Просмотр содержимого документа
«Обучающее сочинение по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»»
Обучающее сочинение по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
Что такое школьное сочинение по литературе?
- Это письменное развернутое высказывание (размышление, анализ, отзыв…) по заданной теме на основе художественного произведения. Что главное? Показать знание содержания (текста), проблем , особенностей языка, композиции художественного произведения… Показать умение размышлять и «говорить» по теме….
- Требование 5«П»:
- - п онимание текста;
- - п равильность суждений;
- - п олнота раскрытия темы;
- - п оследовательность изложения;
- - п равильность речи.
Тема сочинения:
- Любовный конфликт в комедии «Горе от ума» А.С.Грибоедова
Процесс создания своего текста
- 1. О чём будет моё сочинение? (тема) О любовном конфликте в пьесе Грибоедова.
- 2. Каков мой замысел? (идея, тезис сочинения) В комедии «Горе от ума», по мнению И. Гончарова, два конфликта: любовный и общественный. В центре любовного конфликта София Фамусова и Александр Чацкий. В течение невероятно длинного дня главный герой пытается понять, кто избранник Софьи. Он, Скалозуб, Молчалин… Мне кажется, что в пьесе Грибоедова только два человека умеют любить по-настоящему: Софья выбирает Алексея Молчалина, Чацкий же любит её. Так возникает фальшивый любовный треугольник.
- 3. Какой тип речи моего сочинения? Рассуждение – это подтверждение основной мысли. Цель рассуждения – убедить другого. Надо найти доказательства, сделать обоснованный вывод.
Поиск доказательств в пьесе «Горе от ума»
- Действие I, явление 4: Софья обманывает отца, сочиняет сон. Забота о любимом и ответственность за него.
- Действие I, явление 7: Чацкий встречается с Софьей, видит в ней человека близкого по духу. Уважение, заинтересованность в развитии любимой.
- Действие II, явления 7-11: падение Молчалина с лошади, реакция Софьи, затем – поведение Александра. Забота, желание отдавать, заинтересованность в жизни любимого (любимой).
- Действие III, явление 1: высказывания Софьи о Молчалине, Чацкий не верит её словам. Софья уважает своего избранника. Чацкий уважает Софью, видит в ней человека близкого по духу.
- Действие III, явления 13-14: Софья стала источником слуха о сумасшествии Александра. Забота о Молчалине, ответственность за него.
- Действие IV, явления 12-14: все покровы сорваны, Софья и Александр потрясены открывшейся правдой (у каждого – своя).
Примерный план сочинения
А) Зачин.
Б) Тезис (моя позиция) + авторитетная точка зрения, с которой я (не) согласен.
А) Что такое любовь?
Б) Обоснование: аргументы (обычно не менее трёх) и примеры из текста.
Какова схема рассуждения?
- I. Тезис (основная мысль сочинения) Почему? ( Потому что, так как) .
- II. Обоснование: аргументы (обычно не менее трёх) и примеры из текста. Что из этого следует? Поэтому, следовательно, итак, таким образом.
- III. Вывод Перекликается с тезисом.
Словарная работа
Грибоедов, Александр Сергеевич, драматург, писатель, автор, создатель, творец, мастер. Герой, персонаж, он (она), имя, фамилия, «Горе от ума», произведение, пьеса, комедия, творение. Точка зрения, по моему мнению, мне кажется, по мнению критика, мне (не) близка позиция. Конфликт - столкновение взглядов
Варианты для эпиграфа. Выберите один и запишите, оформляя его от середины сроки вправо «в столбик»
- Для большинства людей проблема любви состоит в том, чтобы быть любимым, а не в том, чтобы самому любить, точнее – быть способным любить. Эрих Фромм «Искусство любить»
- Любовь к кому-либо – это не просто сильное чувство, это решимость, это разумный выбор, это ответственность, это поступок. Эрих Фромм «Искусство любить»
- Комедия "Горе от ума" останется актуальной во все времена, поскольку проблемы, которые в ней обсуждаются, вечны. И.А.Гончаров «Мильон терзаний»
- Человек с сильными убеждениями, пренебрегающий воздействием толпы, скорее исключение, чем правило. Он часто вызывает восхищение последующих поколений, но, как правило, является посмешищем в глазах своих современников. Эрих Фромм
Вступление. Примерные варианты зачина сочинения. Выберите наиболее подходящий зачин.
- О писателе В конце 18 века родился знаменитый русский драматург Александр Сергеевич Грибоедов. Это был очень образованный и талантливый человек. В 1824 он создал выдающуюся комедию «Горе от ума».
- О книге В 1824 году появилась знаменитая русская комедия «Горе от ума». Её создателем является выдающийся драматург Александр Сергеевич Грибоедов. Это пьеса до сих пор популярна среди зрителей и читателей.
- О себе Я совершенно сознательно (не случайно) выбрал (а) именно эту тему сочинения. Любовный конфликт, мне кажется, является главным в пьесе Грибоедова. О нём я и хотел (а) бы поразмышлять
- О предпосылках создания, замысле: Над своей комедией “Горе от ума” Грибоедов работал в конце 10-х, начале 20-х годов девятнадцатого столетия. Это были знаменательные годы в истории России. Только что кончилась победой Отечественная война 1812 года. Эта победа утвердила волю русского народа к свободе и независимости, его горячую любовь к Родине. Люди ненавидели самодержавие и крепостничество, которые мешали экономическому и культурному развитию страны. После Отечественной войны в России появилось множество тайных политических обществ, членами которых являлись революционно настроенные дворяне, готовые к борьбе с деспотизмом и тиранией. В Москве и Петербурге зарождались будущие декабристские общества. Молодые революционеры боролись за права своей новой эпохи, отстаивали новые убеждения и выступали против того общества, которое все еще было верно старым устоям и жило по порядкам старого времени. Вот такую историческую ситуацию и отразил Грибоедов в своей острой и меткой комедии “Горе от ума”.
Основная часть
- Что такое любовь?
- Каковы признаки настоящей любви?
Настоящая любовь, с точки зрения Э. Фромма, – это желание отдавать, а не брать, забота, ответственность, заинтересованность в жизни и развитии любимого, уважение.
Основная часть
- 1. Софья и Молчалин: почему Софья влюбляется в Молчалина? Можно ли утверждать, что ее влюблённость – это самообман, возникший под влиянием французских любовных романов, которые она читала? Каким представлен Молчалин? (приведите цитату и поясните ее)
- 2. Софья и Чацкий: Как связаны Софья и Чацкий? Что у них общего? Каков Чацкий? (приведите цитату и поясните ее)
Основная часть
- 3. Прокомментируйте финал пьесы. Как ведут себя герои? Кто из них жалок? Что происходит с Софьей? Поняла ли она истинную сущность Молчалина? Какие выводы сделала для себя Софья? Почему союз Софьи и Чацкого невозможен?
Заключение. Примерный вывод
- В комедии Грибоедова только Софья Фамусова и Александр Чацкий умеют любить сильно и страстно, они, по словам академика М. Нечкиной, «под пару» друг другу. Но судьба лишила их счастья. «Горе от ума» — пьеса о трагической любви.