Тема: Изложение «Ёж – спаситель»
Цели: а) образовательная: формировать умения строить повествовательный текст,определять тему текста, устанавливать связь заголовка с темой текста,определять последовательность частей в тексте, составлять план в соответствии с каждой темой абзаца, воспитывать любовь к природе.
б) деятельностная: Письменно пересказывать текст-повествование с элементами описания (писать обучающее подробное изложение текста).
Планируемые результаты:
а) Предметные:
- учебно-языковые умения: научатся передавать содержание текста по коллективно составленному плану, писать слова с изученными орфограммами.
- речевые умения: научиться строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
б) Личностные:
научатся развивать мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение);научатся осознавать свои возможности в учении; смогут адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывать успехи с усилиями, трудолюбием.
в) Метапредметные:
- познавательный: развить умение извлекать необходимую информацию из прослушанного текста, определятьосновную и второстепенную информации, сжато передавать содержание текста, анализировать и делать выводы;
- регулятивные: развить рефлексивные качества личности;
- коммуникативные: развить умения строить речевое высказывание при решении коммуникативных задач, слушать ивступать в диалог, работать в паре, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
Животные - это удивительные существа. Можно считать ,что знаешь о них уже все, но они внезапно раз и удивят тебя. И конечно они стоят того чтобы поэты сочиняли про них стихи. И я хочу начать наш урок со стихотворения о братьях наших меньших.
Как животных в мире много
Грозных, добрых и смешных.
Все идут своей дорогой,
Кто с людьми, а кто без них.
Наши кошки и собаки
Стали членами семьи.
Разнимаем мы их драки,
Дарим ласки им свои.
А в ответ мы получаем
Эту преданность во всем.
С ними мы не заскучаем
В доме маленьком своем.
Животный мир нашей планеты удивителен и полон загадок. При этом, удивить нас своими интересными особенностями могут все животные - от домашней кошки до гигантских обитателей фауны. Эти неожиданные, милые и очень занимательные факты заставляют полюбить братьев наших меньших еще больше! Они не только порадуют вас, но и пополнят копилку знаний.
Когда кошки "бодают" нас головой, они на самом деле приветствуют нас, как они приветствовали бы другого члена своей кошачьей семьи. Это означает, что для них мы - что-то вроде странных, больших и неуклюжих кошек, но они все равно принимают вас в свою семью и любят.
Выдра может найти камешек в детстве, и сохранить его на всю жизнь. Они прячут такие камешки в кармашках, образованных кожей. Морские выдры держатся за руки во время сна, чтобы не отплыть друг от друга
Крохотные мышки иногда спят в цветках.
Пандам больше не грозит исчезновение. Этих животных становится все больше, и они уже не принадлежат к угрожаемым видам
Во́роны могут запоминать лица. С ними можно подружиться (если у вас есть еда)
Пингвины не только выбирают партнера на всю жизнь - они еще и потратят время на поиски красивого камушка для своей любви, чтобы сделать ей "предложение"
II. Сообщение темы урока.
Сегодня мы будем писать изложение, посвященное «подвигу» зверька. А вот, что это за зверёк попробуйте догадаться, послушав его описание.
Маленький лесной зверек, герой любимых детских сказок. Места обитания довольно распространены. Предпочтение он отдает смешанным лесам, зарослям кустарников. Зверька можно встретить в городских садах и парках.
Днем спит, свернувшись клубочком. Свое жилище он обустраивает среди корней деревьев, выстилая его сухими листьями, травой, мхом. А с наступлением сумерек ночной зверек выходит в поисках пропитания. Ночью животное особенно активно. Может даже прыгать и бегать, что не свойственно ему в дневное время суток
Лесной житель всеяден и в питании неприхотлив. Питаются мышами, жуками и даже змеями, улитками и кузнечиками. У реки или болота зверек не прочь полакомиться лягушкой или ящерицей, осенью ищет ягоды, грибы и яблоки.
Конечно, вы догадались, что это ёж.
III.Беседа по теме урока.
Животное еж является одним из постоянных обитателей наших лесов, впрочем, порой их можно встретить и в городских парках. Несмотря на острые иголки, которыми природа одарила этих зверьков, ежики милые и к тому же весьма полезные существа. О пользе ежей говорит хотя бы само их название, по одной из версий слово «еж» происходит от древнегреческого «echinos», что переводится как «пожиратель змей». Ежи действительно являются врагами змей, в том числе распространенных в наших широтах ядовитых гадюк, будучи устойчивыми к их яду, они смело на них нападают и поедают. А поедая разных насекомых – вредителей деревьев, они несут и большую пользу для леса.
Европейский еж
Он же еж обыкновенный, наиболее распространенный представитель ежового семейства. Длина тела ежа обыкновенного составляет 20-30 см, при весе в 800 г. Обитает по всей территории Европы, впрочем, можно его встретить и в некоторых азиатских странах.
Ушастый еж
Характерным отличием этого ежа, давшего ему такое название, являются необычно длинные уши, вырастающие до 5 см в длину. Ушастые ежи сравнительно мелкие, имеют от 12 до 27 см в длину, вес до 430 г. Живут во многих странах Африке и в Малой и Средней Азии, также их можно встретить в Индии и Китае.
Африканский карликовый еж
Этот обитающий в Африке маленький ежик примечателен своим внешним видом, кончики его иголок в отличие от других ежей не черного, а белого цвета. Также имеет привычку в случае опасности громко кричать и фыркать. Длина тела африканского карликового ежа составляет 15-22 см, вес 350-700 г. Обитает к югу от пустыни Сахара в ряде африканских стран: Нигерии, Судане, Эфиопии, Сенегале, Мавритании.
Длинноиглый еж
Этот еж получил свое название благодаря даже по ежовым меркам, длинным и толстым иглам. Длина его игл составляет 4-4,2 см. Сами иглы имеют разный окрас, он может быть как светлым, так и черным. Длина тела этого ежа составляет 22-27 см, при весе от 500 до 900 г. Обитает на Ближнем Востоке, Аравийском полуострове. Занесен в Красную книгу Узбекистана.
Гимнура Обыкновенная гимнура представляет подсемейство крысиных ежей. Описание: длина тела – 26-45 см; живая масса – 500-2000 грамм; длина хвоста – 15-30 см. Бока и спина имеют черную окраску, шея, голова и задняя часть хвоста – белую. Хвост покрыт чешуей и редкими волосами. Иголок у гимнуры нет. Населяет влажные тропические леса Юго-Восточной Азии. Питается мелкими животными, рыбой, лягушками, плодами.
ФИЗМИНУТКА
IV.Работа по теме урока
1) Знакомство с текстом
Ранним утром Маша собирала землянику. Ягод было много. Девочка быстро набрала корзинку и побежала домой.
Вдруг Маша поскользнулась и вскрикнула от боли. Босая нога сорвалась с кочки и укололась о колючки. Оказывается, под кочкой сидел ёж.
Маша заплакала, уселась на кочку и стала вытирать платком кровь с ноги. Видит Маша: на неё ползёт серая змея с чёрными зигзагами на спине. Ядовитая гадюка
Тут её ёж засеменил навстречу змее. Гадюка вскинулась всем телом и бросилась на ежа. Ёж ловко подставил ей свои колючки. Гадюка зашипела и хотела уползти. Ёж схватил её зубами позади головы.
Тут Маша опомнилась и убежала домой.
(По В.Бианки)
Вопросы и задания к тексту:
1) Зачем пошла Маша в лес? 2)Почему Маше пришлось сесть на кочку? 3) Какая опасность её подстерегала? 4) Расскажите, как ёж сражался с гадюкой? 5) Почему ёж назван спасителем? 6)Какие чувства вы испытывали, слушая рассказ?
2) Составление примерного плана.
Маша собирает клубнику.
Маша укололась.
Ядовитая гадюка.
Борьба ежа с гадюкой.
Маша опомнилась.
3).Словарно-орфографическая подготовка.
Вставить пропущенные буквы и объяснить их написание: поб…жала, н…брала, поск…льзнулась, б…сая, н…га, ук…кололась,к…лючки, п…лзёт, зм…я, х…тела.
Проверить согласные корня в словах: яго…, ё…, ло…ко, упол…ти.
Подобрать слова, близкие по смыслу к словам опомнилась, зигзаги.
Найти восклицательные предложение. Какое чувство передаёт это предложение? Запомнить его написание.
Обратить внимание на написание слов: оказывается, зигзагами, навстречу.
V.Итог урока.
Что было интересным?
- Что оказалось сложным?
Рефлексия
Алгоритм самооценки
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Какую отметку ты бы себе поставил?