Обучающее изложение в 4 классе
« В здоровом теле- здоровый дух!»
Презентацию подготовила учитель начальных классов МБОУ «Лицей № 56» Кладиева Елена Васильевна
Биография Суворова
Александр Васильевич Суворов родился 13 (24) ноября 1729 года (по другим данным, в 1730 году) в Москве в дворянской семье. Его отец, Василий Иванович Суворов – генерал-аншеф и сенатор, был автором первого русского военного словаря. Мать Суворова – Авдотья (Евдокия) Федосеевна, в девичестве Манукова, принадлежала к обрусевшему армянскому роду Мануковых. Детство Александр Васильевич провел в отцовском имении в деревне. Он рос слабым, часто болел. Из-за слабости его здоровья отец не помышлял о военной карьере сына и готовил его на гражданскую службу. Однако с детских лет мальчик проявил тягу к военному делу и, пользуясь богатейшей отцовской библиотекой, изучал фортификацию, военную историю, артиллерийское дело. Помимо военных дисциплин он изучал математику, философию, историю. Решив стать военным, Суворов стал закаляться и заниматься физическими упражнениями . В 1742 году, поддавшись просьбам мальчика, отец записал его солдатом в лейб-гвардии Семеновский полк , в котором Суворов прослужил шесть с половиной лет. В это время он продолжал свое обучение, как самостоятельно, так и посещая занятия в Сухопутном шляхетском кадетском корпусе, изучил несколько иностранных языков (Суворов владел восемью языками).
Действительную военную службу Суворов начал в 1748 году в чине капрала, хотя дворянские дети начинали ее в офицерском чине. Суворов хорошо узнал настоящую солдатскую жизнь. В 1754 году ему было присвоено офицерское звание поручика и он был назначен в Ингерманландский пехотный полк. Редкие строевые учения, караульная служба, а потом исполнение тыловых интендантских должностей не удовлетворяли Суворова и, по просьбе отца, его направили в легкий корпус генерал-поручика Берга. Суворов отличился уже во время Семилетней войны, в особенности у Кунерсдорфа. Он участвовал в первой русско-турецкой войне и в подавлении восстания Пугачева. В ходе второй русско-турецкой войны, уже в чине генерала, он одерживал блестящие победы при Кинбурне в 1787 году и под Очаковом в 1788 году, где наголову разбил турецкую армию. Во время Бессарабской кампании он приступом взял сильнейшую турецкую крепость Измаил (март 1790 года). В 1794 году Суворов подавил польское национально-освободительное восстание; за взятие Варшавы был произведен в фельдмаршалы. В 1795–1796 годах командовал войсками в Польше, потом на Украине. Жизнь Суворова была трудной, он бывал много раз ранен, терпел лишения и обиды. Невзгоды переносил мужественно, его прямой характер не позволял мириться с несправедливостью. Суворов велик не только как полководец, не знавший поражений (подсчитано, что он дал более 60 сражений и боев и все их выиграл), он был создателем военной доктрины и новой стратегии и тактики войн.
Свои взгляды Суворов развил в трудах "Полковое учреждение" (1765), "Наука побеждать" (1795), записках и инструкциях. Он воспитал талантливых русских военачальников Михаила Кутузова, Николая Раевского, Петра Багратиона, Алексея Ермолова и др.
Александр Суворов был награжден всеми высшими орденами России, в т.ч. орденами Св. Георгия 1, 2 и 3-й степени, Золотой шпагой с бриллиантами, орденами Австрии, Пруссии, Франции, Сардинии, Баварии, Польши.
- Сегодня мы будем учиться писать изложение на основе текста «В здоровом теле-здоровый дух!» Откройте упражнение 93 и познакомьтесь с текстом.
- Давайте попробуем разделить его на части.
- На сколько частей разделили текст?
- Прочтите первую часть и предложите заголовок к 1 части. (1. Прошка в денщиках у Суворова).
- Какие опорные слова выделим в этой части? Денщик, фельдмаршал, повезло, благодать.
- Прочтите и перескажите эту часть, употребляя опорные слова.
- Прочтите вторую часть и предложите заголовок ко 2 части. (2. Утреннее обливание.)
- Какие опорные слова выделим в этой части? Холодная вода, обливаться, здоровое тело, здоровый дух.
- Прочтите и перескажите эту часть, употребляя опорные слова.
- Прочтите третью часть и предложите заголовок к 3 части. (3. Суворова не догнать.)
- Какие опорные слова выделим в этой части? Бегает, не может догнать.
- Прочтите и перескажите эту часть, употребляя опорные слова.
- Прочтите четвертую часть и предложите заголовок к 4 части. (4. Верная служба у Суворова.)
- Какие опорные слова выделим в этой части? Тяжело, служил честью и верой.
- Прочтите и перескажите эту часть, употребляя опорные слова.
Что обозначают слова:
Денщик - в русской армии и флоте до 1917 года солдат, состоявший при офицере или чиновнике в качестве казённой прислуги.
Фельдмаршал -чин, высшее воинское звание, существовавшее в армиях Священной Римской империи (позже — Австрийской империи) и германских государств, затем многих других государств.
Благодать- дар для человека от Бога , подаваемый исключительно по милости Господа, без всяких заслуг со стороны человека
ПЛАН.
1. Прошка в денщиках у Суворова.
2. Утреннее обливание.
3. Суворова не догнать.
4. Верная служба у Суворова.
Опорные слова
1.Денщик, фельдмаршал, повезло , благодать.
2. Холодная вода , обливаться, здоровое тело,
здоровый дух.
3.Бегает, не может догнать.
4.Тяжело, служил честью и верой.
- Читаем текст полностью и пересказываем.
- Записываем изложение, выделяя каждую часть красной строкой.
- Чем понравился рассказ?
- Что было сложно при написании текста?
- Дома придумайте продолжение рассказа. Что могло быть с Прошкой и Суворовым и запишите несколько предложений в тетрадь.