра может найти камешек в детстве, и сохранить его на всю жизнь. Они прячут такие камешки в кармашках, образованных кожей. Морские выдры держатся за руки во время сна, чтобы не отплыть друг от друга

Крохотные мышки иногда спят в цветках.

Пандам больше не грозит исчезновение. Этих животных становится все больше, и они уже не принадлежат к угрожаемым видам

Во́роны могут запоминать лица. С ними можно подружиться (если у вас есть еда)

Пингвины не только выбирают партнера на всю жизнь - они еще и потратят время на поиски красивого камушка для своей любви, чтобы сделать ей "предложение"

II. Сообщение темы урока.

Сегодня мы будем писать изложение, посвященное «подвигу» зверька. А вот, что это за зверёк попробуйте догадаться, послушав его описание.

Маленький лесной зверек, герой любимых детских сказок. Места обитания довольно распространены. Предпочтение он отдает смешанным лесам, зарослям кустарников. Зверька можно встретить в городских садах и парках.

Днем спит, свернувшись клубочком. Свое жилище он обустраивает среди корней деревьев, выстилая его сухими листьями, травой, мхом. А с наступлением сумерек ночной зверек выходит в поисках пропитания. Ночью животное особенно активно. Может даже прыгать и бегать, что не свойственно ему в дневное время суток

Лесной житель всеяден и в питании неприхотлив. Питаются мышами, жуками и даже змеями, улитками и кузнечиками. У реки или болота зверек не прочь полакомиться лягушкой или ящерицей, осенью ищет ягоды, грибы и яблоки.

Конечно, вы догадались, что это ёж.

III.Беседа по теме урока.

Животное еж является одним из постоянных обитателей наших лесов, впрочем, порой их можно встретить и в городских парках. Несмотря на острые иголки, которыми природа одарила этих зверьков, ежики милые и к тому же весьма полезные существа. О пользе ежей говорит хотя бы само их название, по одной из версий слово «еж» происходит от древнегреческого «echinos», что переводится как «пожиратель змей». Ежи действительно являются врагами змей, в том числе распространенных в наших широтах ядовитых гадюк, будучи устойчивыми к их яду, они смело на них нападают и поедают. А поедая разных насекомых – вредителей деревьев, они несут и большую пользу для леса.

Европейский еж

Он же еж обыкновенный, наиболее распространенный представитель ежового семейства. Длина тела ежа обыкновенного составляет 20-30 см, при весе в 800 г. Обитает по всей территории Европы, впрочем, можно его встретить и в некоторых азиатских странах.

Ушастый еж

Характерным отличием этого ежа, давшего ему такое название, являются необычно длинные уши, вырастающие до 5 см в длину. Ушастые ежи сравнительно мелкие, имеют от 12 до 27 см в длину, вес до 430 г. Живут во многих странах Африке и в Малой и Средней Азии, также их можно встретить в Индии и Китае.

Африканский карликовый еж

Этот обитающий в Африке маленький ежик примечателен своим внешним видом, кончики его иголок в отличие от других ежей не черного, а белого цвета. Также имеет привычку в случае опасности громко кричать и фыркать. Длина тела африканского карликового ежа составляет 15-22 см, вес 350-700 г. Обитает к югу от пустыни Сахара в ряде африканских стран: Нигерии, Судане, Эфиопии, Сенегале, Мавритании.

Длинноиглый еж

Этот еж получил свое название благодаря даже по ежовым меркам, длинным и толстым иглам. Длина его игл составляет 4-4,2 см. Сами иглы имеют разный окрас, он может быть как светлым, так и черным. Длина тела этого ежа составляет 22-27 см, при весе от 500 до 900 г. Обитает на Ближнем Востоке, Аравийском полуострове. Занесен в Красную книгу Узбекистана.

Гимнура Обыкновенная гимнура представляет подсемейство крысиных ежей. Описание: длина тела – 26-45 см; живая масса – 500-2000 грамм; длина хвоста – 15-30 см. Бока и спина имеют черную окраску, шея, голова и задняя часть хвоста – белую. Хвост покрыт чешуей и редкими волосами. Иголок у гимнуры нет. Населяет влажные тропические леса Юго-Восточной Азии. Питается мелкими животными, рыбой, лягушками, плодами.

ФИЗМИНУТКА

IV.Работа по теме урока

1) Знакомство с текстом

Ранним утром Маша собирала землянику. Ягод было много. Девочка быстро набрала корзинку и побежала домой.

Вдруг Маша поскользнулась и вскрикнула от боли. Босая нога сорвалась с кочки и укололась о колючки. Оказывается, под кочкой сидел ёж.

Маша заплакала, уселась на кочку и стала вытирать платком кровь с ноги. Видит Маша: на неё ползёт серая змея с чёрными зигзагами на спине. Ядовитая гадюка

Тут её ёж засеменил навстречу змее. Гадюка вскинулась всем телом и бросилась на ежа. Ёж ловко подставил ей свои колючки. Гадюка зашипела и хотела уползти. Ёж схватил её зубами позади головы.

Тут Маша опомнилась и убежала домой.

(По В.Бианки)

Вопросы и задания к тексту:

1) Зачем пошла Маша в лес? 2)Почему Маше пришлось сесть на кочку? 3) Какая опасность её подстерегала? 4) Расскажите, как ёж сражался с гадюкой? 5) Почему ёж назван спасителем? 6)Какие чувства вы испытывали, слушая рассказ?

2) Составление примерного плана.

  1. Маша собирает клубнику.

  2. Маша укололась.

  3. Ядовитая гадюка.

  4. Борьба ежа с гадюкой.

  5. Маша опомнилась.

3).Словарно-орфографическая подготовка.

Вставить пропущенные буквы и объяснить их написание: поб…жала, н…брала, поск…льзнулась, б…сая, н…га, ук…кололась,к…лючки, п…лзёт, зм…я, х…тела.

Проверить согласные корня в словах: яго…, ё…, ло…ко, упол…ти.

Подобрать слова, близкие по смыслу к словам опомнилась, зигзаги.

Найти восклицательные предложение. Какое чувство передаёт это предложение? Запомнить его написание.

Обратить внимание на написание слов: оказывается, зигзагами, навстречу.

V.Итог урока.

 Что было интересным?

- Что оказалось сложным?

Рефлексия

Алгоритм самооценки

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Какую отметку ты бы себе поставил?