СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обучающие и развивающие игры по спортивному ориентированию

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Обучающие и развивающие игры по спортивному ориентированию»

Введение

Залогом того, будет обучающийся заниматься ориентированием или нет, являются первые уроки ориентирования. Для начинающих они должны быть успешными. Важно подходить к каждому ребенку с учетом его физического и умственного развития, и видеть в нем личность. Каждому ребенку нужно дать шанс проявить себя, реализовать свои возможности, удовлетворить потребности в физической и умственной деятельности.

В процессе занятий следует учитывать уровень мотивации детей. Занятия надо проводить с учетом возрастных особенностей обучаемых и не отказываться от игровых моментов. Обучающие и развивающие игры являются основным средством для развития и обучения школьников.

Обучающие и развивающие игры формируют исследовательские способности, умение самостоятельно мыслить, принимать самостоятельные решения, развивают логическое мышление, зрительную и мышечную памяти


1.«Определи длину отрезка»

На нелинованной бумаге проводится несколько линий (10-12). Готовые карточки раздаются учащимся, им предлагают определить длину отрезков, отдельно на листочках пишут их длину. Поставив номер карточки, и, подписав свою фамилию, сдают руководителю. Учитель определяет победителей.

(У детей вырабатывается навык определения длины на плоскости).



2.«Длина дистанции»

Обучающимся выдаются карты с нанесенной дистанцией, при этом расстояние между КП должны быть различной длины. Необходимо зрительно определить сумму расстояний между КП. Написав на листке ответ, подписав фамилию, дети сдают его учителю. Руководитель определяет победителя.

(У детей вырабатываются навыки определения длины на плоскости, работы с картой, зрительной точности).



3.«Отложить отрезки»

Отложите глазомерно на прямой линии отрезки 2,5,10, 3, 8, 6, 30,11,22 мм. Если суммарная ошибка превысит 10 мм, упражнение повторить.

(Вырабатывается глазомер).



4.«Нанести КП»

1-ый вариант: Обучающимся раздают по 2 спортивные карты, на одной (контрольной) отмечены контрольные пункты (до 10шт.). Детям предлагается за определённое время запомнить на контрольной карте расположение КП. Руководитель отбирает контрольные карты, а дети по памяти наносят КП на чистую карту. Учитель проверяет точность нанесения КП и количество. Затем ребята меняются и повторяют упражнения.

2-й вариант: Эту игру можно проводить 2-мя командами в форме эстафеты. Участник эстафеты в каждой команде имеет свой порядковый номер. Каждый КП на контрольной карте также имеет свой порядковый номер. Перед стартом командам даётся определённое время для изучения карты. Затем учитель забирает их. По сигналу руководителя первые участники команд отмечают свой КП. Затем бегут на финиш. То же самое проделывают остальные участники команд. Результат команд определяется в зависимости от скорости и качества нанесения КП.

(Вырабатывается навыки чтения и интерпретации карты, точного нанесения КП на карту, зрительной памяти).



5.«Пазлы»

Обучающимся раздают спортивные карты, разрезанные на части (различной формы) и предлагается сложить карту, время фиксируется.

(Вырабатываются навыки работы с картой, ловкости, внимательность).





6.«Перевёртыши»

Ребятам раздаются спортивные карты, на обратной стороне которых липкой лентой прикреплены фрагменты небольшого размера 1,5 x 2 см. этой же карты. Обучающимся даётся определённое время на запоминание кусочков карт на обратной стороне. Затем они поворачивают карту и отыскивают фрагмент на целой карте.

(Вырабатывается память и внимание, умение работать в команде).



7.«Запомни и нарисуй»

Обучающимся раздаются фрагменты, вырезанные из спортивной карты, даётся время на запоминание кусочков карт на обратной стороне. Затем они убирают вырезки и рисуют на листочках ситуацию на память. Руководитель проверяет точность зарисовки.

(Вырабатывается зрительная память, внимательность, точность, скорость в выполнении заданий).



8.«Змейка»

На контрольной карте двумя разными цветами по линейным ориентирам поочерёдно проводят линии (10-12 этапов). Детям предлагается запомнить, например, линию, проведённую красным карандашом. И на чистой карте восстановить рисунок красной линией. Затем обучающийся запоминает рисунок линии, проведённой на контрольной карте синим карандашом, по истечении времени рисует эту линию на своей карте, продолжая красную линию. (Можно выполнять какое-нибудь беговое задание после запоминания этапа).

(Вырабатывается зрительная память, внимательность, точность).



9.«Переколка»

Перед обучающимся раскладывают контрольные карты с нанесёнными контрольными пунктами (10-15 КП). Учащимся предлагается перенести КП на свою карту. Время фиксируется.

(Вырабатывается навык использовать знания по ориентированию на местности, навык нанесения КП на карту).



10.«Прогулка по карте»

Для этого необходимо начертить на учебных картах прямые линии, одинаковые на всех картах. Каждый обучающийся проводит мысленно движение по данной линии, о котором рассказывается, а остальные следят за своими картами по каким формам, участкам он движется, где поднимается, где спускается, где уклон больше, где ровно, какие формы имеются влево и вправо.

(Вырабатывается навык командной работы, учета влияния рельефа, физических способностей и знания по ориентированию на местности).



11.«Найти КП по описанию»

Участвующим в игре раздаются одинаковые спортивные карты, с нанесенными контрольными пунктами, которые отмечены буквами и карточками с описанием местонахождения КП. Перед ребятами ставится задача: прочитать описание на карточке, выбрать нужное КП на карте и поставить напротив описания соответствующую букву КП.

(Вырабатывается навыки чтения и интерпретации карты, точности).



12.«Этап по описанию»

Участвующим в игре раздаются одинаковые спортивные карты, с нанесёнными контрольными пунктами (15-20), которые отмечены буквами. Далее выдаётся карточка с описанием этапа, например, с КП движемся по тропе на СВ до развилки, далее на юг до изгиба, потом 45 м. до микро-ямки на КП. Ребята должны согласно описания определить этапы и написать на листочке буквенные пароли этапа (например, АК, ВГ, НО и тд.). Это упражнение можно проводить в соревновательной обстановке.

(Вырабатывается навык работы в команде, навык ориентирования за счет карты, применять специальные знания по спортивному ориентированию).



13. «Определить местонахождение»

Обучающимся раздаются одинаковые спортивные карты. Руководитель читает по карте определённые места. Ребята должны определить это место по карте (например, мы находимся на поляне, которая вытянута СЮ на с- через середину проходит дорога и тд). Ребёнок, который первым определит местонахождение, получает одно очко и игра продолжается. Побеждает тот, кто наберёт наибольшее количество очков.

(Вырабатываются навыки чтения и интерпретации карты, ориентирования за счет карты, точность, память, внимательность).



14.«Эстафета с условными знаками»

1-й вариант: Две – три команды выстраиваются за линией старта и по команде бегут до стула, на котором лежат карточки с надписями условных знаков. Необходимо нарисовать условный знак, вернуться и передать карандаш следующему в команде (карточки готовить заранее). Побеждает та команда, которая быстрее и качественнее пройдёт эстафету.

2-й вариант: То же самое, только на карточки нанесены условные знаки- необходимо написать название.

(Вырабатывается навык ориентирования на местности, работы в команде, скорости, навык физических нагрузок).



15.«Быстрее и больше»

Подбирается место, где линейный ориентир делит карту пополам. Учитель делит участников на 2 равные команды, раздает карту местности. Каждая команда за определенное время устанавливает КП на своей зоне (но не прячут) по числу игроков. Потом возвращаются на прежнее место. Руководитель дает старт. Задача игроков, как можно быстрее в зоне соперника собрать все КП и вернутся на старт. Побеждает та команда, которая выполнит задание быстрее.

(Вырабатываются навыки скорости, ловкости, ориентирования по карте, умение работать в команде).



16. «Где ты стоишь»

Руководитель игры планирует на свою карту дистанцию. На старте он выдает каждому игроку карту. Затем совместно определяется место на карте. После этого все игроки преодолевают шагом (бегом) по избранному пути движения по трассе. У каждого КП (на местности он не обозначен) руководитель делает остановку. Игроки проколом иглы самостоятельно должны нанести на свою карту местоположение КП, обвести кружком и поставить порядковый номер. И так несколько КП. Побеждает тот, кто точнее нанесет все КП.

(Вырабатываются навыки работы с картой, точности, нахождения КП, умение работать в команде).



17. «Звездная трасса»

Вокруг старта на расстоянии 300-600 метров от него 10 КП. Карта только на старте. Смотреть 1 мин, затем бежать по памяти, стараясь взять больше КП. Как забыли, вернуться на старт, посмотреть еще и брать остальное по памяти. (На старте – контрольная карта, у участников игры – чистые, на которые они должны точно нанести найденный КП). Побеждает тот, кто быстрее и правильнее нанес все 10 КП.

(Вырабатываются навыки зрительной памяти, бега, ориентирования на местности, скорости, быстроты реакции и отметки КП на карте).






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!