СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа социально - педагогического сопровождения проблемных и неблагополучных семей,обучающихся в общеобразовательной организации.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Совершенствование профессиональной комплектности социального педагога в условиях реализации ФГОС общего образования»

 

 

 

 

 

Программа

социально – педагогического сопровождения проблемных и неблагополучных семей, обучающихся в образовательной организации

 

 

 

 

 

Выполнила: Ефремова Алла Николаевна

 

 

 

 

 

 

 

 

Комаричи – 2022г

Содержание:

 

1.Пояснительная записка (описание целевой группы на основе социально – педагогической диагностики), цель, задачи, принципы сопровождения, нормативная база, механизм взаимодействия субъектов сопровождения.

 

2.Основные направления, этапы, перечень мероприятий, содержание программы на год, ожидаемые результаты.

 

3. Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

      Эффективный учебно-воспитательный процесс предполагает активную включенность в образовательно-развивающую деятельность не только педагогов и учащихся, но и родителей. Школа работает в непосредственном диалоге с семьей, поскольку всякая семья, имея определенный уровень общечеловеческой культуры и смыслоценностных установок, транслирует их своему ребенку.

     Реализация тезиса «школа — центр поселка» приводит к замыканию на школе многих вопросов социально-педагогической работы в социуме без дополнительного ресурсного обеспечения. Работая, педагогический коллектив стремиться добиться нравственного, культурного, педагогического оздоровления социальной среды, что благотворно сказывается на детях и их семьях и, в свою очередь, помогает повысить уровень и качество обучения.

    Эффективное взаимодействие семьи и школы не только оптимизирует учебный процесс, формирует внутреннюю мотивацию участников к учебе, а также выступает как эффективное средство успешной социализации личности ребенка. Важно предотвратить проблему, своевременно выявить и устранить причины, порождающие ее, обеспечить превентивную профилактику различного рода негативных явлений (нравственного, физического, социального и т.п. плана).

    Проанализировав возможные социальные риски, педагоги школы выделяют для сопровождения следующие категории семей в зоне социального риска.

- Неблагополучные семьи, в которой родители уклоняются от выполнения своих родительских обязанностей, злоупотребляют родительскими правами, жестоко обращаются с детьми, больны алкоголизмом или наркоманией, отсутствует надзор за несовершеннолетними.

- Опекаемые семьи.

- Семьи, состоящие на учете в ПДН, КДН и ЗП, «группа риска» внутришкольном учете.

    При составлении программы сопровождения проблемных и неблагополучных семей использовались нормативно-правовыми документами: Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Закон РФ «Об образовании», Конвенция ООН о правах детей, Указ Президента РФ «Об утверждении основных направлений государственной семейной политики», Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Устав школы.

Цель подпрограммы:

   Формирование социально-адаптивной и социально-ответственной личности ребенка через создание оптимальных условий в семье группы риска.

Задачи:

1. Внедрение комплекса мероприятий по сопровождению семей социального риска.

2. Содействие в социализации детей из семей, находящихся в социально-неблагоприятном положении.

3. Обеспечение целенаправленного педагогического влияния и создание условий для открытого доверительного общения, восприятия информации, творческой атмосферы в просветительской и профилактической работе с семьями зоны риска.

4. Оказание адресной помощи, правовой и социально-психологической поддержки силами служб школы, а также посредством взаимодействия со специалистами различных социальных служб и учреждений города, призванных оказывать содействие семьям, оказавшимся в трудной ситуации.

5. Внедрение комплекса просветительских мероприятий для семей зоны риска по вопросам правового просвещения, внутрисемейных отношений, охраны жизни и здоровья детей и родителей.

6. Внедрение комплекса профилактических мероприятий для семей зоны риска, направленных на профилактику насилия в семье, безнадзорности детей, вовлечения детей в раннюю алкоголизацию и привитие антиобщественной модели поведения.

7. Привлечение семей учащихся к организации и проведению социально значимых мероприятий, акций, включение родителей семей зоны риска в учебно-воспитательную работу.

8. Распознавание, диагностирование и оказание помощи в разрешении внутрисемейных конфликтов, затрагивающих интересы ребенка.

9. Координация взаимодействия специалистов школы с семьями учащихся.

В основу программы заложены принципы:

- конфиденциальности: информация об участниках программы, полученная в ходе реализации программы без разрешения не используется;

- адресности, ориентированности на целевую группу: материал и формы работы ориентированы на то, какой целевой группе он предназначается;

добровольности: все виды просветительской и профилактической деятельности ориентированы на право выбора личности (за исключением мероприятий, предусмотренных законодательными актами);

- законности;

- комплексности;

- непрерывности: мероприятия просветительского и профилактического циклов проводятся ежегодно.

Основные направления реализации программы

1. Социально - педагогическая диагностика:

- Изучение социальных особенностей семей (выявление категорий семей, их материального обеспечения, состава семей, социального статуса родителей, особенностей и стилей воспитания и др.)

- Выявление семей зоны социального риска (неблагополучных семей, семей в которых воспитываются дети-сироты и дети без попечения родителей, семей с ребенком-инвалидом).

- Диагностика эмоционального климата в семье, отношения ребенка к семье.

2. Профилактическая работа.

   Предупреждение внутрисемейного вовлечения детей в раннюю алкоголизацию, аддитивного поведения детей; по предупреждению беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних; случаев эмоционального отвержения детей и жестокого обращения с ними.

3. Просветительская деятельность: по вопросам воспитания детей.

4. Оказание адресной педагогической, правовой помощи семьям зоны риска.

5. Организация социально — значимой деятельности детей и родителей: спортивная деятельность как «разрядочная», сплачивающая и, одновременно, развивающая форма совместной деятельности субъектов семьи; участие семей зоны риска в организации и проведении общешкольных мероприятий, благоустройстве микрорайона и т. п.

В ходе реализации программы ожидаются следующие результаты.

  • Улучшение социально-бытовых условий жизни детей из семей зоны риска.
  • Положительная динамика уровня комфортности ребенка во внутрисемейной среде.
  • Качественное изменение отношений детей из семей зоны риска базовым социальным ценностям.
  • Положительная динамика включенности семей зоны риска в различные виды социально-значимой деятельности в социуме.
  • Повышение уровня информированности членов семьей зоны риска в области правовых знаний, эффективных и гуманных методов воспитания ребенка в семье.
  • Формирование эффективных поведенческих стратегий, навыков здорового образа жизни субъектов семей зоны риска.

  В процессе выполнения программы сопровождения семей зоны риска предусматривается взаимодействие следующих субъектов образовательного процесса:

1. Администрации: согласование, координация и утверждение работы социального педагога с семьями зоны риска.

2. Заместитель директора по ВР: организация, проведение совместных культурно-массовых, просветительских мероприятий.

3. Социальный - педагог: совместное сопровождение семей зоны риска, кризисных ситуаций в семье и др.

4. Классные руководители: составление социального паспорта класса, осуществление обратной связи по различным вопросам, касающимся семей учащихся, взаимодействие по организации и проведению классных часов и родительских собраний.

5. Другие службы (бухгалтерия, столовая по вопросам бесплатного питания и оказания материальной помощи).

А также взаимодействие с внешними службами по работе с семьей:

6. Управление по опеке и попечительству. Отдел опеки и попечительства города (взаимодействие по вопросам, касающимся учащихся, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в неблагополучных семьях, посредничество и представление интересов ребенка в разрешении споров родителей).

7. Инспекция по делам несовершеннолетних (взаимодействие по вопросам, касающимся невыполнения родительских обязанностей, информирование по правовым вопросам).

8. Комиссия по делам несовершеннолетних (взаимодействие по вопросам, касающимся невыполнения родительских обязанностей, различных отклонений в поведении учащихся).

9. Дом культуры и дом спорта: организация и проведения совместных развлекательных и спортивных мероприятий.

  Программа предполагает ведение Карт психологического и Карт педагогического сопровождения семьи, находящейся в зоне социального риска, в которой необходимо отображать результаты проводимой работы.

  Данная программа сопровождения может дублироваться на протяжении нескольких учебных лет, так как контингент учащихся и семей со сменой учебного года меняется и мероприятия, входящие в содержание программы требуют ежегодного повторения.

     Суть программы заключается в том, что самые эффективные средства воспитания в семье – это личный пример родителей, их поведение, авторитет, образ жизни семьи, ее уклад, традиции, внутрисемейные отношения, эмоцио- нально-нравственный климат. Особую роль в этом плане приобретают такие категории, как уважение к традициям семьи, к матери, к отцу, к старшему поколению.  

Этапы реализации программы

1 этап - этап организационного и нормативно-правового обеспечения.

2 этап -. Организационно-практический. Этап активной деятельности через диагностику, психолого-педагогическую поддержку семьи, педагогического всеобуча родителей, вовлечение родителей в совместную социально-активную деятельность и деятельность по профилактике и сохранению здоровья детей.

3 этап–Обобщающий. Этап изучения, осмысления семейного воспитания, анализ конечных результатов совместной деятельности, внедрение эффективных форм сотрудничества семьи и школы.

Основные направления деятельности.

1.Психолого-педагогическое сопровождение учащихся и родителей.

2.Просветительская работа с семьёй по пропаганде нравственных семейных ценностей. Оказание семьям необходимой помощи в духовно-нравственном и социально-культурном развитии.

3.Разработка технологии педагогического взаимодействия с родителями (родительские собрания, родительский комитет, совместная деятельность учащихся и родителей, изучение социально-культурных и воспитательных возможностей семьи).

4.Разработка дорожной карты по работе с преподавательским коллективом (методические объединения классных руководителей, педсоветы, участие в мероприятиях школы).

5.Выявление семейных традиций и семейных ценностей.

Функции взаимодействия педагогов и родителей.

      Главное назначение семьи - воспитание детей. Семья - персональная среда жизни и развития ребенка, качество которой определяется рядом параметров.

Социально-культурный параметр зависит от образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества;

социально-экономический параметр определяется имущественными характеристиками и занятостью родителей на работе;

технико-гигиенический - зависит от условий проживания, оборудования жилища, особенностей образа жизни;

демографический - определяется структурой семьи.

Какую бы сторону развития ребенка мы ни взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья.

Главными функциями семьи являются:

1) воспитательная;

2) оздоровительная;

  1. духовно-нравственная;
  2. познавательно-образовательная;
  3. бытовая;
  4. трудовая;

7) культурно-просветительная;

8) досугово-творческая;

9) охранно-защитная.

Главными компонентами семейного воспитания выступают:

1) климат семейного воспитания (традиции, уют, отношения);

2) режим семейной жизни;

3) содержание деятельности (отца, матери, дедушки, бабушки, детей).

      Современные семьи развиваются в условиях качественно новой и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем.

    Это, прежде всего, падение жизненного уровня большинства семей, рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику детей, увеличение числа неполных и имеющих одного ребенка семей. Значительная часть подростков отдаляется от родителей. Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы.

Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника.

Взаимодействие семьи и школы должно быть направлено на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.

Следовательно, главными функциями взаимодействия школы и семьи являются:

  1. информационная (информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса);
  2. воспитательно-развивающая;
  3. формирующая;
  4. охранно-оздоровительная;
  5. контролирующая.

Принципы взаимодействия.

(социальное партнёрство)

    Взаимодействие педагогов и семьи - целенаправленный процесс, в результате которого создаются благоприятные условия для развития ребенка. Чем выше уровень этого взаимодействия, тем успешнее решаются и проблемы воспитания детей.

    Формирование сотруднических отношений между педагогами и семьей - длительный процесс, успешность которого зависит от того, какие принципы положены в основу этих отношений.

Взаимодействие с семьей опирается на следующие п р и н ц и п ы:

  • Обеспечение субъектной позиции всех участников педагогического процесса.
  • Организация совместного творчества учителей, учащихся и их родителей.

• Гуманистическая ориентация во взаимодействии с семьей.

 

.

 План работы на учебный год

 

Изучение семей обучающихся 

Задачи: 

- изучение взаимоотношений детей и родителей, атмосферы в семьях учащихся; 

- создание банка данных о семьях учащихся с целью преодоления негативных тенденций в воспитании детей в отдельных семьях.   

 

№  п/п 

Формы и содержание деятельности

Сроки

Ответственные

Организационная работа

1

Заполнение социальных паспортов класса.

Сентябрь

Кл. руководители 

Обработка данных социальных паспортов классов. Заполнение социального паспорта ОУ.

Сентябрь

Зам.директор по УВР   

Посещение учащихся на дому с целью изучения жилищно-бытовых условий их жизни.

Сентябрь

Кл.руководители 

Анкетирование и диагностика

Анкетирование и диагностирование родителей и учащихся с целью изучения эмоциональной атмосферы в семье, уровня психолого-педагогической культуры родителей, особенностей семейного воспитания, характера взаимоотношений родителей и детей.

В течение года 

Кл.руководители Психолог Центр «Семья»

 

Взаимодействие с общественными организациями родителей 

Задачи: 

- создание условий для обеспечения прав родителей на участие в управлении ОУ, организации учебно-воспитательного процесса; 

- активизация и коррекция семейного воспитания через работу с родителями; -ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса. 

 

№  п/п 

Формы и содержание деятельности

Сроки

Ответственные

Школьный родительский комитет 

1

Подведение итогов и планирование работы на новый  учебный год:

-  отчѐт  председателя  родительского  комитета  о деятельности  комитета за уч.год.

- утверждение   плана  работы  школьного  род.комитета  на  текущий  уч.год   

Сентябрь

Представитель комитета    Директор школы  Зам.директор по УВР    Социальный педагог школы

Охрана жизни и здоровья учащихся:

  - деятельность  ОУ по охране и укрепления здоровья  учашихся.

Реализация программы «Здоровые дети – здоровая нация» 

- участие родителей в организации безопасных условий  осуществления образовательного процесса  и  со- блюдении санитарно-гигиенических правил и норм. 

-организация спортивно-оздорови-тельной  работы  в  школе

Ноябрь

Директор школы  Зам.директор по УВР  Представитель комитета   

Социальный педагог школы

     Итоги  учебно-воспитательной работы школы за первое полугодие уч.года 

Декабрь

Зам.директор по УВР    Социальный педагог школы

О  состоянии  духовно-нравственного  воспитания  школьников 

Зам.директор по УВР    Социальный педагог школы

4  

Организация работы с неблагополуч-ными семьями и  детьми «группы риска»:

-деятельность ОУ  по проблеме профилактики правонарушений среди несовершеннолетних. 

отчѐт  членов  родительского  комитете  о  посещении  проблемных семей   

Февраль

Зам.директор по УВР   

Социальный педагог школы

Представитель комитета   

5

Подготовка  и  проведение  общешкольных  родительских  собраний

В течение года 

Члены родит. комитета  Зам.директор по УВР  Социальный педагог школы

6

Итоговое заседание: 

- о  подготовке  школы  к новому   учебному  году.

Об  организации летнего отдыха и занятости школьников  в каникулярное  время:  

-план работы на новый  учебный год   

Апрель

Директор школы  Зам.директор по УВР 

Социальный педагог школы

Представитель комитета

 

Работа с социально неблагополучными семьями и детьми по профилактике правонарушений и безнадзорности  

Задачи: 

- создание эффективной системы социальной поддержки детей и подростков группы риска, направленной на решение проблем детской и подростковой безнадзорности и преступности; 

- организация профилактической работы по предупреждению правонарушений школьников; 

- повышение правовой культуры и социально-педагогической компетенции родителей учащихся; 

- координация деятельности и взаимодействии служб и ведомств района, заинтересованных в решении проблем безнадзорности и правонарушений в детской и подростковой среде;

- сотрудничество с организациями и службами района по работе с семей с целью повышения воспитательной функции семьи и обеспечению

корректировки воспитания в семьях отдельных учащихся.

  

План мероприятий

по профилактике безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних, предупреждений идей экстремизма в молодежной среде в

общеобразовательной школе на уч. год

 

№ п/п

Мероприятия

Сроки исполнения

Ответственные

1

Организация методического обеспечения

 

Социальный педагог

Зам. директора по ВР

1.1

Совещание классных руководителей.

Составление социальных паспортов класса и школы.

сентябрь

Социальный педагог

Зам. директора по ВР

1.2

Организационная работы Совета по профилактике правонарушений.

в течение года

Социальный педагог

Зам. директора по ВР

1.3

Организация работы Совета по профилактике социального сиротства.

в течение года

Социальный педагог

Зам. директора по ВР

1.4

Разработка методических рекомендации по организации и проведению общешкольных родительских собраний.

сентябрь- ноябрь

Администрация

Социальный педагог

Зам. директора по ВР

1.5

Оформление стенда "Уголок для родителей".

сентябрь- ноябрь

Социальный педагог

Зам. директора по ВР

1.6

Организация работы по внедрению в практику школы программ родительского все обучения по вопросам семейной педагогики и психологии.

в течение года.

Социальный педагог

Зам. директора по ВР

1.7

Участие школы в районных семинарах для социальных педагогов, учителей, родителей о работе соц. дезодаптированным

и детьми (по ежегодному отдельному плану).

в течении года

РОО, ЦПМСС

1.8

проведение психодиагностических тренингов для педагогов по выявлению детей и подростков с диванным поведением.

1 раз в месяц

ЦПМСС

1.9

Организация работы с учащимися, состоящими на ВШК, и неблагополучными семьями. Корректировка воспитательных планов.

в течении года

Кл. руководители

Социальный педагог

Зам. директора по ВР

2

Работа с детьми и семьями "группы риска".

 

Социальный педагог

ЦПМСС

2.1

Проведение мероприятий по выявлению детей и семей "группы риска".

в течении года

Социальный педагог

Кл. руководители

2.2

Обновление банка данных:

-дети "группы риска" и дезаптированных детей;

-детей школьного возраста, не посещающих или систематический пропускающих по неуважительной причине занятия;

-семей несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении.

в течении года

Социальный педагог

2.3

Участие в работе КДН и защите прав несовершеннолетних.

в течение года

Социальный педагог

2.4

Защита прав несовершеннолетних в суде.

по мере необходимости

Социальный педагог

Классные руководители.

2.5

Составление индивидуальных карт учета на учащихся на ВШК.

сентябрь

Кл. руководители

Социальный педагог

Зам. директора по ВР

2.6

Составление индивидуальных карт учета на семьи, находящихся в соцально- опасном положении.

сентябрь

Социальный педагог

Зам. директора по ВР

Кл. руководители

2.7

Работа общественных воспитателей, закрепленных за учащимися, состоящими на ВШК.

в течении года

Общественные воспитатели

2.8

Систематическое отслеживание ситуации в неблагополучных семьях с целью защиты прав детей и подростков, проживающих в этих семьях.

в течении года

Социальный педагог

Зам. директора по ВР

Кл. руководители

2.9

Подготовка материалов для принятия мер воздействия к родителям, не исполняющим обязанности по воспитанию детей.

по мере необходимости

Социальный педагог

Зам. директора по ВР

Кл. руководители

2.10

Индивидуальная работа с педагогически запущенными детьми.

в течении года

Социальный педагог

Зам. директора по ВР

Кл. руководители

2.11

Вовлечение детей и подростков «группы риска" в кружковую деятельность

сентябрь

Социальный педагог

Зам. директора по ВР

Кл. руководители

2.12

Оказание помощи в вопросах профессионального и личностного самоопределения детям, оставшимся без попечения родителей.

в течение года

Кл. руководители, ЦПМСС, КДН, Районный отдел занятости населения

3

Организация правового воспитания несовершеннолетних.

в течении года

Социальный педагог

Кл. руководители

3.1

Ведение курса "Обществознание".

в течение года

Учителя обществознание

3.2

Выступление инструктора ПДН по вопросу: "Правонарушения и ответственность за них".

ноябрь

Инспектор ПДН

3.3

Проведение школьных и районных конкурсов с учащимися на правовую тематику (по отдельным планам)

по плану РОО

Социальный педагог

Зам. директора по ВР

Кл. руководители

Просмотр содержимого документа
«Программа социально - педагогического сопровождения проблемных и неблагополучных семей,обучающихся в общеобразовательной организации.»

«Совершенствование профессиональной комплектности социального педагога в условиях реализации ФГОС общего образования»











Программа

социально – педагогического сопровождения проблемных и неблагополучных семей, обучающихся в образовательной организации











Выполнила: Ефремова Алла Николаевна

















Комаричи – 2022г

Содержание:



1.Пояснительная записка (описание целевой группы на основе социально – педагогической диагностики), цель, задачи, принципы сопровождения, нормативная база, механизм взаимодействия субъектов сопровождения.



2.Основные направления, этапы, перечень мероприятий, содержание программы на год, ожидаемые результаты.



3. Список литературы.







































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Эффективный учебно-воспитательный процесс предполагает активную включенность в образовательно-развивающую деятельность не только педагогов и учащихся, но и родителей. Школа работает в непосредственном диалоге с семьей, поскольку всякая семья, имея определенный уровень общечеловеческой культуры и смыслоценностных установок, транслирует их своему ребенку.

Реализация тезиса «школа — центр поселка» приводит к замыканию на школе многих вопросов социально-педагогической работы в социуме без дополнительного ресурсного обеспечения. Работая, педагогический коллектив стремиться добиться нравственного, культурного, педагогического оздоровления социальной среды, что благотворно сказывается на детях и их семьях и, в свою очередь, помогает повысить уровень и качество обучения.

Эффективное взаимодействие семьи и школы не только оптимизирует учебный процесс, формирует внутреннюю мотивацию участников к учебе, а также выступает как эффективное средство успешной социализации личности ребенка. Важно предотвратить проблему, своевременно выявить и устранить причины, порождающие ее, обеспечить превентивную профилактику различного рода негативных явлений (нравственного, физического, социального и т.п. плана).

Проанализировав возможные социальные риски, педагоги школы выделяют для сопровождения следующие категории семей в зоне социального риска.

- Неблагополучные семьи, в которой родители уклоняются от выполнения своих родительских обязанностей, злоупотребляют родительскими правами, жестоко обращаются с детьми, больны алкоголизмом или наркоманией, отсутствует надзор за несовершеннолетними.

- Опекаемые семьи.

- Семьи, состоящие на учете в ПДН, КДН и ЗП, «группа риска» внутришкольном учете.

При составлении программы сопровождения проблемных и неблагополучных семей использовались нормативно-правовыми документами: Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Закон РФ «Об образовании», Конвенция ООН о правах детей, Указ Президента РФ «Об утверждении основных направлений государственной семейной политики», Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Устав школы.

Цель подпрограммы:

Формирование социально-адаптивной и социально-ответственной личности ребенка через создание оптимальных условий в семье группы риска.

Задачи:

1. Внедрение комплекса мероприятий по сопровождению семей социального риска.

2. Содействие в социализации детей из семей, находящихся в социально-неблагоприятном положении.

3. Обеспечение целенаправленного педагогического влияния и создание условий для открытого доверительного общения, восприятия информации, творческой атмосферы в просветительской и профилактической работе с семьями зоны риска.

4. Оказание адресной помощи, правовой и социально-психологической поддержки силами служб школы, а также посредством взаимодействия со специалистами различных социальных служб и учреждений города, призванных оказывать содействие семьям, оказавшимся в трудной ситуации.

5. Внедрение комплекса просветительских мероприятий для семей зоны риска по вопросам правового просвещения, внутрисемейных отношений, охраны жизни и здоровья детей и родителей.

6. Внедрение комплекса профилактических мероприятий для семей зоны риска, направленных на профилактику насилия в семье, безнадзорности детей, вовлечения детей в раннюю алкоголизацию и привитие антиобщественной модели поведения.

7. Привлечение семей учащихся к организации и проведению социально значимых мероприятий, акций, включение родителей семей зоны риска в учебно-воспитательную работу.

8. Распознавание, диагностирование и оказание помощи в разрешении внутрисемейных конфликтов, затрагивающих интересы ребенка.

9. Координация взаимодействия специалистов школы с семьями учащихся.

В основу программы заложены принципы:

- конфиденциальности: информация об участниках программы, полученная в ходе реализации программы без разрешения не используется;

- адресности, ориентированности на целевую группу: материал и формы работы ориентированы на то, какой целевой группе он предназначается;

добровольности: все виды просветительской и профилактической деятельности ориентированы на право выбора личности (за исключением мероприятий, предусмотренных законодательными актами);

- законности;

- комплексности;

- непрерывности: мероприятия просветительского и профилактического циклов проводятся ежегодно.

Основные направления реализации программы

1. Социально - педагогическая диагностика:

- Изучение социальных особенностей семей (выявление категорий семей, их материального обеспечения, состава семей, социального статуса родителей, особенностей и стилей воспитания и др.)

- Выявление семей зоны социального риска (неблагополучных семей, семей в которых воспитываются дети-сироты и дети без попечения родителей, семей с ребенком-инвалидом).

- Диагностика эмоционального климата в семье, отношения ребенка к семье.

2. Профилактическая работа.

Предупреждение внутрисемейного вовлечения детей в раннюю алкоголизацию, аддитивного поведения детей; по предупреждению беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних; случаев эмоционального отвержения детей и жестокого обращения с ними.

3. Просветительская деятельность: по вопросам воспитания детей.

4. Оказание адресной педагогической, правовой помощи семьям зоны риска.

5. Организация социально — значимой деятельности детей и родителей: спортивная деятельность как «разрядочная», сплачивающая и, одновременно, развивающая форма совместной деятельности субъектов семьи; участие семей зоны риска в организации и проведении общешкольных мероприятий, благоустройстве микрорайона и т. п.

В ходе реализации программы ожидаются следующие результаты.

  • Улучшение социально-бытовых условий жизни детей из семей зоны риска.

  • Положительная динамика уровня комфортности ребенка во внутрисемейной среде.

  • Качественное изменение отношений детей из семей зоны риска базовым социальным ценностям.

  • Положительная динамика включенности семей зоны риска в различные виды социально-значимой деятельности в социуме.

  • Повышение уровня информированности членов семьей зоны риска в области правовых знаний, эффективных и гуманных методов воспитания ребенка в семье.

  • Формирование эффективных поведенческих стратегий, навыков здорового образа жизни субъектов семей зоны риска.

В процессе выполнения программы сопровождения семей зоны риска предусматривается взаимодействие следующих субъектов образовательного процесса:

1. Администрации: согласование, координация и утверждение работы социального педагога с семьями зоны риска.

2. Заместитель директора по ВР: организация, проведение совместных культурно-массовых, просветительских мероприятий.

3. Социальный - педагог: совместное сопровождение семей зоны риска, кризисных ситуаций в семье и др.

4. Классные руководители: составление социального паспорта класса, осуществление обратной связи по различным вопросам, касающимся семей учащихся, взаимодействие по организации и проведению классных часов и родительских собраний.

5. Другие службы (бухгалтерия, столовая по вопросам бесплатного питания и оказания материальной помощи).

А также взаимодействие с внешними службами по работе с семьей:

6. Управление по опеке и попечительству. Отдел опеки и попечительства города (взаимодействие по вопросам, касающимся учащихся, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в неблагополучных семьях, посредничество и представление интересов ребенка в разрешении споров родителей).

7. Инспекция по делам несовершеннолетних (взаимодействие по вопросам, касающимся невыполнения родительских обязанностей, информирование по правовым вопросам).

8. Комиссия по делам несовершеннолетних (взаимодействие по вопросам, касающимся невыполнения родительских обязанностей, различных отклонений в поведении учащихся).

9. Дом культуры и дом спорта: организация и проведения совместных развлекательных и спортивных мероприятий.

Программа предполагает ведение Карт психологического и Карт педагогического сопровождения семьи, находящейся в зоне социального риска, в которой необходимо отображать результаты проводимой работы.

Данная программа сопровождения может дублироваться на протяжении нескольких учебных лет, так как контингент учащихся и семей со сменой учебного года меняется и мероприятия, входящие в содержание программы требуют ежегодного повторения.

Суть программы заключается в том, что самые эффективные средства воспитания в семье – это личный пример родителей, их поведение, авторитет, образ жизни семьи, ее уклад, традиции, внутрисемейные отношения, эмоцио- нально-нравственный климат. Особую роль в этом плане приобретают такие категории, как уважение к традициям семьи, к матери, к отцу, к старшему поколению.

Этапы реализации программы

1 этап - этап организационного и нормативно-правового обеспечения.

2 этап -. Организационно-практический. Этап активной деятельности через диагностику, психолого-педагогическую поддержку семьи, педагогического всеобуча родителей, вовлечение родителей в совместную социально-активную деятельность и деятельность по профилактике и сохранению здоровья детей.

3 этап–Обобщающий. Этап изучения, осмысления семейного воспитания, анализ конечных результатов совместной деятельности, внедрение эффективных форм сотрудничества семьи и школы.

Основные направления деятельности.

1.Психолого-педагогическое сопровождение учащихся и родителей.

2.Просветительская работа с семьёй по пропаганде нравственных семейных ценностей. Оказание семьям необходимой помощи в духовно-нравственном и социально-культурном развитии.

3.Разработка технологии педагогического взаимодействия с родителями (родительские собрания, родительский комитет, совместная деятельность учащихся и родителей, изучение социально-культурных и воспитательных возможностей семьи).

4.Разработка дорожной карты по работе с преподавательским коллективом (методические объединения классных руководителей, педсоветы, участие в мероприятиях школы).

5.Выявление семейных традиций и семейных ценностей.

Функции взаимодействия педагогов и родителей.

Главное назначение семьи - воспитание детей. Семья - персональная среда жизни и развития ребенка, качество которой определяется рядом параметров.

Социально-культурный параметр зависит от образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества;

социально-экономический параметр определяется имущественными характеристиками и занятостью родителей на работе;

технико-гигиенический - зависит от условий проживания, оборудования жилища, особенностей образа жизни;

демографический - определяется структурой семьи.

Какую бы сторону развития ребенка мы ни взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья.

Главными функциями семьи являются:

1) воспитательная;

2) оздоровительная;

  1. духовно-нравственная;

  2. познавательно-образовательная;

  3. бытовая;

  4. трудовая;

7) культурно-просветительная;

8) досугово-творческая;

9) охранно-защитная.

Главными компонентами семейного воспитания выступают:

1) климат семейного воспитания (традиции, уют, отношения);

2) режим семейной жизни;

3) содержание деятельности (отца, матери, дедушки, бабушки, детей).

Современные семьи развиваются в условиях качественно новой и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем.

Это, прежде всего, падение жизненного уровня большинства семей, рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику детей, увеличение числа неполных и имеющих одного ребенка семей. Значительная часть подростков отдаляется от родителей. Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы.

Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника.

Взаимодействие семьи и школы должно быть направлено на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.

Следовательно, главными функциями взаимодействия школы и семьи являются:

  1. информационная (информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса);

  2. воспитательно-развивающая;

  3. формирующая;

  4. охранно-оздоровительная;

  5. контролирующая.

Принципы взаимодействия.

(социальное партнёрство)

Взаимодействие педагогов и семьи - целенаправленный процесс, в результате которого создаются благоприятные условия для развития ребенка. Чем выше уровень этого взаимодействия, тем успешнее решаются и проблемы воспитания детей.

Формирование сотруднических отношений между педагогами и семьей - длительный процесс, успешность которого зависит от того, какие принципы положены в основу этих отношений.

Взаимодействие с семьей опирается на следующие п р и н ц и п ы:

  • Обеспечение субъектной позиции всех участников педагогического процесса.

  • Организация совместного творчества учителей, учащихся и их родителей.

• Гуманистическая ориентация во взаимодействии с семьей.



.

План работы на учебный год



Изучение семей обучающихся

Задачи:

- изучение взаимоотношений детей и родителей, атмосферы в семьях учащихся;

- создание банка данных о семьях учащихся с целью преодоления негативных тенденций в воспитании детей в отдельных семьях.



№ п/п

Формы и содержание деятельности

Сроки

Ответственные

Организационная работа

1

Заполнение социальных паспортов класса.

Сентябрь

Кл. руководители

2

Обработка данных социальных паспортов классов. Заполнение социального паспорта ОУ.

Сентябрь

Зам.директор по УВР

3

Посещение учащихся на дому с целью изучения жилищно-бытовых условий их жизни.

Сентябрь

Кл.руководители

Анкетирование и диагностика

1

Анкетирование и диагностирование родителей и учащихся с целью изучения эмоциональной атмосферы в семье, уровня психолого-педагогической культуры родителей, особенностей семейного воспитания, характера взаимоотношений родителей и детей.

В течение года

Кл.руководители Психолог Центр «Семья»



Взаимодействие с общественными организациями родителей

Задачи:

- создание условий для обеспечения прав родителей на участие в управлении ОУ, организации учебно-воспитательного процесса;

- активизация и коррекция семейного воспитания через работу с родителями; -ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса.



№ п/п

Формы и содержание деятельности

Сроки

Ответственные

Школьный родительский комитет

1

Подведение итогов и планирование работы на новый учебный год:

- отчѐт председателя родительского комитета о деятельности комитета за уч.год.

- утверждение плана работы школьного род.комитета на текущий уч.год

Сентябрь

Представитель комитета Директор школы Зам.директор по УВР Социальный педагог школы

2

Охрана жизни и здоровья учащихся:

- деятельность ОУ по охране и укрепления здоровья учашихся.

Реализация программы «Здоровые дети – здоровая нация»

- участие родителей в организации безопасных условий осуществления образовательного процесса и со- блюдении санитарно-гигиенических правил и норм.

-организация спортивно-оздорови-тельной работы в школе

Ноябрь

Директор школы Зам.директор по УВР Представитель комитета

Социальный педагог школы

3

Итоги учебно-воспитательной работы школы за первое полугодие уч.года

Декабрь

Зам.директор по УВР Социальный педагог школы

О состоянии духовно-нравственного воспитания школьников

Зам.директор по УВР Социальный педагог школы

4

Организация работы с неблагополуч-ными семьями и детьми «группы риска»:

-деятельность ОУ по проблеме профилактики правонарушений среди несовершеннолетних.

отчѐт членов родительского комитете о посещении проблемных семей

Февраль

Зам.директор по УВР

Социальный педагог школы

Представитель комитета

5

Подготовка и проведение общешкольных родительских собраний

В течение года

Члены родит. комитета Зам.директор по УВР Социальный педагог школы

6

Итоговое заседание:

- о подготовке школы к новому учебному году.

Об организации летнего отдыха и занятости школьников в каникулярное время:

-план работы на новый учебный год

Апрель

Директор школы Зам.директор по УВР

Социальный педагог школы

Представитель комитета



Работа с социально неблагополучными семьями и детьми по профилактике правонарушений и безнадзорности

Задачи:

- создание эффективной системы социальной поддержки детей и подростков группы риска, направленной на решение проблем детской и подростковой безнадзорности и преступности;

- организация профилактической работы по предупреждению правонарушений школьников;

- повышение правовой культуры и социально-педагогической компетенции родителей учащихся;

- координация деятельности и взаимодействии служб и ведомств района, заинтересованных в решении проблем безнадзорности и правонарушений в детской и подростковой среде;

- сотрудничество с организациями и службами района по работе с семей с целью повышения воспитательной функции семьи и обеспечению

корректировки воспитания в семьях отдельных учащихся.

План мероприятий

по профилактике безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних, предупреждений идей экстремизма в молодежной среде в

общеобразовательной школе на уч. год


№ п/п

Мероприятия

Сроки исполнения

Ответственные

1

Организация методического обеспечения


Социальный педагог

Зам. директора по ВР

1.1

Совещание классных руководителей.

Составление социальных паспортов класса и школы.

сентябрь

Социальный педагог

Зам. директора по ВР

1.2

Организационная работы Совета по профилактике правонарушений.

в течение года

Социальный педагог

Зам. директора по ВР

1.3

Организация работы Совета по профилактике социального сиротства.

в течение года

Социальный педагог

Зам. директора по ВР

1.4

Разработка методических рекомендации по организации и проведению общешкольных родительских собраний.

сентябрь- ноябрь

Администрация

Социальный педагог

Зам. директора по ВР

1.5

Оформление стенда "Уголок для родителей".

сентябрь- ноябрь

Социальный педагог

Зам. директора по ВР

1.6

Организация работы по внедрению в практику школы программ родительского все обучения по вопросам семейной педагогики и психологии.

в течение года.

Социальный педагог

Зам. директора по ВР

1.7

Участие школы в районных семинарах для социальных педагогов, учителей, родителей о работе соц. дезодаптированным

и детьми (по ежегодному отдельному плану).

в течении года

РОО, ЦПМСС

1.8

проведение психодиагностических тренингов для педагогов по выявлению детей и подростков с диванным поведением.

1 раз в месяц

ЦПМСС

1.9

Организация работы с учащимися, состоящими на ВШК, и неблагополучными семьями. Корректировка воспитательных планов.

в течении года

Кл. руководители

Социальный педагог

Зам. директора по ВР

2

Работа с детьми и семьями "группы риска".


Социальный педагог

ЦПМСС

2.1

Проведение мероприятий по выявлению детей и семей "группы риска".

в течении года

Социальный педагог

Кл. руководители

2.2

Обновление банка данных:

-дети "группы риска" и дезаптированных детей;

-детей школьного возраста, не посещающих или систематический пропускающих по неуважительной причине занятия;

-семей несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении.

в течении года

Социальный педагог

2.3

Участие в работе КДН и защите прав несовершеннолетних.

в течение года

Социальный педагог

2.4

Защита прав несовершеннолетних в суде.

по мере необходимости

Социальный педагог

Классные руководители.

2.5

Составление индивидуальных карт учета на учащихся на ВШК.

сентябрь

Кл. руководители

Социальный педагог

Зам. директора по ВР

2.6

Составление индивидуальных карт учета на семьи, находящихся в соцально- опасном положении.

сентябрь

Социальный педагог

Зам. директора по ВР

Кл. руководители

2.7

Работа общественных воспитателей, закрепленных за учащимися, состоящими на ВШК.

в течении года

Общественные воспитатели

2.8

Систематическое отслеживание ситуации в неблагополучных семьях с целью защиты прав детей и подростков, проживающих в этих семьях.

в течении года

Социальный педагог

Зам. директора по ВР

Кл. руководители

2.9

Подготовка материалов для принятия мер воздействия к родителям, не исполняющим обязанности по воспитанию детей.

по мере необходимости

Социальный педагог

Зам. директора по ВР

Кл. руководители

2.10

Индивидуальная работа с педагогически запущенными детьми.

в течении года

Социальный педагог

Зам. директора по ВР

Кл. руководители

2.11

Вовлечение детей и подростков «группы риска" в кружковую деятельность

сентябрь

Социальный педагог

Зам. директора по ВР

Кл. руководители

2.12

Оказание помощи в вопросах профессионального и личностного самоопределения детям, оставшимся без попечения родителей.

в течение года

Кл. руководители, ЦПМСС, КДН, Районный отдел занятости населения

3

Организация правового воспитания несовершеннолетних.

в течении года

Социальный педагог

Кл. руководители

3.1

Ведение курса "Обществознание".

в течение года

Учителя обществознание

3.2

Выступление инструктора ПДН по вопросу: "Правонарушения и ответственность за них".

ноябрь

Инспектор ПДН

3.3

Проведение школьных и районных конкурсов с учащимися на правовую тематику (по отдельным планам)

по плану РОО

Социальный педагог

Зам. директора по ВР

Кл. руководители


3.4

Организация круглых столов на базе центральной и детской библиотек на правовую тематику.

в течение года

Работники ЦРБ И РДБ

4.

Проведение межведомственных акций, направленных на предупреждение правонарушений со стороны несовершеннолетних, а также с целью оказания им помощи в бытовом и трудовом устройстве, устранении причин и условий, способствующих бродяжничеству, совершению ими правонарушений.


Социальный педагог

Зам. директора по ВР

Кл. руководители

4.1


4.2


4.3


4.4


4.5


4.6


4.7

- операция "ПОДРОСТОК";

-акция "СЕМЬЯ- СЕМЬЕ";

-акция "Внимание - дети!"

-Единая неделя толерантности;

-акция "Безопасный мир";

-акция " Я, гражданин России"

-межведомственная акция "Семья".

15.05-01.10


15.08-15.09


август -сентябрь


16.11-20.11


ноябрь


декабрь-февраль


01.01-31.03

Социальный педагог

Зам. директора по ВР

Администрация

Кл. руководители

5.

Организация досуга учащихся.


Зам директора по ВР

5.1

Организация массовых мероприятий для школьников (по особому плану)

по воспитательным планам классного руководителей.

Социальный педагог

Зам. директора по ВР Кл. руководители

5.2

Проведение кружковой работы

по расписанию

Руководители кружков

6.

Организация занятости детей "группы риска" в каникулярный период.


Социальный педагог

Зам. директора по ВР

6.1

Организация отдыха и оздоровление детей в течение учебного года и в летний период: в пришкольных и загородных лагерях, в лагере при центре социального обслуживания, в оздоровительных лагерях за пределами области.

в течение года

Социальный педагог

Зам. директора по ВР

Кл. руководители

6.2

Организация занятости детей в каникулярный период (во время осенних, зимних, весенних каникул по отдельным планам).

во время каникул

кл. руководители

Социальный педагог

Зам. директора по ВР

7.

Организация просветительской работы.


Социальный педагог

Зам. директора по ВР

7.1

Организация и проведение классных часов, бесед, дискуссий по профилактике безнадзорности, правонарушений не совершеннолетних, предупреждению идей экстремизма в молодежной среде.

в течение года

Кл. руководители

Социальный педагог

Зам. директора по ВР

7.2

Встречи старшеклассников с врачами ЦРБ: наркологом, дерм венерологом, гинекологом.

в течении года

Социальный педагог

Зам. директора по ВР

7.3

Организация медико- психологических консультаций.

в течении года

ЦПМСС



3. Заключение

В работе рассмотрены проблемы педагогической поддержки семьи образовательным учреждением.

В работе предложена программа педагогического сопровождения семьи. Возрождение семьи и ее функций в настоящее время как никогда приобрело первостепенное значение. Образовательное учреждение было, есть и останется одним из социальных институтов, обеспечивающих реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума, способное внести огромную лепту в восстановлении семейственности.

Литература:

  1. Буянов М.И. «Ребенок из неблагополучной семьи: записки детского психолога».

  2. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. – М.: Владос-Пресс, 2001

  3. Иванцова А. О работе с проблемными семьями. Воспитание школьников - 2000 - №10 - с.18.

  4. Понятие и типы неблагополучных семей// Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов и родителей. - М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. -С.3-99

  5. Султанова Т.А. Работа с неблагополучными семьями. Методическое пособие -Уфа; 2005 10-11с; 25-40с.

  6. Социальная педагогика: Курс лекций / Под общей ред. М.А. Галагузовой. – М., 2000.

  7. Шульга Т.И. Работа с неблагополучной семьей: учеб. пособие. - М.: Дрофа, 2005.

  8. Азаров Ю.П. Семейная педагогика, М. 1995.-с.25-247.

  9. Гражданский кодекс Российской Федерации. 1994-1995г.

  10. Конвенция ООН о правах ребенка. 1989г.

  11. Конституция Российской Федерации. 2012г.

  12. Концепция государственной политики в отношении молодой семьи. 2007г.

  13. Макаренко А.С. Книга для родителей. – педагогические сочинения .т.8М. 1985г.-с.35-86.

14.Маленкова Л.Новые проблемы воспитания детей в семье / Домашнее воспитание.1998.№1.-с.15-18.

15.Нечаева А.М. Семейный Кодекс о правах и обязанностях родителей и детей,1997,№9.-с.24-28.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!