СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Обучающее изложение с элементами описания (по К.Г.Паустовскому «Шкатулка»)»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Обучающее изложение с элементами описания (по К.Г.Паустовскому «Шкатулка»)»»

МБОУ СОШ № 41









Открытый урок русского языка в 5 «В» классе

по теме: «Обучающее изложение с элементами описания (по К.Г.Паустовскому «Шкатулка»)»








Провела: Седых Екатерина Витальевна,

учитель 1 категории,

учитель русского языка и литературы




















2020год

г.Улан-Удэ







Русский язык, 5 класс

Дата__17.12.2020г____


Тема: Урок развития речи. Обучающее изложение с элементами описания (по К.Г.Паустовскому «Шкатулка»)(слайд 1)


Цель: - обучающая: научить писать изложение c элементами повествования;

- развивающая: развивать умение видеть особенности повествовательного типа текста; развивать памяти, устную и письменную речь школьников;

- воспитательная: воспитывать интерес к творчеству К.Г.Паустовского, прививать интерес к русскому языку.


Наглядно-демонстрационный материал: портрет писателя, на доске эпиграф к уроку, презентация по теме урока, компьютер, проектор, учебник русского языка для 5 класса


Эпиграф к уроку: Красота — это радость нашей жизни 
В.Сухомлинский


ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

Учитель: Доброе утро, дорогие ребята! Я очень рада видеть вас.

А теперь …Глубоко вдохните и выдохните. Вдохните в себя чистоту сегодняшнего утра, выдохните все неприятности и обиды. Пусть ваш организм будет здоровым, душа – чистой, настроение – хорошим, а ум – светлым. Я желаю вам успехов на сегодняшнем уроке.

Откройте, пожалуйста, тетради и запишите тему нашего урока: Изложение-повествование с элементами описания

Ребята, давайте попробуем сформулировать цель нашего урока, чему мы с вами должны научиться?


  1. Мотивация к учебной деятельности:

Учитель Мы с вами отправимся в необычное путешествие, в старый заброшенный дом, познакомимся с его обитателем, а потом расскажем об этом в своих работах

Вопрос к детямВ Толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова есть такое описание: механический заводной музыкальный инструмент в виде ящичка, воспроизводящий какую-нибудь мелодию». (слайд 2)

- Как вы думаете, о каком предмете идет речь? (О музыкальной шкатулке.) (слайд 3)

- Как вы догадались? (ответы детей)


Учитель Да, это действительно музыкальная шкатулка. И нам сегодня предстоит познакомиться с этим таинственным музыкальным инструментом. А поможет нам в этом известный русский писатель Константин Григорьевич Паустовский и его рассказ «Жильцы старого дома» (сайд 4) Прослушивание записи рассказа К.Г.Паустовского


  1. Актуализация знаний

Учитель - Вопрос к детямПрежде чем перейти к работе над текстом, давайте вспомним, какие типы речи мы с вами знаем? (повествование, описание и рассуждение) (слайд 5)


  1. Работа над темой урока

  1. Беседа с детьми

- Что такое тема произведения?

– О чем повествуется в рассказе (тема)(О находке музыкальной шкатулки и ее звучании.)

-  Какое название мы можем дать этому рассказу? (Старинная музыкальная шкатулка.)

- Каким настроением проникнуто произведение?

- Какие чувства мы испытываем после прослушивания?

- Давайте определим главную мысль произведения? Что это такое?

Главная мысльКрасота дорога человеку, потому что она дарит ему радость и счастье. (слайд 6)

3. Обратимся к эпиграфу нашего урока, прочтите его.

- Согласны ли вы с мнением автора?

- Какая связь между эпиграфом и текстом? (Главная мысль текста созвучна с эпиграфом)

  1. Работа над текстом изложения.

Учитель:. Мы с вами будем работать не со всем текстом, а только с его частью. Для этого мы откроем учебники на с.144 и обратимся за помощью к упражнению 292

  1. Чтение текста по абзацам и составление плана (дети записывают пункты плана на доске и в тетради)

План.

  1. Раздался звон, и полилась мелодия.

  2. Шкатулка заиграла.

  3. Даже ходики притихли.

  4. Концерт окончен

  1. Выбор названия «Шкатулка проснулась», «Волшебное пробуждение»

  2. Анализ текста.

- Докажите, что этот текст повествование

- Когда, где, что случилось?

- Найдите глаголы, которые встречаются в повествовании о каком-либо событии (Раздался, ударял, возникла и полилась, проснулась, заиграла, соскочила то останавливаясь, наполняя, проиграла, замолчала)

Задание 1 (Слайд 7)

– Как писатель передает с помощью слов игру шкатулки? 

Правильный ответ (слайд 8)

...будто кто-то ударял маленькими молоточками по колокольчикам

Задание 2 (Слайд 9)

Как называется это средство художественной выразительности?

Правильный ответ (слайд 10) Сравнение

Задание 3 (Слайд 11)

– Назовите определения, которые относятся к существительному звон

Правильный ответ (слайд 12)

Стеклянный, переливающийся, чудесный, таинственный

Задание 4 (Слайд 13)

- Как мы называем это средство художественной выразительности? Правильный ответ (слайд 14) Эпитет

Этот текст относится к художественному стилю, для которого характерен яркий, образный язык. (Слайд 15)

  1. Словарная работа (слайд 16)

  1. Лексическое значение слова.

– Это произведение написано автором в далекое от нас время, есть в нем слова, которые несовсем понятны современному ученику. Как вы понимаете слова:  гулкий, ходики?

На слайде:

Гулкий, -ая, -ое; гулок, гулка, гулко. 1. Слышный издалека, с гудящим отзвуком. Гулкие шаги. Гулкое эхо. 2. С сильным резонансом (способностью усиливать звук). В гулком доме.

Ходики, -ов. Небольшие стенные часы упрощенного устройства с гирями. Ходики притихли от изумления.

  1. Орфографическая минутка «Вспомни – запомни» (работа с раздаточным материалом по предупреждению ошибок) с последующей взаимопроверкой (слайд 17)

- Ребята, у каждого из вас на парте есть карточка, которую мы сейчас с вами заполним, а потом проверим.

А) Вспомни! Вставь пропущенную букву!

На слайде слова с пропущенными буквами:

  • поз..ний,

  • мног…летний,

  • ост..навливалась,

  • чудес(?) ный,

  • пол..лась.

Б) Запомни! Новые слова, запись слов под диктовку учителя

На слайде слова с неизученными орфограммами:

  • как-то

  • кто-то

  • какая-нибудь

  • стеклянный

  • переливающийся

  • таинственный

  • неожиданно

  • как мы ни бились

  1. Повторное чтение текста учителем (слайд 18)

  2. Написание изложения (под звуки мелодии музыкальной шкатулки)

  3. Анализ изложений.

  1. Домашнее задание: Ответить письменно на вопрос: «Зачем К.Паустовский рассказал нам о случае, произошедшем в старом доме?» (слайд 19)


  1. Рефлексия (слайд 20)

Упражнение  «Весь урок у меня было … настроение»