МБОУ СОШ № 41
Открытый урок русского языка в 5 «В» классе
по теме: «Обучающее изложение с элементами описания (по К.Г.Паустовскому «Шкатулка»)»
Провела: Седых Екатерина Витальевна,
учитель 1 категории,
учитель русского языка и литературы
2020год
г.Улан-Удэ
Русский язык, 5 класс
Дата__17.12.2020г____
Тема: Урок развития речи. Обучающее изложение с элементами описания (по К.Г.Паустовскому «Шкатулка»)(слайд 1)
Цель: - обучающая: научить писать изложение c элементами повествования;
- развивающая: развивать умение видеть особенности повествовательного типа текста; развивать памяти, устную и письменную речь школьников;
- воспитательная: воспитывать интерес к творчеству К.Г.Паустовского, прививать интерес к русскому языку.
Наглядно-демонстрационный материал: портрет писателя, на доске эпиграф к уроку, презентация по теме урока, компьютер, проектор, учебник русского языка для 5 класса
Эпиграф к уроку: Красота — это радость нашей жизни
В.Сухомлинский
ХОД УРОКА
Организационный момент
Учитель: Доброе утро, дорогие ребята! Я очень рада видеть вас.
А теперь …Глубоко вдохните и выдохните. Вдохните в себя чистоту сегодняшнего утра, выдохните все неприятности и обиды. Пусть ваш организм будет здоровым, душа – чистой, настроение – хорошим, а ум – светлым. Я желаю вам успехов на сегодняшнем уроке.
Откройте, пожалуйста, тетради и запишите тему нашего урока: Изложение-повествование с элементами описания
Ребята, давайте попробуем сформулировать цель нашего урока, чему мы с вами должны научиться?
Мотивация к учебной деятельности:
Учитель Мы с вами отправимся в необычное путешествие, в старый заброшенный дом, познакомимся с его обитателем, а потом расскажем об этом в своих работах
- Вопрос к детям: В Толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова есть такое описание: механический заводной музыкальный инструмент в виде ящичка, воспроизводящий какую-нибудь мелодию». (слайд 2)
- Как вы думаете, о каком предмете идет речь? (О музыкальной шкатулке.) (слайд 3)
- Как вы догадались? (ответы детей)
Учитель Да, это действительно музыкальная шкатулка. И нам сегодня предстоит познакомиться с этим таинственным музыкальным инструментом. А поможет нам в этом известный русский писатель Константин Григорьевич Паустовский и его рассказ «Жильцы старого дома» (сайд 4) Прослушивание записи рассказа К.Г.Паустовского
Актуализация знаний
Учитель - Вопрос к детям: Прежде чем перейти к работе над текстом, давайте вспомним, какие типы речи мы с вами знаем? (повествование, описание и рассуждение) (слайд 5)
Работа над темой урока
Беседа с детьми
- Что такое тема произведения?
– О чем повествуется в рассказе (тема)? (О находке музыкальной шкатулки и ее звучании.)
- Какое название мы можем дать этому рассказу? (Старинная музыкальная шкатулка.)
- Каким настроением проникнуто произведение?
- Какие чувства мы испытываем после прослушивания?
- Давайте определим главную мысль произведения? Что это такое?
Главная мысль: Красота дорога человеку, потому что она дарит ему радость и счастье. (слайд 6)
3. Обратимся к эпиграфу нашего урока, прочтите его.
- Согласны ли вы с мнением автора?
- Какая связь между эпиграфом и текстом? (Главная мысль текста созвучна с эпиграфом)
Работа над текстом изложения.
Учитель:. Мы с вами будем работать не со всем текстом, а только с его частью. Для этого мы откроем учебники на с.144 и обратимся за помощью к упражнению 292
Чтение текста по абзацам и составление плана (дети записывают пункты плана на доске и в тетради)
План.
Раздался звон, и полилась мелодия.
Шкатулка заиграла.
Даже ходики притихли.
Концерт окончен
Выбор названия «Шкатулка проснулась», «Волшебное пробуждение»
Анализ текста.
- Докажите, что этот текст повествование
- Когда, где, что случилось?
- Найдите глаголы, которые встречаются в повествовании о каком-либо событии (Раздался, ударял, возникла и полилась, проснулась, заиграла, соскочила то останавливаясь, наполняя, проиграла, замолчала)
Задание 1 (Слайд 7)
– Как писатель передает с помощью слов игру шкатулки?
Правильный ответ (слайд 8)
...будто кто-то ударял маленькими молоточками по колокольчикам
Задание 2 (Слайд 9)
Как называется это средство художественной выразительности?
Правильный ответ (слайд 10) Сравнение
Задание 3 (Слайд 11)
– Назовите определения, которые относятся к существительному звон?
Правильный ответ (слайд 12)
Стеклянный, переливающийся, чудесный, таинственный
Задание 4 (Слайд 13)
- Как мы называем это средство художественной выразительности? Правильный ответ (слайд 14) Эпитет
Этот текст относится к художественному стилю, для которого характерен яркий, образный язык. (Слайд 15)
Словарная работа (слайд 16)
Лексическое значение слова.
– Это произведение написано автором в далекое от нас время, есть в нем слова, которые несовсем понятны современному ученику. Как вы понимаете слова: гулкий, ходики?
На слайде:
Гулкий, -ая, -ое; гулок, гулка, гулко. 1. Слышный издалека, с гудящим отзвуком. Гулкие шаги. Гулкое эхо. 2. С сильным резонансом (способностью усиливать звук). В гулком доме.
Ходики, -ов. Небольшие стенные часы упрощенного устройства с гирями. Ходики притихли от изумления.
Орфографическая минутка «Вспомни – запомни» (работа с раздаточным материалом по предупреждению ошибок) с последующей взаимопроверкой (слайд 17)
- Ребята, у каждого из вас на парте есть карточка, которую мы сейчас с вами заполним, а потом проверим.
А) Вспомни! Вставь пропущенную букву!
На слайде слова с пропущенными буквами:
поз..ний,
мног…летний,
ост..навливалась,
чудес(?) ный,
пол..лась.
Б) Запомни! Новые слова, запись слов под диктовку учителя
На слайде слова с неизученными орфограммами:
как-то
кто-то
какая-нибудь
стеклянный
переливающийся
таинственный
неожиданно
как мы ни бились
Повторное чтение текста учителем (слайд 18)
Написание изложения (под звуки мелодии музыкальной шкатулки)
Анализ изложений.
Домашнее задание: Ответить письменно на вопрос: «Зачем К.Паустовский рассказал нам о случае, произошедшем в старом доме?» (слайд 19)
Рефлексия (слайд 20)
Упражнение «Весь урок у меня было … настроение»